Иисусова молитва в условиях современности

Крещён в Православии
Окончив беседу о Царстве Божием, Иисус сказал, что должно всегда молиться и никогда не унывать (Лк. 18, 1).

Наставление Иисуса о том. что должно всегда молиться и никогда не унывать
Должно всегда молиться. Разве можно всегда молиться? – спрашивают многие. Если постоянно молиться, если все время проводить только в молитве, то когда же работать? Когда же исполнять семейные и общественные обязанности?
Если понимать молитву лишь во внешнем ее выражении, то есть в произнесении молитвенных слов, положении на себя крестного знамения и коленопреклонении, то, конечно, молясь так непрестанно, всегда, мы не будем иметь времени для исполнения наших обязанностей по отношению к ближним. Но не о такой молитве говорил Христос.

Непрестанной молитвой называется постоянное согласование всех своих мыслей и поступков с волей Божией, непрерывное стремление души к Богу, стремление стать совершенным. Вся жизнь верующего, говорит Ориген, есть одна великая, последовательная молитва.
Есть несколько форм непрестанной молитвы. Одной из них так учит св. Василий Великий:

«Молиться надобно всегда, при всяком случае... Вкушая хлеб, воздай благодарение Давшему его. Надеваешь одежду — благодари Даровавшего нам покровы... Пришел ли день — благодари Даровавшего нам солнце... Когда смотришь на небо и увидишь красоту звезд, молись Владыке видимого и поклонись наилучшему Художнику Богу, Который "вся Премудростию сотворил еси"
(Пс. 103, 24).

Когда увидишь, что вся природа объята сном, опять поклонись Тому, Кто посредством сна разрешает нас от непрерывности трудов... Таким образом, непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но через все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою».

Как видно из приведенной выдержки, св. Василий Великий понимает под непрестанной молитвой непрекращающееся состояние богомыслия, т. е. постоянной памяти о Боге и зависимости нас и всех наших дел и всей природы от нашего Создателя и Промыслителя.

Как пишет прп. Иоанн Лествичник: «Нужно возвращать наш ум к Богу не только стоя на молитве, но
приготовляться к ней весь день, всю жизнь — и это само по себе уже будет молитва».
О такой же форме непрестанной молитвы пишет в своих трудах и великий молитвенник о. Иоанн С :
«Везде и всегда, иду ли я, еду ли, сижу или лежу, мысль о Боге никогда не покидает меня. Я молюсь Ему духом, мысленно предстою Ему и созерцаю Его пред собою».

Несколько другая форма непрестанной молитвы излагается в поучениях епископа Феофана Затворника:

«Надо в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: "Благослови, Господи". Кончаешь дело, говори: "Слава Тебе, Господи", — и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая поднимается, говори: «Спаси, Господи, погибаю». Находит тьма помышлений сомнительных — взывай: "Изведи из темницы душу мою". Предстоят неправые дела, и грех влечет к ним — молись: "Наста-ви мя, Господи, на путь"; грехи подавляют и влекут в отчаяние — возопи мытаревым гласом: "Боже, милостив буди мне грешному". Так и во всяком случае.

Или просто часто говори: "Господи, помилуй", "Владычице Богородице, помилуй мя!", "Ангел Божий, хранителю мой святый, защити меня", или другим каким словом взывай. Только, сколько можно чаще делай эти взывания, всегда стараясь, чтобы они из сердца исходили».

Здесь, как мы видим, еп. Феофан предлагает нам в течение всего дня непрестанно возносить краткие молитвы, в зависимости от наших дел и состояния, с просьбами о помощи, защите и укреплении нас.

Здесь уместно вспомнить, как привычка к памяти о Боге и непрестанной молитве три раза спасала старца Силуана от смертельной опасности.

Прямо на него бежала бешеная собака — бежать от нее было уже невозможно. Силуан успел лишь помолиться: «Господи, помилуй». И какая-то сила отшвырнула собаку в сторону, и она пробежала мимо. В другой раз на него катилось с высокой горы большое бревно. Опять он воззвал к Господу о помощи, и бревно остановилось, зацепившись за что-то.

