Иисусова молитва в условиях современности

Православный христианин
Я когда-то именно это осознала, что при оценке кого-то будешь прокурором, но и адвокатом не следует быть.
Наука!
Вот вы о молитве Иисусовой, так глубоко! Мне хотя бы день,чтоб не судить.

Непрестанная молитва..... Тут же непрестанное осуждение.
Оля, Святые советуют не менее двух недель следовать той духовности, которую хотели бы иметь.
Конечно молить о ней и Господа.
Если наша душа готова к принятию этого Дара, то Господь Дарует.
Если нет, то отчаиваться не нужно.
Вспомните житие Иоанна Многострадального и как Он был избавлен от блудных помыслов.
Видите какая сильная Духовная Война бесов с ним была.

Уже много раз рассказывал в постах как воцерковлялся.
Три года (ходи в Церковь весьма часто) душу бесы гнали из Церкви и каждое мгновение было желание выскочить из
Церкви как пробка, но молил Господа - "Пусть я плохой, но ранее окончания службы из Церкви не уйду.".
Через три года такого рода духовная война пркратилась, началась иная ...

Так что дерзай, Господь обязательно Дарует Тебе просимое!
Будь воином Христовым всегда!


Кто Промысл Господа исповест?

Весьма трудно Тебе, вем это.

Господи, Даруй здравие Сергею!
Святая Царица Небесная, Помоги!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Дорогой Антон, а для чего простому мирянину умное делание и исихазм?
У мирянина другие задачи.
А воображать себя в миру монахом-исихастом - эти игры до добра не доведут, это тонкая, сладкая такая прелесть.
Храни Господь
Выше в ветке уже был ответ на ваш вопрос: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите" (1Фес 5:16–18). Когда были сказаны эти слова, то монахов и монастырей ещё и в помине не было.



Позвольте ответить мне. Разные вещи, труды Святых отцов и прочая печатная продукция, а другое дело живое слово с амвона после Литургии и личный жизненный пример.
 
Православный христианин
"Мы должны что-то делать" что имеется в виду?
Учиться жить по заповедям, учиться молиться. С нас "что то делать" реальное в сторону Бога , а Он поддержит и поможет.

По рекомендации сюда перенёс этот вопрос.

☨ Слово Пастыря
Протоиерей Олег Стеняев

Православные люди не молятся по вдохновению, когда нахлынули чувства, как это практикуется во многих сектах, даже конфессиях. Мы молимся утром (читаем утренние молитвы), мы молимся вечером (читаем вечерние молитвы). Мы не импровизируем на молитве.

Православие – это образ жизни. Православный человек ‒ тот, который утром читает утренние молитвы, вечером вечерние молитвы, старается исполнять заповеди Божии, человек, который живет богослужением.

Собственно говоря, молитва Древней Руси – это суточный круг, а также месячный круг, седмичный, годовой. А молитвослов Древней Руси – это Канонник.

(Со странички протоиерея Олега Стеняева...)


Я вот как то настороженно к этому батюшке отношусь, а именно к его взглядам у рассуждениям на молитву Иисусову. Вот цитата из одного интервью с ним:

В древности на Руси считали, что если непрерывно читать Иисусову молитву (по возможности, все время), то памятование о Боге не покинет человека нигде: ни дома, ни на улице, и это поможет справиться с личными грехами. Но есть опасность такого чтения – оно может стать слишком механическим. Поэтому, мне думается, если человек хочет практиковать Иисусову молитву, ему надо взять благословение у священника, у которого он исповедуется, то есть у того, кто его хорошо знает.

