Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Эти ощущения как понял из-за сгорбленности (вогнутости верхнего отдела с опущенной головой), положение хорошо помогает собраться в сердце. Но если место найдено и приобретен навык, не лучше ли распрямляться? Почему в описаниях старцев эта болезнь, опытному делателю вроде бы не нужны такие приемы.
Причины сердечных скорбей могут быть самые разнообразные. Например, от прилива крови к месту сосредоточения. Советы тут отцами даются тоже разные. От "подвизаться далее" до "временно оставить это место и перейти к другому".
 
Православный христианин
Из сирийцев:

"Слушай, сын мой, что я скажу тебе, и веруй слову моему, ибо я говорю тебе истину: если не отверзут тебе дверь [сердца] и не покажут тебе, где обитает Господь наш, ты не найдешь Его, и даже если целый день мы будем читать [Священные] Писания и истолковывать книги, нам не будет до этого дела".

Понимать это место можно по-разному. Например, так. Молитвы полезны для очищения сердца, но открывает двери сердца, все равно, благодать.
В сущности не вижу противоречий, лишь разные углы зрения .. Путаница происходит ,,,опять-таки,, из отождествления процесса очищения молитвой и конечного (порогового, качественного иного) результата - чистого ума. Предлагаю с такой стороны посмотреть. "Благодать" - это то, что немного опережает процесс развития, возникает не совсем своевременно по какому-то особому промыслу, дарованию. В этом случае мы действительно не управляем явлением. Когда же ум очищен, ему это становится присуще естественным и незаметным образом. Именно поэтому из примеров, на ком-то сильно сказывается, даже до физических травм, когда естество не перестроено, а на ком-то более неприметно и постепенно. Адам наверное жил и про благодать не думал ничего, потому что в ней был создан. Может быть человеческой жизни просто мало, чтобы вот так "безблагодатно" преобразиться.
Рассуждения упрощенные конечо же.
 
Православный христианин
Когда же ум очищен, ему это становится присуще естественным и незаметным образом.

Благодать (о которой мы здесь говорим) это не процесс, а единовременный акт, рождение от Духа. Без него нельзя войти в Небесное Царство. Рождение от Духа не происходит как-нибудь незаметно, но всегда отчетливо созерцается самим подвижником.

Есть два крещения по прп. Симеону: от воды и от Духа. Первое прообразует второе. И "если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное" (Ин. 3:5).

Прп. Симеон пишет:

"35. Как ночью мы видим чувственными очами только то место, которое освещаем светом лампы, а весь остальной мир для нас есть ночь, так для спящих во тьме грехов добрый Владыка, будучи Богом, невместимым для всего, становится малым светом, щадя нашу немощь. И тогда человек, внезапно взглянув и узрев природу существующего, как будто прежде никогда ее не видел, изумляется и без труда непроизвольно проливает слезы, через которые очищается и крестится вторым крещением – тем крещением, о котором говорит Господь в Евангелиях: Если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царство Небесное (Ин. 3:5). И еще: Если кто не родится свыше (Ин. 3:3); сказав же “свыше”, Он имел в виду рождение от Духа.
36. В первом крещении вода преднаписует слезы, а миро помазания предзнаменует умное миро Духа. Второе же [крещение] есть уже не образ истины, но сама истина" (прп. Симеон Новый Богослов, Главы богословские и практические).

Как ночью мы видим чувственными очами только то место, которое освещаем светом лампы, а весь остальной мир для нас есть ночь, так для спящих во тьме грехов добрый Владыка, будучи Богом, невместимым для всего, становится малым светом, щадя нашу немощь. И тогда человек, внезапно взглянув и узрев природу существующего, как будто прежде никогда ее не видел, изумляется и без труда непроизвольно проливает слезы, через которые очищается и крестится вторым крещением

Каким образом приходит Владыка? В виде Света, отверзающего духовные очи подвижника. Как обычное зрение не действует без света Солнца, так и духовный мир не открывается без Света: "Во Свете Твоем узрим Свет", то есть духовный мир. Подвижник узревает в нем истинную природу существующего, мир логосов и духовного Света. И проливает слезы, источник воды текущей в жизнь вечную. И крестится вторым крещением, через которое рождается в духовный мир, Небесное Царство.
В дальнейшем это созерцание всегда с ним и остается и только ослабевает временами или усиливает свое действие, по мере того как Свет усиливает Свое действие или промыслительно его ослабляет, и в зависимости от внимания самого подвижника.

