Иисусова молитва в условиях современности

Православный христианин
Я слушала профессора А.И. Осипова, когда только приходила в церковь. Про Иисусову молитву, тогда же, - слышала у него. И тогда, и сейчас, он только предостерегал и предостерегает, но не говорил (и не говорит) ничего плохого об Иисусовой молитве, что могло (может) бы кого-то испугать до такой степени, чтобы бояться начинать ею молиться.
Я так же благодарен А.И., так как мой первый год после прихода в Церковь был связан с ним, когда я в большом количестве слушал его лекции, читал его книги. Его труды хороши для новоначальных людей, как познавательная информация.

И только недавно прочитала его небольшую работу: - По сравнению практики Иисусовой молитвы по трудам Игнатия Брянчанинова и "Откровенным рассказам Cтранника". Про себя не могу сказать, что - понимаю эту его работу об Иисусовой молитве как Вы (1), и те, о ком Вы пишите, что они негативно отзываются о Иисусовой молитве только "благодаря трудам"(c)(3) А.И. Осипова. На мой взгляд, в этой cвоей работе он даёт объективный разбор подхода к Иисусовой молитве в "Откровенных рассказах Странника" и у Святителя Игнатия (Брянчанинова), и других Святых Отцов.
Вам сложно понять о чём я пишу и что хочу донести. Есть православие внешнее, есть внутреннее. Есть восприятие православия через ум и логику, есть через духовную молитвенную жизнь. Профессор подходит к этой теме через свой превосходный ум и логику. Но то, о чём он берётся рассуждать или сравнивать, это сфера Духа, а не человеческого интеллекта и огромного багажа богословских знаний. Предлагаю внимательно послушать ещё раз о. Сергия по этой теме, это как бы ответ на труды А.И. Осипова, которые мы обсуждаем: https://rutube.ru/video/0de86caf5b730771d1a2f3299ce3ce0b/?&utm_source=embed&utm_medium=referral&utm_campaign=logo&utm_content=0de86caf5b730771d1a2f3299ce3ce0b&utm_term=yastatic.net/&referrer=appmetrica_tracking_id=1037600761300671389&ym_tracking_id=6671785119053357895

Это не говорит о том, что для всех остальных должно быть авторитетным его мнение. Так же, как и он сам, не может быть авторитетом для - всех. И в частности, по Иисусовой молитве. Но раз он Ваш духовник, что могу сказать... Вы его себе в духовники выбрали, Вам и быть под его руководством.
Благодарю за ваше благословение... )
 
Крещён в Православии
про не очень далекого от нас свт. Феофана Затворника
из книги: Монах Меркурий (Попов) - Записки пустынножителя :
" ... Разговор, как бы для начала знакомства, касался отвлечённых тем, а затем понемногу переключился на жизнь старца (=схииеродиакон отец Исаакий) в горном селении и, наконец, перешёл к самому важному для монахов вопросу, вызывавшему у них общее недоумение и ставшему для них своего рода камнем преткновения.
По неосведомлённости самостоятельно разобраться в нём они не могли и решили спросить старца о смущавших их противоречиях в некоторых утверждениях преподобного Нила Сорского и епископа Феофана Затворника.
Первый, основываясь на своём долгом опыте жительства в монастырском братстве, воспрещает преждевременно стремиться к низведению ума в сердце. "Все эти добрые и благолепные подвиги, - пишет он, - должны быть совершаемы с рассуждением, благовременно и сообразными способами".
А епископ Феофан в своих наставлениях молодой девушке-мирянке, жившей в доме родителей, пишет: "Оставьте голову и низойдите умом своим в сердце и там стойте вниманием неисходно".
(=Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Письмо 47. С. 416..)
Старец выслушал внимательно, помолчал и сказал:
- Мне думается, что епископ Феофан удостоился редкостной благодатной одарённости, которой сподобляются весьма немногие, а потому так легко и скоро ему дались высокие молитвенные состояния. По мере своего духовного обогащения он стремился и чад спешно возводить по крутым ступеням молитвенного преуспеяния. Как видно, он многого достиг, потому что благодать сопутствовала ему во всех его начинаниях и по молитвам его ограждала назидаемых от злоумышленных козней невидимых врагов. Если бы наставления епископа Феофана Затворника не осуществились в аскетических опытах и не имели положительных результатов, то письменные труды его сами собой утеряли бы значимость и быстро или постепенно оказались забыты, чего отнюдь не случилось. "
 
