Когда же ум очищен, ему это становится присуще естественным и незаметным образом.
Благодать (о которой мы здесь говорим) это не процесс, а единовременный акт, рождение от Духа. Без него нельзя войти в Небесное Царство. Рождение от Духа не происходит как-нибудь незаметно, но всегда отчетливо созерцается самим подвижником.
Есть два крещения по прп. Симеону: от воды и от Духа. Первое прообразует второе. И "если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное"
(Ин. 3:5).
Прп. Симеон пишет:
"35. Как ночью мы видим чувственными очами только то место, которое освещаем светом лампы, а весь остальной мир для нас есть ночь, так для спящих во тьме грехов добрый Владыка, будучи Богом, невместимым для всего, становится малым светом, щадя нашу немощь. И тогда человек, внезапно взглянув и узрев природу существующего, как будто прежде никогда ее не видел, изумляется и без труда непроизвольно проливает слезы, через которые очищается и крестится вторым крещением – тем крещением, о котором говорит Господь в Евангелиях: Если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное
(Ин. 3:5). И еще: Если кто не родится свыше
(Ин. 3:3); сказав же “свыше”, Он имел в виду рождение от Духа.
36. В первом крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина" (прп.
Симеон Новый Богослов, Главы богословские и практические).
Как ночью мы видим чувственными очами только то место, которое освещаем светом лампы, а весь остальной мир для нас есть ночь, так для спящих во тьме грехов добрый Владыка, будучи Богом, невместимым для всего, становится малым светом, щадя нашу немощь. И тогда человек, внезапно взглянув и узрев природу существующего, как будто прежде никогда ее не видел, изумляется и без труда непроизвольно проливает слезы, через которые очищается и крестится вторым крещением
Каким образом приходит Владыка? В виде Света, отверзающего духовные очи подвижника. Как обычное зрение не действует без света Солнца, так и духовный мир не открывается без Света: "Во Свете Твоем узрим Свет", то есть духовный мир. Подвижник узревает в нем истинную природу существующего, мир логосов и духовного Света. И проливает слезы, источник воды текущей в жизнь вечную. И крестится вторым крещением, через которое рождается в духовный мир, Небесное Царство.
В дальнейшем это созерцание всегда с ним и остается и только ослабевает временами или усиливает свое действие, по мере того как Свет усиливает Свое действие или промыслительно его ослабляет, и в зависимости от внимания самого подвижника.
Обычно считается, что в молитве самая важная часть Имя Иисус. Но вот я встречал и другое мнение.
-------------------------
Есть такой рассказ, его часто передавал в уста своим духовным чадам и паломникам прп. Паисий. Этот случай произошел по-настоящему с одним праведным монахом.
Так вот он заставил беса читать молитву. И вот как только он дошел до "Помилуй мя", остановился.
Хотя до этого произнес все слова молитвенного воззвания. Ведь чтобы продолжить, чтобы просить милости у Бога, нужно обладать хоть мало- мальским смирением, а у прислужников сатаны его быть не может.
И их бы Милостивый Бог спас. Но они должны уметь каяться, что значит смиряться. Можно поститься, молиться, не спать, знать всё Евангелие "вдоль и поперек", но не имея смирения, не стоишь в свете Божьем.
Именно в словах, произносимых "помилуй мя", обращеных ко Господу, заключается смирение, стремление к стяжанию Божьей милости и благодати. И именно это качество, наравне с любовью, является прямым путем к спасению...
Господь всем желает спасения, даже бесам. Однако они сами не хотят.
--------------------------