В третий раз в его дыхательное горло попала рыбная кость. Тотчас же он обратился в молитве к великомученику и целителю Пантелеимону, и ему было внушено сильно кашлянуть — и кость вышла из гортани с большим количеством крови.

Мы слышали также рассказ про одного кавказского старца-пустынника, непрестанно творившего молитву. Как-то случайно, когда он шел по горам, у него прервалась молитва. Внезапно он поскользнулся и полетел под откос в пропасть. Падая, он возобновил молитву, и тотчас же его падение прекратилось, и он оказался стоящим твердо на своих ногах.

Какова бы ни была форма непрестанной молитвы, она приводит христианина к тому, что он находится в непрестанном общении с Богом, черпает в Нем силу, сохраняет свое духовное устроение и этим достигает цели своей жизни — всегдашнего пребывания в Духе Святом.

Прп. Иоанн Лествичник так говорит о необходимости постоянного бодрствования молитвенного: «Помни, что надо и
после молитвы сохранять себя, и ты должен знать, что толпы бесов, побежденных тобою, вновь осаждают тебя».

Для приближения себя к непрестанной молитве необходимо утренние и вечерние правила дополнять молитвами в течение самого дня.
. . .
 
Крещён в Православии
Для мирян Иисусова молитва есть больше вспомогательное, а не основное молитвенное делание.
Эта молитва может и должна быть всегда с нами. Ценность этой молитвы в ее краткости; ее можно совершать как устно, если позволяют условия и обстановка, так и умно, прочитывая ее внутри себя. Миряне много времени проводят в транспорте, в дороге, очередях, на прогулках, в трудах по дому. В данных занятиях нельзя терять драгоценного времени, а лучше делать необходимые дела и одновременно творить Иисусову молитву. Здесь самое главное – практика и старание.

И, наверное, самое главное. Это связь Иисусовой молитвы с нашей жизнью. Как мы живем, так и молимся, и как молимся, так и живем. Для делателя молитвы Иисусовой требуется особая жизнь, в правильном понимании строгая.
Главными препятствиями в молитве являются рассеянность и житейская суета. Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто постоянно слушает музыку и не вылезает из соцсетей, кто любит веселые компании и пустые разговоры. Здесь для многих нужна остановка: слишком сильна привязка к миру и его удовольствиям.
Всё это заполняет ум и сердце и не дает человеку правильно и цельно обратиться к Богу в молитве.
Будем разумно менять жизнь, изгоняя из нее всё пустое и ненужное для духовного роста и плодотворной молитвы.
. . .
Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось.
 
Православный христианин
Святые говорят, что утренние и вечерние молитвы с псалтирью для начинающих. А потом следует оставить всякое молитвословие и читать одну иисусову молитву лишь с немногими молитвами из молитвослова, как то "Символ веры", "Отче нашь" и другие из данного ряда. "но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке." (1 Кор. 14:19). Святые предпочитал эту молитву всем иным благодаря часто повторяемому имени Божьему, в котором заключена огромная сила изгонять бесов, что она скорейшим образом вводит человека в Царство Небесное, которое внутрь нас есть, что не может человек без неё стяжать память Божью, что потому её больше всего боятся бесы.

О том, что иисусова молитва предпочтительнее всех остальных молитв и является основой молитвенной практики, говорят Оптинские Старцы:

"...Как увидеть Христа? Путь к этому возможен: непрестанная молитва Иисусова, которая одна способна вселить Христа в наши души" (преп. Варсонофий).

"У нас один меч — молитва Иисусова. Сказано: «Бей этим мечом невидимых ратников, ибо нет более сильного орудия ни на небе, ни на земли»" (преп. Варсонофий).

"Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный..." (преп. Варсонофий).

"...Молитву Иисусову всеми силами старайся держать — она вся наша жизнь, вся краса, все утешение, что вначале она трудна — это всем известно, но после зато неоцененна, всерадостна, вселюбезна" (преп. Анатолий).
 
Православный христианин
Окончив беседу о Царстве Божием, Иисус сказал, что должно всегда молиться и никогда не унывать (Лк. 18, 1).

