Иисусова молитва в условиях современности

Православный христианин
Суть в явлении Иисуса как Солнца правды. Молящийся (правильно и) внимательно так или иначе проникает в духовный мир логосов и небесных сил, ожидающих явления на этом Пиру Господина Пира Иисуса. И Оно восходит, это Солнце правды. Небесные силы замирают в восхищении, а молитвенник, в меру готовности, исполняется Духа. Постоянное призывание Имени Господа призывает Его явиться, снизойти и помиловать молитвенника. Затем следует явление дивного Лика Спасителя, переходящее в созерцание божественной Славы.
Формула отражает процесс перехода от одного этапа к другому. Постоянное призывание Имени Божия умоляет благость Божию приклониться и помиловать молящегося. Знание о том, что при этом должно происходить, ускоряет процесс, но не делает его безопасным. Все происходит в меру готовности подвижника.
Мне думалось Святой Дух там где простота, а оказывается всё более мудрено
 
Православный христианин
Не знаю, как другие, но я не замахиваюсь на столь высокий уровень, и у меня есть большие сомнения, что он доступен мирскому человеку, связанному с работой и домашними заботами.
Это не высокий уровень, а основа ИМ, без неё не было бы смысла за это браться вообще, читаем правило и будет с нас. Если смущает как и многих, слово "созерцание", то я обычно употребляю не только в отношении каких-то высочайших состояний, но и для обозначения самого процесса (который может привести, а может и нет), самим процессом управляем мы, о чем кстати Вадим недавно писал. Высоким его наверное можно назвать разве что в том смысле, когда без знания о нём оно может возникнуть самопроизвольно, из обычного внимания, при некоторых условиях, может быть даже многое переходное, приписываемое действию благодати обусловлено именно этим фактором. Но правильно с самого начала быть в нем, это простой инструмент для молитвы и его нужно знать всем.

*Мнимая простота
Почему?) Потому что простота это самое сложное. Простота - когда нет ничего лишнего, примитив - когда нет и необходимого. Не пройдя сложность будет только примитив.. вот эта самая *мнимая простота*
 
Православный христианин
Это не высокий уровень, а основа ИМ, без неё не было бы смысла за это браться вообще, читаем правило и будет с нас. Если смущает как и многих, слово "созерцание", то я обычно употребляю не только в отношении каких-то высочайших состояний, но и для обозначения самого процесса (который может привести, а может и нет), самим процессом управляем мы, о чем кстати Вадим недавно писал. Высоким его наверное можно назвать разве что в том смысле, когда без знания о нём оно может возникнуть самопроизвольно, из обычного внимания, при некоторых условиях, может быть даже многое переходное, приписываемое действию благодати обусловлено именно этим фактором. Но правильно с самого начала быть в нем, это простой инструмент для молитвы и его нужно знать всем.
Мне думалось что в основе ИМ - делание. Созерцание - как то дерзко для нас примерять на себя это возвышенное слово и тем более состояние. Скажу проще, давайте не будем умничать. Или мы уже можем позволить себе стоять в одном ряду со Святыми отцами?

- Созерцание... Бога совершается не по видимому и не по слышимому, и никаким из обыкновенных понятий не объемлется; ибо сего око не виде, и ухо не слыша, и это не есть что-либо из входящего обыкновенно на сердце человеку (ср.: 1Кор. 2, 9). Напротив того, намеревающемуся приступить к уразумению высокого надлежит предочистить нрав свой от всякого чувственного и бессловесного движения, омыв ум от всякого мнения, составляемого по какому-либо предположению, и отлучив себя от привычного собеседования с своею сожительницею, т. е. с чувственностью (она есть как бы супруга и сожительница нашей природы); и когда станет кто чист от всего этого, тогда уже осмеливаться ему приступить к горе́ (ср.: Исх. 19, 10) (свт. Григорий Нисский, 18, 313).

- Пока многими трудами и слезами не обретешь места бесстрастия для изможденной души твоей, и не внидешь в святилище ведения Божия, и через ипостасную Премудрость Его не прозришь разумно в последние концы человеческих дел, и, презрев дольняя, жаждательнейше, подобно еленю, не востечешь на высшие горы созерцания (прп. Никита Стифат, 93, 88).

- Воздержись от высших созерцаний, если ты не достиг еще крайнего бесстрастия, не гонись за тем, чего догнать нельзя, и не ищи того, что выше сил твоих (прп. Феогност, 91, 378).
 
Православный христианин
- Воздержись от высших созерцаний, если ты не достиг еще крайнего бесстрастия, не гонись за тем, чего догнать нельзя, и не ищи того, что выше сил твоих (прп. Феогност, 91, 378).
Дополню словами Паисия Святогорца : "Брат мой, не ищи в своей молитве ничего другого, кроме покаяния: ни света, ни чудес, ни пророчеств — и вообще никаких дарований, но только покаяния. Покаяние принесет тебе смирение, смирение принесет тебе благодать Божию, и Бог вместе со своей благодатью подаст тебе все, что нужно для твоего спасения, и все, что нужно для помощи душам других людей."

