Эмилиан (Вафидис), архим. Об умной молитве. Толкование глав св. Григория Синаита

Православный христианин
О сути молитвы:

«Эта наивысшая любовь, любовный эрос, это совершенное предание себя
Богу делают любомудренный ум захваченным, и в этом акте он познаёт жи-
вотворящий всё Логос, вмещает Его в себя и делает своим. Таким образом,
состояние молитвы это не просто некая благодать, исходящая от Бога, но сам
результат в виде безстрастного эротического влечения, желания и тяги к
Богу. В отношении Бога человек только на одно (дело) способен, только к
одной вещи он действительно может стремиться, всё прочее будет страстью.
И эта единственная вещь есть безстрастие".

Любовь не просто чувство, пусть и бесстрастное. Но бытие в Боге и Бога в любящем, не просто образно выражаемое, но созерцаемое опытно.
---------------------------
прп. Григорий Синаит:
Но [ты,] поникши вниз, и ум собрав в сердце, если оно открыто, призывай в
помощь Господа Иисуса (Гл.1, с.18).
-------------------------

Старец Эмилиан поясняет, что если сердце еще не открылось, то
надо иметь решимость к этому: «Собирание ума в сердце предполагает наличие
либо уже приобретенной привычки, так что мы мгновенно вкладываем ум в
сердце; либо решимости начать так делать» (Гл.1, с.19). Решимость означает во-
левое устремление ума в сердце и удержание его в области сердечного места
насколько это возможно с помощью «стеснения дыхания», о котором говорит
прп. Григорий Синаит. Если есть такая решимость, то советы свт. Григория помо-
гут обрести благодатное соединение ума с сердцем и тогда «молитва сама начи-
нает действовать» (Гл.2, с.40), то есть молитва будет творится в сердце само-
движно благодатью Святого Духа. Тогда «мы мгновенно вкладываем ум в сердце»
(Гл.1, с.19) и он творит там молитву вместе со Святым Духом и восходит к ангель-
ским созерцаниям. А до отверзения сердца «стеснение дыхания» помогает удер-
жать ум в сердце лишь на короткое время: «Стеснение же дыхания при смежении
уст удерживает ум, но лишь отчасти, [затем] он снова разсеивается» (Гл.2, 38).
--------------------

Хотя слова прп. Григория Синаита о стеснении дыхания могут подразуме-
вать медленное неглубокое дыхание, старец понимает под «стесеннием дыха-
ния» остановку дыхания на краткое время: «Воздохновение (стеснение) дыхания
- это прерывание дыхания, то есть задержка дыхания, некий интервал, когда я не
вдыхаю, и не выдыхаю» (Гл.2, с.38). Почему же надо задерживать дыхание? Старец
Эмилиан поясняет, что этот метод является наилучшим методом сдерживания
ума от рассеяния во время молитвы и что при остановке дыхания ум сам собой
сосредотачивается в сердечном месте: «Сдерживание дыхания - это момент, ко-
гда я останавливаю дыхание, и направляю туда мой взор ума, что происходит
само собой. Ум опускается в сердце, и обретает [там] свое изначальное занятие,
последуя за Христом в словах «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» (Гл.2, с.39).
По мнению старца такому методу молитвы можно научиться за пару дней. Од-
нако, он отмечает, что метод задержки дыхания не является неким священным
действием, но просто способом собрать ум в сердце и вложить в него слова мо-
литвы, обращенные ко Христу: «Поэтому и говорится - ум собрав в сердце. Это
говорится в виде вступления, чтобы мы знали, что дыхание, - о котором пойдет
речь далее, не есть какой-то священный путь, но просто способ, при помощи ко-
торого мы можем найти сердце и вложить в него Христа» (Гл.1, с.19).
 
