Эмилиан (Вафидис), архим. Об умной молитве. Толкование глав св. Григория Синаита

Православный христианин
-------------------------- Мой комментарий: --------------------------
Мы сказали: "источник многих созерцаний". Потому что созерцанием невидимо текущих вод они не ограничиваются. Это естественное созерцание многоразличных логосов, относящихся к творению. И в пределе — самой Истины, явившейся нам в творении мира. У других аскетов это может быть,например, "Море — Отец, вода в Нем — Сын, волны и ветер — Дух". О. Эмилиан пишет об этом очень сдержанно и прикровенно, но тоже использует образы моря, волн и ветра. В глубине сердца подвижника разворачивается целая новая жизнь, пишет он. При этом ум подвижника "ведется" этими созерцаниями, а не движется по собственной воле.
--------------------------------------- О. Эмилиан: ---------------------------------------
Найденное место делается для меня моим родным углом, удобным ложем, в котором и мое дыхание, и ум, и чувства встречаются, я становлюсь весь прост и чувствую себя собранным воедино. Теперь дыханию уже не требуется искать место, и мне не нужно мучиться чтобы направить туда ум. Как собака или осел если знают дорогу, то можно их отпустить самих, так и дыхание, ум, молитва сами идут куда надо. Ты словно чувствуешь некий плеск волн, как когда сильный ветер подует на море. Чувствуешь некое умное взыграние, скоктание, особенное внутреннее переживание, словно где-то в глубине разворачивается целая новая жизнь. Но здесь нужно быть очень осторожным, чтобы не увлечься этим, но задать себе некие рамки. Потому что если увлечься, то потом будут помыслы, или же ты чрезмерно предашься этому удовольствию, ведь это действительно наиприятнейшее наслаждение – обнаружение этого внутреннего места, где ты встречаешь новые переживания сердца. -----------------------------------------
 
Православный христианин
-----------------------------------------
Продолжаем комментировать этот отрывок.
___________________________
"Существуют два образа115 единения [с Богом] или, лучше, с двух сторон входы умной молитвы, движимой в сердце духом.116"
------------------------------------------
О. Эмилиан:
----------------------------------------
Умная молитва – это некое длящееся действие,118 и такого рода действие требует
некоего места. Поэтому прп. Григорий использует такие образы молитвы как
колодец, или источник, из которого изливаются все блага. Но туда нужно еще
как-то войти, чтобы погрузиться на глубину источника, в воды текущие [в жизнь
вечную].119
--------------------------
Мой комментарий:
-------------------------
"Место" и "действие" мы уже комментировали, а так же "источник". Но "источник, из которого изливаются все блага" здесь это нечто другое. Из источника "Истины" изливаются созерцания. Блага изливаются от Имени Иисусова ("О Имя Иисусово, ключ ко всяким дарованиям...") , но о. Эмилиан не различает здесь эти два входа умной молитвы.
"Погрузиться на глубину источника" -- ум, как бы, погружается в эти воды созерцаний, они удерживают его у себя. С тех ум не уклоняется больше в посторонние помыслы, пока Бог не ослабит промыслительно действие умной молитвы.
 
Православный христианин
_______________________

Продолжаем комментировать этот отрывок.
___________________________
"Существуют два образа единения [с Богом] или, лучше, с двух сторон входы умной молитвы, движимой в сердце духом. Благодаря им или ум предвосхищает молитву там [в сердце], прилепляясь, по Писанию, к Господу, или предшествующее проявление действия [Святого Духа] привлекает ум огнем веселия и привязывает его к призыванию и единению с Господом Иисусом".

Мы рассказали уже о предшествующем проявлении действия Святого Духа как об источнике созерцаний из глубины сердца. И предупредили читателя, со слов о. Эмилиана, что увлекаться ими не стоит, пока сердце еще не очищено ("а то будут помыслы"). Но для чего тогда нужно внимание к источнику? Чтобы "привлечь ум огнем веселия", пишет он, в другом сердечном месте. Заметьте, раньше это была вода, а теперь огонь, пусть и прохлаждающий, но огонь, огонь Иисусовой молитвы. Вода Духа порождает огонь Иисусовой молитвы, и это то самое место, где надо ее творить.
 