Хорошо, пусть делание...
Михаил, а вы в настоящее время практикуете Иисусову молитву? Уже обрели сердечную самодвижную молитву?
 
Православный христианин
"Брат мой, не ищи в своей молитве ничего другого, кроме покаяния: ни света, ни чудес, ни пророчеств — и вообще никаких дарований,
Да, именно об этом и говорится - не ищи. Только в этом значении и имеет смысл - не жди, не жажди каких-то чудес, спецэффектов и проч.. Так почему же тогда приводя эти наставления всегда подразумевают - не дерзай брать (раньше времени и тп)? ***Кто вам даст-то?? :) и чего? если сами не знамо что это*** Можно ли дерзать сложить стихи на иностранном языке, не зная этого языка, не зная даже алфавита... Вот о "преждевременных" созерцаниях почему-то именно такое сказочное представление. Большие сомнения поэтому возникают по поводу какой-либо вообще причастности говорящего к практике молитвы.

Михаил, а вы в настоящее время практикуете Иисусову молитву? Уже обрели сердечную самодвижную молитву?
Сердечную конечно нет, это очень высокий уровень. Трудовая самодвижная быстро довольно пришла, сейчас определенный период и определенные связанные с ним трудности, но это впрочем обсуждение не для всех.
 
Православный христианин
Я вот о себе могу сказать, что снова только приступил к порогу и начал регулярно утром и вечером особенно и в течении дня читать иисусову молитву. Благо опыт не теряешь, приобретённый ранее. Уже знаешь, как держать ум в словах молитвы и что бы он не был рассеянным во время её. Знаю, как отгоняются молитвой греховные помыслы, знаю, как совершается она даже во время сна по временам. Знаю о месте сердечном, которое открывается во время молитвы и ум сходит туда. В общем на опыте известно многое, о чём говорили Святые Отцы. Даст Бог сердечную самодвижную молитву, чего желаю и всем.

Большие сомнения поэтому возникают по поводу какой-либо вообще причастности говорящего к практике молитвы.
Мнительность и дерзость - тоже преграда к сердечной молитве, которой я вам сердечно желаю достичь
 

священник Алексий

Администратор
Козельск
Православный христианин
Немного офтоп, прошу прощения.
Я однажды беседовал с иеромонахом, который молился ИМ. Он некоторое время жил отшельником, но по состоянию здоровья принял решение вести менее строгий образ жизни.

Мне было интересно, как он научился Иисусовой молитве. Он рассказал, что молитва далась ему очень легко, он просто начал молиться и Господь ему дал этот дар. И именно молитва подтолкнула его к отшельничеству.

Я наблюдал за тем, как он молится, как себя ведет. Я не увидел экстаза, особой чувственности. Просто человек стоит в алтаре и сосредоточенно молится, и больше ему ничего не надо.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
о себе могу сказать, что снова только приступил
А ваш чем перерыв был обусловлен? По поводу прерывания отдельная тема, с кем-то долго дискутировали) Тут и непрерывность важна на трудовом этапе, потому что навык все же теряется... И с другой стороны напротив, отдых помогает дистанцироваться, переосмыслить, устаканить все, как-то легче становится.. И то и другое нужно получается.
 
Православный христианин
Мне было интересно, как он научился ИМ. Он рассказал, что молитва далась ему очень легко, он просто начал молиться и Господь ему дал этот дар. И именно молитва подтолкнула его к отшельничеству.
Если не к отшельничеству, то по крайней мере к убеганию от всего праздного молитва ведёт всех. Уже убегаешь от праздных бесед с людьми, от помыслов суетных, телевизор отрубил со всеми фильмами и передачами, мешающие молитве идти. Чем менее молитва рассеивается, тем более бывает действенной, всерадостной. Потому и уходят в отшедьники, что там она творится с большими плодами. Паисий Святогорец так же сначала очень сильно стремился, прямо рвался к отшельничеству на вершину Святой горы, но по состоянию здоровья, хоть и не желая, смирился перед голосом естества и спустился оттуда, между тем не потеряв дар, как говорил, что не знает ни одного дня без утешений духовных.

А ваш чем перерыв был обусловлен? По поводу прерывания отдельная тема, с кем-то долго дискутировали) Тут и непрерывность важна на трудовом этапе, потому что навык все же теряется... И с другой стороны напротив, отдых помогает дистанцироваться, переосмыслить, устаканить все, как-то легче становится.. И то и другое нужно получается.
Он был обусловлен с тем, о чём предупреждали Святые Отцы, что с молитвой Иисусовой будут многие скорби, которые нужно терпеть, раз уж взялись за молитву - это и личные болезни обостревались и скорби со смертью близких родственников на время прекращали молитвенный труд. Или просто иногда поленишься немного, там больше, и пиши - пропало. Начинай снова. Но тут, как с ездой на велосипеде. Возвращаться легче.
 
