Иисусова молитва в условиях современности

Православный христианин
Пока.Серафим :
Вставши от сна всякий христианин пусть прочтет молитву Господню:
Отче наш… трижды, в честь Пресвятой Троицы;
потом песнь Богородице:
Богородице Дево, радуйся… трижды и
Символ веры:
Верую во единого Бога… единожды.

Совершив это правило, пусть занимается своим делом.
Во время же работы дома или находясь в пути, пусть читает тихо:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго;
а если окружают его другие люди, то занимаясь делом пусть говорит умом только:
Господи, помилуй

, и так продолжает до обеда

Почему на людях нельзя губами шевелить ,ну только умом ?или вслух молитвы читать ?,интересно ...,а если в таких условиях находишься ,что 24/7 среди людей находишься и это всегда так ,годы ...(Армия,тюрьма например) , то подобно как мусульмане не стесняются ,что на них смотрят ,отходят в уголок и на коврике намаз делают ,то также на коврике поклоны с молитвой Иисусовой или вечернее правило ?
 
Православный христианин
Чтобы не было возношения.
Здесь два контекста может быть, по поводу невозвышения - это уже давно не актуально в наше время, напротив принизиться разве что можно). Второй момент именно о произношении в уме, да в уме и никак иначе, если шевеляться губы - уже не совсем в уме, если чувствуется легкое усилие в гортани - тоже не вполне умственная молитва. Разница существенная, ***нужно четко понять этот момент имхо, когда внутренним голосом воспроизводишь - не вполне умственная молитва***.. чем больше молишься, тем более нужно осваивать именно внутреннюю, умственную, странно здесь недоумевание Алексея. Существенный момент что чисто-умственная не переходит в механическую, а если шевелить губами - легко может стать мхеанической.
 
Православный христианин
Главное в Иисусовой молитве не количество, а качество. Запомните, что ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах.
Святые выделяют два Пути, или два ключа к стяжанию молитве иисусовой. Один количество и через него приобретается качество, а другой - небольшое количество, но сразу стараться качественно. Или сочетать то и другое. В особое время совершать неспешно правило с конкретным количеством, а в течении дня, хоть и не так внимательно будет, непрестанно про себя совершать молитву. Есть ещё третий, но это отдельный разговор.

Вот, что сказано в "Откровенных рассказах странника" об этих двух путях:

"

Три ключа ко внутренней молитвенной сокровищнице. Обретенные в духовных богатствах Св. Отцов​

В сердце моем скрых словеса Твоя (Пс. 119, 11).

Подобает уму тщатися всяцем ухищрением горе простертися (Катафигиота гл. 19).


Если каждый имеет свои особенные свойства, наклонности и способности, то и достижение одной и той же цели совершается по различным направлениям, разными способами, руководствующими к оному. Так и достижение цели внутренно молитвенных действий бывает посредством многих к сему путей, как читаем в наблюдениях святых отцов.

....

Есть и другие существенные способы к внутренней молитве, как бы непосредственно к ней относящиеся. Таковых три, как находим у святых отцов.

1. Частость призывания имени Иисуса Христа;

2. Внимательность к сему призыванию; и

3. Вхождение внутрь себя, или, как выражаются отцы церкви, вхождение ума в сердце.

Так как сии способы преимущественно скорейшим и удобнейшим образом отверзают внутри нас царствие Божие и обнаруживают сокровище внутренней духовной молитвы в сердце нашем, то весьма прилично назвать их ключами к сему сокровенному ковчегу.