Помню, когда я был семинаристом, пришел к своему духовнику (покойному протоиерею Димитрию Дудко) и спросил: «Можно я буду молиться по четкам?» Он сказал: «Нет, Олег, не надо тебе молиться по четкам».Я спросил: «Почему?» ‒и он ответил: «Впадешь в фарисейство». Потом еще, было дело, я к нему подошел и спросил: «А можно я “Добротолюбие” начну изучать?» И получил ответ: «Нет, тебе рано изучать “Добротолюбие”, вот будет лет за пятьдесят, тогда изучай». ‒ «Но почему?» ‒ «Впадешь в какое-нибудь саддукейство». То есть духовник – это человек, который тебя знает. Нельзя к любому священнику подойти и сказать: «Вот у меня четки, благословите». Самый лучший врач – это домашний врач. Поэтому если вы исповедуетесь относительно часто у одного и того же священника, вот с ним и можно посоветоваться, читать вам Иисусову молитву или нет.


- Странное суждение о том, что непрестанная практика Иисусовой молитвы может стать механической. А вечернее и утреннее правило у нас разве не становятся механическими?
- Почему священники в основной своей массе не благословляют Иисусову молитву христианам? Да потому, что не практикуют её сами, ведь ей не обучают в семинариях и духовных академиях.
- А к кому тогда обращаются Апостолы, призывая непрестанно молиться, а также трезвиться и бодрствовать, к монахам, которые только появятся через несколько столетий?

Но Слава Богу, есть и другие священники, практикующее внутреннее христианство. Ниже, приведу фрагменты из интервью с другим пастырем, протоиереем Сергием Барановым:

В книге «Наставник молитвы Иисусовой» о старце Харалампии Дионисиатисе, ученике преподобного Иосифа Исихаста, есть такой пример. К нему приезжает студент из Салоник и говорит: «Отче, я понял, что я как христианин должен по заповеди апостола – ‟непрестанно молитесь” (1 Сол. 5, 17) – заниматься Иисусовой молитвой. Я пошел у нас в городе к одному из священников и попросил: ‟Отче, наставьте меня в Иисусовой молитве”. А он меня отругал: ‟Категорически: не нужно тебе этим заниматься! Ты сойдешь с ума, впадешь в прелесть – не нужно!” Я не удовлетворился и пошел к другому батюшке, и он посоветовал: ‟Знаешь, я сам не очень эту тему знаю. Но ты поезжай на Афон, там это главная тема их жизни, и ты там найдешь, у кого спросить”». И тогда отец Харалампий изумился: «Как хорошо поступил второй священник, который честно признался: ‟Я не знаю, но ты пойди найди того, кто знает, и у него спроси”. И как непорядочно распорядился тот первый, который и сам не хочет этим заниматься, и тебе путь попытался закрыть».

Как же мирянину заниматься Иисусовой молитвой? Это же монашеское делание. Для мирян опасное...

– А откуда у вас такой опыт в Иисусовой молитве? Когда я слышу какое-то категоричное высказывание, всегда хочется уточнить: «А почему вы так непререкаемо это утверждаете, что мирскому нельзя заниматься, только монаху?»

– Духовник так говорит...

– А, ну, всё... Тогда – «Аминь!» Хотя я бы всё равно втихаря от него занимался. Знаете, если бы вы хотя бы по краешку прошли бы... Вот меня никто не заставит Иисусову молитву бросить. Хотя я ни с кем не буду спорить. Даже постараюсь прислушаться к тому, что до меня пытаются донести. Но заставить бросить Иисусову молитву того, кто попробовал, что это такое, – невозможно. Никогда.

Ко мне вот приезжал друг-священник: «Отец Сергий, – говорит, – ты постоянно тянешь четки с Иисусовой молитвой, а я то начну, то брошу... То опять возьмусь за правило, то не до него... Но теперь я ее не брошу». – «Почему?» – «Я почувствовал ее вкус. И мне всё остальное теперь невкусно».

Как бы я хотел, чтобы эти батюшки, которые отговаривают всех, почувствовали вкус Иисусовой молитвы. Не вкус вот этого вот: «Ты вычитал правило?» – «Вычитал!» – «Всё! Иди причащайся!» А вкус того, что Бог близок... Он настолько светел, настолько деликатен...