Православный христианин
**Еще по поводу "самодвижности", у меня в начале был этот ориентир, все пытался у Евгения выпытать механизм данного явления на уровне психики, чтобы понять и по принципу подобия к подобному что-то воспроизвести. Отчасти наверное это было не лишено смысла, но в целом коренным образом пересмотрел теперь цели, "самодвижность" как бы не заботит вообще
 
Православный христианин
Я наблюдал за тем, как он молится, как себя ведет. Я не увидел экстаза, особой чувственности. Просто человек стоит в алтаре и сосредоточенно молится, и больше ему ничего не надо.
Благодать Божья приходит тихо; часто её действие не заметно, подобно действию пластыря. Человек может испытывать сильное услаждение и радость в молитве, но скрывает её от остальных, дабы не потерять. Про странника читал, как он часто в гостях испытывал сильное услаждение и желание уединиться и пролить слёзы от умиления, но сдерживался, что бы другим не было видно. А потом уединялся для этого.

**Еще по поводу "самодвижности", у меня в начале был этот ориентир, все пытался у Евгения выпытать механизм данного явления на уровне психики, чтобы понять и по принципу подобия к подобному что-то воспроизвести. Отчасти наверное это было не лишено смысла, но в целом коренным образом пересмотрел теперь цели, "самодвижность" как бы не заботит вообще
Несколько раз меня это посещало после сильной молитвы во сне. Ты как бы находишься в некоем как будто чём-то светлом, а молитва сама творится и услаждает сердце, текут слёзы сами от умиления и любви к Богу. И просыпаешься в слезах и великой радости. Именно этого и подобного просил Паисий Святогорец не искать в молитве, а только покаяния. Лишь временно Господь подавал это раза три после каждого перерыва и возобновления молитвы, что бы показать плод молитвы и отсечь нашу жажду мирских утех, мол "вот, смотри, как хорошо со Мною быть. Будь со мной, терпи скорби и не падай. А земные блага в сравнении со Мной - ничто. Духа не угашайте."
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Хорошо, пусть делание, суть не в названиях. Так почему вы против делания?
Я только за. Но мудрование о том, что мы не знаем по опыту, опасно.

Немного офтоп, прошу прощения.
Я однажды беседовал с иеромонахом, который молился ИМ. Он некоторое время жил отшельником, но по состоянию здоровья принял решение вести менее строгий образ жизни.

Мне было интересно, как он научился Иисусовой молитве. Он рассказал, что молитва далась ему очень легко, он просто начал молиться и Господь ему дал этот дар. И именно молитва подтолкнула его к отшельничеству.

Я наблюдал за тем, как он молится, как себя ведет. Я не увидел экстаза, особой чувственности. Просто человек стоит в алтаре и сосредоточенно молится, и больше ему ничего не надо.
Батюшка, благословите! Боже упаси иметь экстаз, мы всё таки православные.
 
Православный христианин
Я наблюдал за тем, как он молится, как себя ведет. Я не увидел экстаза, особой чувственности. Просто человек стоит в алтаре и сосредоточенно молится, и больше ему ничего не надо.
Видимо и интернет сети ему не надо, чтобы рассказывать о своих ощущениях на весь мир.., Найденное на поле сокровище утаи - да не расхитит дьявол.
 
Православный христианин
Немного офтоп, прошу прощения.
Я однажды беседовал с иеромонахом, который молился ИМ. Он некоторое время жил отшельником, но по состоянию здоровья принял решение вести менее строгий образ жизни.

Мне было интересно, как он научился Иисусовой молитве. Он рассказал, что молитва далась ему очень легко, он просто начал молиться и Господь ему дал этот дар. И именно молитва подтолкнула его к отшельничеству.

Я наблюдал за тем, как он молится, как себя ведет. Я не увидел экстаза, особой чувственности. Просто человек стоит в алтаре и сосредоточенно молится, и больше ему ничего не надо.
Разные бывают отцы. Я встречал человека-алтарника, который во время эпиклесиса заливался слезами и падал ниц. Я спросил его, что ты при этом чувствуешь? Я чувствую, как у меня открывается сердце. Так я научился сердечной молитве.

Духовный отец давал заповедь прп. Симеону: без слез никогда не причащайся.
И еще говорил ему: никогда я не литургисал прежде, чем видел Дух, сходящий на Дары.
 
