Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Здесь надо обсудить важную тему: что такое крещение (от воды) и что такое крещение от Духа.

Редко когда бывает, что человек рождается от Духа в крещении, как в евангельские времена. Иначе все бы имели самодвижную молитву и созерцали духовный мир.
Есть два крещения по прп. Симеону: от воды и от Духа. Первое прообразует второе. И "если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное" (Ин. 3:5).

Прп. Симеон пишет:

"35. Как ночью мы видим чувственными очами только то место, которое освещаем светом лампы, а весь остальной мир для нас есть ночь, так для спящих во тьме грехов добрый Владыка, будучи Богом, невместимым для всего, становится малым светом, щадя нашу немощь. И тогда человек, внезапно взглянув и узрев природу существующего, как будто прежде никогда ее не видел, изумляется и без труда непроизвольно проливает слезы, через которые очищается и крестится вторым крещением – тем крещением, о котором говорит Господь в Евангелиях: Если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное (Ин. 3:5). И еще: Если кто не родится свыше (Ин. 3:3); сказав же “свыше”, Он имел в виду рождение от Духа.
36. В первом крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина" (СНБ, Главы богословские и практические).

Поэтому крещение является (лишь) начатком крещения от Духа. Миропомазание (лишь) прообразует схождение Духа, какое бывает при рождении от Него. Когда говорится "печать Духа Святаго", то это прообразует ту печать Духа, которая дается при рождении. Поэтому у прп. Макария речь в том отрывке, как я думаю, идет об этой последней печати. Но может это и не так, особой роли для понимания всего этого текста это не играет.
 
Православный христианин
Поэтому у прп. Макария речь в том отрывке, как я думаю, идет об этой последней печати.
Прочитала ещё немного из бесед преподобного. Очень сложно для моего уровня. Помимо печати у души должна быть Риза и эта Риза - Христос. Т.е. душа не должна быть обнажённой, у неё должно быть праздничное белое одеяние.

По своему опыту предположительно определяю как нечто защищающе-окутывающее, когда тебя кто-нибудь незаслуженно пытается обидеть. Думаю, святые поэтому и любили оскорбления как лакомство, дабы каждый раз испытывать на себе действие Духа. Мне хоть и далеко до святости и тем не менее уже сие ощутительно.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Из обсуждения
-------------------------------------------
Из-за отсутствия в человеке природных органов для созерцания Бога, Бог Сам формирует в человеке органы такого созерцания, духовные чувства. Таким образом человек становится причастником божественного созерцания, но опосредованно через Самого Бога. В случае, например, с 4-м умным чувством божественная сладость изливается из сердца сама по себе, становясь и источником, и самим созерцанием.

"[Дарование] четвертой силы, которая именуется [умным] вкусом, таково: божественная сладость, которая беспрестанно источается на душу из нее самой и которая неизреченным образом доставляет удовольствие, утучняет и услаждает все [ее] части" (Иоанн Дальятский. 12 Беседа).

Излияние божественной сладости самой по себе хорошо описано в небезызвестном житии старца Василиска Зосимы Верховского.

Прочитала ещё немного из бесед преподобного. Очень сложно для моего уровня. Помимо печати у души должна быть Риза и эта Риза - Христос. Т.е. душа не должна быть обнажённой, у неё должно быть праздничное белое одеяние.

По своему опыту предположительно определяю как нечто защищающе-окутывающее, когда тебя кто-нибудь незаслуженно пытается обидеть. Думаю, святые поэтому и любили оскорбления как лакомство, дабы каждый раз испытывать на себе действие Духа. Мне хоть и далеко до святости и тем не менее уже сие ощутительно.
Макарий Великий -- это целый океан, из которого небезполезно выносить для общего обсуждения отдельные жемчужины-озарения:)

Наверно, поэтому эти Ризы еще называются иногда одеждами Христова смирения.