Я иногда говорю: представьте, если человек родился у каких-то бездомных родителей, в некоем подвале, ему с детства давали только хлеб и воду, и солнце-то он еле различал сквозь маленькое запыленное окошечко... И вдруг этого человека выводят на свежий воздух, он видит круг солнца, голубое небо, изумрудную, всю в деревьях, даль... Ему дают попробовать, что там за жизнь... И что же? Если раньше он, не зная всего этого, был доволен: главное, что перед ним вовремя поставили стакан воды с получерствой краюхой хлеба, – то теперь ему, познавшему вкус и силу жизни, возвращаться назад невыносимо.


А что скажут форумчане?
 
Православный христианин
- Странное суждение о том, что непрестанная практика Иисусовой молитвы может стать механической. А вечернее и утреннее правило у нас разве не становятся механическими?
Странное недоумевание скорее.. На трудовом этапе стать механической может очень легко, если бдительность теряется и не совсем правильные ориентиры получены изначально (из неоисихастской традиции свтт Феоафана/Игнатия их получить имхо не представляется возможным, ибо их наука о покаянии а не внимании/безмолвии), при этом происходит то что я назвал "осквернением молитвы", она становится отталкивающей, и забирает силы. Есть правда и у наших отцов одна полезная (имеется ввиду именно конкретного, "технического" характера) рекомендация - начинать с сидячей молитвы, и потом можно вставать и что-то делать творя молитву, тогда риски меньше, состояния внутрьпребывания плавно распространяется в активность.
Утреннее правило тоже наверное может становится механическим, но там больше смыслового текста, меньше вероятности превратить в автоматический бубнеж
 
Крещён в Православии
По рекомендации сюда перенёс этот вопрос.

☨ Слово Пастыря
Протоиерей Олег Стеняев

Православные люди не молятся по вдохновению, когда нахлынули чувства, как это практикуется во многих сектах, даже конфессиях. Мы молимся утром (читаем утренние молитвы), мы молимся вечером (читаем вечерние молитвы). Мы не импровизируем на молитве.

Православие – это образ жизни. Православный человек ‒ тот, который утром читает утренние молитвы, вечером вечерние молитвы, старается исполнять заповеди Божии, человек, который живет богослужением.

Собственно говоря, молитва Древней Руси – это суточный круг, а также месячный круг, седмичный, годовой. А молитвослов Древней Руси – это Канонник.

(Со странички протоиерея Олега Стеняева...)


Я вот как то настороженно к этому батюшке отношусь, а именно к его взглядам у рассуждениям на молитву Иисусову. Вот цитата из одного интервью с ним:

В древности на Руси считали, что если непрерывно читать Иисусову молитву (по возможности, все время), то памятование о Боге не покинет человека нигде: ни дома, ни на улице, и это поможет справиться с личными грехами. Но есть опасность такого чтения – оно может стать слишком механическим. Поэтому, мне думается, если человек хочет практиковать Иисусову молитву, ему надо взять благословение у священника, у которого он исповедуется, то есть у того, кто его хорошо знает.

Помню, когда я был семинаристом, пришел к своему духовнику (покойному протоиерею Димитрию Дудко) и спросил: «Можно я буду молиться по четкам?» Он сказал: «Нет, Олег, не надо тебе молиться по четкам».Я спросил: «Почему?» ‒и он ответил: «Впадешь в фарисейство». Потом еще, было дело, я к нему подошел и спросил: «А можно я “Добротолюбие” начну изучать?» И получил ответ: «Нет, тебе рано изучать “Добротолюбие”, вот будет лет за пятьдесят, тогда изучай». ‒ «Но почему?» ‒ «Впадешь в какое-нибудь саддукейство». То есть духовник – это человек, который тебя знает. Нельзя к любому священнику подойти и сказать: «Вот у меня четки, благословите». Самый лучший врач – это домашний врач. Поэтому если вы исповедуетесь относительно часто у одного и того же священника, вот с ним и можно посоветоваться, читать вам Иисусову молитву или нет.


