Золотые слова! Очень похвально! Редко это можно услышать от православных. Признаюсь,привык к иному.
Хех. Похвала приятна. Но я не на экзамене, чтобы меня хвалить за ответы =)
Тем более, то тут ничего особенного нет. Апостол говорит это прямым текстом:
как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут
Опять скажу невероятную для обыденного сознания вещь: совершенно верно говорите об апокатастисе. Он не просто возможен,он неизбежен. Только нужно добавить - каждый из нас может добровольно его отвергнуть.
Теперь понятно на чём основывал свой апокатастасис
Григорий Нисский.
В этом смысле апокатастасис анафеме и впрямь не подлежит. Опять же, всё по Апостолу:
как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
Но всё же вопросов с апокатастасисом это не снимает - и первый из них свобода воли. Выходит, что апокатастасис как спасение вообще - неизбежность, которую можно отвергнуть.
Но это другой вопрос.
Насчет обожения. На самом деле,все гораздо проще,чем вам кажется. Но для начала можно у вас спросить: что вы думаете о душе?
Ну всё таки не всё так просто.
Я уже показал:
• Размышления Дамаскина, где он говорит уже про умозрительность единосущия у твари. И далее по тексту размышляет как раз над различием бытия ипостасей твари и Ипостасей Триединого.
...Итак, эта общая природа постигается умом; ибо ипостаси не существуют одна в другой, но каждая особо и порознь, т.е. сама по себе, и каждая имеет много такого, чем одна от другой отличается. Ибо они и местом отделяются, и временем различаются, и отличаются умом, силой, видом или образом, нравом, темпераментом, достоинством, поведением и всеми характеристическими свойствами; более же всего тем, что существуют не одна в другой, но отдельно; поэтому и говорится: два, три человека и многие31.
Это же можно видеть и во всей твари; но в Святой и пресущественной, и высшей всего, и непостижимой Троице иное; ибо здесь общность и единство усматриваются, на самом деле, по причине совечности лиц и тождества их сущности, действия и воли, по причине согласия познавательной способности и тождества власти и силы, и благости — я не сказал: подобия, но тождества — также единства происхождения движения, потому что одна сущность, одна благость, одна сила, одно хотение, одно действие, одна власть; одно и то же, не три, подобные одно другому, но одно и то же движение трех ипостасей; ибо каждая из них едина есть с другой, не менее как с самой собою; ибо Отец и Сын и Святый Дух во всем едино, кроме нерожденности, рождения и исхождения, мыслью же разделенное, ибо мы знаем единого Бога, но замечаем мыслью различие только по свойствам, т.е. отчеству, сыновству и исхождению, как различаем причину, зависящее от причины и совершенство ипостаси, или образ бытия. Ибо в отношении к неописуемому Божеству мы не можем говорить ни о местном расстоянии, как в отношении к нам, потому что ипостаси находятся одна в другой, не сливаясь, впрочем, но соединяясь, по слову Господа, сказавшего: «Аз во Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:11), — ни о различии хотения, или мысли, или действия, или силы, или чего другого, что производит в нас действительное и совершенное разделение. Поэтому об Отце, Сыне и Святом Духе говорим не как о трех Богах, но, вернее, как об едином Боге...
Конечно, я бы сказал, что и это объяснение Дамаскина не исчерпывающе. Но хотя бы интуитивно различие бытия твари и Бога показывает.
Я пока нахожу для своего ума следующий образ размышления: что бытие Ипостасей Триединого подобно бытию абсолютных клонов, даже лучше и точнее сказать это бытия трёх Я. Пётр, Павел и Иоанн - три индивида и три ипостаси, три личности, три я. Господь же предстаёт как Один индивид, Ипостаси Триединого тождественны друг другу. Лучший вариант осмысления Троицы (как я сейчас размышляю) это образ коллажа, где один и тот же человек представлен как несколько. Если представить, что я удвоился и могу говорить сам с собой как с отличным (но при этом тождественным самому себе) субъектом, то это будет подобие бытию Бога.