Православный христианин
«Взывая к Богу, я должен останавливаться. Я непрерывно вдыхаю и выдыхаю, но
мгновением сосредоточения и молитвы является средний момент паузы,
остановки, промежуточное пространство между вдохом и выдохом. Если я не
научусь правильно дышать, то неверной будет и моя жизнь, и молитва, и все
остальное. Мне надо научиться схватывать тот промежуточный миг, мгновение
слуха, который позволит мне увидеть, что это есть основное в молитве – а отнюдь
не мой голос. Если я не буду взывать, то не пойму этой столь простой вещи. Если
я буду непрестанно взывать ко Господу, то могу заметить, что моя душа делается
слушающей, а Бог слышимым»
 
Православный христианин
+++советы свт. Григория помогут обрести благодатное соединение ума с сердцем и тогда «молитва сама начинает действовать» (Гл.2, с.40), то есть молитва будет творится в сердце самодвижно благодатью Святого Духа. Тогда «мы мгновенно вкладываем ум в сердце» (Гл.1, с.19) и он творит там молитву вместе со Святым Духом

Источник Духа, говоря простыми словами, это самодвижная молитва. Ты делаешь вдох, который достигает сердечного места, если ты знаешь о чем это и где оно расположено, и оттуда исходит самодвижная молитва, со словами или, возможно, без них,и тогда уже ум не творит собственную молитву, а пребывает в самодвижной молитве Духа и, как бы, парит в ней, созерцая невыразимое. И надо тогда усиливаться пребывать в этой молитве как можно дольше,так как такая молитва ничего иного не требует, как только внимания к себе. Сама тебя учит всему и не требует никакого иного руководства. Если же она промыслительно ослабевает, то надо встать, пройтись по келье и почитать отцов, которые ее побуждают к действию. И пребывать в таком делании неотступно, насколько позволяют обстоятельства.
 
Крещён в Православии
Православный христианин
В левой части груди. Несколько правее и выше (ниже) соска. Но локализация эта условная. Только собственный долговременный опыт может понять, где это место, и распознать его по действию в нем самодвижной молитвы.
 
Православный христианин
Иэ переписки. В тему.

Человеческий дух понятие многозначное. Поэтому просто: источником у отцов называется способ бытия Духа в человеке (соответствующий созерцательной стадии его развития: из триады делание-созерцание-обожение). Проще говоря, это самодвижная молитва или молитва без слов наподобие источника, которая появляется в сердечном месте после его открытия и перехода к стадии созерцания. Она сопровождается, конечно, какими-то переживаниями, но сама по себе переживанием не является. Культивирование переживаний без источника -- это медитация. Медитация ограниченно полезна на первой стадии делания, но не более того. А если принимать ее за (сугубую) благодать, то и вредна.
Я понятия не имею о Вашем делании, говорю просто на всякий случай, так как знание об этом, на мой взгляд, всем полезно.
 
Православный христианин
Еще немного о медитации. Чувства, которые возделывает подвижник в райском саду своего сердца -- это растения в этом саду. Он их возделывает и созерцает в себе опытно, а не как-нибудь фигурально. Но любой рай не мыслим без источника вод, который расположен в самом центре рая, как об этом и говорится в Писании. Он напояет корни растений водой Духа, а без этого питания они долго не живут. Подвижник вновь насаждает эти растения, но они снова через короткое время засыхают. Вот это и есть медитация. А в саду, где есть источник, растения укореняются, расцветают и приносят свой плод. Поэтому, важнее, где нет источника, скорее, очищать засохшие растения, чем культивировать их, пока в саду не появились плевелы.
 
Православный христианин
+++Почему в буддизме ... нет Бога

Надо быть осторожней с утверждением,что где-то нет Бога, так как Бог вездесущ. Надо оговариваться, в каком смысле Его где-либо нет.

Однажды между прп. Феодором Студитом и иконоборцем состоялся любопытный диалог. Иконоборец утверждал,что Бог в иконах не присутствует. На что прп.Феодор ему отвечал: "Бог присутствует везде, кроме твоего сердца, еретик".

Бог присутствует во всем творении Своими логосами, но видимым образом Он присутствует только в иконах и в сердцах верных христиан, причем не как-нибудь образно, а на самом деле созерцается ими и в них действует. А в сердцах инославных и нерадивых христиан, вроде меня, Он не присутствует и видимым образом не действует, хотя и присутствует Своими логосами.
 