Переславль Залесский
Православный христианин
из книги: Монах Меркурий (Попов) - Записки пустынножителя :
" ... Разговор, как бы для начала знакомства, касался отвлечённых тем, а затем понемногу переключился на жизнь старца (=схииеродиакон отец Исаакий) в горном селении и, наконец, перешёл к самому важному для монахов вопросу, вызывавшему у них общее недоумение и ставшему для них своего рода камнем преткновения.
По неосведомлённости самостоятельно разобраться в нём они не могли и решили спросить старца о смущавших их противоречиях в некоторых утверждениях преподобного Нила Сорского и епископа Феофана Затворника.
Первый, основываясь на своём долгом опыте жительства в монастырском братстве, воспрещает преждевременно стремиться к низведению ума в сердце. "Все эти добрые и благолепные подвиги, - пишет он, - должны быть совершаемы с рассуждением, благовременно и сообразными способами".
А епископ Феофан в своих наставлениях молодой девушке-мирянке, жившей в доме родителей, пишет: "Оставьте голову и низойдите умом своим в сердце и там стойте вниманием неисходно".
(=Феофан Затворник, свт. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Письмо 47. С. 416..)
Старец выслушал внимательно, помолчал и сказал:
- Мне думается, что епископ Феофан удостоился редкостной благодатной одарённости, которой сподобляются весьма немногие, а потому так легко и скоро ему дались высокие молитвенные состояния. По мере своего духовного обогащения он стремился и чад спешно возводить по крутым ступеням молитвенного преуспеяния. Как видно, он многого достиг, потому что благодать сопутствовала ему во всех его начинаниях и по молитвам его ограждала назидаемых от злоумышленных козней невидимых врагов. Если бы наставления епископа Феофана Затворника не осуществились в аскетических опытах и не имели положительных результатов, то письменные труды его сами собой утеряли бы значимость и быстро или постепенно оказались забыты, чего отнюдь не случилось. "
Нам всем необходимо обрести свое внимание сердца, и как можно скорее, дабы не терять времени на пустые дела рассудка, потому как не знаем, сколько у нас времени осталось... Так что,отец Феофан прав. Я с ним полностью согласен.
 
Москва
Православный христианин
Я так же благодарен А.И., так как мой первый год после прихода в Церковь был связан с ним, когда я в большом количестве слушал его лекции, читал его книги. Его труды хороши для новоначальных людей, как познавательная информация.
Я не читала его книги, и мало слушала его лекции. О своём отношении к позиции А.И. Осипова по поводу Иисусовой молитвы, уже написала.
Предлагаю внимательно послушать ещё раз о. Сергия по этой теме, это как бы ответ на труды А.И. Осипова, которые мы обсуждаем:
При всём уважении к священническому сану отца Сергия, но ... - есть же, что почитать у Святых Отцов, и каких священнослужителей послушать, по теме Иисусовой молитвы, кроме отца Сергия. И вообще, есть много хороших проповедников, кроме него.
Благодарю за ваше благословение... )
Вас Бог к нему привёл. Значит Он и благословил. Я просто констатировала уже свершившееся, исходя из Ваших слов.
 
Православный христианин
А есть тут на форуме интересно люди, которые постоянно практикуют каждый день иисусову молитву, а не просто о ней рассказывают? Причём не просто коротко читает её, когда есть время, а именно практикует, стараясь непрестанно её совершать на всяком месте, отгоняя праздные и злые помыслы.