- Странное суждение о том, что непрестанная практика Иисусовой молитвы может стать механической. А вечернее и утреннее правило у нас разве не становятся механическими?
- Почему священники в основной своей массе не благословляют Иисусову молитву христианам? Да потому, что не практикуют её сами, ведь ей не обучают в семинариях и духовных академиях.
- А к кому тогда обращаются Апостолы, призывая непрестанно молиться, а также трезвиться и бодрствовать, к монахам, которые только появятся через несколько столетий?

Но Слава Богу, есть и другие священники, практикующее внутреннее христианство. Ниже, приведу фрагменты из интервью с другим пастырем, протоиереем Сергием Барановым:

В книге «Наставник молитвы Иисусовой» о старце Харалампии Дионисиатисе, ученике преподобного Иосифа Исихаста, есть такой пример. К нему приезжает студент из Салоник и говорит: «Отче, я понял, что я как христианин должен по заповеди апостола – ‟непрестанно молитесь” (1 Сол. 5, 17) – заниматься Иисусовой молитвой. Я пошел у нас в городе к одному из священников и попросил: ‟Отче, наставьте меня в Иисусовой молитве”. А он меня отругал: ‟Категорически: не нужно тебе этим заниматься! Ты сойдешь с ума, впадешь в прелесть – не нужно!” Я не удовлетворился и пошел к другому батюшке, и он посоветовал: ‟Знаешь, я сам не очень эту тему знаю. Но ты поезжай на Афон, там это главная тема их жизни, и ты там найдешь, у кого спросить”». И тогда отец Харалампий изумился: «Как хорошо поступил второй священник, который честно признался: ‟Я не знаю, но ты пойди найди того, кто знает, и у него спроси”. И как непорядочно распорядился тот первый, который и сам не хочет этим заниматься, и тебе путь попытался закрыть».

Как же мирянину заниматься Иисусовой молитвой? Это же монашеское делание. Для мирян опасное...

– А откуда у вас такой опыт в Иисусовой молитве? Когда я слышу какое-то категоричное высказывание, всегда хочется уточнить: «А почему вы так непререкаемо это утверждаете, что мирскому нельзя заниматься, только монаху?»

– Духовник так говорит...

– А, ну, всё... Тогда – «Аминь!» Хотя я бы всё равно втихаря от него занимался. Знаете, если бы вы хотя бы по краешку прошли бы... Вот меня никто не заставит Иисусову молитву бросить. Хотя я ни с кем не буду спорить. Даже постараюсь прислушаться к тому, что до меня пытаются донести. Но заставить бросить Иисусову молитву того, кто попробовал, что это такое, – невозможно. Никогда.

Ко мне вот приезжал друг-священник: «Отец Сергий, – говорит, – ты постоянно тянешь четки с Иисусовой молитвой, а я то начну, то брошу... То опять возьмусь за правило, то не до него... Но теперь я ее не брошу». – «Почему?» – «Я почувствовал ее вкус. И мне всё остальное теперь невкусно».

Как бы я хотел, чтобы эти батюшки, которые отговаривают всех, почувствовали вкус Иисусовой молитвы. Не вкус вот этого вот: «Ты вычитал правило?» – «Вычитал!» – «Всё! Иди причащайся!» А вкус того, что Бог близок... Он настолько светел, настолько деликатен...

Я иногда говорю: представьте, если человек родился у каких-то бездомных родителей, в некоем подвале, ему с детства давали только хлеб и воду, и солнце-то он еле различал сквозь маленькое запыленное окошечко... И вдруг этого человека выводят на свежий воздух, он видит круг солнца, голубое небо, изумрудную, всю в деревьях, даль... Ему дают попробовать, что там за жизнь... И что же? Если раньше он, не зная всего этого, был доволен: главное, что перед ним вовремя поставили стакан воды с получерствой краюхой хлеба, – то теперь ему, познавшему вкус и силу жизни, возвращаться назад невыносимо.


А что скажут форумчане?