Крещён в Православии
Еще немного о медитации. Чувства, которые возделывает подвижник в райском саду своего сердца -- это растения в этом саду. Он их возделывает и созерцает в себе опытно, а не как-нибудь фигурально. Но любой рай не мыслим без источника вод, который расположен в самом центре рая, как об этом и говорится в Писании. Он напояет корни растений водой Духа, а без этого питания они долго не живут. Подвижник вновь насаждает эти растения, но они снова через короткое время засыхают. Вот это и есть медитация. А в саду, где есть источник, растения укореняются, расцветают и приносят свой плод. Поэтому, важнее, где нет источника, скорее, очищать засохшие растения, чем культивировать их, пока в саду не появились плевелы.
Всё это хорошо. Что такое медитация чуть известно. Область применения медитации обширна. Но в любом случае это метод. Это тренировка психо - душа. Способы дыхания, это тренировка тела. Мне очень непонятно, зачем нужен метод там, где всё зависит от веры, от силы веры, а не от силы внушения и воздействия на психику методом?
 
Православный христианин
Всё это хорошо. Что такое медитация чуть известно. Область применения медитации обширна. Но в любом случае это метод. Это тренировка психо - душа. Способы дыхания, это тренировка тела. Мне очень непонятно, зачем нужен метод там, где всё зависит от веры, от силы веры, а не от силы внушения и воздействия на психику методом?
Душа спасается в теле, а не без него. Адам был создан телесным существом, а не бесплотным. Бог послал на землю Сына Своего Единородного в теле, а не ангела. И православная аскетика признает важность телесной составляющей человека, хотя и не первенство.
 
Крещён в Православии
Душа спасается в теле, а не без него.
Но внушить можно всё. Можно внушить веру. Можно внушить неверие. Для этого и существуют методы внушения, и медитация один из таких методов. А можно привлечь гипнотизёра, который путём гипноза, воздействия на душу, через тело, может ввести в состояние святости. Уснул неверующим грешником, проснулся верующим и исполняющим заповеди Христовы. В принципе это возможно, воздействовать на сознание как гипнозом, так и другими способами внушения. Сознание меняется, становиться религиозным, но будет ли это действием Св.Духа, действием благодати?. И не являются ли сродни этому, внешние обрядовые действия?
 
Православный христианин
«Взывая к Богу, я должен останавливаться. Я непрерывно вдыхаю и выдыхаю, но
мгновением сосредоточения и молитвы является средний момент паузы,
остановки, промежуточное пространство между вдохом и выдохом. Если я не
научусь правильно дышать, то неверной будет и моя жизнь, и молитва, и все
остальное. Мне надо научиться схватывать тот промежуточный миг, мгновение
слуха, который позволит мне увидеть, что это есть основное в молитве – а отнюдь
не мой голос. Если я не буду взывать, то не пойму этой столь простой вещи. Если
я буду непрестанно взывать ко Господу, то могу заметить, что моя душа делается
слушающей, а Бог слышимым»
Здравствуйте. Святые отцы учат: концентрируйтесь только на словах молитвы, дабы не рассеиваться. Дышать можно как вам угодно, даже не дышать. В процессе самого частого среди людей греха, блуда, оскверняет не столько физический процесс, сколько образные видения, виртуальное дублирование в разуме этого блуда. Такая виртуализация может как предшествовать, так и продолжаться после падения, причём долгие и долгие часы! Вот, что сквернит дух! Очень часто нарушен не сам процесс молитвы, а правильное восприятие молитвы. Первое: сердце и разум изначально должны быть всецело готовы к истинной молитве, тогда уже никакое дыхание вам не помеха. Второе: пауза, осмысление прочитанной молитвы, вот что более важно! Обычно человек помолится и сразу "по звонку" скачет по иным делам, как будто и не молился вовсе. А надо дождаться свечения прочитанной молитвы в себе, вот в чём искомый смысл.
 
Крещён в Православии
Такая виртуализация может как предшествовать, так и продолжаться после падения, причём долгие и долгие часы! Вот, что сквернит дух
Часы? Годы, всю жизнь. М.Египетская 17 лет землю грызла, что-бы избавиться от зависимости. Она жила в пустыне. Мы живём в мире где совращением людей занимаются профессионалы, поэтому это уже образ жизни. Тем более если падение напечатлилось на молодую и чистую душу и связано с животной потребностью. В таком случае человек сам себя лишает чести. Вся остальная жизнь, все поступки находятся уже в прямой зависимости от обесчещенного духа и продиктованы таковым. Ничего здесь не сделать. 99% людей узнаёт о разрушительных последствиях греха к сожалению уже вдоволь нагрешившись. Такова жизнь. Бытие определяет сознание.
 