Ключ первый

Если количество ведет к качеству, то и частое, почти беспрестанное призывание имени Иисуса Христа, хотя в начале и рассеянное, может привести ко вниманию и теплоте сердечной; поелику натура человеческая способна усвоять известное настроение посредством частого употребления и привычки. Чтоб научиться что-либо делать хорошо, надобно делать оное гораздо чаще, сказал один духовный писатель; и св. Исихий говорит, что частость рождает навыкновение и обращается в натуру (гл. 7). Это, как видно из наблюдений опытных мужей, бывает в отношении ко внутренней молитве таковым образом: желающий достигнуть внутренней молитвы решается часто, почти беспрерывно призывать имя Божие, т. е. устно произносить Иисусову молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного; иногда же сокращенно, т. е. Господи Иисусе Христе, помилуй мя, как учит св. Григорий Синаит. Он же присовокупляет, что сокращенное призывание удобнее для новоначального, впрочем, не отрицает и того и другого, советуя только не часто переменять молитвенные глаголы, дабы удобнее приобыкнуть к призыванию. А чтобы и еще более возбуждаться к беспрестанному творению молитвы, учащийся полагает себе в правило, смотря по времени, известное количество раз призывать, т. е. столько-то сотен или тысяч молитв по четкам проговаривать в день и ночь, не спешно, а изречисто, напрягая язык и уста. По некотором времени уста и язык упражняющегося получают таковое навыкновение и как бы самодвижность, что уже без особого усилия сами собою будут двигаться с изречением имени Божия, даже и без гласа. Далее к сему движению языка станет прислушиваться ум и постепенно очищается от рассеяния и приходит во внимание к молитве. Наконец, может последовать и снисшествие ума в сердце, как выражаются отцы, т. е. ум, возвратясь в сердце, согреет оное теплотою божественной любви, и уже само сердце будет без понуждения, свободно, с неизреченною сладостию призывать имя Иисуса Христа и изливаться с умиленем пред Богом беспрерывно, по реченному: аз сплю, а сердце мое бдит[Песн. песн. 5, 2]. О плодотворности частого умного призывания имени Иисуса Христа, прекрасно выразился св. Исихий: якоже бо дождь, елико множае на землю сходит, толико и землю умягчает, сице и землю сердца нашего имя Христово от нас призываемо радостно творит и веселит, елико частейше призывается.

Хотя показанный способ, основанный на опытах и наблюдениях св. отцов, и достаточен к удобному руководству, чтобы достичь желанной цели внутренней молитвы, однакож, есть и еще способы высшие, как-то: внимание и введение ума в сердце. Сей первый способ приличествует преимущественно тем, кои не приобучились еще ко вниманию и неспособны еще успешно трудиться над сердцем, или же он может быть введением и предпутием к последующим способам. Впрочем, по разности свойств и способностей, кому что удобнее, тот то да и избирает, как говорит Никифор монашествующий.

Ключ второй

Внимание есть блюдение (хранение) ума, как выразился Никифор монашествующий, или внимание есть собрание ума к себе, и углубление его в один какой-либо предмет, при оставлении всех посторонних мыслей и воображений. Сколь оное необходимо, при занятии молитвою, о сем уверяют святые Каллист и Игнатий, приводя слова преп. Нила, что внимание, ищущее молитву, непременно ее обрящет; молитва бо вниманию последует множае, нежели чесому иному, о нем же тщатися подобает (Добротолюбие, 2 часть, гл. 24). Подобное сему пишет и св. Исихий: елико мысли крайне внемлеши, потолику с желанием Иисусу молитися будеши (гл. 90); и еще: воздух сердечный радости и тишины исполняется от крайнего внимания (гл. 91), которое «так необходимо для молитвы, как светильня для лампадного света» (гл. 102). Также и Никифор монашествующий, по изложении учения о внутренней молитве, наконец заключает, что если не удобно будет, по показанному им образцу, входить в сердце, то следует употребить всевозможное внимание при молитве, которое, без всякого сомнения, отверзет сердечный вход и разовьет внутреннюю молитву, что, как уверяет он, дознано из опыта. И св. писание подтверждает сию истину, что без внимания не можно соединиться с Богом, говоря: упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог.

Итак, желающий посредством внимания достигнуть внутренней молитвы должен держаться, сколько возможно, уединения, избегать бесед с людьми, молитву творить не поспешно и не помногу вдруг, а с некоторою расстановкою, углублять ум в молитвенные глаголы таким образом, как бывает при внимательном чтении книги, по возможности отгонять помыслы и всемерно внимать Иисусу, которого призывает, и его умилостивлению, которого просит: иногда, сотворивши одну молитву, побезмолвствовать немного, как бы ждя ответа Божия, стараться удерживать внимание и в случае рассеяния, и всегда помнить, что ты решился для Господа пребывать в непрестанном внимании молитве, при очищении ума от помыслов.
"
Увлечение внешним молитвенным подвигом и особенно погоня за числом прочитанных молитв может привести к опасному состоянию, близкому к прелести. У отцов оно называется мнением.
Не само количество ведёт к прелести, а изначально ложные ориентиры, что молитва совершалась без должного образования. Человек думает, мол, ооо... как много я молюст... Равно и неспешное небольшое количество молитв может закончиться прелестью не само по себе, а потому, что человек начнёт превозноситься, мол, ооо... как внимательно я молюсь.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Тут тема не про "умную " молитву , амо молитве словесной "на людях" . Вот вы когда на работе находитесь ,как молитесь ? Я вот среди людей пробовал про себя - про себя это значит вообще никак и точка
 
Православный христианин
Чтобы не было возношения.
А Св. Ефрем Оризонский напротив учил как можно чаще молиться не то, что с движущимися устами, а вообще вслух.
Опять же к превозношению ведёт не сама практика такой молитвы, а духовная необразованность, гордость, которую Господь подправит. Я например, когда молюсь с движущимися устами, нисколько не превозношусь. Пусть видят люди и сами, скажем так, "заразятся". По хорошему ;)

"Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет" (Лк. 8:16).