 
Последнее редактирование:
Православный христианин


Мне это всё необходимо прочитать? Но меня интересует личное мнение форумчан.
 
Крещён в Православии
Мне это всё необходимо прочитать? Но меня интересует личное мнение форумчан.
давно прочла (ссылки оставила) и перечитывала (самой бы учиться и умудряться с помощью Божией).
не совет, училась произносить молитву безмолвно с курагой во рту.
Трудно всё время молиться Иисусовой молитвой, но и не оставлять (про себя), порой легче - Отче наш, Богородицу, славословие - сколько угодно. Господи, избави от огня вечнаго...
Да, тоже интересны мнения
 
Православный христианин
А что скажут форумчане?
Тут есть мнение проф. Осипова А. И. о Харалампии.
Думаю, есть две вредные крайности: отрицание ИМ и бесстрашное безоглядное основанное только на своих ощущениях действия. И неизвестно, что хуже. Собственные ощущения могут обмануть. У свт. Игнатия Брянчанинова, есть указания каких ощущений следует избегать и не культивировать их. Что читать, а что не читать (да св. отцов). Все объяснением причин и возможных последствий.
Есть известные книжки с сомнительными практиками, пример. Тот же Осипов разоблачает ее на основании учения св. отцов. Т. е. далеко все написанное по этой теме полезно (одни по причине ошибочности, другие по причине высокости для нас).
 
Православный христианин
Тут есть мнение проф. Осипова А. И. о Харалампии.
Думаю, есть две вредные крайности: отрицание ИМ и бесстрашное безоглядное основанное только на своих ощущениях действия. И неизвестно, что хуже. Собственные ощущения могут обмануть. У свт. Игнатия Брянчанинова, есть указания каких ощущений следует избегать и не культивировать их. Что читать, а что не читать (да св. отцов). Все объяснением причин и возможных последствий.
Господи помилуй! Вот именно в этом то вопросе лучше проходить мимо мнения профессора Осипова.

Есть известные книжки с сомнительными практиками, пример. Тот же Осипов разоблачает ее на основании учения св. отцов. Т. е. далеко все написанное по этой теме полезно (одни по причине ошибочности, другие по причине высокости для нас).

Приводя фамилию разоблачителя Осипова, Вы вероятно имеете ввиду книгу "Откровенные рассказы странника". Да, благодаря данному профессору, его мнению и разнообразным комментариям, практика Иисусовой молитвы была уничижена, отчего становится очень грустно. Ниже приведу фрагмент из тематической статьи:

Огромный багаж знаний, которыми нагружает свой ум человек, не является мудростью и ими нужно уметь правильно пользоваться, дабы не впасть в состояние надменности своего ума и интеллекта.

Предвзятое отношение профессора к части книг по Иисусовой молитве и православной аскетике, смачное прилюдное уничижение действий героев этих книг, а так же толкования и соответствующие выводы от своего ума и интеллекта не просто вредят православным, а как говорит сам профессор – делают бесовскую работу.

Не таким ли способом вводятся в заблуждение семинаристы и миряне, не таким ли методом внушается завуалированное отрицательное отношение к православной аскетике и умному деланию?

Результат такой деятельности уважаемого профессора богослова на лицо - это большинство безучастных священников и архиереев, занимающихся только внешним, не знающих пути умного делания или не желающих следовать ему, а порой и явно отрицающих его.


Сама статья: https://иисусова.рф/articles/tag/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Уже давал ссылку наверно. С чего лучше начать умное делание. В основе своей, не с того все начинают. Молитва это естественное состояние человека. Но оно не воспитано и не имеет правильного внимания. Нет понимания границ внутреннего внимания , различия состояния ума. По сути, пренебрегая молитвой, потому нет памяти Божьей. В данном видео рассказывается и объясняется причины такого забвения и предлагаются решения их.
 