Православный христианин
Старец Эмилиан

___________________________

Афонцы в то время (во времена прп. Григория Синаита) «прилежали только о деятельной жизни». 18 Им было
известно про трезвение и умную молитву, но не имея способа посвящения в
божественное,19 они прибегали лишь к простой деятельной жизни. Деятельная
жизнь — это богослужение, служение ближним, прежде всего послушание,
подчинение своего мышления и сердца [Старцу], 20 также молитва, еще пост,
бдение, труд, и вообще аскеза, как каждодневное делание монаха. Этим и
отличается деятельная жизнь монахов от жизни мiрян, что в монастыре каждая
мелочь делается ради Бога, тогда как в мiру ради нужды, при этом в суете,
тревогах, в попытках преодолеть различные трудности.
О хранении же ума и безмолвии [нашел их] несведущими ... Всех вообще он
наставлял деланию умной непрестанной молитвы своими божественными
учениями.21
Прп. Григорий не преподавал созерцательную жизнь исключительно
отшельникам, но также и общежительным монахам, не различал
общежительного от живущего наедине безмолвника, келлиота от скитянина. Всех
он побуждал жить таким образом, и начальных, и средних, и совершенных, без
всякого различия.
Из Жития, написанного его учеником, святейшим патриархом Каллистом, мы
знаем, что святой много претерпел от завистников, и по причине сего искушения
был вынужден уйти с Афона, «движимый Святым Духом»,22 так что [в итоге]
Иисусова молитва стала достоянием и мiрских людей. Мы сказали «движимый
Святым Духом», но побудительной причиной [ухода] стало злопыхательство и
дикая зависть некоторых людей, к тому же монахов. Хорошо известно, что если
кто-то не довольствуется одной деятельной жизнью, но усиленно ищет Духа, то
есть ведет духовную жизнь, по-настоящему трезвится, желает насколько это
возможно стеснять себя чтобы предоставить больше места Духу — такому
человеку все остальные завидуют и чинят препятствия. Даже монахи, которые
преуспевают в деятельной жизни, становятся врагами тех, кто водится Св. Духом.
Надо иметь в виду, что когда мы станем по-настоящему подвизаться, то на нас
обрушатся беды от наивных и недалеких людей, от завистников, от мелких
пакостников, от мелочности и гордости других братий монастыря, тем более если
бы мы оказались в мiру, где злопыхательства еще больше.
 
Православный христианин
Продолжаю комментировать (курсивом) комментарии о. Эмилиана к прп. Григорию Синаиту (болд).
-----------------------------------------
О МОЛИТВЕ И ДЫХАНИИ
О ДВУХ СПОСОБАХ МОЛИТВЫ

В следующих главах прп. Григорий Синаит освещает дело молитвы с другого
ракурса, так как тема о молитве очень глубока, и чтобы вникнуть, ее нужно
рассмотреть с разных аспектов. Святой очень прост в своих мыслях, его могут
понять самые что ни есть простые люди, но переживается это только на практике

Существуют два образа115 единения [с Богом] или, лучше, с двух сторон входы
умной молитвы, движимой в сердце духом.116


115 τρόποι
116 Г.С.Тв. с.94. Здесь читаем: "...Духом", с большой буквы, что уже является неким
толкованием/пояснением оригинала, где дух – с маленькой. Это видно далее из комм. ст.
Эмилиана.
----------------------------------
И здесь нас поджидает первая трудность. Дух надо здесь писать с большой буквы или нет (из греческого это не установить). Как Вы думаете? О. Змилиан считает, что с маленькой. Вот его пояснения.
----------------------------------

Умная молитва, – говорит он, действует в сердце духом. Под духом прп.
Григорий понимает здесь, главным образом, дыхание, то есть вдох и выдох, то
физическое действие, при котором человек впускает и выпускает из организма
определенный физический элемент, и таким образом обеспечивает жизнь легких
и сердца. Наименование и действование воздуха, или же духа уже в Ветхом Завете
закрепилось как образ и описание Бога, а конкретнее – Св. Духа. Отсюда духом
называется как воздух, так и тот элемент, который дает человеку жизнь. Духом
называется и третье Лицо Пресв. Троицы, которое оживотворяет всякую природу,
предназначенную к жизни в Боге.
Духом – значит посредством воздуха, то есть вдоха и выдоха, или, скажем,
посредством дыхательного упражнения. Но коль скоро дух есть образ Св. Духа, то
мы на удивление можем сказать, что во Св. Духе внутри сердца производится
единение человека с Богом.
----------------------------------------
 