В конце концов Господь нам давал пример такой молитвы вслух перед всеми.

И вообще, просто логически подумайте. Вы когда с отцом и матерью по плоти беседуете, вы же не стыдитесь этого и не впадаете в гордость, самомнение. Это же был бы абсурд. Чему тут превозноситься? А чему превозноситься нам в общении с Богом - нашим истинным Отцом, что на Небе. Тут скорее не превозношение бывает, а нечто другое, когда не то, что губами не шевелят, но и перекреститься в столовой за обедом стыдятся. Не должно между нами такого быть.

"Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Мк. 8:38)

 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Тут тема не про "умную " молитву , амо молитве словесной "на людях" . Вот вы когда на работе находитесь ,как молитесь ? Я вот среди людей пробовал про себя - про себя это значит вообще никак и точка
"умная" это не какая специальная, а та о которой сказано "непрестанно молитесь". В корне неправильное представление у вас, что она никакая. Наоборот, единственно верная. Но к ней нужен навык, начинать конечно вслух ... Здесь опять же две проблемы, одну обозначил - вполшепота/вслух/губами и тд - всегда ведет к автоматической незаметно. Второй момент - если на "умную" не переходить (не нудить себя, пытаться хотя бы время от времени - готовы ли?), то возрастания в молитве не будет, останется навсегда бубнением.
*А потом - молитва не работает, и оставление.

или внимание есть собрание ума к себе, и углубление его в один какой-либо предмет, при оставлении всех посторонних мыслей и воображений.
Об этом и пишет Никифор. Такое в полной мере возможно только при оставлении говорения, само говорение приближает, но дальше ....
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
А Св. Ефрем Оризонский напротив учил как можно чаще молиться не то, что с движущимися устами, а вообще вслух.
Опять же к превозношению ведёт не сама практика такой молитвы, а духовная необразованность, гордость, которую Господь подправит. Я например, когда молюсь с движущимися устами, нисколько не превозношусь. Пусть видят люди и сами, скажем так, "заразятся". По хорошему ;)

"Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет" (Лк. 8:16).

В конце концов Господь нам давал пример такой молитвы вслух перед всеми.

И вообще, просто логически подумайте. Вы когда с отцом и матерью по плоти беседуете, вы же не стыдитесь этого и не впадаете в гордость, самомнение. Это же был бы абсурд. Чему тут превозноситься? А чему превозноситься нам в общении с Богом - нашим истинным Отцом, что на Небе. Тут скорее не превозношение бывает, а нечто другое, когда не то, что губами не шевелят, но и перекреститься в столовой за обедом стыдятся. Не должно между нами такого быть.

"Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Мк. 8:38)

Да верно, ещё добавлю,а чему там превозноситься то, это обычная обязанность христианина ,непрестанно молиться .

"умная" это не какая специальная, а та о которой сказано "непрестанно молитесь". В корне неправильное представление у вас, что она никакая. Наоборот, единственно верная. Но к ней нужен навык, начинать конечно вслух ... Здесь опять же две проблемы, одну обозначил - вполшепота/вслух/губами и тд - всегда ведет к автоматической незаметно. Второй момент - если на "умную" не переходить (не нудить себя, пытаться хотя бы время от времени - готовы ли?), то возрастания в молитве не будет, останется навсегда бубнением.
Я о том,что попробуйте среди людей молиться умно ,там внимания вообще ноль ,а потом и вообще забывается о молитве и молился ли вообще ...
 
Православный христианин
Я о том,что попробуйте среди людей молиться умно ,там внимания вообще ноль ,а потом и вообще забывается о молитве и молился ли вообще ...
Если Хорошо утром помолишься и настроишь себя на присутствие Бога, то можно всегда и на работе искренне с большим вниманием молиться. Опыт. Так учили все Святые. Серафим Саровский всем рекомендовал до вечера весь день совершать молитву иисусову, делаешь что, идёшь, или даже по нужде сходил. Эта забывчивость по началу будет, а как навыкнешь, можно будет.
 