Прп. Макарий Великий о «совершенной тайне христианства», рождении от Духа.
---------------------------
Слово 58:
«Блаженный апостол Павел, строитель Церкви, всегда заботясь об истине и не желая, чтобы, по причине неведения, послушные Слову имели преткновение, явил отчетливее и яснее сущность истины и представил совершенную тайну христианства, заключающуюся в каждой верующей душе, так чтобы силою Божественного действия на самом опыте познать, что такое бывающее святым душам озарение Духа небесным светом в откровении и в силе, дабы кто, подумав, что просвещение Духа приходит только в результате знания, не лишился, вследствие неведения или пренебрежения, более совершенной тайны благодати, но гораздо тверже познал, что осияние души, бывающее для достойных сего, происходит через откровение умного и небесного света, — для этого… он представил оную бессмертную славу Духа, которая в откровении ныне на бессмертном лике внутреннего человека у достойных воссиявает вечно, и бессмертно, и непреходяще. Говорит он следующее: «Мы же все», то есть в совершенной вере родившиеся от Духа, «открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа»; «открытым лицем» — то есть лицом души, и: «Но когда обращаются ко Господу, покрывало снимается. Господь же есть Дух». Из этого ясно, что он показал и представил существование «покрывала» мрака зла, которое, войдя в человеческую [природу] вследствие Адамова преступления, покрыло душу (человека), а теперь озарением небесного духовного света «снимается» с верных и достойных душ; для того и было пришествие Господне, чтобы истинно верующие достигали такой степени святости».
----------------------------
Здесь Макарий рождение от Духа называет «совершенной тайной христианства», которая осуществляется не в результате знания, а через «осияние и откровение умного и небесного света». Эта слава сияет «на бессмертном лике внутреннего человека» и созерцается по ап. Павлу «открытым лицем», умом, с которого снято «покрывало тьмы».

Рождение от Духа происходит через осияние сердца подвижника источником божественных энергий. Но и не только через осияние, а и через откровение. Это свет умный и небесный, то есть духовный. Внутренний человек -- это бессмертная душа. Лик его ум, с которого снято "покрывало тьмы" и которым созерцается сам внутренний человек и его слава.

В тему о духовных чувствах и Беседе. Я не обращал раньше на это внимания, но в конце Беседы описано получение Мотовиловым духовных чувств. Причем очевидно, что сотницы Евагрия на эту тему прп. Серафим не читал.
------------------------
... Что же еще чувствуете вы?-спросил меня о.Серафим.
-Необыкновенную сладость!-отвечал я.
И он продолжал:
-Это та сладость, про которую говорится в Священном Писании: От тука
дому Твоего упиются и потоком сладости Твоея напоиши я. Вот эта-то теперь
сладость преисполняет сердца наши и разливается по всем жилам нашим
неизреченным услаждением. От этой-то сладости наши сердца как будто тают и
мы оба исполнены такого блаженства, какое никаким языком выражено быть не
может...
-----------------------
...Никакая приятность земного благоухания не может быть сравнена с тем
благоуханием, которое мы теперь ощущаем, потому что нас теперь окружает
благоухание Святого Духа Божия. Что же земное может быть подобно ему!..
-----------------------

О "природных семенах"

Интересно в этой связи сравнить онтологический статус природных семян и духовных чувств. Белэ: «естественные семена» — это "наклонности к добру, заложенные в существо человека в момент его создания". Иначе говоря, семена — это добродетели, которые взращивает человек в саду своего сердца.

Духовные чувства, наверно, это силы, определенные способы присутствия Духа в человеке, тропосы. Особенно это заметно по учению Иоанна Дальятского о 4-м чувстве, где прямо говорится об источнике.

То есть статусы семян и духовных чувств совершенно различны. Но создается впечатление, что учение сирийцев по этому поводу неоднородно.

Однако в приведенном Вами отрывке, на мой взгляд, все акценты расставлены правильно. Трудовая самодвижная молитва отнесена к действию природных семян, в то время как у духовной самодвижной молитвы по умолчанию более высокий — душевный или духовный — статус.
 