Наставление Иисуса о том. что должно всегда молиться и никогда не унывать
Должно всегда молиться. Разве можно всегда молиться? – спрашивают многие. Если постоянно молиться, если все время проводить только в молитве, то когда же работать? Когда же исполнять семейные и общественные обязанности?
Если понимать молитву лишь во внешнем ее выражении, то есть в произнесении молитвенных слов, положении на себя крестного знамения и коленопреклонении, то, конечно, молясь так непрестанно, всегда, мы не будем иметь времени для исполнения наших обязанностей по отношению к ближним. Но не о такой молитве говорил Христос.

Непрестанной молитвой называется постоянное согласование всех своих мыслей и поступков с волей Божией, непрерывное стремление души к Богу, стремление стать совершенным. Вся жизнь верующего, говорит Ориген, есть одна великая, последовательная молитва.
Есть несколько форм непрестанной молитвы. Одной из них так учит св. Василий Великий:

«Молиться надобно всегда, при всяком случае... Вкушая хлеб, воздай благодарение Давшему его. Надеваешь одежду — благодари Даровавшего нам покровы... Пришел ли день — благодари Даровавшего нам солнце... Когда смотришь на небо и увидишь красоту звезд, молись Владыке видимого и поклонись наилучшему Художнику Богу, Который "вся Премудростию сотворил еси"
(Пс. 103, 24).

Когда увидишь, что вся природа объята сном, опять поклонись Тому, Кто посредством сна разрешает нас от непрерывности трудов... Таким образом, непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но через все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою».

Как видно из приведенной выдержки, св. Василий Великий понимает под непрестанной молитвой непрекращающееся состояние богомыслия, т. е. постоянной памяти о Боге и зависимости нас и всех наших дел и всей природы от нашего Создателя и Промыслителя.

Как пишет прп. Иоанн Лествичник: «Нужно возвращать наш ум к Богу не только стоя на молитве, но
приготовляться к ней весь день, всю жизнь — и это само по себе уже будет молитва».
О такой же форме непрестанной молитвы пишет в своих трудах и великий молитвенник о. Иоанн С :
«Везде и всегда, иду ли я, еду ли, сижу или лежу, мысль о Боге никогда не покидает меня. Я молюсь Ему духом, мысленно предстою Ему и созерцаю Его пред собою».

Несколько другая форма непрестанной молитвы излагается в поучениях епископа Феофана Затворника:

«Надо в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: "Благослови, Господи". Кончаешь дело, говори: "Слава Тебе, Господи", — и не языком только, но и чувством сердца. Страсть какая поднимается, говори: «Спаси, Господи, погибаю». Находит тьма помышлений сомнительных — взывай: "Изведи из темницы душу мою". Предстоят неправые дела, и грех влечет к ним — молись: "Наста-ви мя, Господи, на путь"; грехи подавляют и влекут в отчаяние — возопи мытаревым гласом: "Боже, милостив буди мне грешному". Так и во всяком случае.

Или просто часто говори: "Господи, помилуй", "Владычице Богородице, помилуй мя!", "Ангел Божий, хранителю мой святый, защити меня", или другим каким словом взывай. Только, сколько можно чаще делай эти взывания, всегда стараясь, чтобы они из сердца исходили».

Здесь, как мы видим, еп. Феофан предлагает нам в течение всего дня непрестанно возносить краткие молитвы, в зависимости от наших дел и состояния, с просьбами о помощи, защите и укреплении нас.

Здесь уместно вспомнить, как привычка к памяти о Боге и непрестанной молитве три раза спасала старца Силуана от смертельной опасности.

Прямо на него бежала бешеная собака — бежать от нее было уже невозможно. Силуан успел лишь помолиться: «Господи, помилуй». И какая-то сила отшвырнула собаку в сторону, и она пробежала мимо. В другой раз на него катилось с высокой горы большое бревно. Опять он воззвал к Господу о помощи, и бревно остановилось, зацепившись за что-то.

В третий раз в его дыхательное горло попала рыбная кость. Тотчас же он обратился в молитве к великомученику и целителю Пантелеимону, и ему было внушено сильно кашлянуть — и кость вышла из гортани с большим количеством крови.

Мы слышали также рассказ про одного кавказского старца-пустынника, непрестанно творившего молитву. Как-то случайно, когда он шел по горам, у него прервалась молитва. Внезапно он поскользнулся и полетел под откос в пропасть. Падая, он возобновил молитву, и тотчас же его падение прекратилось, и он оказался стоящим твердо на своих ногах.