Св. Игнатий Брянчанинов: "Качество молитвы, сказали Отцы, непременно приводит к количеству. Молитва, объявши человека, постепенно изменяет его, соделывает духовным от соединения со Святым Духом, как говорит Апостол: «Прилепляяйся же Господеви, един дух есть с Господем» (1Кор. 6, 17). Наперснику Духа открываются тайны христианства."

Вовка прав. Постоянная молитва - для монахов. Мирянам ни к чему.
Это вы где такое прочитали, Сергей? Святые говорят, что всем нужно стяжать постоянную молитву, без чего и духовной жизни невозможно и справиться даже с лёгкими искушениями демонов не получится, как вы и сами знаете на своём опыте.
Вот Св. Игнатий Брянчанинов осуждает такое охлаждение многие Святые подобным образом укоряют подобную точку зрения, будто ни к чему постоянно молиться: "...Помню: современные молодости моей некоторые благочестивые миряне, даже из дворян, проводившие очень простую жизнь, занимались Иисусовою молитвою. Этот драгоценный обычай, ныне, при общем ослаблении христианства и монашества, почти утратился." Прочитайте ещё книгу Феофана Затворника: "Путь ко спасению" и "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться", где он всех, без различия вдохновляет на .то упражнение.

И в Писании всем без различия сказано: "Непрестанно молитесь". Это заповедь Христова. Да и по логике вещей - если такая огромная от непрестанной молитвы бывает отрада душе и помощь в скорбях, болезнях и при искушениях, то отчего же она мирянам ни к чему. Это как сказать, что больным лекарства ни к чему, а сиротам попечители и приёмные родители, пешеходам ни к чему правила дорожного движения, голодающим пища и жаждущим вода. Как эти не смогут без этих вещей, так и христианин нисколько не сможет достаточно преуспеть в христианской жизни, ни в одной добродетели. Св. Игнатий Брянчанинов: "Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей".

Можно конечно, говорит Св. Феофан Затворник, утром и на сон грядущий помолиться и довольно, но без непрестанной молитвы в течении дня, как он учил в книге: "4 слова о молитве", вся эта молитва быстро охладевает. К вечеру душа на молитву становится уже никакой.

И Св. Серафим Саровский давал правило всем с утра и до обеда молиться молитвой иисусовой, а с обеда до сна к Богородице о спасении, что приведёт к высокому духовному преуспеванию, а без сего человек как в Писании, остаётся ни холоден, ни горяч, а так, теплохладен, что неугодно Господу, призывавший возгореться огню Своему во всех.

Известно же, говорят Святые, что именно дьявол внушает такие мысли, что непрестанная молитва только для монахов, так как ничто они так не ненавидят и ничто не уничтожает так их власть над нами, как непрестанная молитва иисусова. Это известно. Приходили и мне подобные мысли, оставь, дескать молиться непрестанно, достаточно утром и вечером помолиться и впал я от состояния надёжного, радостного, беспечального в больший грех, чем было раньше. А под конец и утренние с вечерними молитвы забросил и совсем как безбожник стал. Как начал снова творить молитву иисусову, так сразу и силы возвращаться начали и снова окреп.

Св. Игнатий Брянчанинов: "Таково свойство молитвы Иисусовой: она возводит с земли на небо делателя своего (не говорит монаха или мирянина, но везде всякого призывает к ней) и включает его в число небожителей"
 
Православный христианин
А есть тут на форуме интересно люди, которые постоянно практикуют каждый день иисусову молитву, а не просто о ней рассказывают? Причём не просто коротко читает её, когда есть время, а именно практикует, стараясь непрестанно её совершать на всяком месте, отгоняя праздные и злые помыслы.
Думаю таковых нет, так как "зависание" на форумах, хоть и православных, не сочетается с этой практикой.
Есть тематический форум на исихазм ру, так там "исихасты" так языком чешут ))
 
Православный христианин
Оренбург
Православный христианин
Святые говорят, что всем нужно стяжать постоянную молитву
Какие святые? Монахи. Они путают наставления для своих духовных чад - таких же монахов - и обычных мирян. Но это моё мнение.
 