Православный христианин
------------------------------------------
О. Эмилиан:
----------------------------------------
Умная молитва – это некое длящееся действие,118 и такого рода действие требует
некоего места. Поэтому прп. Григорий использует такие образы молитвы как
колодец, или источник, из которого изливаются все блага. Но туда нужно еще
как-то войти, чтобы погрузиться на глубину источника, в воды текущие [в жизнь
вечную].119
18 ενέργεια
119 Ин.4.14: "а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но
вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную".
--------------------------
Мой комментарий:
--------------------------
Здесь о. Эмилиан использует образ источника, о котором мы так много говорили в других своих комментариях. Использует даже может быть не читая других отцов об этом. Использует, так как первое, что приходит на ум любому делателю молитвы, когда он сталкивается с самопроизвольным движением Духа из глубины сердца, это образ источника. Дух Сам тихим гласом свидетельствует о Себе, что Он и есть источник воды, текущей в жизнь вечную. Теперь подвижник точно знает то, что раньше давалось с великим трудом и требовало многих молитв. Он знает месторасположение сердечного входа. И теперь он может одним движением ума войти туда, где течет этот невидимый поток, источник многих созерцаний. А если он промыслительно не течет, то озаботиться тем, по какой причине это произошло. Потому что на первых порах движение Духа неустойчиво и требует дальнейшего очищения сердца, а более всего внимания к нему.
Молитва сама всему научит. Иисусова молитва это не медитация и ничего общего с ней не имеет, сначала надо говорить в разуме, потом опустить молитву в сердце и так далее, Игнатий (Брянчанинов) научит вас молитве послушайте его отечники о умной молитве, а под правильным дыханием святые отцы вообще совершенно другое подразумевают в этом, и самочинной молитвой заниматься довольно опасно, можно впасть в прельщение и тому подобное, оставлять никак нельзя, если вы оставите молитву, придут 7 более злых духов и будут жить на месте том, как сказано отцами, много нюансов есть в этом, и в целом ваши разумения о молитве Иисусовой в корни неверны по всем пунктам, надо начинать сначала. Сразу говорю, я не занимаюсь молитвой Иисусовой, но когда был помладше практиковал, там все иначе происходит, вы зацикливаетесь на неважном, а вельблюда же глотаете, читайте Брянчанинова, там все будет открыто и довольно понятно для новоначальных коеми мы и являемся с вами. Я не говорю, что молитвы стоит бояться, нет, но предостерегаться впадения в прелесть стоило бы, потому что это очень сильный меч против нечистых духов
 
Православный христианин
_______________________

Продолжаем комментировать этот отрывок.
___________________________
"Существуют два образа единения [с Богом] или, лучше, с двух сторон входы умной молитвы, движимой в сердце духом. Благодаря им или ум предвосхищает молитву там [в сердце], прилепляясь, по Писанию, к Господу, или предшествующее проявление действия [Святого Духа] привлекает ум огнем веселия и привязывает его к призыванию и единению с Господом Иисусом".

Мы рассказали уже о предшествующем проявлении действия Святого Духа как об источнике созерцаний из глубины сердца. И предупредили читателя, со слов о. Эмилиана, что увлекаться ими не стоит, пока сердце еще не очищено ("а то будут помыслы"). Но для чего тогда нужно внимание к источнику? Чтобы "привлечь ум огнем веселия", пишет он, в другом сердечном месте. Заметьте, раньше это была вода, а теперь огонь, пусть и прохлаждающий, но огонь, огонь Иисусовой молитвы. Вода Духа порождает огонь Иисусовой молитвы, и это то самое место, где надо ее творить.
На ранних стадиях будет довольно если вы достигните умиления, это для поздних практик молитвы Иисусовой такие вещи как дух к Богу душа к духу тело к душе, и тепло духовное от молитвы Иисусовой, для начала нужно учить азбуку, а на дыхании не заостряйте вы внимания, это сказано в другом ключе, надо все понимать духовно
 
Православный христианин
В продолжение к предыдущему
----------------------------------------
Два входа созерцательной молитвы:

"...или ум предвосхищает молитву там [в сердце], прилепляясь, по Писанию, к Господу, или предшествующее проявление действия [Святого Духа] привлекает ум огнем веселия и привязывает его к призыванию и единению с Господом Иисусом" (прп. Григорий Синаит).