Православный христианин
Я о том,что попробуйте среди людей молиться умно ,там внимания вообще ноль ,а потом и вообще забывается о молитве и молился ли вообще ...
А я о том и говорю, что это навык в котором возрастают) Сперва никак, потом учитесь, но не забывая об этом ориентире. "Заводиться" нужно. Не зря такой совет есть, начать сидя, и входить в дело постепенно

***Полагаться на бубнение - тупиковый путь, по моему имхо - его даже не слишком много надо, вначале только чтобы научиться отделять где-что происходит внутри. Имхо лучше сразу это понять, что молитва не языком делается а сердцем/вн. вниманием. Хотя интерес к словесной версии понятен, это материальная ориентированность сказывается так, и вера наподобии магической
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Главное в молитве иисусовой - это не только в слова заключать ум. Заключение в слова, но от этого внимания сердцем обращаться к Богу, в Его присутствии, с должным чувством, а не холодно, кое-как, хотя и со вниманием. Устами молись, умом понимай, а чувством предстоять пред Богом и с чувством покаяния обращайся к Нему. А между молитвами просить у Бога помощи, что бы помог нам со вниманием, верою и любовью молиться Ему, без чего молитва не бывает услышана, да не будет небрежной молитвы во грех нам. "Научи меня смирению, покаянию, избави от превозношения и осуждения ближних; научи всех любить, ни на кого не серчать".

Прелесть кроется в помыслах. Нужно научиться их не принимать и отличать.
Вот, что говорит Св. Игнатий Брянчанинов. Это очень важное пояснение!

"Вступивший умом в подвиг молитвы, должен отречься и постоянно отрекаться как от всех помыслов и ощущений падшего естества, так и от всех помыслов и ощущений, приносимых падшими духами, сколько бы ни были благовидными те и другие помыслы и ощущения: он должен идти постоянно тесным путем внимательнейшей молитвы, не уклоняясь ни налево, ни направо. Уклонением налево называю оставление молитвы умом для беседы с помыслами суетными и греховными; уклонением направо называю оставление молитвы умом для беседы с помыслами, по-видимому благими. Четырех родов помыслы и ощущения действуют на молящегося: одни прозябают из благодати Божией, насажденной в каждого православного христианина святым крещением, другие предлагаются Ангелом хранителем, иные возникают из падшего естества, наконец иные наносятся падшими духами. Первых двух видов помыслы, правильнее, воспоминания и ощущения содействуют молитве, оживляют ее, усиливают внимание и чувство покаяния, производят умиление, плач сердца, слезы, обнажают пред взорами молящегося обширность греховности его и глубину падения человеческого, возвещают о неминуемой никем смерти, о безызвестности часа ее, о нелицеприятном и страшном суде Божием, о вечной муке, по лютости своей превышающей постижение человеческое. В помыслах и ощущениях падшего естества добро смешано со злом, а в демонских зло часто прикрывается добром, действуя впрочем иногда и открытым злом. Последних двух родов помыслы и ощущения действуют совокупно по причине связи и общения падших духов с падшим человеческим естеством, и первым плодом действия их являются высокоумие, в молитве – рассеянность. Демоны, принося мнимо духовные и высокие разумения, отвлекают ими от молитвы, производят тщеславную радость, услаждение, самодовольство, как бы от открытия таинственнейшего христианского учения. Вслед за демонскими богословием и философией вторгаются в душу помыслы и мечтания суетные и страстные, расхищают, уничтожают молитву, разрушают благое устроение души. По плодам различаются помыслы и ощущения истинно благие от помыслов и ощущений мнимо благих.

О, как справедливо называют Отцы упражнение молитвою Иисусовою и тесным путем, и самоотвержением, и отречением от мира!Эти достоинства принадлежат всякой внимательной и благоговейной молитве, по преимуществу же молитве Иисусовой, чуждой того разнообразия в форме и того многомыслия, которые составляют принадлежность псалмопения и прочих молитвословий"
 
Православный христианин
Про "безопасный уровень" молитвы по смыслу напоминает народную сентенцию: водка -болезнь, болезнь-смерть, смерть-покой, покой-здоровье, водка-здоровье.
Умная молитва -внимание, внимание- хранение ума, хранение - трезвение и замечание греха... Волшебным образом получается хранение ума от греха опасно)*безопасно стало быть грешить* Слова они такие,.. когда не думать над смыслом
**только в случае водки народ шутит, а про безопасную молитву начитанные подвижники - всерьез
 
Православный христианин
Про "безопасный уровень" молитвы по смыслу напоминает народную сентенцию: водка -болезнь, болезнь-смерть, смерть-покой, покой-здоровье, водка-здоровье.
Умная молитва -внимание, внимание- хранение ума, хранение - трезвение и замечание греха... Волшебным образом получается хранение ума от греха опасно)*безопасно стало быть грешить* Слова они такие,.. когда не думать над смыслом
**только в случае водки народ шутит, а про безопасную молитву начитанные подвижники - всерьез
Ну и винегрет намешали, это плод хранения ума и трезвения?
Вот для нас таких и нужна словесная (трудовая) молитва, да духовник, который приземлит когда нужно.
 