Православный христианин
Автор там указан: "Материал предоставлен мирянином N (Основа материала собрана из открытых источников сети Интернет)".
Осипова мы хотя бы знаем. Пишет он не от себя, а всегда с ссылкой на св. отцов, а не на "открытые источники". Например, пишет про не очень далекого от нас свт. Феофана Затворника, который сначала рекомендовал "Откровенные рассказы", а по прошествии времени ее уже запрещал как вредную. Так что, это не Осипов ее запрещает, а свт. Феофан.
имеете ввиду книгу "Откровенные рассказы странника"
Да, там ссылка дана.
 
Православный христианин
Уже давал ссылку наверно. С чего лучше начать умное делание. В основе своей, не с того все начинают. Молитва это естественное состояние человека. Но оно не воспитано и не имеет правильного внимания. Нет понимания границ внутреннего внимания , различия состояния ума. По сути, пренебрегая молитвой, потому нет памяти Божьей. В данном видео рассказывается и объясняется причины такого забвения и предлагаются решения их.

Посмотрел видео. Наверно не стоит при молитве следить за своим духовным состоянием, оно может быть обманчивым. Бог есть простота и нам нужно учиться быть такими. При попытке отслеживать своё состояние, подключается наш ум и начинает анализировать, а это лишний повод для невнимательности. В видео ни слова не сказано о Христе, а ведь это Иисусова молитва, при которой мы произносим Его имя. Наше внимание должно быть "приковано" к Его имени в сердечном месте, без каких либо представлений и воображений. Внимание будет уходить всегда, это особенность нашей повреждённой природы, но наша обязанность ловить этот момент и возвращать внимание обратно, к имени Христа. Чистая внимательная молитва, это дар Божий, действие Благодати в нас, а это нужно заслужить долгим и упорным трудом. Молитва должна войти в привычку всей нашей жизни, стать трудовой. Это относится не к вечернему правилу Иисусовой молитвы, когда мы можем учиться практиковать более внимательную молитву, а к практическим действиям в течении всего дня. Забылись, закрутились в заботах, а как вспомнили и поймали себя на мысли что забыли про молитву, то снова начали. В трудовой молитве человек может прожить всё свою жизнь и это не страшно.

Автор там указан: "Материал предоставлен мирянином N (Основа материала собрана из открытых источников сети Интернет)".
Осипова мы хотя бы знаем. Пишет он не от себя, а всегда с ссылкой на св. отцов, а не на "открытые источники". Например, пишет про не очень далекого от нас свт. Феофана Затворника, который сначала рекомендовал "Откровенные рассказы", а по прошествии времени ее уже запрещал как вредную. Так что, это не Осипов ее запрещает, а свт. Феофан.

Да, там ссылка дана.
Осипов, ссылаясь на Святых отцов, часто выдёргивает их цитаты из контекста и трактует их на свой лад.

Вот вам материал протоиерея Сергия Баранова, который пишет от себя и является реальным практиком Иисусовой молитвы. Это его ответ на духовное мировоззрение профессора Осипова:
 
Православный христианин
выдёргивает их цитаты из контекста и трактует их на свой лад
Допустим, есть кто бы аналогично надергал цитат из св. отцов, которые бы оправдывали в практике Странника, Харлампия Дионисиатского, Порфирии Кавсокаливитетого то, что Осипов критиковал?

Думаю, тут нужна такая же осторожность как при толковании Св. Писания.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Наше внимание должно быть "приковано" к Его имени в сердечном месте, без каких либо представлений и воображений.
К сожалению это стереотипное представление о молитве, без опыта умного делания . Простите. Но внимание единственная вещь, которая на 100% принадлежит человеку и он может им распоряжаться без гранично, это образ дарв Божьего свободного выбора. Так что , дар уже у человека этот есть.
 
Православный христианин
это образ дарв Божьего свободного выбора
Вот этот момент вообще никто почему-то не понимает..

