Эмилиан (Вафидис), архим. Об умной молитве. Толкование глав св. Григория Синаита

Православный христианин
наша воля и стремление скорее мешают проявлению в нас Божественной благодати. Силуан Афонский 16 лет потратил на это, чтобы сдаться и отказаться от этого стремления.
"По этой причине божественная энергия для того, чтобы двигаться в нас, совершенно не нуждается ни в нашей воле, ни в естественном стремлении".

Кстати, здесь прп. Каллист Ангеликуд совершенно отчетливо пишет, что божественная энергия "движется [не двигаясь]". В этом отличие кабинетных богословов от подвижников, знающих об этом из собственного опыта.
 
Православный христианин
Любой христианин имеет мистический опыт общения с Богом посредством благодати.
Кабинетные богословы также имеют мистический опыт причастия благодати, в том числе и при совершении Иисусовой молитвы.
Кабинетные богословы легко отличают ахинею пседомолчальников и сообщают им, что те, которые не отличают неподвижную Божественную сущность от подвижных Нетверных энергий этой неподвижной Божественной сущности, те попадают под 2 анафематизм Влахернского собора (1351 г.), на котором торжественно засвидетельствована православность учения свт. Григория Паламы и сформулированы основные положения паламизма.

"Здесь приводятся (в сокращении) анафематизмы этого собора в переводе А. Ф. Лосева.
"1. [Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия сущности.] Мудрствующие и говорящие, что Свет, воссиявший от Господа при Его божественном преображении, есть то мечтание, тварь и призрак, появившийся на короткое время и вскоре исчезнувший, то сама божественная сущность, ... и не исповедующим, ... что оный божественный Свет не есть ни тварь, ни сущность Бога, но-нетварная, естественная благодать, воссияние и энергия, нераздельно и вечно происходящая от самой божественной сущности, - анафема, анафема, анафема.
2. [Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.] Ещё тем же самым мудрствующим и говорящим, что Бог не имеет никакой естественной энергии, но думающим, что существует только сущность и что совершенно одно и то же и неразличны - божественная сущность и божественная энергия и между ними не мыслится никакое различие в том или другом отношении, [этим еретикам], как неразумно уничтожающим во всех отношениях и самую божественную сущность и приводящим ее к небытию (ибо учителя Церкви дословно говорят, что только небытие лишено энергии)… - анафема, анафема, анафема.
3. [Энергия сущности нетварна.] Ещё тем же самым мудрствующим и говорящим, что всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества тварна, и на основании этого принуждающим славить и саму божественную сущность как тварную (ибо, по святым, тварная энергия должна являть и естество как тварное, а нетварная должна начертывать и сущность как нетварную), и отсюда подвергающимся опасности впасть уже в совершенное безбожие, и навязывающим чистой и непорочной христианской вере эллинскую мифологию и служение тварям, и не исповедующим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что всякая естественная сила и энергия триипостасного Божества нетварна, - анафема, анафема, анафема.
4. [Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нарушает её простоты.] Ещё тем же самым мудрствующим и говорящим, что от этого происходит в Боге сложение, <…> пустословящим, и не исповедующим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию, что с этим боголепным различием вполне прилично сохраняется и божественная простота, - анафема, анафема, анафема.
Противники паламизма не раз обвиняли святого Григория в "двубожии" и даже в "многобожии" (поскольку Божество обладает многими энергиями). По мысли же святителя Григория Паламы учение о различии в Боге между сущностью и Его несозданными энергиями ничем не нарушает божественную простоту, ибо весь Бог нераздельно присутствует в каждой своей энергии. Эти энергии не есть нечто само по себе, отдельно и вне Бога существующее - это Сам Бог в Его обращении к твари.
5. [Имя "Божество" относится не только к сущности Божией, но и к энергиям.] Ещё тем же самым мудрствующим и говорящим, что имя Божества говорится только о божественной сущности, и не исповедующим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что оно налагается не меньше и на божественную энергию... - анафема, анафема, анафема.
6. [В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же - может.] Еще тем же мудрствующим и говорящим, что божественная сущность участвуема, как уже не стыдящимся вновь вводить в нашу Церковь злочестие мессалиан, болевших тем же самым мнением, и не исповедающим, согласно богодухновенному богословию святых и благочестивому мудрованию Церкви, что она совершенно необъемлема, участвуема же божественная благодать и энергия, - анафема, анафема, анафема"."
 
Переславль Залесский
Православный христианин
"По этой причине божественная энергия для того, чтобы двигаться в нас, совершенно не нуждается ни в нашей воле, ни в естественном стремлении".

Кстати, здесь прп. Каллист Ангеликуд совершенно отчетливо пишет, что божественная энергия "движется [не двигаясь]". В этом отличие кабинетных богословов от подвижников, знающих об этом из собственного опыта.
тут наверное все же надо присмотреться, с какого ракурса смотреть на нее... это как если два вагона стоящих рядом начали двигаться одновременно в одном направлении,то будет казаться. что вагоны стоят и не двигаются, а все вокруг в движении...я заметил, что в мире духовном очень все подвижно наоборот. просто необходимо самому иметь инерцию той скорости, чтобы успевать за движением логосов. Это как скоростной болит пролетает мимо тебя и ты не успеваешь разглядеть его. Но имея скорость схожую с ним, вполне можно рассмотреть его. Наше сердце и ум должно напитаться Божественной энергии и позволить духу унести нас с Ним, через подобие. А при равной скорости, будет казаться, что мы не подвижны,а все вокруг мелькает... думаю, что по этой причине,молитвы многих остаются безответны... так как не имеют некой силы духа. Наполненности.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Переславль Залесский
Православный христианин
Такое действо может бесов привлечь. У вас тогда свечение ауры поменяется. Не стоит этого делать.
Спаси Бог. С уважением, Дмитрий.
а вы ее видели??? свечение ,ауру?
 