Православный христианин
Ну и винегрет намешали, это плод хранения ума и трезвения?
Вот для нас таких и нужна словесная (трудовая) молитва, да духовник, который приземлит когда нужно.
трезвение как минимум может позволить не напроситься к ИИ в духовные чада :)
А когда что непонятно, оно ведь не всегда винегрет
 
Православный христианин
ОРС, откровенные рассказы... Репост

***
Хорошая книга, но не без недостатков. Ее (как недавно было доказано) написал иером. Арсений Троепольский, с детства обладавший умно-сердечной молитвой. Знающий в ней толк:

«В 1816 году сама собою открылась способность вовращаться внутрь себя,
охраняться вообще от всяких помыслов. Это производимо было даже и в нощи,
сидя в согбенном положении, в глубоком покое и ощущая нечто невыразимое» (запись из дневника).

У него были хорошие наставники:

«В 1823 г., еще во время обучения в Московском университете, АТ посетил в Симоновом монастыре схимонаха Павла, ученика Паисия Величковского, который преподал ему следующее наставление: «Сколько возможно, возбуждай в себе любовь к ближним, и имей простое око. К сему руководствует уединение и себевнимание, соединенное с Иисусовой молитвою, которая всему глава».

Но он не достиг (судя по его дневникам) созерцательной молитвы, которую искал всю жизнь и достиг, вероятно, только к концу жизни. И это сказалось на его книге. Она вся светлая как сердечная молитва, но все время на шаг от тайны.
 
Православный христианин
Вывод из всего,ну моё мнение ,легко рассуждать о молитве и применять даже какие то практики ,пока всё ровно по жизни . А вы попробуйте молитву читать при сильном жизненном потрясении , когда и одной молитвы не можешь прочесть за сутки или в экстремальных условиях ,условиях заключения например,когда каждый день избивают и пытают под громкою музыку Рамштайн и морят голодом?
Просто послушаешь иной раз где то беседы о молитве,сейчас модно это обсуждать,всякие практики , собираются сестры или братия монастыря с батюшкой ,записывают беседы ,но обидно ,что все сосредоточены на себе ,нет ни одного обсуждения,ни одной рекомендации для тех,кто сейчас в неволе находится, забывают о тех,кто сейчас в эту минуту скорбящие и озлобленные (страдающие телом) , находятся в аду на земле , ищут помощи и не находят её. А ведь там поверьте есть верующие люди,которые тоже хотели бы иметь возможность молиться,послушать какие то рекомендации для себя. Или вот я ,например ,тоже хотел бы послушать рекомендации для таких людей ,как молиться в экстремальных условиях,когда делают всё,чтобы довести до самоубийства,чтобы погубить душу изо дня в день ,потому что я знаю,что не застрахован от того,что бы оказаться в таких условиях ,в наше сейчас непростое время...
Большое благо,что за них молиться церковь, на божественной литургии о скорбящих и озлобленных .
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
А то рассуждают все,в том числе и я,умное не умное делание,созерцательное...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Просто послушаешь иной раз где то беседы о молитве,сейчас модно это обсуждать,всякие практики , собираются сестры или братия монастыря с батюшкой ,записывают беседы ,но обидно ,что все сосредоточены на себе ,нет ни одного обсуждения,ни одной рекомендации для тех,кто сейчас в неволе находится, забывают о тех,кто сейчас в эту минуту скорбящие и озлобленные (страдающие телом) , находятся в аду на земле , ищут помощи и не находят её. А ведь там поверьте есть верующие люди,которые тоже хотели бы иметь возможность молиться,послушать какие то рекомендации для себя. Или вот я ,например ,тоже хотел бы послушать рекомендации для таких людей ,как молиться в экстремальных условиях,когда делают всё,чтобы довести до самоубийства,чтобы погубить душу изо дня в день ,потому что я знаю,что не застрахован от того,что бы оказаться в таких условиях ,в наше сейчас непростое время...
Большое благо,что за них молиться церковь, на божественной литургии о скорбящих и озлобленных .
Кого вы подразумеваете в неволе?
 
Сверху