Какова бы ни была форма непрестанной молитвы, она приводит христианина к тому, что он находится в непрестанном общении с Богом, черпает в Нем силу, сохраняет свое духовное устроение и этим достигает цели своей жизни — всегдашнего пребывания в Духе Святом.

Прп. Иоанн Лествичник так говорит о необходимости постоянного бодрствования молитвенного: «Помни, что надо и
после молитвы сохранять себя, и ты должен знать, что толпы бесов, побежденных тобою, вновь осаждают тебя».

Для приближения себя к непрестанной молитве необходимо утренние и вечерние правила дополнять молитвами в течение самого дня.
. . .

Наверно каждый выберет себе то, что ближе к сердцу. Но вышеуказанные молитвы хоть и упомянутые для непрестанного памятования Бога, являются разносторонними: благодарствеными (Вкушая хлеб, воздай благодарение Давшему его. Надеваешь одежду — благодари Даровавшего нам покровы... Пришел ли день — благодари Даровавшего нам солнце...) и разнообразными просительными: ("Благослови, Господи"; "Слава Тебе, Господи"; «Спаси, Господи, погибаю»; "Изведи из темницы душу мою"; "Наста-ви мя, Господи, на путь" и другие, на прочие случаи жизни).

По себе скажу, что я не запомню множество таких разнообразных молитв на разные случаи жизни. Мне ближе "классика" на все случаи жизни, афонская пятисловная: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя".
 
Православный христианин
Поскольку иисусова молитва изгоняет бесов и более всего им ненавистно, то постоянно её практикующий должен стеречься повторного сочетания с бесами в грехе, то есть должен стеречься греха, как огня, в особенности же помыслов блуда, гнева и гордости. Обычно ими бесы стремятся расстроить молитву. Стоит поддаться где-то в чём, тогда по Евангелию последнее будет горше первого. Потому при прохождении молитвы иисусовой нужно постоянно храниться от всех помыслов и прогонять их самой молитвой. В этом невидимая брань, которая особенно начинается при прохождении молитвы иисусовой. Об этом так сказал преп. Антоний Оптинский: "Оное призывание и нечистые мечтания истребляет, и сердце согревает ко всем заповедям Его. А посему молитвенное призывание Сладчайшего имени Его должно быть дыханием души нашей, должно быть чаще биения сердца нашего". И в Псалтирь уже предсказывается о молитве этим Именем и о предстоящей брани: «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» (Пс. 117, 11). "Врага и приносящие искушения злые мысли отгоняйте молитвою: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. Молитва эта может совершаться при всех занятиях" (преп. Нектарий).
А все остальные молитвы, как то утренние и на сон грядущий, молитвы на всякую потребу - это лишь предпутия к этой превосходящей все остальные молитве иисусовой. В ней мы только по настоящему начнём развиваться. А без неё будем топтаться на месте и не сдвинемся. О ней говорил предсказательно Апостол, призывая к совершенству и говоря таинственно о молитве иисусовой: "Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке" (1 Кор. 14:19) - "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя", молитва которой складывается из других цитат Писания:

1. "Непрестанно молитесь"(1 Сол. 5:17)
2. "И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Деян. 2:21)
3. "А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны" (Мф. 6:7)

"Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не поропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби. Раз решился идти этим путем — пошел, то не ропщи, если встретятся трудности, скорби, — нужно терпеть" (преп. Варсонофий).

Известно предание о Пахомии Великом, как ему явился Ангел и передал правило, которое были должны соблюдать все монахи в монастыре. Освобождались от этого правила только те, которые посредством сего правила достигли совершенства в молитве, я так понимаю, внутренней самодвижной непрестанной молитвы Иисусовой.
Правило это заключалось в следующих молитвах:

1. "Трисвятое"
2. "Отче наш"
3. 50-ый псалом
4. "Символ веры"
5. 100 Иисусовых молитв

Этот круг молитвы они должны были совершать весь день на каждый час, то есть примерно по 20 минут каждый час. Я думаю, что каждому христианину под силу исполнить в сутки хотя бы 4 таких круга, а там как Бог даст, по усладительности и больше.
 