Второй момент, который тоже игнорируют, но который определяет буквально ВСЕ - рефлексивность внимания в молитве,.. к примеру когда решаем логическую задачу внимание тоже может быть крайне сосредоточено, но нет самоосознания. Свобода выбора фактически включается таким элементарным переключателем в психике) on/off
 
Москва
Православный христианин
В видео ни слова не сказано о Христе, а ведь это Иисусова молитва, при которой мы произносим Его имя... Вот вам материал протоиерея Сергия Баранова, который пишет от себя и является реальным практиком Иисусовой молитвы. Это его ответ на духовное мировоззрение профессора Осипова:
Святые Отцы по разному говорят об раставляемых акцентах во время молитвословия Иисусовой молитвой. Кто говорит про акцент на - Имя Господа (Иисусе Христе), кто на - Помилуй мя, кто на - помилуй мя грешнаго.
Об акценте во время Иисусовой молитвы - на имя Господа - Иисусе (Иисусе, Иисусе... - отец Сергий так сократил Иисусову молитву. есть не одно его видео об этом), слышала у отца Сергия Баранова. Т.к., Вы о нём пишите, как о практике Иисусовой молитвы, можно подумать что Вы от него и переняли такое понимание Иисусовой молитвы.

Например, есть слова, на которые сейчас могу дать ссылку, они первые, из которых вспомнились (Оптина - всегда помогает.... - есть и другие Святые Отцы), это слова преподобного Амвросия Оптинского: "- Некто спросил у о. Амвросия: "На каком слове в молитве Иисусовой делать ударение? Не на слове ли Иисус?" – "Это великое слово Господа, – отвечал Старец, – но для нас, немощных, полезнее делать ударение на слове "грешный".

Наше внимание должно быть "приковано" к Его имени в 2) сердечном месте, 1) без каких либо представлений и воображений.
1) Да, про образы (представления) Святитель Игнатий пишет "...Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемой завесою, стеною между умом и Богом"(c)
2) Про внимание в "сердечном месте" он же пишет: "... они (Cвятые Отцы) строго воспрещают преждевременное усилие взойти умом в святилище сердца для благодатной молитвы, когда эта молитва ещё не дана Богом..."(c)

Молитва должна ... стать трудовой... В трудовой молитве человек может прожить всё свою жизнь и это не страшно.
Cоглашусь. Трудовая (это первая ступень) - по словам Святых Отцов это Иисусова молитва произносимая устно (шёпом, голосом, в пол-голоса, по себя), с чувством покаяния, благоговения и вниманием.

"... первая ступень - когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение...

Вторая ступень – молитва умно-сердечная; когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал, – молитва все совершается......не всегда Господь посылает умно-сердечную молитву: некоторые всю жизнь молятся устной молитвой, с ней и умирают, не ощутив восторгов сердечной молитвы; но и таким людям не следует унывать; для них духовные восторги начнутся в будущей жизни и никогда не кончатся, а все будут увеличиваться с каждым мгновением,"...(c)

"(c)" - по той же, ссылке из Оптиной, вверху - которая.
Осипов, ссылаясь на Святых отцов, часто выдёргивает их цитаты из контекста и трактует их на свой лад.
Он лишь предостерегает от опасности которая может быть с теми начинающими делателя ми Иисусовой молитвы, которые самовольно дерзают приступать к высшим ступеням Иисусовой молитвы и ищут восторгов и благодатных переживаний. А к тому чтобы совсем не молиться Иисусовой молитвой он не призывает.

И приводя, к примеру, слова Святителя Игнатия (Брянчанинова): "... (не полностью цитата)... Должно начинать сначала, т.е., совершать молитву со вниманием и благоговением, c целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали в молитве...", разве то, о чём предостерегает А.И. Осипов, расходится с мнением Святых Отцов?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Допустим, есть кто бы аналогично надергал цитат из св. отцов, которые бы оправдывали в практике Странника, Харлампия Дионисиатского, Порфирии Кавсокаливитетого то, что Осипов критиковал?
Вся практика умного делания оправдывает их деятельность.
Кто такой Осипов по сравнению с преподобными практиками-исихастами, да хотя бы в сравнении с преподобным Порфирием Кавсокаливитом, о жизни которого вы можете почитать на той же Азбуке?