Православный христианин
Продолжаю комментировать (курсивом) комментарии о. Эмилиана к прп. Григорию Синаиту (болд).
-----------------------------------------
О МОЛИТВЕ И ДЫХАНИИ
О ДВУХ СПОСОБАХ МОЛИТВЫ

В следующих главах прп. Григорий Синаит освещает дело молитвы с другого
ракурса, так как тема о молитве очень глубока, и чтобы вникнуть, ее нужно
рассмотреть с разных аспектов. Святой очень прост в своих мыслях, его могут
понять самые что ни есть простые люди, но переживается это только на практике

Существуют два образа115 единения [с Богом] или, лучше, с двух сторон входы
умной молитвы, движимой в сердце духом.116


115 τρόποι
116 Г.С.Тв. с.94. Здесь читаем: "...Духом", с большой буквы, что уже является неким
толкованием/пояснением оригинала, где дух – с маленькой. Это видно далее из комм. ст.
Эмилиана.
----------------------------------
И здесь нас поджидает первая трудность. Дух надо здесь писать с большой буквы или нет (из греческого это не установить). Как Вы думаете? О. Змилиан считает, что с маленькой. Вот его пояснения.
----------------------------------

Умная молитва, – говорит он, действует в сердце духом. Под духом прп.
Григорий понимает здесь, главным образом, дыхание, то есть вдох и выдох, то
физическое действие, при котором человек впускает и выпускает из организма
определенный физический элемент, и таким образом обеспечивает жизнь легких
и сердца. Наименование и действование воздуха, или же духа уже в Ветхом Завете
закрепилось как образ и описание Бога, а конкретнее – Св. Духа. Отсюда духом
называется как воздух, так и тот элемент, который дает человеку жизнь. Духом
называется и третье Лицо Пресв. Троицы, которое оживотворяет всякую природу,
предназначенную к жизни в Боге.
Духом – значит посредством воздуха, то есть вдоха и выдоха, или, скажем,
посредством дыхательного упражнения. Но коль скоро дух есть образ Св. Духа, то
мы на удивление можем сказать, что во Св. Духе внутри сердца производится
единение человека с Богом.
----------------------------------------
Спасибо. Я понял. Индуисты такую форму духа называют праной жизни. В этом аспекте древние христианские исихасты недалеко ушли от язычников. Про умную Иисусову молитву написаны целые библиотеки книг и это не метафора. Могу проще сказать. Святой Никодим Святогорец как-то обратился к многоопытному известному старцу-знатоку умной Иисусовой молитвы. Никодим слышал, что при верном выполнении этой молитвы действительно надо располагаться на некоем низком табурете в полусогнутом состоянии, совершать ритмичные вдохи-выдохи при упоминании имени Божьего, и что важно, эти ритмы должны чётко проходить через область сердца, заполнять её, образуя внутреннюю теплоту. Старец внимательно, немигая выслушал святого Никодима и ответил: не надо тебе этому учиться, просто молись, молитва сама тебя всему научит.
 
Православный христианин
Существуют два образа115 единения [с Богом] или, лучше, с двух сторон входы
умной молитвы, движимой в сердце духом.116


115 τρόποι
116 Г.С.Тв. с.94. Здесь читаем: "...Духом", с большой буквы, что уже является неким
толкованием/пояснением оригинала, где дух – с маленькой. Это видно далее из комм. ст.
Эмилиана.
----------------------------------
И здесь нас поджидает первая трудность. Дух надо здесь писать с большой буквы или нет (из греческого это не установить). Как Вы думаете?
Я думаю, что для одного тропоса единения надо писать с маленькой буквы, а для другого -- с большой. И дальнейшее обсуждение слов св. Григория это покажет. Один тропос соответствует умной Иисусовой молитве, вводимой в сердце путем дыхания, а другой самодвижной молитве Духа, указывающая уму путь сама. Один открывает сердце с помощью собственных усилий ума при содействии Духа, а другой -- дар Духа при содействии собственных усилий.
 