Православный христианин
Какие святые? Монахи. Они путают наставления для своих духовных чад - таких же монахов - и обычных мирян. Но это моё мнение.
Нет, мирянам это (непрестанная молитва) тоже доступно. Только для этого нужен неимоверный духовный подвиг. Не путайте такую молитву с созерцанием, которое точно не возможно в миру.
 
Православный христианин
Причём не просто коротко читает её, когда есть время, а именно практикует, стараясь непрестанно её совершать на всяком месте, отгоняя праздные и злые помыслы.
Думаю таковых нет, так как "зависание" на форумах, хоть и православных, не сочетается с этой практикой.
Есть тематический форум на исихазм ру, так там "исихасты" так языком чешут ))
Нужно понять предмет, чтобы не делать поспешных выводов.. Дело в том, что сама внутренняя сущность безмолвия не в молчании ртом и даже не в отогнании помыслов (второе вообще сложно принять), а в развороте бытия внутрь, хотя одно от другого конечно напрямую зависит. Где-то я сравнивал на что это похоже - меняется режим функционирования с излучателя на приемник ("не то что входит... оскверняет" - в том числе и об этом). Непрестанная молитва находится в центре, там же и пристанище, а что приходит извне или возникает в уме, не затрагивает нутро и не рассеивает внимание, если закрепиться в этом пристанище. Вот вкратце мысль. Ограничения нужны, чтобы в этом утвердиться, это не значит что никто не утвердился, Вадим есть пример, Сергий, и давно не видно Евгения, он на благодатной стадии молитвы вполне много общался и обсуждал, можете поискать его темы - Евгений Павленко.

**Мое мнение что хуже, не когда много беседуют на эту тему, а когда кормят друг друга цитатами из отеческих трудов под видом обсуждения практики молитвы, но не имеют понимания как хотя бы даже выглядит сама практическая плоскость обсуждения, и что в ней реально имеет значение и смысл обсуждать, поскольку никогда не приступали к порогу :)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
... есть пример, Сергий, и давно не видно Евгения, он на благодатной стадии молитвы вполне много общался и обсуждал, можете поискать его темы - Евгений Павленко.
Вероятно, упоминаемые вами люди вышли из зависимости от форума и всего прочего, вытекающего из этого, и это уже другая история.
 
Православный христианин
Вероятно, упоминаемые вами люди вышли из зависимости от форума и всего прочего, вытекающего из этого, и это уже другая история.
Зависимость от форума, вообще детский сад, конечно другая история) Молитвенный стаж упомянутого Евгения например 40 лет, по его словам.
 
Православный христианин
Молитвенный стаж упомянутого Евгения например 40 лет, по его словам.
Я не знаю этого человека и ничего не могу о нём сказать. Могу сказать о людях которых знаю лично, они реально практикуют Иисусову молитву, в их число входят священники, иеромонах, послушники при духовнике. Они даже не знают, что существует этот форум на Азбуке или даже тематический в недрах Исихазм ру.

Так-то молитва хорошая, но вот эта кампанейщина и ажиотаж, эти профи с аббревиатурами и агитацией, не всегда здравы. Лучшей агитацией было бы показать пример(ы) тех, чьё состояние после этой практики стало лучше. Вот, известны такие примеры среди монахов. Да, известны. А среди мирян, кому как, может кому известны и положительные примеры. Мне известны примеры наоборот отрицательные. Был человек одаренный, занялся практикой, пришёл в сотояние дополнительной прелести, в которое никому не пожелаешь. Причём, известно и всегдашнее, что скажут прельстившиеся: ну, душевные не понимают духовных, поэтому то мы якобы стали духовные а не прельстившиеся, а ты, сам-то не таков, не понимаешь нашего полёта. Трёп-то он какой угодно бывает. И написано призывов не мало. А вот примеров, примеров-то в условиях современности среди мирян положительных, их меньше. Они имеются?
Пожалуйста, имена мирян, практиков умной молитвы: святые Ксения Петербургская, священник Иоанн Сергиев (Кронштадский), священники Алексий и Сергий Мечевы. Далее, священники Антоний Голынский, Валентин Свенцицкий, Иоанн Журавский, простые миряне практики, которые оставили свои письменные труды: Фудель С.И., Пестов Н.Е., а так же наш живущий современник Новиков Н.М.
Это только часть людей, которых сразу вспомнил. Так же, как я писал недавно, лично наблюдаю за реальными практиками молитвы, которых знаю.