Ум скачет, по выражению прп. Каллиста Ангеликуда, как в волнах, от воды Духа вверх к Солнцу правды, Иисусу, и обратно. От прохладной волы созерцаний к огню Иисусовой молитвы, чтобы вновь погрузиться в прохладные воды созерцаний. Так описывает самодвижную созерцательную молитву прп. Каллист Ангеликуд.

Но чтобы она появилась, нужно либо предшествующее действие Св.Духа, либо нужно терпеливо стоять с Иисусовой молитвой у дверей сердца, ожидая когда огонь веселия от молитвы привлечет из глубины сердца действие Св.Духа.
 
Православный христианин
Из комментариев на "Главы о рае" прп. Каллиста Ангеликуда

========================================

"Никакая из свойственных нам по природе энергий не может совершенно угасить похотение и гнев, даже если бы [они] и действовали, как им подобает. А вышеестественная энергия Святого Духа, [действующая] в сердце, не имея происхождения ни от чего природного, но [представая как] непредставимое явление в помилованных [Богом], движется, или, лучше сказать, воспламеняется явно без участия воли [человека]".

Отец пишет "движется, или, лучше сказать, воспламеняется" потому, что энергия Духа движется из глубины сердца и воспламеняется у его вершины, побуждая причастника безмятежно наслаждаться этим действием Духа, не прилагая никаких усилий, кроме как внимания к нему.

"Поэтому она совершенно не нуждается ни в чем нашем, говорим ли мы об энергии, или же об осиянии, или явлении Духа; но только в том, чтобы причастник безмятежно созерцал в своем сердце и вышеестественно наслаждался [действием Духа]".

"По этой причине божественная энергия для того, чтобы двигаться в нас, совершенно не нуждается ни в нашей воле, ни в естественном стремлении".

Помыслы обходят это действие Духа в сердце стороной. Подвижник замечает их "краем глаза", и они удаляются.

"Поэтому ясно, что [тогда] бездейственны и праздны всякое похотение и гнев".

"И, коротко сказать, страстное начало души лежит, отверженное и бездейственное, когда действует вышеестественным образом [исходящее] из сердца веяние животворящего Духа, а ум исполняется веселием и оживляется".

Но горе тому делателю молитвы, который, как это часто бывает у меня, задержит свое внимание на помысле и вступит с ним в собеседование, вместо того чтобы наслаждаться вышеестественным действием Св. Духа.
 
Крещён в Православии
Понеслась мысль по форуму!
В процессе самого частого среди людей греха, блуда, оскверняет не столько физический процесс, сколько образные видения, виртуальное дублирование в разуме этого блуда. Такая виртуализация может как предшествовать, так и продолжаться после падения, причём долгие и долгие часы! Вот, что сквернит дух!
Если имеется в виду "виртуализации после", то есть, выражаясь правильно и просто - фантазии, то понятно. Понятно что такое фантазии(хотя это неверно, оскверняет блуд, мыслью или делом).

А вот если есть какая-то "виртуализация во время", которая оскверняет по более физического процесса, то прям интересно, можно по подробнее. Как это? Об чем же там фантазировать?
 
Православный христианин
Понеслась мысль по форуму!

Если имеется в виду "виртуализации после", то есть, выражаясь правильно и просто - фантазии, то понятно. Понятно что такое фантазии(хотя это неверно, оскверняет блуд, мыслью или делом).

А вот если есть какая-то "виртуализация во время", которая оскверняет по более физического процесса, то прям интересно, можно по подробнее. Как это? Об чем же там фантазировать?
Такое действо может бесов привлечь. У вас тогда свечение ауры поменяется. Не стоит этого делать.
Спаси Бог. С уважением, Дмитрий.
 