Обычно считается, что в молитве самая важная часть Имя Иисус. Но вот я встречал и другое мнение.
-------------------------
Есть такой рассказ, его часто передавал в уста своим духовным чадам и паломникам прп. Паисий. Этот случай произошел по-настоящему с одним праведным монахом.
Так вот он заставил беса читать молитву. И вот как только он дошел до "Помилуй мя", остановился.

Хотя до этого произнес все слова молитвенного воззвания. Ведь чтобы продолжить, чтобы просить милости у Бога, нужно обладать хоть мало- мальским смирением, а у прислужников сатаны его быть не может.

И их бы Милостивый Бог спас. Но они должны уметь каяться, что значит смиряться. Можно поститься, молиться, не спать, знать всё Евангелие "вдоль и поперек", но не имея смирения, не стоишь в свете Божьем.

Именно в словах, произносимых "помилуй мя", обращеных ко Господу, заключается смирение, стремление к стяжанию Божьей милости и благодати. И именно это качество, наравне с любовью, является прямым путем к спасению...

Господь всем желает спасения, даже бесам. Однако они сами не хотят.
--------------------------
 
Православный христианин
Однако Иисусова молитва занимает совершенно особенное место среди других молитв.

Среди неких отцов бытовало мнение, что одно и тоже призывать Бога и призывать Иисуса, так как едина их сила, энергия и сущность. На что прп. Каллист отвечал, что двойственное созерцание Иисуса выше несложного созерцания Бога:

"А кто не может отличить [такого] созерцания [Иисуса] от несложного и единственного ведения Бога, но полагает и то, и другое одним и тем же: призывать ли Бога и от этого переходить к видению, либо же Господа Иисуса Христа Сына Божиего — ведь едина Обоих сила, энергия, и прежде всего сущность, — тот упускает из виду... глубину сокрытого во Иисусе таинства".

Одно дело созерцать Бога извне, а другое — соединяться с Ним изнутри. Иисус соединяется с нами изнутри. И это позволяет нам видеть Бога как существующего у нас внутри, а не извне. "Блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих. Аминь, глаголю вам, яко препояшется и посадит их и приступив послужит им" (Лк.12:37). Послужит чем? Видением Царства Божия, сначала изнутри, потом уже и извне.

В этом важность и смысл Иисусовой молитвы и ее отличие от остальных молитв.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Так вот он заставил беса читать молитву. И вот как только он дошел до "Помилуй мя", остановился.
соглашусь, так как в мире духовном слова имеют особое значение, они проявляют суть,значение. Почему бес и не смог произнести - для него сие слова были бы последними в его существовании.Божий Огонь он призвал бы на себя....так как смиряться он не собирался.
 
Православный христианин
соглашусь, так как в мире духовном слова имеют особое значение, они проявляют суть,значение. Почему бес и не смог произнести - для него сие слова были бы последними в его существовании.Божий Огонь он призвал бы на себя....так как смиряться он не собирался.
Да, видимо так.
 
Православный христианин
Одно дело созерцать Бога извне, а другое — соединяться с Ним изнутри. Иисус соединяется с нами изнутри. И это позволяет нам видеть Бога как существующего у нас внутри, а не извне. "Блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих. Аминь, глаголю вам, яко препояшется и посадит их и приступив послужит им" (Лк.12:37). Послужит чем? Видением Царства Божия, сначала изнутри, потом уже и извне.
Предположительно, здесь все же тройственный процесс, не разделенный у Каллиста: 1. Облечение 2. восхождение (дверь) 3.схождение (яко на небеси и на земли)
1 и 2 он объединил
Просто не понятно иначе как может быть созерцание Отца простым :)

*сугубо теоретические экстраполяции
 
Православный христианин
Неожиданная мысль:

«Иногда и помысливший только – хуже сделавшего, потому что он не даёт места покаянию… Отвержен Саул, соизволивший помыслами на идолослужение, а Манассия, покаявшись в идолослужении, принят» (прп. Ефрем Сирин).

Просто не понятно иначе как может быть созерцание Отца простым
О каком созерцании речь?

Еще о Крещении Духом

"Евангелист показывает и способ, как таковые делаются чадами Божиими, говоря: иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога« родишася (Ин.1:13). Рождением здесь называет он духовное изменение, совершающееся и узреваемое чрез Крещение Духом Святым, как говорит Сам неложный Господь: Иоанн крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым (Деян.1:5). Посему крещаемые Духом Святым бывают, как свет во свете, и знают Родившего их, потому что видят Его" (прп. Симеон Новый Богослов. Слово 57).