Православный христианин
Что означает встречающийся совет собрать внимание в верхней части груди? Молитва как-то иногда самА собой получается по внутренней ситуации, когда требуются защита и помощь и необязательно в принятой формулировке. Это может быть или "Господи, помилуй", или "Боже, милостив буди мне грешному", или вообще без слов, но примерно с тем же мотивом. Где при этом находится внимание, понятия не имею и никогда не задумывался о его направленности.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Здесь надо обсудить важную тему: что такое крещение (от воды) и что такое крещение от Духа.

Редко когда бывает, что человек рождается от Духа в крещении, как в евангельские времена. Иначе все бы имели самодвижную молитву и созерцали духовный мир.
Есть два крещения по прп. Симеону: от воды и от Духа. Первое прообразует второе. И "если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное" (Ин. 3:5).

Прп. Симеон пишет:

"35. Как ночью мы видим чувственными очами только то место, которое освещаем светом лампы, а весь остальной мир для нас есть ночь, так для спящих во тьме грехов добрый Владыка, будучи Богом, невместимым для всего, становится малым светом, щадя нашу немощь. И тогда человек, внезапно взглянув и узрев природу существующего, как будто прежде никогда ее не видел, изумляется и без труда непроизвольно проливает слезы, через которые очищается и крестится вторым крещением – тем крещением, о котором говорит Господь в Евангелиях: Если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное (Ин. 3:5). И еще: Если кто не родится свыше (Ин. 3:3); сказав же “свыше”, Он имел в виду рождение от Духа.
36. В первом крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина" (СНБ, Главы богословские и практические).

Поэтому крещение является (лишь) начатком крещения от Духа. Миропомазание (лишь) прообразует схождение Духа, какое бывает при рождении от Него. Когда говорится "печать Духа Святаго", то это прообразует ту печать Духа, которая дается при рождении. Поэтому у прп. Макария речь в том отрывке, как я думаю, идет об этой последней печати. Но может это и не так, особой роли для понимания всего этого текста это не играет.
Вы пишите, что «Здесь надо обсудить важную тему: что такое крещение (от воды) и что такое крещение от Духа…
Есть два крещения по прп. Симеону: от воды и от Духа. Первое прообразует второе
».
И при этом ссылаетесь на прп. Симеона: – «И тогда человек крестится вторым крещением – тем крещением, о котором говорит Господь в Евангелиях: Если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное (Ин. 3:5). И еще: Если кто не родится свыше (Ин. 3:3); сказав же “свыше”, Он имел в виду рождение от Духа.
36. В первом крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина
" (СНБ, Главы богословские и практические).

1. Как видим, прп. Симеон называет вторым крещением Крещение от воды и Духа. Про это второе Крещение он пишет: Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина.
Вы же, Евгений, почему-то разделяете крещение от воды от крещения от Духа и предлагаете рассмотреть отдельно крещение водой и крещение от Духа?!
По моему мнению, Крещение от воды и Духа есть одно цельное Крещение и его нельзя рассматривать состоящим из самостоятельных отдельных крещений – крещения водой и крещения Духом! Ведь в земной жизни человека необходимо освятить не только душу, но и тело. И освящение тела, как вещества, производится также веществом – водой, которая освящается в Крещении Святым Духом.
Крещение водой, как составная часть Христова Крещения, вовсе не прообраз, как Вы утверждаете выше, а есть неотъемлемая часть православного Крещения водой и Святым Духом. Преп. Иоанн Дамаскин: «Он через Свою страсть избавил нас от тления; из святого и непорочного Своего ребра излил нам источник (см. Ин. 19, 34) отпущения грехов: воду – для возрождения и омытия как греха, так и тления, кровь же – как питье, доставляющее вечную жизнь. И Он дал нам заповеди: возрождаться водою и Духом (см. Ин. 3, 5), когда Святой Дух, через молитву и призывание, приходит на воду. Ибо так как человек – двойной: из души и из тела, то Он дал нам двоякое и очищение: с одной стороны, водой, с другой – Духом. Духом, восстановляющим в нас бывшее по образу и по подобию, водой же, с помощью благодати Духа очищающей тело от греха и освобождающей от тления, также водой, выражающей образ смерти, а Духом, доставляющим залог жизни».