Православный христианин
Присоединюсь к книжным рекомендациям:
 
Православный христианин
Ещё есть ёмкий сборник поучений Святых Отцов об Иисусовой молитвы.

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Трезвомыслие. Сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве Иисусовой. В 2-х томах


Но вообще лучше всего конечно не набирать книг о молитве иисусовой, из которых достаточно прочитать одного Игнатия Брянчанинова, да Никифора Уединенника из Добротолюбия. Главное тут сама молитва. Она всему остальному научит, хотя куда уж там ещё после ёмкого слова Игнатия Брянчанинова, подходящее современному поколению, как нельзя лучше.
 
Православный христианин
Главное тут сама молитва. Она всему остальному научит
Научить-то научит, но сколько острых углов срезать можно было бы и неправильно вложенных усилий перенаправить в нужные русла, ускорить продвижение и тп, если бы были книги с действительно практическими наставлениями о молитве. Их нет, и сколько уже повторял, столько и повторю еще, труды Игнатия/Феофана поставленные ныне во главу угла, не являются практическими учениями, это более нравственный акцент, и полезным может быть для воодушевления, пробуждения интереса к деланию и молитве. Невский хорошую книгу о. Антония порекомендовал, мне помогла когда возникали затруднения и сомнения, там более-менее близкое к практической плоскости изложение, ориентир каким должен быть трактат о практике молитвы. Других подобных не встречал.

***Обзавестись смирением... основа молитвы - смирение.. и тп. Очень легко авторы обращаются с смирением, как пряник взять, не соответствует эта простота глубине явления. Кто обманываться рад, тому самое то, а если у кого-то вдруг до дела дойдет:), оказывается непонятно как его обрести и что делать. Этим и отличается практическая плоскость, для начала есть почти *механические* зацепки для вхождение в нужно русло и осмысления где смирение а где его нет
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Но вообще лучше всего конечно не набирать книг о молитве иисусовой, из которых достаточно прочитать одного Игнатия Брянчанинова, да Никифора Уединенника из Добротолюбия. Главное тут сама молитва. Она всему остальному научит, хотя куда уж там ещё после ёмкого слова Игнатия Брянчанинова, подходящее современному поколению, как нельзя лучше.
Нет, нужно выбирать, не каждому сразу могут подойти вышеуказанные труды.
Кстати, чем больше читаешь и тем более практикуешь, то возникает много разных вопросов, ответы на которые можно найти у наших современников.
 
Православный христианин
Такую молитву можно угасить невниманием к ней (и потому "Духа не угашайте").
Как и вообще любой молитвенный настрой, но это все же не значит что невозможно совсем сочетать с внешней деятельностью, тогда бы и всех отцов пришлось признать неспособными в делании, Игнатий руководствовал и писал книги, Феофан корреспонденствовал, откуда ж там неугасимости взяться... Может быть даже напротив, без активности это состояние остается неиспытанным, неокрепшим, правда это уже личные экстраполяции в недоступные пока ступени, на основе такого наблюдения: когда внимание взращивается и утончается, тогда всякие волнения при этом сами становятся опорой для него, парадоксальным кажется образом) хотя ничего необычного. Там вначале того поста я и отметил почему так происходит, молчание ртом можно спутать с невовлечением (бесстрастием), что есть наверное истинное безмолвие
 
Православный христианин
Нет, нужно выбирать, не каждому сразу могут подойти вышеуказанные труды.
Кстати, чем больше читаешь и тем более практикуешь, то возникает много разных вопросов, ответы на которые можно найти у наших современников.
Хм. Возможно. Просто лично на моём опыте достаточно Игнатий Брянчанинов доходчиво и очень коротко описывает всё, что нужно для начала. У других Святых можно встретить много внешних приёмов, так что было у меня, как начитался много всего и не мог потом понять, как лучше и совсем расстраиваешься.Вот коротко сжато поучение Игнатия Брянчанинова и Никифора о практике:

[берёшь чётки, становишься перед ликом спасителя и как перед живым возносишь молитву устами, умом понимаешь читаемое, а чувством пребываешь пред Ним в покаянии и смирении. Отбегают мысли - возвращаешь. Для начала по 100 раз утром и вечером, а потом прибавляем понемногу. В этом весь труд].