Разве крещаемые водой видят родившего их Духа (как «свет в свете», пишет отец)? Каждый об этом может судить по себе... А крещаемые Духом видят, и не как-нибудь метафорически, а совершенно отчетливо, хотя и духовным светом, как «свет во свете», потому и говорится об этом духовном зрении: «Во Свете Твоем узрим Свет».

Поэтому и речь в этом отрывке у прп. Симеона, очевидно, идет не об обычном крещении, а о крещении Духом. Событии, которое может и совпадать с обычным крещением, но обычно не совпадает.
 
Православный христианин
О каком созерцании речь?
В том отрывке у Каллиста о каком ведении? я исхожу из того что он не про книжную осведомленность

Иными словами, из того фрагменета следует, что Отца видеть проще чем Сына, в то время как наоборот, Сын - дверь. Как это увязывается объяснил с моей т.з., там не все сказано..
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
О духовных чувствах

На мой взгляд (далее следует компиляция из некоторых сирийских и византийских источников), если кратко, духовное чувство чем-то похоже на лампочку в темной комнате, сердечной клети. Лампочка не горит и на сердце темно. Ум бродит в потемках, натыкаясь на различные духовные предметы, и не может их вербализовать, так как в потемках чувства не работают. Наконец, милостью Божией включается Свет, пока еще щадящий и тусклый, в темной комнате проступают различные созерцания и ум останавливается удерживаемый приоткрывающимися ему видениями, но более всего источником Света. Сначала это открывающийся в полутьме мерцающий источник воды текущий в жизнь вечную. движущийся и неподвижный. Потом это кристалл цвета сапфира, означающий видение души самой себя, как об этом пишут сирийцы... "Много еще удивительного в тех дворах",-пишет прп. Каллист... Видение души самой себя означает, что духовные чувства приоткрываются. Это та душа, которая вдунута в Адама при его творении, особый способ присутствия Духа в человеке, душа над природной душой, образующая из себя духовные чувства, видящая ими и видимая. Она начинает действовать в человеке при явлении божественного Света, и действует им, и им является.

Существуют две теории духовных чувств. Сирийская: это ангел в человеке, внутренний человек, органы чувств которого действуют в божественном Свете. И (условно) византийская, о которой я написал выше.С точки зрения которой духовные чувства образуются Самим божественным Светом (а не природны, как в первом варианте). Возможна здесь и некая комбинация из двух точек зрения.
 
Православный христианин
Возможна здесь и некая комбинация из двух точек зрения.
Только и возможна, никакая из существовавших традиций не заблуждалась, несмотря на споры и полемики. Из психолингвистики, никакие два разных человека не понимают в точности одинаково даже самое простейшее понятие. Что говорить о видении духвного плана, который за пределами разумного понимания и словесного выражения.
 
Православный христианин
+++Всё-таки сирийцы свою систему заимствовали у Евагрия. Можем ли говорить, что у него речь идет об "ангеле в человеке"?

Возможно, это идея была заимствована ими у Макария:

"вопрос. Имеет ли душа образ или вид?

ответ. Имеет вид и образ, уподобляющийся ангелу, как и ангелы имеют вид и образ. И как внешний человек имеет вид, так и внутренний имеет вид, подобный ангелу, а не внешнему человеку" (Беседа 7 : 7).

В этой же Беседе кратко излагается концепция боговидения, по-моему, какая-то средняя между "сирийской" и "византийской".
 
Православный христианин
+++Всё-таки сирийцы свою систему заимствовали у Евагрия. Можем ли говорить, что у него речь идет об "ангеле в человеке"?

Возможно, это идея была заимствована ими у Макария:

"вопрос. Имеет ли душа образ или вид?

ответ. Имеет вид и образ, уподобляющийся ангелу, как и ангелы имеют вид и образ. И как внешний человек имеет вид, так и внутренний имеет вид, подобный ангелу, а не внешнему человеку" (Беседа 7 : 7).
В первой беседе Макария Великого написано об ангеле-херувиме в душе человека.
Какой образ имеет внутренний человек: ангела или рождённого свыше?
 
Переславль Залесский
Православный христианин
+++Всё-таки сирийцы свою систему заимствовали у Евагрия. Можем ли говорить, что у него речь идет об "ангеле в человеке"?

Возможно, это идея была заимствована ими у Макария:

"вопрос. Имеет ли душа образ или вид?

ответ. Имеет вид и образ, уподобляющийся ангелу, как и ангелы имеют вид и образ. И как внешний человек имеет вид, так и внутренний имеет вид, подобный ангелу, а не внешнему человеку" (Беседа 7 : 7).