Про первое крещение прп. Симеон пишет, как о крещении водой в покаяние: «В первом крещении вода преднаписует слезы». Если так, то под первым крещением следует понимать крещение водой в покаяние, которым крестил Иоанн Предтеча. И именно такое крещение было в те времена прообразом и подготовкой к Крещению водой и Святым Духом.
После установления Крещения водой и Духом, крещение водой в покаяние, которым крестил Предтеча, отпало. Но покаяние, в котором человек умирает для греха (спогребается Богу) с верою в Христа Спасителя, отрекается от сатаны и возрождается освященной водой и Духом, исповедуя веру в Отца и Сына и Святого Духа, остается необходимым действием крестившего. Именно с этого покаяния начинается само Христово Крещение. В результате такого покаяния крещаемый отрекается от прежних греховных привычек и устремляется по пути Христа к благочестивому образу жизни.
2. Кроме того, Вы, Евгений, как я понял, утверждаете, что истинное духовное рождение осуществляется духовным созерцанием Святого Духа. Но созерцание Бога, как мы знаем из Ветхого Завета, возможно и без Христианского Крещения. Например, Авраам без Крещения водой и Духом во имя Отца и Сына и Святого Духа имел созерцательный дар, разговаривал с Богом, познавал и исполнял Его волю. Многие в/з праведники и святые отцы также имели дар созерцания, пророчества, находились в постоянном общении с Богом и не грешили, будучи не крещеные христианским крещением.

3. Христос при воплощении стал родственен человеку и через это родство стало возможным зарождение в человеке семени от Христа, восприятие Плоти и Крови Христа в Таинстве Евхаристии и причащение к Божественной природе по благодати, а в конечном итоге и обожение человека. Ведь что такое обожение? Это есть непрерывное восприятие Божественной благодати Святого Духа при непрерывном устремлении духа человека к Богу. Это, как подобные физические тела, будучи очищены от грязи, при тесном соприкосновении силами обоюдного притяжения так соединяются, что их уже не разъединить.
Все другие крещения, которые упоминаются до Христова Крещения водой и Святым Духом, являются лишь прообразами и не очищают от первородного греха, о чем я писал прежде в темах «О возможности посмертного крещения Святым Духом и огнем» или «Почему святые отцы обычно не отмечают отличий ада от геенны». Пока Сын Божий не воплотился, никакое другое крещение не обеспечивало сродство человеческой природы с природой Бога, Который до воплощения Сына Божия не имел человеческой природы. Поэтому даже у первозданного Адама его человеческая природа не была обожена.

В Христовом Крещении водой и Святым Духом во имя Отца и Сына и Святого Духа человек очищается от всех грехов, а природа человека сродняется с обоженой человеческой природой воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа. Благодаря этому начатку (закваске) обоженой человеческой природы, а точнее сказать, семени от Христа, зародившемуся в человеке при Крещении, человек в покаянии и смирении приобретает возможность восприятия Святого Духа, даруемого Христом от Отца при стяжании Святого Духа по вере и заповедям Христа.
Преп. Иоанн Дамаскин: – «Хотя отпущение грехов дается через Крещение всем равно, однако благодать Духа сообщается по мере веры и предварительного очищения. Итак, теперь через Крещение получаем начатки Святого Духа, и возрождение делается для нас началом другой жизни, и печатью, и охраною, и освящением.
Но должно всею силою твердо хранить самих себя чистыми от скверных дел, чтобы нам снова не сделать себя рабами греха, возвратившись назад, подобно тому как пес на свою блевотину (2Пет. 2, 22). Ибо вера без дел мертва (см. Иак. 2, 26), равным образом и дела без веры. Ибо истинная вера оценивается через дела
» (Глава 9 (82). О вере и Крещении).

