В "Откровеных рассказах..." странник читал короткую иисусову молитву из 5 слов по 12 000 раз за день. Сначала я раньше думал, что это невозможно, потому что не совпадало с моим таймингом, когда я читаю иисусову молитву медленно, по 300 молитв в час, а бывало, что читал ещё медленнее. И того максимально возможное количество за день возможно было бы не больше 5000. но если её читать более ускоренно и коротко, то 12 000 раз можно прочитать за 16 часов. Говорю не в качестве руководства и что я так молился, а просто подсчитал время молитвенного труда странника.
Пробовал так прочитать молитву 300 раз. Внимание не сконцентрировано рассеянно, бесплодно лично для меня, покаянного чувства мало, если не сказать, что его нет. Так... чисто механически. Но когда стоищь перед иконой и молишься неспешно, не гонясь за количеством, полной молитвой, то это значительно плодотворнее. Лучше, говорят Святые, читать неспешно и внимательно, доводя ум до слов молитвы, чем много и кое-как. Десяток молитв могут быть плодотворнее десятка тысяч.
Св. Игнатий Брянчанинов учил начать со 100 молитв утром и вечером и понемногу добавлять. Относительно же пользы неспешного и внимательного чтения молитвы и вреда противоположного качеству количества он говорил, что именно качество более ведёт к количеству, а только потом количества к качеству, когда научишься молиться нерассеянно, начав с малого количества. Я думаю, что все эти числа у странника - скорее образно сказано. 3000 молитв странника в начале - это для нас мирских 300 молитв в день. 12 000 - это 1200 молитв по 600 утром и вечером. Больше человек и не успеет, если он не иждивенец. Да и эти лишь с величайшим трудом и не сразу осилит. Главное тут - молиться не ради количества, как мантру механически повторять слова молитвы, а с крайним вниманием и чувством покаяния пред живым Богом. Опытом доказана бесспорная истинность последнего по сравнению с первым.
Пахомию Великому ангел дал правило для монахов монастыря, когда помимо остальных молитв, как то "Отче наш", "Трисвятое", 50-ый псалом и "Символ веры" они на каждый час дня читали иисусову молитво по 100 раз и освобождались от этого правила, когда оно приводило их к совершенству, как я понимаю в них развивалась внутренняя самодвижная молитва. Не 12 000 раз они читали, а порядка 1 500 раз, близкое к странническому 1200, если понимать то образно..
Св. Игнатий Брянчанинов:
"При неспешном чтении молитв возможно такое внимание; при поспешном чтении вниманию нет места. Молитва, лишенная внимания, лишена сущности своей, лишена жизни. Тогда бывает она подобна телу, оставленному душою: не благоухает она смирением, не восходит к Богу; пораженная и умерщвленная рассеянностию, она пресмыкается в земном тлении и смраде, сообщая их молящемуся небрежно и холодно. Внимание ума при молитве отражается в сердце блаженною печалию о грехах, которая и есть заповеданное Богом покаяние. Когда же сердце исполнится чувством покаяния: тогда оно, в свою чреду, привлекает ум к сугубому вниманию. Вслед за вниманием и умилением все дары Святого Духа вступают в душу, соделывают ее храмом Божиим"
"без внимания молитва – не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие!"
"внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечения, или от посторонних помыслов и мечтаний, есть дар благодати Божией.
При внимании она [молитва] приносит обильный плод; без внимания она приносит терние и волчцы."
ВНИМАНИЕ. Труд «Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского » святителя Игнатия (Брянчанинова). Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF. | часть 24 из 396
azbyka.ru