В этой же Беседе кратко излагается концепция боговидения, по-моему, какая-то средняя между "сирийской" и "византийской".
в мире духовном не применяются законы восприятия обычного мира, так как все открывается в той мере в которой человек может вместить, и не только человек, но и бестелесный дух. Так многие святые обычным людям во снах или еще как,но являлись в образах своих узнаваемых,но как бы в молодом ,хотя и почили в преклонных годах. Возраст все описывают в лет так 30-33. И мне подобное было открыто не один раз. Но что удивительно, когда с ними продолжительно общаешься(у виска не обязательно крутить пальцем ;)),то постепенно они все имеют схожесть уже со Христом, как некое сильное присутствие обволакивает образ поверх их естества.Передать словами это сложно. Подобие естества Его присутствует в их естестве. Наверное святые , так и видят людей.

В первой беседе Макария Великого написано об ангеле-херувиме в душе человека.
Какой образ имеет внутренний человек: ангела или рождённого свыше?
все зависит от внутреннего проникновения "смотрящего"... в самой глубине - Бог!
 
Православный христианин
все зависит от внутреннего проникновения "смотрящего"... в самой глубине - Бог!
В ответе #900 цитируется о крещении Духом.
В первой беседе говорится об ангеле-херувиме в нашей душе.
Разве внутренний человек может быть и тем, и другим?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
в мире духовном не применяются законы восприятия обычного мира, так как все открывается в той мере в которой человек может вместить, и не только человек, но и бестелесный дух. Так многие святые обычным людям во снах или еще как,но являлись в образах своих узнаваемых,но как бы в молодом ,хотя и почили в преклонных годах. Возраст все описывают в лет так 30-33. И мне подобное было открыто не один раз. Но что удивительно, когда с ними продолжительно общаешься..., то постепенно они все имеют схожесть уже со Христом, как некое сильное присутствие обволакивает образ поверх их естества.Передать словами это сложно. Подобие естества Его присутствует в их естестве. Наверное святые , так и видят людей.
Очень хорошо написано. Спасибо.

Большее препобеждает меньшее. Христос не отменяет природные особенности каждого (из любящих Бога), но "является им сверху" по выражению прп. Максима. Таковы люди будут в будущем веке. Таковы они и сейчас, если пребывают в Любви.
 
Православный христианин
Православный христианин
В первой беседе речь, вроде бы, идет о видении (в Иезек. 1) разумной души, носимой и носящей Бога, в виде херувимской колесницы...
Макарий Великий пишет, что сей ангел есть в каждой душе. И довольно жёстко порицает тех, кто его не знает.
"Итак, если соделался ты Божиим престолом, и воссел в тебе небесный Браздодержец, и душа твоя стала вся духовным оком, и вся светом; если напитан ты оною небесною пищею Духа, и напоен живою водою; если облекся в одежды неизреченного света; если внутренний человек твой опытно и несомненно изведал все сие: то вот живешь ты подлинно вечною жизнию, и душа твоя даже ныне упокоевается с Господом; вот действительно приобрел и приял ты сие от Господа, чтобы жить тебе истинною жизнию. Если же не сознаешь в себе ничего такого: то плачь, скорби и сетуй; потому что доныне не приобрел еще ты вечного и духовного богатства, доныне не приял еще истинной жизни. Поэтому, сокрушайся о нищете своей, день и ночь умоляя Господа; потому что находишься в страшном греховном обнищании. И о если бы приобрел кто хотя скорбь сию о нищете своей!"
 
Православный христианин
Макарий Великий пишет, что сей ангел есть в каждой душе. И довольно жёстко порицает тех, кто его не знает.
"Итак, если соделался ты Божиим престолом, и воссел в тебе небесный Браздодержец, и душа твоя стала вся духовным оком, и вся светом; если напитан ты оною небесною пищею Духа, и напоен живою водою; если облекся в одежды неизреченного света; если внутренний человек твой опытно и несомненно изведал все сие: то вот живешь ты подлинно вечною жизнию, и душа твоя даже ныне упокоевается с Господом; вот действительно приобрел и приял ты сие от Господа, чтобы жить тебе истинною жизнию. Если же не сознаешь в себе ничего такого: то плачь, скорби и сетуй; потому что доныне не приобрел еще ты вечного и духовного богатства, доныне не приял еще истинной жизни. Поэтому, сокрушайся о нищете своей, день и ночь умоляя Господа; потому что находишься в страшном греховном обнищании. И о если бы приобрел кто хотя скорбь сию о нищете своей!"
А где здесь речь об "ангеле-херувиме в душе человека"?
 
Сверху