В общем, в ключе этого обсуждения и возникает тема "частной природы".
Мне понравилась одна статья:
Концепция «индивидуальная природа» в христологии
Леонтия Византийского
http://pstgu.ru/download/1378894613.1davydenkov.pdf
Также я имел вот следующую дискуссию в жж -
http://rwmios-f.livejournal.com/37367.html
(я сейчас даже немного подзабыл эту беседу, и замечу, что конечно, что я там писал это "зарисовки к рассуждению", а не догматические исповедание).
Но суть вопроса о "частной природе", насколько я сейчас помню, сводится в общем к следующему:
акциденции относятся к природе, а не к ипостаси. Быть блондином или брюнетом - свойство природы, а не категория ипостаси. В ипостаси природа получает особое бытие. Но можно ли свести ипостась, то есть сказать что ипостась и есть особое бытие природы? Христология этого не позволяет. Особое бытие человечества во Христе отличается таки от особого бытия Его Божественной природы. Если мыслить ипостась только как единицу природы, только как особое бытие природы - то и выходит несторианство, - две кномы, два особых бытия. Мы же знаем, что человечество во Христе получает своё особое бытие в той же Ипостаси - Логоса. Таким образом ипостась есть просто особое бытие, в котором природа получает своё особое бытие.
Ну так вот, возвращаясь к вопросу о "частной природе". Быть блондином или брюнетом - свойство природы. Акциденции это природные качества, хотя и проявляются они через воиспостазирование природы. Через это мы и исчисляем многие индивиды.
Пётр и Павел различаются не только ипостасно, не только как личности, как два субъекта, но и как индивиды, акциденциями. В Бытии Триединого же иное: Отец и Сын не различаются акциденциями. Так скажем природа Божества в Ипостаси Сына никак не различима от природы Отца. Как и Сами Ипостаси проявляют абсолютное тождество и единство. Как и прочее, что сказал Дамаскин.
Дамаскин, кстати, примерно на этом же опровергает многобожие:
Итак, если допустим многих богов, то необходимо будет признать различие между этими многими. Ибо если между ними нет никакого различия, то уже один, а не многие;
В общем тема непростая и интересная.
Это и есть ад - небытие воскресших людей.
Небытия быть не может. Бытие благо. Бог не может отменить бытие сотворённых. То есть может, но это будет преступлением против Него Самого.
Собственный признак умопостигаемой природы - пребывать полностью везде и полностью в любой части пространства.
Душа тварна. Как любая тварь душа ограничена пространством-временем. Так и ангелы не вездесущны. Ангелы существуют в пространстве. Они даже не трансцендентны. Когда ангел на земле, он не на Небе.
Только Бог Вездесущий.
Кстати, тут вопрос: вездесущна ли Плоть Христа? Очевидно, в чае, который я пью Плоть Христа отсутствует. Равно как нет и нарушения трансцендентности и Божественной природы. Мир отстоит от Бога не местом, а природою.
Но опять же мы знаем, что Плоть Христа уже не связана ограничениями пространства-времени. Христос и до и по Воскресению тем более гнул законы природы, как хотел.
Душа уделяется каждому из нас полностью,а не частично.То есть,и нашим родителям она принадлежит полностью и одновременно с другими людьми. Поэтому нет необходимости её делить для соединения с новым вещественным началом,предшествующим образованию новой ипостаси.
Нам по любому следует признать, что душа связана с телом и без тела не существует (исключаем ситуацию смерти - это отдельный вопрос). Следовательно с возникновением тела мы должны говорить и о наличии души. Где есть тело - там есть и душа.
То есть вопрос о размножении душ вторичен к вопросу о размножении природы человека в целом. Люди рождаются от людей. Родители передают свою природу детям. Следовательно передаётся и душа, равно как передаётся тело. Как конкретно это происходит принципиально не важно.