Православный христианин
Хотя слова прп. Григория Синаита о стеснении дыхания могут подразуме-
вать медленное неглубокое дыхание, старец понимает под «стеснением дыха-
ния» остановку дыхания на краткое время: «Воздохновение (стеснение) дыхания
- это прерывание дыхания, то есть задержка дыхания, некий интервал, когда я не
вдыхаю, и не выдыхаю» (Гл.2, с.38).
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
но просто способ, при помощи ко-
торого мы можем найти сердце и вложить в него Христа» (Гл.1, с.19).
Способ, или метод, связанный с физиологией, примерно как отжимание от пола, физическое упражнение со своим телом, один способ что-бы обрести умную молитву и добиться ангельских созерцаний ( для чего? такие созерцания, для удовольствия?), в другом случае что-бы накачать мышцы. То-есть некое физическое усилие направленное на психику, приближает к Богу?
 
Крещён в Православии
Потому что на первых порах движение Духа неустойчиво и требует дальнейшего очищения сердца, а более всего внимания к нему.
Так и не могу понять что, способствует очищению сердца, физическое упражнение или покаяние? Или одно можно использовать вместо другого? Тогда почему не отжиматься от пола, для задержки дыхания и собирания ума в сердце, и так -же для очистки оного? Пришёл в храм, покаялся, а батюшка типа, упор лёжа принять.:) ну и там, чревоугодие - 100 отжиманий, а блуд - на турничке часика два сердце очищать будешь.
 
Православный христианин
физическое упражнение или покаяние?
Почему физическое? Там переходное. Указанные приемы внимания в сердце связаны непосредственно с сердечным памятованием, а отжимания практически никак. Другое дело, когда нет понимания сути работы, то инструменты не пригодятся, а когда есть, можно и без инструментов. Но если шире посмотреть, наверное и отжимания можно как-то приспособить :). Можно и продолжить было бы... о сдерживание дыхания, почему оно связано с обращением внутрь, где по словам Христа Царствие, но и так влез в чужую беседу, сугубо мнение, пока Евгений не ответил.
 
Православный христианин
но и так влез в чужую беседу
Очень хорошо, что подключились, так как мне и не очень-то хотелось (прошу прощения у Алексея) поддерживать этот вечный спор на тему, человек спасается только верой или еще и телесно. На первое утверждение православные всегда отвечали, что и Господь тогда сошел бы на землю верой, а не телесно. Но теперь этот спор целиком Ваш...:)
 
Крещён в Православии
Почему физическое? Там переходное. Указанные приемы внимания в сердце связаны непосредственно с сердечным памятованием, а отжимания практически никак. Другое дело, когда нет понимания сути работы, то инструменты не пригодятся, а когда есть, можно и без инструментов. Но если шире посмотреть, наверное и отжимания можно как-то приспособить :). Можно и продолжить было бы... о сдерживание дыхания, почему оно связано с обращением внутрь, где по словам Христа Царствие, но и так влез в чужую беседу, сугубо мнение, пока Евгений не ответил.
А чем оно это делание тогда отличается от медитации? Медитация направлена на очищение, внутреннее очищение человека, и через это обновление сознания. И тут тоже, в чём разница, мне непонятно. Так дыши, этак дыши - разве царствие Божие достигается дыханием? Где заповедь блаженства - блаженны дышАщие и так и этак? Какая -то в этом неправда, обман, насилие над сознанием через упражнение, специальное упражнение. Зачем? разве мало дал Господь, зачем дыхание -то задерживать? Мне не понятно. Возможно и были Отцы, которые практиковали эти вещи, когда-то. Из серии, миллион раз скажи Господи помилуй с придыханием, и будет тебе Царствие Небесное, ну не так это всё, всё это в чувство уводит, в католичество, там где розовые ангелочки и румяные Богородицы, ну не наше это, не православное, придыхания и прочие вещи, покаяние -оно и есть покаяние и изменение без предыханий. Дышать нужно ровно, всеми лёгкими которые Господь дал.
 
Крещён в Православии
этот вечный спор на тему, человек спасается только верой или еще и телесно.
Да, нет конечно и телесно тоже спасается, но одно дело это пост и воздержание, где тренируется собственно воля, или физический труд, полезный, где ущемляется излишняя энергия здорового тела, или поклон, который символизирует смирение и покорность, почитание. и. т.д. Но,задержка дыхания - это уже некоторая метода, практика. Тогда нужно и раскрывать что,это символизирует, какой символ, чего? Как связана эта практика с Духом и благодатью. Какой духовный здесь работает механизм.
 
Православный христианин
пост и воздержание
Хотел заметить, - это же еще более физическое, чем "сведение ума в сердце":)
Но,задержка дыхания - это уже некоторая метода, практика.
Большинству наверное не подходит (почему, это отдельно)
смирение и покорность, почитание.
Медитация здесь и присутствует, обязательно, если понимать что это такое, не со слов рабиновичей

Все в инструменты упирается, просто одни вы приемлете, другие нет
 
Крещён в Православии
Внутренним очищением и обновлением сознания, сами отметили
Это типа как в фильме, там где дама перед зеркалом " я самая обаятельная и привлекательная"? Так-же работает? Обновляет сознание. То-есть методы одни и те-же, просто цели разные, и в этом всё дело? Тогда получается духа и нет, а есть просто психика и методы самовнушения. Нашёл метод, убедил себя - хорошо молодец, вот тебе спасение. Не нашёл, не убедил, не поверил, так и нет ничего и спасение мимо.
 
Сверху