- Православный христианин
О сути молитвы:
«Эта наивысшая любовь, любовный эрос, это совершенное предание себя
Богу делают любомудренный ум захваченным, и в этом акте он познаёт жи-
вотворящий всё Логос, вмещает Его в себя и делает своим. Таким образом,
состояние молитвы это не просто некая благодать, исходящая от Бога, но сам
результат в виде безстрастного эротического влечения, желания и тяги к
Богу. В отношении Бога человек только на одно (дело) способен, только к
одной вещи он действительно может стремиться, всё прочее будет страстью.
И эта единственная вещь есть безстрастие".
Любовь не просто чувство, пусть и бесстрастное. Но бытие в Боге и Бога в любящем, не просто образно выражаемое, но созерцаемое опытно.
---------------------------
прп. Григорий Синаит:
Но [ты,] поникши вниз, и ум собрав в сердце, если оно открыто, призывай в
помощь Господа Иисуса (Гл.1, с.18).
-------------------------
Старец Эмилиан поясняет, что если сердце еще не открылось, то
надо иметь решимость к этому: «Собирание ума в сердце предполагает наличие
либо уже приобретенной привычки, так что мы мгновенно вкладываем ум в
сердце; либо решимости начать так делать» (Гл.1, с.19). Решимость означает во-
левое устремление ума в сердце и удержание его в области сердечного места
насколько это возможно с помощью «стеснения дыхания», о котором говорит
прп. Григорий Синаит. Если есть такая решимость, то советы свт. Григория помо-
гут обрести благодатное соединение ума с сердцем и тогда «молитва сама начи-
нает действовать» (Гл.2, с.40), то есть молитва будет творится в сердце само-
движно благодатью Святого Духа. Тогда «мы мгновенно вкладываем ум в сердце»
(Гл.1, с.19) и он творит там молитву вместе со Святым Духом и восходит к ангель-
ским созерцаниям. А до отверзения сердца «стеснение дыхания» помогает удер-
жать ум в сердце лишь на короткое время: «Стеснение же дыхания при смежении
уст удерживает ум, но лишь отчасти, [затем] он снова разсеивается» (Гл.2, 38).
--------------------
Хотя слова прп. Григория Синаита о стеснении дыхания могут подразуме-
вать медленное неглубокое дыхание, старец понимает под «стесеннием дыха-
ния» остановку дыхания на краткое время: «Воздохновение (стеснение) дыхания
- это прерывание дыхания, то есть задержка дыхания, некий интервал, когда я не
вдыхаю, и не выдыхаю» (Гл.2, с.38). Почему же надо задерживать дыхание? Старец
Эмилиан поясняет, что этот метод является наилучшим методом сдерживания
ума от рассеяния во время молитвы и что при остановке дыхания ум сам собой
сосредотачивается в сердечном месте: «Сдерживание дыхания - это момент, ко-
гда я останавливаю дыхание, и направляю туда мой взор ума, что происходит
само собой. Ум опускается в сердце, и обретает [там] свое изначальное занятие,
последуя за Христом в словах «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» (Гл.2, с.39).
По мнению старца такому методу молитвы можно научиться за пару дней. Од-
нако, он отмечает, что метод задержки дыхания не является неким священным
действием, но просто способом собрать ум в сердце и вложить в него слова мо-
литвы, обращенные ко Христу: «Поэтому и говорится - ум собрав в сердце. Это
говорится в виде вступления, чтобы мы знали, что дыхание, - о котором пойдет
речь далее, не есть какой-то священный путь, но просто способ, при помощи ко-
торого мы можем найти сердце и вложить в него Христа» (Гл.1, с.19).
«Эта наивысшая любовь, любовный эрос, это совершенное предание себя
Богу делают любомудренный ум захваченным, и в этом акте он познаёт жи-
вотворящий всё Логос, вмещает Его в себя и делает своим. Таким образом,
состояние молитвы это не просто некая благодать, исходящая от Бога, но сам
результат в виде безстрастного эротического влечения, желания и тяги к
Богу. В отношении Бога человек только на одно (дело) способен, только к
одной вещи он действительно может стремиться, всё прочее будет страстью.
И эта единственная вещь есть безстрастие".
Любовь не просто чувство, пусть и бесстрастное. Но бытие в Боге и Бога в любящем, не просто образно выражаемое, но созерцаемое опытно.
---------------------------
прп. Григорий Синаит:
Но [ты,] поникши вниз, и ум собрав в сердце, если оно открыто, призывай в
помощь Господа Иисуса (Гл.1, с.18).
-------------------------
Старец Эмилиан поясняет, что если сердце еще не открылось, то
надо иметь решимость к этому: «Собирание ума в сердце предполагает наличие
либо уже приобретенной привычки, так что мы мгновенно вкладываем ум в
сердце; либо решимости начать так делать» (Гл.1, с.19). Решимость означает во-
левое устремление ума в сердце и удержание его в области сердечного места
насколько это возможно с помощью «стеснения дыхания», о котором говорит
прп. Григорий Синаит. Если есть такая решимость, то советы свт. Григория помо-
гут обрести благодатное соединение ума с сердцем и тогда «молитва сама начи-
нает действовать» (Гл.2, с.40), то есть молитва будет творится в сердце само-
движно благодатью Святого Духа. Тогда «мы мгновенно вкладываем ум в сердце»
(Гл.1, с.19) и он творит там молитву вместе со Святым Духом и восходит к ангель-
ским созерцаниям. А до отверзения сердца «стеснение дыхания» помогает удер-
жать ум в сердце лишь на короткое время: «Стеснение же дыхания при смежении
уст удерживает ум, но лишь отчасти, [затем] он снова разсеивается» (Гл.2, 38).
--------------------
Хотя слова прп. Григория Синаита о стеснении дыхания могут подразуме-
вать медленное неглубокое дыхание, старец понимает под «стесеннием дыха-
ния» остановку дыхания на краткое время: «Воздохновение (стеснение) дыхания
- это прерывание дыхания, то есть задержка дыхания, некий интервал, когда я не
вдыхаю, и не выдыхаю» (Гл.2, с.38). Почему же надо задерживать дыхание? Старец
Эмилиан поясняет, что этот метод является наилучшим методом сдерживания
ума от рассеяния во время молитвы и что при остановке дыхания ум сам собой
сосредотачивается в сердечном месте: «Сдерживание дыхания - это момент, ко-
гда я останавливаю дыхание, и направляю туда мой взор ума, что происходит
само собой. Ум опускается в сердце, и обретает [там] свое изначальное занятие,
последуя за Христом в словах «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» (Гл.2, с.39).
По мнению старца такому методу молитвы можно научиться за пару дней. Од-
нако, он отмечает, что метод задержки дыхания не является неким священным
действием, но просто способом собрать ум в сердце и вложить в него слова мо-
литвы, обращенные ко Христу: «Поэтому и говорится - ум собрав в сердце. Это
говорится в виде вступления, чтобы мы знали, что дыхание, - о котором пойдет
речь далее, не есть какой-то священный путь, но просто способ, при помощи ко-
торого мы можем найти сердце и вложить в него Христа» (Гл.1, с.19).