Но и есть отрицательная практика некоторых мирян и монашествующих. Причина этого - непослушание духовнику (или уход из под его руководства), своеволие с самомнением и духовное разгорячение, которое является результатом вышеуказанных причин.
 
Православный христианин
Какие святые? Монахи. Они путают наставления для своих духовных чад - таких же монахов - и обычных мирян. Но это моё мнение.
Ваше мнение неверно. Святые говорят, что именно для всех мирян потребно молиться именем Иисуса и по заповеди Божьей стараться молиться как можно чаще, а у кого естоь возможность - и непрестанно. Очень много у Святых об этом сказано, что это прилично и монахам и мирянам. Этому ничто не мешает.. Только лень и злая привычка празднословия и праздномыслия.

Игнатий Брянчанинов: "Имя Господа – паче всякого имени: оно источник услаждения, источник радости, источник жизни; оно – Дух; оно – животворит, изменяет, переплавляет, боготворит. Для неграмотных оно со всей удовлетворительностью заменяет молитвословие и псалмопение: грамотные, преуспев в молитве Иисусовой, оставляют разнообразие псалмопения, начинают преимущественно упражняться в молитве Иисусовой, ради присущих в ней преизобильных силы и питания. Все это явствует из писаний и постановлений святых Отцов. Святая Восточная Православная Церковь предлагает ВСЕМ неграмотным, вместо всех молитвословий, молитву Иисусову, предлагает не как нововведение, но как упражнение общеизвестное. Это постановление, вместе с другими преданиями Восточной Церкви, перешло из Греции в Россию, и многие из простого народа, малограмотные и даже неграмотные, напитались силой молитвы Иисусовой во спасение и жизнь вечную, многие достигли великого преуспеяния духовного."

Вспомните ещё правило Св. Серафима Саровского мирянам, где присутствует непрестанная иисусова молитва до обеда и к богородице до отхода ко сну.

Прочитайте Св. Феофана Затворника книгу "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться", где он так же учит такой молитве мирян. И в его книге "Путь ко спасению".

У Св. Иоанна Кронштадтского через Ctrl+F в книге "Моя жизнь во Христе" посмотрите сколько цитат.

И наконец в Библии об этом прямо дана заповедь: "Непрестанно молитесь" - без различения монахов (которых тогда ещё не было, а появились после) и мирян, к которым и было слово.

Но и есть отрицательная практика некоторых мирян и монашествующих. Причина этого - непослушание духовнику (или уход из под его руководства), своеволие с самомнением и духовное разгорячение, которое является результатом вышеуказанных причин.
Причём Святые об этих проблемах проговаривают, что каждый, и мирянин и монах могут впадать и впадают в прелесть, но вовсе не из-за молитвы, как таковой, ибо это уже хула и кощунство, будто молитва иисусова вводит в прелесть. Молитва Иисусова, говорит Игнатий Брянчанинов прогоняет Именем Божьим бесов и потому особенно им ненавистно. Оттого они и стараются, распространяя о ней такие мысли между верующими, будто она нечто опасное. Знают они, что как возьмётся человек за эту молитву правильно, так и сокрушается их власть над ним.