Чем более сконцентрируешься так, тем более ощущаешь движение в сердце, видишь место сердечное. Особенно под вечер, если хорошо так потрудишься без рассеянности внимания, то молитва сама переходит в сердце, даже не напрягаешься, что бы в нём концентироваться и одновременно внимательно молиться.

Остаётся только ещё регулярное соблюдение постов, участие в таинствах, оставление всего праздного, будь то форумы, или фильмы, или праздные беседы в коллективе. Игнатий Брянчанинов предупреждает, что даже богословские мысли нельзя принимать, так как дьявол имеет обычай отвлечь от молитвы, как каждый узнает на опыте - если не праздным времяпрепровождением и греховными помыслами, то начинает внушать богословские, на вид святые помыслы.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Не находит тот, кто высоко мнит о себе и не готов слушаться духовника.

В принципе, это вроде бы должно быть очевидным.. Если не было Иисусовой, даже могли быть какие-то *мелети, вы ссылались ранее.. Свт Феофан как-то даже осерчал, мол "сделали идола из этой молитвы". Поэтому не так уж странно имхо. Свт. Игнатия тоже можно понять, зачем он такое написал :)... В свою очередь, именно поэтому в прошлом году я так часто поднимал вопросы о "формулах", т.е. смысл не в том что меня буквалистика интересовала (многие кстати целиком и полностью полагаются на значение текста молитвы и пишут об этом поучительные статьи), а хотелось понять суть, если основная роль очевидно в сердечном внимании и памятовании, то что все же отводится формуле? Вроде бы просто, да не просто..

***Есть известные нюансы, вроде традиции, *намоленности*, а есть такие что ни в каких книгах не найдешь, только сам сталкиваешься.. уже упоминал момент с фонетическим составом, на определенной стадии, если следовать "молитве телом", как выражались некоторые отцы (что кстати, тоже не всегда правильно толкуют, на мой взгляд), может возникнуть затруднение, препятствие в произношении, даже если шепотом или почти про себя, напряжение в груди, гортани.. На слове "помилуй" в 5-словной формуле звук П отсекающий.. Кажется байка про беса который не смог перейти это слово, могла иметь такие основания.. Хотя момент переходящий, но все же - было. Отсюда и сомнения, правильно ли что перевод осуществлен буквально с греческого, не учитывая вот такие факторы, как и разбивку под длины вдоха/выдоха.. ну и тп.

Поменьше мудруйте. Лучше все свои сомнения и вопросы направлять своему духовнику, реальному практику молитвы.
 
Православный христианин
Не находит тот, кто высоко мнит о себе и не готов слушаться духовника.
Тем не менее это так, ответы в письменных источниках вы найдете на свои рассуждения о молитве, но не на практические затруднения.
*Мнимая простота
 
Православный христианин
Тем не менее это так, ответы в письменных источниках вы найдете на свои рассуждения о молитве, но не на практические затруднения.
*Мнимая простота
В том то и дело, на практические затруднения ответит только практик молитвы, зная и видя меня наяву.
 
Православный христианин
В том то и дело, на практические затруднения ответит только практик молитвы, зная и видя меня наяву.
Ну не всегда практические вопросы связаны непременно с затруднениями, а затруднения в св. очередь не всегда носят сугубо индивидуальный характер, так что общие преткновения в практике вполне могли бы быть освещены и письменно (обычно же тексты и статьи дальше мотивации не простираются, можно с ходу по количеству ссылок на Писание и цитат уже определять).
Но на самом деле все еще менее радужно, в святоотеческой литературе вы вряд ли найдете жизненно важнейшее указание для начала созерцательной молитвы, без которого можно годы заниматься этим бесплодно, фактически так и не начав. Это различие между *духовным* и обычным вниманием, как мы привыкли его понимать. Такое наставление тоже видимо можно получить только вживую.
*Термин "духовное внимание" применил Вадим, я по-другому для себя определял.
**Почему этот момент не раскрывается, имхо несколько причин на то, уже отдельный разговор
 
