- Православный христианин
Здесь надо обсудить важную тему: что такое крещение (от воды) и что такое крещение от Духа.
Редко когда бывает, что человек рождается от Духа в крещении, как в евангельские времена. Иначе все бы имели самодвижную молитву и созерцали духовный мир.
Есть два крещения по прп. Симеону: от воды и от Духа. Первое прообразует второе. И "если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное" (Ин. 3:5).
Прп. Симеон пишет:
"35. Как ночью мы видим чувственными очами только то место, которое освещаем светом лампы, а весь остальной мир для нас есть ночь, так для спящих во тьме грехов добрый Владыка, будучи Богом, невместимым для всего, становится малым светом, щадя нашу немощь. И тогда человек, внезапно взглянув и узрев природу существующего, как будто прежде никогда ее не видел, изумляется и без труда непроизвольно проливает слезы, через которые очищается и крестится вторым крещением – тем крещением, о котором говорит Господь в Евангелиях: Если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное (Ин. 3:5). И еще: Если кто не родится свыше (Ин. 3:3); сказав же “свыше”, Он имел в виду рождение от Духа.
36. В первом крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина" (СНБ, Главы богословские и практические).
Поэтому крещение является (лишь) начатком крещения от Духа. Миропомазание (лишь) прообразует схождение Духа, какое бывает при рождении от Него. Когда говорится "печать Духа Святаго", то это прообразует ту печать Духа, которая дается при рождении. Поэтому у прп. Макария речь в том отрывке, как я думаю, идет об этой последней печати. Но может это и не так, особой роли для понимания всего этого текста это не играет.
Редко когда бывает, что человек рождается от Духа в крещении, как в евангельские времена. Иначе все бы имели самодвижную молитву и созерцали духовный мир.
Есть два крещения по прп. Симеону: от воды и от Духа. Первое прообразует второе. И "если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное" (Ин. 3:5).
Прп. Симеон пишет:
"35. Как ночью мы видим чувственными очами только то место, которое освещаем светом лампы, а весь остальной мир для нас есть ночь, так для спящих во тьме грехов добрый Владыка, будучи Богом, невместимым для всего, становится малым светом, щадя нашу немощь. И тогда человек, внезапно взглянув и узрев природу существующего, как будто прежде никогда ее не видел, изумляется и без труда непроизвольно проливает слезы, через которые очищается и крестится вторым крещением – тем крещением, о котором говорит Господь в Евангелиях: Если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное (Ин. 3:5). И еще: Если кто не родится свыше (Ин. 3:3); сказав же “свыше”, Он имел в виду рождение от Духа.
36. В первом крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина" (СНБ, Главы богословские и практические).
Поэтому крещение является (лишь) начатком крещения от Духа. Миропомазание (лишь) прообразует схождение Духа, какое бывает при рождении от Него. Когда говорится "печать Духа Святаго", то это прообразует ту печать Духа, которая дается при рождении. Поэтому у прп. Макария речь в том отрывке, как я думаю, идет об этой последней печати. Но может это и не так, особой роли для понимания всего этого текста это не играет.