В продолжение предыдущей темы
--------------------------------------
Тогда что такое духовные чувства и чем они отличаются от природных? Духовные чувства -- это дары благодати. Они возникают на основе природных, но способны, в отличие от них, созерцать божественное. Например, 4-е духовное чувство образуется на основе вкуса, как исходящий из сердца источник духовной сладости от созерцания божественного.
"[Дарование] четвертой силы, которая именуется [умным] вкусом, таково: божественная сладость, которая беспрестанно источается на душу из нее самой и которая неизреченным образом доставляет удовольствие, утучняет и услаждает все [ее] части" (Иоанн Дальятский. 12 Беседа).
Дарование источника сладости знаменует открытие у души духовного вкуса.
Общая схема примерно такова. У души есть природное чувство вкуса. В процессе подвига оно утончается и получает в дар от благодати способность созерцать божественную сладость. Само природное чувство вкуса никуда при этом не девается и даже подвергается (наверно) некоторому обожению, но божественную сладость созерцать не способно. Способность созерцать божественную сладость -- дар благодати. То же самое для всех других природных чувств.
Есть момент, раньше хотел уточнить,
о вдыхании духа. Вот здесь мне кажется, очень может быть метафорическая (характер времени) констатация постфактум особого статуса и свойств человека, а не непосредственно процесс наделения его некой способностью. А само свойство сопричастности (возможности свидетельстовать созерацание божественного божественным, как у Паламы.) уже было заложено на этапе "по образу и подобию" в виде особой функции сознания.
Три состояния, горшок, собака, человек,, во всех присутствует Дух, но только человек сопричастен. Каким инструментом, там спрашивается.. - самим умом.
Все знают что ум может обращаться на себя, и в этой функции возможно и заключено подобие образу если локализовать совсем конкретно, т.е. сознание может обозревать себя, подобно тому как "Бог созерцает Сам Себя". А когда обращается еще глубже, то видит и сам источник. Сначала действует Дух, оживленный им ум тогда поблуждав вовне оборачивается внутрь и снова возвращается к Духу.
Проблема только в том в этой теории(другая попытка объединения концепций Каллиста и Паламы), что самого человека как бы и не остается в привычном понимании
Интересно, но не очень-то понятно, мне, по крайней мере...
+++Вот как же тогда созерцали Бога ученики Иисуса Христа,
Это разные созерцания, Бога, о котором речь в статье. И Иисуса, несмотря на то, что Иисус тоже Бог. Первое простое и не совершается природными чувствами. Второе двойственное и совершается (в том числе и) природными чувствами.
"Рассуждение это весьма ясно: ведь в Боге предел, так сказать, славы Божией, и величия, и вообще всего, что созерцается вокруг Бога, — это простота, беспредельность, и даже исступление. В Иисусе же поистине удивительно усматривается как будто двойственность и составность, и от беспредельной благости благоволение и неизреченная любовь к человеку, и полное соединение с человеком ради замысла Божиего, и изумительное совершенство, и ипостасное соединение Бога и человека в одном Лице, без смешения, слияния и изменения, как было сказано" (прп.
Каллист Ангеликуд).
+++И даже нетварный Свет преображения...
В Фаворском Свете
Церковь преображается от славы к славе. От славы Бога к славе Иисуса.
«Мы же с открытым лицом, как в зеркале взирая на славу Господа, преображаемся в тот же образ от славы к славе».
"Видишь, что в Иисусе мы созерцаем с открытым лицом славу, которую не могли видеть люди, прежде без Иисуса созерцавшие Бога? Ведь пока была сокрыта тайна об Иисусе, сердца созерцающих полностью окутывало покрывало134. Когда же обнаружилась тайна, названная Апостолом также спасительной благодатью Божией135,
Церковь во Иисусе с обретенным дерзновением открыла лицо и стала чудесным образом созерцать Божию славу, с безупречным устроением своей души, а лучше сказать — с похвальной надеждой славы Божией во Христе. Значит, она стала преображаться от древле созерцавшейся славы в славу во Иисусе, благодаря Которому устраняется прежняя завеса сердца вместе с осуждением, как сказано в Писании, через Его вочеловечение и всё то, что в Нем совершилось, — и так разорвано покрывало, которым в праотце Адаме [человек закрылся] от греховного стыда" (Слово 1).
Славой называется сияние энергий вокруг Божества. В Иисусе завеса осуждения спала, и
Церковь с открытым лицом стала созерцать и преображаться от древле созерцавшейся славы во славу в Иисусе.
Интересно, но не очень-то понятно, мне, по крайней мере...
Мне кажется, верный способ того, чтобы собеседники понимали друг друга, это приводить цитату отцов (Писания) по теме и ее комментировать. Цитаты от отцов содержат логосы, и в идеале снабжают одинаковыми озарениями умы собеседников, создавая общую основу для диалога. Конечно, не всегда так получается, но тем не менее. Поэтому идеальная форма диалога, на мой взгляд, цитата (среднего размера) и два комментария к ней

.