Крещён в Православии
Свечение ауры и прочее что с этим связано это бред Блаватской которая ведёт прямой дорогой в ад
 
Православный христианин
Свечение ауры и прочее что с этим связано это бред Блаватской которая ведёт прямой дорогой в ад
Насчёт Блаватской не спорю. Блаватская не первооткрыватель контурного свечения элктромагнитного поля, в целом, она не столп и не основание истины. Не понимаю, почему вы использовали опорой для опрокидывания моего мировоззрения именно эту даму? Возможно, она для вас некий антиавторитет, лидер лженаправления. Каким образом это знание ведёт в ад? Не представляю. Это похоже на безумные всплески руками и выкрики вслед рассказчика: ты в прелесть впадёшь! Крикун, при этом, не догадывается, что сам давно по уши в той же прелести, как и рассказчик. Вопрос в другом: не пугать друг друга, а искать выход из плохого положения. Многие умеют только вопить, а на самом деле, только единицы из тысяч могут спасать людей без истерик. Миллионы простых и думающих людей знают и корректируют свою ауру. Существует великое множество подтверждающих любительских снимков со случайным попаданием этого телесного свечения, не говорю про профессиональные фотоснимки ауры. Всё это неоспоримо. Какой ад? Когда Христа спросили: где царство небесное? Он ответил: внутри вас. Так же и я добавлю: ад уже внутри вас, уважаемый критик. Не надо распространять свой ад вокруг себя и пугать читателей. Спасибо.
 
Крещён в Православии
Такое действо может бесов привлечь.
Действо это визуализация блуда в процессе блуда, или исключительно блудные помыслы?

У вас тогда свечение ауры поменяется.
Нет! Свечением ауры я рисковать не могу! :)
 
Православный христианин
Насчёт Блаватской не спорю. Блаватская не первооткрыватель контурного свечения элктромагнитного поля, в целом, она не столп и не основание истины. Не понимаю, почему вы использовали опорой для опрокидывания моего мировоззрения именно эту даму? Возможно, она для вас некий антиавторитет, лидер лженаправления. Каким образом это знание ведёт в ад? Не представляю. Это похоже на безумные всплески руками и выкрики вслед рассказчика: ты в прелесть впадёшь! Крикун, при этом, не догадывается, что сам давно по уши в той же прелести, как и рассказчик. Вопрос в другом: не пугать друг друга, а искать выход из плохого положения. Многие умеют только вопить, а на самом деле, только единицы из тысяч могут спасать людей без истерик. Миллионы простых и думающих людей знают и корректируют свою ауру. Существует великое множество подтверждающих любительских снимков со случайным попаданием этого телесного свечения, не говорю про профессиональные фотоснимки ауры. Всё это неоспоримо. Какой ад? Когда Христа спросили: где царство небесное? Он ответил: внутри вас. Так же и я добавлю: ад уже внутри вас, уважаемый критик. Не надо распространять свой ад вокруг себя и пугать читателей. Спасибо.
У меня фиолетовая, пацаны
 
Переславль Залесский
Православный христианин
«Взывая к Богу, я должен останавливаться. Я непрерывно вдыхаю и выдыхаю, но
мгновением сосредоточения и молитвы является средний момент паузы,
остановки, промежуточное пространство между вдохом и выдохом. Если я не
научусь правильно дышать, то неверной будет и моя жизнь, и молитва, и все
остальное. Мне надо научиться схватывать тот промежуточный миг, мгновение
слуха, который позволит мне увидеть, что это есть основное в молитве – а отнюдь
не мой голос. Если я не буду взывать, то не пойму этой столь простой вещи. Если
я буду непрестанно взывать ко Господу, то могу заметить, что моя душа делается
слушающей, а Бог слышимым»
Ой как знаком поиск этого мига.... ;)
 