В Таинстве Крещения происходит духовное зарождение обоженого человека. Это не восстановление первозданного Адама, в котором было дыхание Божие и которое не способно было неотлучно пребывать в душе Адама из-за отсутствия сродства сущности Бога с сущностью человеческой природы, а это есть рождение человека, в котором засеяно семя Христово, имеющего обоженую человеческую природу и дающего человеку возможность быть привитым к обоженой человеческой природе Христа, чтобы приобрести способность никогда не грешить.
Об этой необходимости прививки или причастности к обоженой человеческой природе Христа, Он говорит: – «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. … Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Иоан.15:1-6).
Непривитая ветвь не может питаться благодатными соками дерева жизни и не сможет дать добрый плод. Соответственно, кто не крещен водой и Святым Духом (не привит к лозе), тот не рожден свыше и не сможет достичь спасения.
В дальнейшем рост этого семени до состояния плода происходит в Таинствах Исповеди, Евхаристии по мере возрастания и проявления дел веры в Сына Божия Иисуса Христа, искупившего Своими страданиями и Крестной смертью наши грехи и воскресшего. Если человек делает дела веры, то семя Христово дает плод и человек по вере в Христа и милости Его достигает святости, достойной для Царства Небесного.

4. И это семя, которое поселилось в нас при крещении, мы взращиваем делами веры (вера без дел мертва) и стяжанием Святого Духа. Бог ценит и судит нас и за намерение. При этом главное для нас – это труд, процесс стяжания Святого Духа, а не окончательный результат этого стяжания (труда). То есть для нас важно стяжание Святого Духа не как завершенный процесс, а как постоянное действие, направленное на осуществление данного намерения. Поэтому не стоит отчаиваться тем, кто к концу земной жизни еще не достиг созерцания Бога и стяжания Святого Духа. Христос после всеобщего воскресения Сам решит, кто в конечном итоге стяжал Духа Христова, а кто не достоин Царства Небесного.

P.S.Так как Дух Святой, посылаемый Христом от Отца, возвестит те слова, которые говорил Христос, то Его можно назвать также и Духом Христовым. «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан.16:13-15).
 
Православный христианин
Мы, если я правильно помню, уже с Вами спорили на эту тему. Давайте лучше зафиксируем наши разногласия по этому вопросу и обсудим что-нибудь другое, чтобы не повторяться.
 
Православный христианин
Поначалу разделение на верхнюю часть и нижнюю часть игнорировал, по разным причинам, не только из-за своеволия). Но разница все же обнаружилась. Памятование и прошение из верхней части действительно исходит. Можно на примере понятных эмоций проследить, *ком в груди* - это верхняя часть, напряжение при взывании каком-нибудь,,, А в нижней когда уязвляемся чем-то, *сердце сжалось*, омрачилось, какие-то желания, в нижнем больше эгоистичного мотива. Хотя и так понятно было вобщем-то
 
Православный христианин
Что означает встречающийся совет собрать внимание в верхней части груди? Молитва как-то иногда самА собой получается по внутренней ситуации, когда требуются защита и помощь и необязательно в принятой формулировке. Это может быть или "Господи, помилуй", или "Боже, милостив буди мне грешному", или вообще без слов, но примерно с тем же мотивом. Где при этом находится внимание, понятия не имею и никогда не задумывался о его направленности.
Братья и сестры, будьте пожалуйста внимательны, Вы являетесь свидетелями попытки создания или продвижения учения, не имеющего ничего общего с православием! В этом процессе используются цитаты различный святых людей!
Эти цитаты, отрываются от общего текста и трактуются в несколько ином смысле, смысл меняется только немного, чуть-чуть, чтобы было незаметно.
Потом перемешиваются с цитами и работами других авторов, в результате чего возникает сектанское учение.

Что мы и видим.


В верхней части груди находится точка приложения духовной силы человека. Или по-другому, точка, где духовный мир человека ближе всего подходит к телесному.

Вот определение свт. Игнатия:

"Ученик. Что значит место сердечное, о котором говорят святые Симеон, Новый Богослов, Никифор монашествующий и другие Отцы ?
Старец. Это — словесная сила или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца, подобно тому как ум присутствует в головном мозге... «Дух» обыкновенно называется «сердцем», как и вместо слова «ум» употребляется слово «голова»" (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 1).