Православный христианин
Ну не всегда практические вопросы связаны непременно с затруднениями, а затруднения в св. очередь не всегда носят сугубо индивидуальный характер, так что общие преткновения в практике вполне могли бы быть освещены и письменно (обычно же тексты и статьи дальше мотивации не простираются, можно с ходу по количеству ссылок на Писание и цитат уже определять).
Но на самом деле все еще менее радужно, в святоотеческой литературе вы вряд ли найдете жизненно важнейшее указание для начала созерцательной молитвы, без которого можно годы заниматься этим бесплодно, фактически так и не начав. Это различие между *духовным* и обычным вниманием, как мы привыкли его понимать. Такое наставление тоже видимо можно получить только вживую.
*Термин "духовное внимание" применил Вадим, я по-другому для себя определял.
**Почему этот момент не раскрывается, имхо несколько причин на то, уже отдельный разговор
Не знаю, как другие, но я не замахиваюсь на столь высокий уровень, и у меня есть большие сомнения, что он доступен мирскому человеку, связанному с работой и домашними заботами.
Тем не менее, в духовной жизни ничего не бывает бесплодным, если мы трудимся искренне.
 
Православный христианин
хотелось понять суть, если основная роль очевидно в сердечном внимании и памятовании, то что все же отводится формуле? Вроде бы просто, да не просто..
Суть в явлении Иисуса как Солнца правды. Молящийся (правильно и) внимательно так или иначе проникает в духовный мир логосов и небесных сил, ожидающих явления на этом Пиру Господина Пира Иисуса. И Оно восходит, это Солнце правды. Небесные силы замирают в восхищении, а молитвенник, в меру готовности, исполняется Духа. Постоянное призывание Имени Господа призывает Его явиться, снизойти и помиловать молитвенника. Затем следует явление дивного Лика Спасителя, переходящее в созерцание божественной Славы.
Формула отражает процесс перехода от одного этапа к другому. Постоянное призывание Имени Божия умоляет благость Божию приклониться и помиловать молящегося. Знание о том, что при этом должно происходить, ускоряет процесс, но не делает его безопасным. Все происходит в меру готовности подвижника.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Несколько цитат из Добротолюбия (Илия пресвитер и Екдик) о том, на каких основаниях стоит созерцательная молитва:

Чем больше чувствуешь душевные болезни свои, тем более будь благодарен тому, кто указал тебе их своими обличениями. Ибо чрез это он стал виновником для тебя совершенного очищения, без коего ум не может войти в чистую область молитвы.

Созерцание мысленных вещей есть рай. Муж духовный входит в него в молитве, как в дом; а муж деятельный в отношении к нему, походит на прохожего, который хотел бы заглянуть туда, но не может, потому что ограда того дома выше его духовного роста.

Как не все, удостоивающиеся говорить с Царем, приглашаются и к столу его: так не все и из приступающих к молитвенному собеседованию с Богом, вводятся в состояние молитвенного созерцания.

Некогда Аморрей, обитавший на горе, поразил «понудившихся взыти на верх горы» той (Чис. 14, 44. 45; Второз. 1, 44). Ныне же злое забвение отгоняет тех, которые, прежде достижения сердечной чистоты, покушаются взойти на самый верх молитвы чистой.
 
Православный христианин
Суть в явлении Иисуса как Солнца правды. Молящийся (правильно и) внимательно так или иначе проникает в духовный мир логосов и небесных сил, ожидающих явления на этом Пиру Господина Пира Иисуса. И Оно восходит, это Солнце правды. Небесные силы замирают в восхищении, а молитвенник, в меру готовности, исполняется Духа. Постоянное призывание Имени Господа призывает Его явиться, снизойти и помиловать молитвенника. Затем следует явление дивного Лика Спасителя, переходящее в созерцание божественной Славы.
Формула отражает процесс перехода от одного этапа к другому. Постоянное призывание Имени Божия умоляет благость Божию приклониться и помиловать молящегося. Знание о том, что при этом должно происходить, ускоряет процесс, но не делает его безопасным. Все происходит в меру готовности подвижника.
Сложные метафоры) В практическом смысле эти этапы как я понял можно уоподобить умной и сердечной природам в созерцании? Т.е прошение в форме задействует сердечное естество. Как-то так я это понимал обычно.
 
Сверху