Православный христианин
"Существуют два образа115 единения [с Богом] или, лучше, с двух сторон входы умной молитвы, движимой в сердце духом.116

115 τρόποι
116 Г.С.Тв. с.94. Здесь читаем: "...Духом", с большой буквы, что уже является неким
толкованием/пояснением оригинала, где дух – с маленькой. Это видно далее из комм. ст.
Эмилиана.
"
------------------------------------------
О. Эмилиан:
----------------------------------------
Умная молитва – это некое длящееся действие,118 и такого рода действие требует
некоего места. Поэтому прп. Григорий использует такие образы молитвы как
колодец, или источник, из которого изливаются все блага. Но туда нужно еще
как-то войти, чтобы погрузиться на глубину источника, в воды текущие [в жизнь
вечную].119
Этот вход есть путь к Богу, а, следовательно, и единение с Богом. Поэтому прп.
Отец говорит – два образа единения; точнее, это даже не образы, а с двух сторон
входы умной молитвы. Он хочет сказать, что когда кто-либо использует эти два
способа молитвы, то он как бы заворачивается в нее, обымает ее, а она действует внутри сердца.

118 ενέργεια
119 Ин.4.14: "а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но
вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную".
--------------------------
Мой комментарий:
--------------------------
"Умная молитва – это некое длящееся действие...", энергия, а всякая энергия в физическом мире имеет место своего приложения, в данном случае определенное место сердца, в котором эта энергия проявляет свое особенное действие, тропос. Это сердечный вход. Таких мест два. По числу двух главных созерцаний: Истины, явившейся нам в творении мира, и милости, явившейся нам в Воплощении Иисуса (прп. Каллист Ангеликуд). В сердце человеческом "милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася". Истина подается нам в виде упреждающего молитву действия Духа. А милость подается нам в виде упреждающего действия молитвы. Иисусова молитва творится в преддверии сердца, и действие Духа исходит из глубины сердца ей навстречу. Но иногда действие Духа из глубины сердца предваряет действие молитвы.Это и есть с двух сторон сердца входы умной молитвы, о которых пишет прп. Григорий. Первая соответствует "Исихастскому утешению", а второе "Исихасткому обучению", и первая выше второго, но блажен тот, кто, как пишет прп. Каллист, начал свое обучение со второго.
Византийская аскетика начала свое обучение со второго, а русская с первой, более высокой, но византийская аскетика блаженна, то есть более богата дарами.





0
 
Православный христианин
Спасибо. Не совершай дела Божьего с небрежением! Эти слова я напоминаю себе нередко в последнее время. Прочитал Ваши слова и они дополнили мою мысль.
 
Православный христианин
------------------------------------------
О. Эмилиан:
----------------------------------------
Умная молитва – это некое длящееся действие,118 и такого рода действие требует
некоего места. Поэтому прп. Григорий использует такие образы молитвы как
колодец, или источник, из которого изливаются все блага. Но туда нужно еще
как-то войти, чтобы погрузиться на глубину источника, в воды текущие [в жизнь
вечную].119
18 ενέργεια
119 Ин.4.14: "а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но
вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную".
--------------------------
Мой комментарий:
--------------------------
Здесь о. Эмилиан использует образ источника, о котором мы так много говорили в других своих комментариях. Использует даже может быть не читая других отцов об этом. Использует, так как первое, что приходит на ум любому делателю молитвы, когда он сталкивается с самопроизвольным движением Духа из глубины сердца, это образ источника. Дух Сам тихим гласом свидетельствует о Себе, что Он и есть источник воды, текущей в жизнь вечную. Теперь подвижник точно знает то, что раньше давалось с великим трудом и требовало многих молитв. Он знает месторасположение сердечного входа. И теперь он может одним движением ума войти туда, где течет этот невидимый поток, источник многих созерцаний. А если он промыслительно не течет, то озаботиться тем, по какой причине это произошло. Потому что на первых порах движение Духа неустойчиво и требует дальнейшего очищения сердца, а более всего внимания к нему.
 
Сверху