Православный христианин
Молитва - не мантра

Помимо того, что молитва должна совершаться как можно чаще и со вниманием, очень важным условием в успешности всякой молитвы является:

1. Соблюдение Божьих заповедей:

Св. Игнатий Брянчанинов: "
Необходимое, существенное условие преуспеяния в молитве Иисусовой есть пребывание в заповедях Господа Иисуса. «Будите в любви Моей» (Ин. 15:9), – сказал Он ученикам Своим. Что значит пребывать в любви ко Господу? Значит непрестанно памятовать о Нем, непрестанно пребывать в единении с Ним по духу. Первое без последнего мертво и даже не может осуществиться. «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15:10); если будем постоянно соблюдать заповеди Господа, то духом нашим соединимся с Ним. Если соединимся с Ним духом, то устремимся к Нему всем существом нашим, будем непрестанно памятовать о Нем. Направь поступки твои, все поведение твое по заповедям Господа Иисуса, направь по ним слова твои, направь по ним мысли и чувствования твои – и познаешь свойства Иисуса. Ощутив в себе эти свойства действием Божественной благодати и из этого ощущения стяжав опытное познание их, ты усладишься сладостью нетленной, не принадлежащей миру и веку сему, сладостью тихой, но сильной, уничтожающей расположение сердца ко всем земным наслаждениям"

Далее его о том же, собственно, заповедях...


2. Соблюдение постов:

"
Благодатное утешение от молитвы может получить только предочищенный постом и может сохранить только поддерживающий чистоту свою постом.
...Как семена, посеянные на поле, не обработанном земледельческими орудиями, пропадают, не принеся никакого плода, так и молитва остается бесплодной, если для нее не приготовлена плоть, не приготовлено сердце постом.
...Все угодники Божий удостаиваются Божественных откровений, когда они благоразумным постом отрешают себя от вещества, а чистой молитвой, освобожденным умом, не засоренным никакой мечтой, не развлекаемым никакой постороннею мыслью, предстают в глубоком благоговении и мире невидимому и неведомому Богу
"

"
Пост есть основание всех... подвигов, без него невозможно ни сохранить уединения, ни обуздать языка, ни проводить трезвенной, внимательной жизни, ни преуспеть в молитве и бдении, ни стяжать воспоминания о смерти, ни узреть множества согрешений и немощей своих. Инок, небрегущий о посте, колеблет все здание добродетелей своих; не устоять этому зданию, если создатель не опомнится и не позаботится благовременно об укреплении основания"


3. Милостыня:

"Молитва подвижника, сопрягающая пост с милостью, будет немедленно услышана"


4. Примирение со всеми, оставление обид, сокрушение и смирение духа:

"По важному значению молитвы пред упражнением ею нужно приготовление себя к ней. Первое приготовление состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних. Это приготовление заповедано Самим Господом: «Егда стоите молящеся, – повелевает Он, – отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, Иже есть на Небесех, отпустит вам согрешения ваша: аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, Иже есть на Небесех, отпустит вам согрешений ваших» (Мк. 11, 25–26). Дальнейшим приготовлением служат отвержение попечений силою веры в Бога, силою покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающее из этого сознания сокрушение и смирение духа."
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Видимо и интернет сети ему не надо, чтобы рассказывать о своих ощущениях на весь мир.., Найденное на поле сокровище утаи - да не расхитит дьявол.
По разному бывает. Рассказы о благодатных свойствах молитвы привели меня, когда-то отравленного всякого рода эзотерикой, к этому истинному пути. Святые прямо нередко говорили о сладости, какая бывает у них от молитвы и этим привлекали людей к истине. Да что там. Сам Бог особенно в начале, подаёт даром испытать эти духовные переживания, что бы привлечь. Говорить об этом можно и нужно, но с осторожностью, что бы не потщеславиться, что бывает обычно с новоначальными. Тогда Бог смиряет, отнимая дар.

"Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5:13-16)
 
Православный христианин
Святые прямо нередко говорили о сладости, какая бывает у них от молитвы и этим привлекали людей к истине. Да что там. Сам Бог особенно в начале, подаёт даром испытать эти духовные переживания, что бы привлечь.
Вставали на площади и направо-налево рассказывали о своих чувствах, слезах и т.д.?? Мы в интернете!? Это вроде такая некая глобальная сеть. Или я что то не понимаю?
 
Православный христианин
Православный христианин
Вот еще про сладость...

Прп. Исаак Сирин: «Возлюбленные, поскольку я сделался безрассудным, то не могу удержаться и хранить молчание о тайне: я безумен ради блага моих братий. И вот истинная любовь — быть не в силах, когда дело касается любви, оставаться вдали от возлюбленных. Часто, когда я писал об этих вещах, мои пальцы неподвижно замирали над листом, неспособные вынести сладость, которая изливалась в сердце и приводила в молчание чувства …»

Любовь, преизливающаяся из сердца, иногда оставляет в стороне доводы разума.
 
Последнее редактирование:
Сверху