Братья и сестры, будьте пожалуйста внимательны, Вы являетесь свидетелями попытки создания или продвижения учения, не имеющего ничего общего с православием!

Вот определение одного современного автора (Новиков, т. 3):

"Речь идет о неосязаемой точке концентрации духовной силы, но искать ее мы вынуждены привязываясь к физическим органам и телесным ощущениям. Таковы особенности нашего организма: подход к духовному сердцу лежит через сердце плотяное".

Эта точка приблизительно расположена где-то в районе точек 5 и 6 на рис. http://bono-esse.ru/blizzard/Socpom/Metod/metod_4_5.html.

Совет собрать внимание в верхней части груди, соответственно, означает совет приблизится вниманием к той точке тела, которая ближе всего расположена к духовному миру человека, к двери, за которой находится духовный мир. Бог слышит любую молитву, но дверь открывает не любая. Чтобы открыть дверь, надо для начала к ней подойти.

Братья и сестры, будьте пожалуйста внимательны, Вы являетесь свидетелями попытки создания или продвижения учения, не имеющего ничего общего с православием!
Редакция модератора.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
В верхней части груди находится точка приложения духовной силы человека. Или по-другому, точка, где духовный мир человека ближе всего подходит к телесному.

Вот определение свт. Игнатия:

"Ученик. Что значит место сердечное, о котором говорят святые Симеон, Новый Богослов, Никифор монашествующий и другие Отцы ?
Старец. Это — словесная сила или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца, подобно тому как ум присутствует в головном мозге... «Дух» обыкновенно называется «сердцем», как и вместо слова «ум» употребляется слово «голова»" (свт. Игнатий Брянчанинов, т. 1).

Вот определение одного современного автора (Новиков, т. 3):

"Речь идет о неосязаемой точке концентрации духовной силы, но искать ее мы вынуждены привязываясь к физическим органам и телесным ощущениям. Таковы особенности нашего организма: подход к духовному сердцу лежит через сердце плотяное".

Эта точка приблизительно расположена где-то в районе точек 5 и 6 на рис. http://bono-esse.ru/blizzard/Socpom/Metod/metod_4_5.html.

Совет собрать внимание в верхней части груди, соответственно, означает совет приблизится вниманием к той точке тела, которая ближе всего расположена к духовному миру человека, к двери, за которой находится духовный мир. Бог слышит любую молитву, но дверь открывает не любая. Чтобы открыть дверь, надо для начала к ней подойти.
Как-то сложно получается. Иисусова молитва помогает всегда, а некии точки около сосца вызывают недоумение.
 
Москва
Православный христианин
Вот, тоже, слова святителя Игнатия (Брянчанинова), об Иисусовой молитве:

" Свят, велик, душеспасителен подвиг молитвы.
По важности упражнения молитвою, это упражнение нуждается в значительном предварительном приуготовлении.

От желающих приступить к Царю царей Он требует благоугодных Ему образа мыслей и сердечного настроения, того образа мыслей и того сердечного настроения, при посредстве которых приблизились к Нему и благоугодили Ему все праведники Ветхого и Нового Заветов (Лк.1:17). Без этого образа мыслей и сердечного настроения доступ невозможен, попытки и усилия к доступу тщетны.

Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде, нежели приступишь к этому подвигу, постарайся простить всякому огорчившему, оклеветавшему, уничижившему тебя, всякому, причинившему тебе какое бы то ни было зло. Тот, пред Кем ты намереваешься предстать молитвою, повелевает тебе: «Аще принесеши дар молитвы к горнему олтарю Царя царей, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф.5:23–24)"(c)...