Св. Игнатий Брянчанинов:

"Между непостижимыми, чудными свойствами имени Иисуса находится свойство и сила изгонять бесов. Это свойство объявлено Самим Господом. Он сказал, что верующие в Него, «именем Его бесы ижденут» (Мк. 16, 17). На это свойство имени Иисуса необходимо обратить особенное внимание, потому что оно имеет важнейшее значение для упражняющихся молитвой Иисусовой"

Потому так важно всем христианам без исключения молиться этой молитвой на всяком месте, сидишь ли, ходишь, или что делаешь, прогоняя от себя полчища бесовские, по причине которых и своего сочетания с ними мы и падаем.
_________________________________


"По душеспасительнейшему действию на нас молитвы вообще и памяти Божией или молитвы Иисусовой в особенности, как средства к пребыванию в непрестанном соединении с Богом и к постоянному отражению нападений врага, занятие молитвой Иисусовой особенно ненавистно диаволу. Упражняющиеся молением именем Господа Иисуса подвергаются особенным гонениям диавола"

Вот он и старается одних ввести по молитве в гордость, тщеславие и самомнение, что бы погубить плод молитвы; других науськивает против самой молитвы, что коли в особенности практикующие её впадают нередко в прелесть, то значит лучше ей не молиться, по добру поздорову. Об этой хитрости дьявола против молитвы иисусовой говорил кто-то из Святых.

"Не устрашимся, делатели молитвы Иисусовой, ни ветров, ни волнения! Ветрами называю бесовские помыслы и мечтания, а волнением – мятеж страстей, возбужденных помыслами и мечтами. Из среды свирепеющей бури, с постоянством, мужеством и плачем будем вопиять ко Господу Иисусу Христу: Он воспретит ветрам и волнам, а мы, опытно узнав всемогущество Иисуса, воздадим Ему должное поклонение, «глаголюще: воистину Божий Сын еси» (Мф. 14:33). Мы сражаемся за спасение наше. От победы или поражения наших зависит наша вечная участь" (и далее говорит много полезного. Хорошо прочитать полный текст)

_____________________________

Кроме того молитва иисусова будет полезна всякому мирянину и по причине того, что она способствует отрезвлению и собранию ума так же и во время богослужений и чтения душеспасительных книг, Писания.

"Полезно упражняться молитвою Иисусовой: она, удерживая ум от рассеянности, способствует ему внимать церковному пению и чтению"

____________________________

Вот и в Писании Св. Игнатий Брянчанинов находит множество слов подтверждающих её существенную необходимость для каждого христианина, без разделения: "«Трезвитеся в молитвах», – говорит святой апостол Петр, повторяя верующим заповедь Господа. «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити, емуже противитеся тверди верою» (1Пет.5:8–9). Повторяя и подтверждая эту всесвятую, спасительную заповедь, святой апостол Павел говорит: «Непрестанно молитеся» (1Фес.5:17). «Ни о чемже пецытеся, но во всем молитвой и молением с благодарением, прошения ваша да сказуются к Богу» (Флп.4:6). «В молитве терпите» (пребывайте), бодрствующе в ней со благодарением (Кол.4:2). «Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздевающе преподобныя руки без гнева и размышления» (1Тим.2:8). «Прилепляяйся же Господеви непрестанной молитвой един дух есть с Господем» (1Кор.6:17). Прилепляющегося к Господу и соединяющегося с Господом непрестанной молитвой Господь избавляет от порабощения и служения греху и диаволу: «Бог же, – возвещает нам Спаситель, – не имать ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, и долготерпя о них? глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре» (Лк.18:7–8). (1, с. 216–217)"

________________________________

"Непрестанной молитвой уничтожается любопытство, мнительность, подозрительность. От этого все люди начинают казаться добрыми; а от такого сердечного залога к людям рождается к ним любовь"

И наоборот от редкой молитвы ум рассеивается на всякое любопытство, мнительность, подозрительность и вражда в людях.
"Займись молитвой Иисусовой: она удержит ум от скитания, ты сделаешься гораздо сосредоточеннее, глубже, гораздо лучше будешь внимать чтению и песнопениям церковным, вместе неприметным образом и постепенно обучишься умной молитве."
______________________________
С простотой и доверчивостью младенцев примем учение о молитве именем Иисуса; с простотой и доверчивостью младенцев приступим к упражнению этой молитвой: один Бог, ведающий вполне таинство ее, преподаст нам его в доступной для нас степени. Возрадуем Бога трудом и преуспеянием в служении, которое Им же преподано и заповедано нам.