К сожалению это стереотипное представление о молитве, без опыта умного делания . Простите. Но внимание единственная вещь, которая на 100% принадлежит человеку и он может им распоряжаться без гранично, это образ дарв Божьего свободного выбора. Так что , дар уже у человека этот есть.
Дар то наш, но на практике к сожалению, не наш. Не будем льстить себе )

Некто спросил у о. Амвросия: "На каком слове в молитве Иисусовой делать ударение? Не на слове ли Иисус?" – "Это великое слово Господа, – отвечал Старец, – но для нас, немощных, полезнее делать ударение на слове "грешный".
Т.к., Вы о нём пишите, как о практике Иисусовой молитвы, можно подумать что Вы от него и переняли такое понимание Иисусовой молитвы
Да перенял, он мой духовник.

2) Про внимание в "сердечном месте" он же пишет: "... они (Cвятые Отцы) строго воспрещают преждевременное усилие взойти умом в святилище сердца для благодатной молитвы, когда эта молитва ещё не дана Богом..."(c)
Вы невнимательны. Я пишу о сердечном месте, а не о сердце. Дверь в сердце нам должен открыть Христос, а мы стоим и стучим в неё...

разве то, о чём предостерегает А.И. Осипов, расходится с мнением Святых Отцов?
В том то и проблема, что у Алексея Ильича только личное мнение, а не практика, от которой пишут Святые отцы.

Он лишь предостерегает от опасности которая может быть с теми начинающими делателя ми Иисусовой молитвы, которые самовольно дерзают приступать к высшим ступеням Иисусовой молитвы и ищут восторгов и благодатных переживаний. А к тому чтобы совсем не молиться Иисусовой молитвой он не призывает.
Своими комментариями и насмешками над странником (книгой) и некоторыми канонизированными Святыми, он (Осипов) уничижает умное делание. Я не раз встречал людей, негативно отзывающихся об Иисусовой молитве и это было только благодаря трудам Осипова. Эти люди даже не приступали к её практике. Более того, профессор преподаёт будущим священникам и архиереям, буквально программируя их своим мнением на эту тему. Я встречаю этих "выпускников" в жизни и это очень большая беда в православии, там дышит только внешнее, буква закона.
 
Москва
Православный христианин
Своими комментариями и 1) насмешками над странником (книгой) и некоторыми канонизированными Святыми, он (Осипов) уничижает умное делание. Я не раз встречал людей, негативно отзывающихся об Иисусовой молитве и это было только 3) благодаря трудам Осипова.
Я слушала профессора А.И. Осипова, когда только приходила в церковь. Про Иисусову молитву, тогда же, - слышала у него. И тогда, и сейчас, он только предостерегал и предостерегает, но не говорил (и не говорит) ничего плохого об Иисусовой молитве, что могло (может) бы кого-то испугать до такой степени, чтобы бояться начинать ею молиться.

И только недавно прочитала его небольшую работу: - По сравнению практики Иисусовой молитвы по трудам Игнатия Брянчанинова и "Откровенным рассказам Cтранника". Про себя не могу сказать, что - понимаю эту его работу об Иисусовой молитве как Вы (1), и те, о ком Вы пишите, что они негативно отзываются о Иисусовой молитве только "благодаря трудам"(c)(3) А.И. Осипова. На мой взгляд, в этой cвоей работе он даёт объективный разбор подхода к Иисусовой молитве в "Откровенных рассказах Странника" и у Святителя Игнатия (Брянчанинова), и других Святых Отцов.

Да перенял, он мой духовник.
Это не говорит о том, что для всех остальных должно быть авторитетным его мнение. Так же, как и он сам, не может быть авторитетом для - всех. И в частности, по Иисусовой молитве. Но раз он Ваш духовник, что могу сказать... Вы его себе в духовники выбрали, Вам и быть под его руководством.
 
Последнее редактирование:
Сверху