(Аскетические опыты; Том 1)


Р.S: Святые отцы учили что молитва даётся молящемуся. И что не нужно искать самому искать сердечного места. Бог Своим перстом открывает его молящемуся в своё, одному Ему известное, время. Разве можно об этом не говорить? А говорить только о поиске "cердечного места", не заботясь о том, о чём говорил святитель Игнатий, выше. Не говоря о нужности о исполнения заповедей Божиих, не говоря о важности искренней Исповеди и нужности Покаяния(исправления жизни), не упоминая о приобретении смирения, доверия Богу и вере в Его всесятой Божественный Промысл.
Вчера, ещё слушала об Иисусовой молитве, что один святой или подвижник благочестия, говорил. Что даже если у него до конца его жизни будет словесная Иисусова молитва на устах, то уже, за одно это, он будет благодарен Богу, что Тот позволил ему произносить Его святое Имя.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Как-то сложно получается. Иисусова молитва помогает всегда, а некии точки около сосца вызывают недоумение.
Соединение духовного мира в человеке и телесного -- это одна из тайн творения. Естественно, что тайна вызывает у всех недоумение и удивление.

Один сирийский подвижник выражает это удивление так:

«Что за удивительное явление: человек ограничен мерой и количеством, а место в его сердце безгранично! В самом деле, чем больше ум входит туда, тем большее пространство раскрывается перед ним».
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Православный христианин
Православный христианин
Не помню у кого из святых читала, что духовное сердце находится справа, симметрично плотяному.
Кажется, это писал Симеон Новый Богослов.
Да, действительно, есть и из йоговской традиции вполне конкретные указания, левая сторона небезопасна вообще-то, там много побочных психических явлений будет, а нормальная активность и жизненная сила деградировать. У о. Василиска кстати, в описаниях его опытов тоже правая сторона была.

41. Иногда, будучи охвачен обычным сладостным утешением, видит он как бы два источника, текущие в сладости:
один в сердце с правой стороны текущий, а другой — из сердца льющийся, наподобие желтого чистого меда, и будто под тот исходящий из сердца источник
Два раза вроде даже упоминалась правая сторона, искать надо, не помню контекст
 
Православный христианин
Два раза вроде даже упоминалась правая сторона, искать надо, не помню контекст
Цитата интересная, но вроде бы про сердце с правой стороны прямо ничего не сказано... "С правой стороны текущий"? Но все может быть...
 
Православный христианин
Цитата интересная, но вроде бы про сердце с правой стороны прямо ничего не сказано... "С правой стороны текущий"? Но все может быть...
Я обнаружила ещё до того, как прочитала про духовное сердце справа. Но с небольшой высоты своего малого опыта не могла определиться с терминологией. Могла лишь точно сказать, что правое сердечное место не имеет страстей, в отличии от левого.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Цитата интересная, но вроде бы про сердце с правой стороны прямо ничего не сказано... "С правой стороны текущий"? Но все может быть...
Так вроде как у Каллиста А. же, приводимое вами не раз, там сверху "завод" вместе с дыханием с левой стороны образуется канал, и из сердца исходящее второе. Только тут справа, и само нарисовалось, из опыта.
 
Православный христианин
Так вроде как у Каллиста А. же, приводимое вами не раз, там сверху "завод" вместе с дыханием с левой стороны образуется канал, и из сердца исходящее второе. Только тут справа, и само нарисовалось, из опыта.
Смысл у К. примерно такой: он во встречном движении внимания из сердечного места и источника самодвижной молитвы из его глубины. Встретившись оба эти движения рождают подвижника от Духа. У В. про сладость написано, скорее, о результатах этой встречи, открытии 4-го духовного чувства. Нас же, скорее, интересует то, что приводит к результату, а не сам конечный результат..
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Пока главенствует над умом разум и его привычки контролировать и объяснять, в безмолвие не войти . Разум это надзиратель. Но он предсказуем и примитивен в своей рефлексии поступков. "Дешёвый" фокус с отвлечением внимания способен нейтрализовать этого стражника. А значит , сделать молитву тем, чем она должна быть для человека. Все техники молитвы, по сути направлены именно на это. Одни в лоб пытаются влиять на разум, другие в обход.
Несколько подобных фокусов я давал уже. Это как айкидо, используешь силу врага, чтобы победить его, да так, что он даже не понимает, что ты у него уже в тылу и держишь на болевом приеме.
 
Сверху