Для того, что бы молитва иисусова совершалась успешно, нужно по Симеону Новому Богослову помимо смирения и покаяния в молитве, иметь ещё три дела, без чего молитва будет всё равно что собирать и расточать; разогревать и остужать; очищать и загрязнять. "Три вещи надлежит тебе соблюдать прежде всего: "Беспопечение о всём, даже благословном, а не только неблагословном и суетном, или, иначе, умертвие всему; совесть чистую во всём, так чтобы она ни в чём не обличала тебя; и совершенное беспристрастие, что бы помысел твой не клонился ни к какой вещи". То есть нужно отказаться от интернет болтовни (разве что слушать музыку спокойную - лично меня это всегда утешает в трудное время), всяческих новостей, фильмов телепередач, праздных бесед, а только прилежно упражняться в молитве и чтении слова Божьего, как сказано в первом псалме: "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет" (Псал. 1:1-3). Ну и конечно само собой уже важно регулярно участвовать в Божественных Таинствах исповеди и причащения не реже одного раза в три недели, а лучше и каждую неделю. Далее он приводит способ сосредоточения в сердце, который ещё рановато для новоначальных, кому не открылось место сердца, а открывается, как учит Никифор Уединенник, и сам знаю на опыте, после длительной устной молитвы, в начале чаще понемногу, потом непрестанно выработается привычка, навык. Тогда и откроется место сердца и ум во время молитвы будет сходить туда и пребывать там непринуждённо. "В этом всё: трудись так, пока ум вкусит, Господа. Когда же, наконец, ум там, внутри сердца, вкусит и сердцем ощутит, яко благ Господь, тогда не захочет уже отдаляться от места сердечного; тогда скажет и он, как Святой Пётр: добро есть нам зде быти, и уже всегда станет взирать туда, внутрь сердца, и там неисходно вращаться, отгоняя все помыслы диавола"
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вот ещё сегодня прочитал такое изречение Григория Фессалоникийского, что не только монахам, но и всем мирянам подабает молиться иисусовой молитвой непрестанно и других так же на то наставлять, так как это самое главное дело христианина, без которого ни единой страсти в себе не победим, ни даже самого малейшего искушения от дьявола не преодолеем:

«Не токмо нам самим подобает по заповеди Божией молитися непрестанно, во имени Христа, но надлежит учити и открывати сие и прочим, всем вообще монахам, мирянам, мудрым, простым, мужам, женам и детям, и возбуждать во всех усердие к непрестанной молитве ».


____________________________________

О распространении Иисусовой молитвы во всех слоях русского общества свидетельствуют также и труды и личность отца Иоанна Кронштадтского (1829– 1908). Этот приходской священник из Кронштадта (военного порта близ С.-Петербурга, на одном из островов Финского залива), стяжал удивительную славу в России благодаря сотням сотворенных им чудес – главным образом, исцелений и пророчеств, – приписываемых бесчисленными свидетелями его предстательству. Появление этого святого чудотворца накануне революции и бедствий еще и сегодня многим представляется знаком Божия неустанного попечения о христианах России.

Иоанн Кронштадтский был многим связан с исихастской традицией. Прежде всего он сам творил молитву Иисусову и советовал делать это другим:

«Чтобы не терпеть непрерывных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву: Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Против невидимого (диавола)невидимый Бог; против крепкогоКрепчайший »
 
Православный христианин
А есть тут на форуме интересно люди, которые постоянно практикуют каждый день иисусову молитву, а не просто о ней рассказывают? Причём не просто коротко читает её, когда есть время, а именно практикует, стараясь непрестанно её совершать на всяком месте, отгоняя праздные и злые помыслы
Думаю есть
 
Сверху