Переславль Залесский
Православный христианин
-------------------------- Мой комментарий: --------------------------
Мы сказали: "источник многих созерцаний". Потому что созерцанием невидимо текущих вод они не ограничиваются. Это естественное созерцание многоразличных логосов, относящихся к творению. И в пределе — самой Истины, явившейся нам в творении мира. У других аскетов это может быть,например, "Море — Отец, вода в Нем — Сын, волны и ветер — Дух". О. Эмилиан пишет об этом очень сдержанно и прикровенно, но тоже использует образы моря, волн и ветра. В глубине сердца подвижника разворачивается целая новая жизнь, пишет он. При этом ум подвижника "ведется" этими созерцаниями, а не движется по собственной воле.
--------------------------------------- О. Эмилиан: ---------------------------------------
Найденное место делается для меня моим родным углом, удобным ложем, в котором и мое дыхание, и ум, и чувства встречаются, я становлюсь весь прост и чувствую себя собранным воедино. Теперь дыханию уже не требуется искать место, и мне не нужно мучиться чтобы направить туда ум. Как собака или осел если знают дорогу, то можно их отпустить самих, так и дыхание, ум, молитва сами идут куда надо. Ты словно чувствуешь некий плеск волн, как когда сильный ветер подует на море. Чувствуешь некое умное взыграние, скоктание, особенное внутреннее переживание, словно где-то в глубине разворачивается целая новая жизнь. Но здесь нужно быть очень осторожным, чтобы не увлечься этим, но задать себе некие рамки. Потому что если увлечься, то потом будут помыслы, или же ты чрезмерно предашься этому удовольствию, ведь это действительно наиприятнейшее наслаждение – обнаружение этого внутреннего места, где ты встречаешь новые переживания сердца. -----------------------------------------
верно про рамки сказано. не знаю от куда это знаю я,но это понимание открылось сразу,что нельзя останавливаться,говорить себе ВОТ ОНО ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ!!!! Нет,ни в коем случае такие мысли на допускать. да и внутреннее смирение не то что не позволяет это сделать, а и мысль не появляется "поднять" глаза на этот уровень.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
В продолжение к предыдущему
----------------------------------------
Два входа созерцательной молитвы:

"...или ум предвосхищает молитву там [в сердце], прилепляясь, по Писанию, к Господу, или предшествующее проявление действия [Святого Духа] привлекает ум огнем веселия и привязывает его к призыванию и единению с Господом Иисусом" (прп. Григорий Синаит).

Ум скачет, по выражению прп. Каллиста Ангеликуда, как в волнах, от воды Духа вверх к Солнцу правды, Иисусу, и обратно. От прохладной волы созерцаний к огню Иисусовой молитвы, чтобы вновь погрузиться в прохладные воды созерцаний. Так описывает самодвижную созерцательную молитву прп. Каллист Ангеликуд.

Но чтобы она появилась, нужно либо предшествующее действие Св.Духа, либо нужно терпеливо стоять с Иисусовой молитвой у дверей сердца, ожидая когда огонь веселия от молитвы привлечет из глубины сердца действие Св.Духа.
ой как все в точку!!! Как эти слова греют душу! как это трепетно стоять у двери и ждать открытия дверки
 
Переславль Залесский
Православный христианин
"По этой причине божественная энергия для того, чтобы двигаться в нас, совершенно не нуждается ни в нашей воле, ни в естественном стремлении".
наша воля и стремление скорее мешают проявлению в нас Божественной благодати. Силуан Афонский 16 лет потратил на это, чтобы сдаться и отказаться от этого стремления.
 
Православный христианин
Ой как знаком поиск этого мига.... ;)
Да, здорово у о. Эмилиана здесь написано. Но, как написал один делатель молитвы:
--------------
Я не пользуюсь дыхательным методом, а просто жду у сердечного входа, так как знаю, где он у меня находится, и слегка его разогреваю любовью к Иисусу, отгоняя при этом, если приближаются, помыслы. И когда появляется из внутренней келлии сердца самодвижная молитва, наподобие мощно бьющего из сердца источника, уже ни о чем не думаю. Ум при этом пребывает в созерцании невыразимого, будучи не в состоянии от него отвлечься. Часто это бывают созерцания логосов творения, наподобие океана, а бывает, что из того места, где разогревалось сердце, восходит в безвидном созерцании Иисус, Солнце правды, милостиво взирающее на все творение. Но долго выдерживать такое созерцание ум не может и ныряет обратно в океан, и затем снова выныривает к Солнцу, наподобие дельфина, как пишет об этом прп. Каллист Ангеликуд. И оба этих созерцания соответствуют, как пишет он же, "двум основным созерцаниям всякого подвижника в Духе": Истины, заключающейся в логосах творения, и милости, заключающейся в Воплощении Иисуса. В них, этих созерцаниях, "милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася".
-----------------------
 
Последнее редактирование:
Сверху