Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Любопытно, размышлял о таком тоже, теоретически конечно. Первое более технично, как бы и в животных и в глиняном кувшине Бог созерцает себя, но они не имеют средств быть причастниками, упрощенно говоря - даже развитого ума. Второе более расплывчато, что это за чувства все же не понятно. Но тогда и в первом случае становится не совсем ясно, какой же частью ума/сознания происходит это свидетельствование? Если сводится к "второй природе", свет разума, вдунутый, то об этом не очень-то где-либо разъясняется..

Умирать ради смерти нет смысла
Да нету там такого, это фикция, ложные трактовки тех кто не знаком с предметом от слова совсем. Еще раз: патанджали как журналист или живописец, сделал зарисовку универсального пути, что и как происходит. И по нему выходит, богообщения нет без созерцания, что здесь во главе угла, если подумать - не имеет значения, когда это неразрывно. А сама практика происходит в традициях и культах почитания разных божеств, но то что эти божества - не Христос на мой взгляд как минимум наивно и одномерно (а кто вообще решил что не Христос?), это уже вопрос чисто богословский и религиозный, не столько духовный. Я лично между духовностью и религиозностью все же провожу различия.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Да нету там такого, это фикция, ложные трактовки тех кто не знаком с предметом от слова совсем. Еще раз: патанджали как журналист или живописец, сделал зарисовку универсального пути, что и как происходит. И по нему выходит, богообщения нет без созерцания, что здесь во главе угла, если подумать - не имеет значения, когда это неразрывно. А сама практика происходит в традициях и культах почитания разных божеств, но то что эти божества - не Христос на мой взгляд как минимум наивно и одномерно (а кто вообще решил что не Христос?), это уже вопрос чисто богословский и религиозный, не столько духовный. Я лично между духовностью и религиозностью все же провожу различия.
посмотрел пару лекций. не зашел. смахивает на какой-то коммерческий духовный проект ньюэйдж....эти антихриста без раздумий примут.
 
Православный христианин
Но тогда и в первом случае становится не совсем ясно, какой же частью ума/сознания происходит это свидетельствование?
Схема примерно такая. В человеке поселяется Свет. Свет этот распространяется на всю вселенную и видит в ней Себя Самого, распространяющегося во Свете. Как поется в Церкви: "Во Свете Твоем узрим Свет". Свет этот одновременно является и способностью в человеке видеть Божественное, и Божественными энергиями, особенным способом их существования.
 
Православный христианин
Беседы на тему.

В голове молитва получается, а в сердце нет.
-----------------------------------------------------
Сердце -- центр христианской аскетики, потому и лечится с трудом. А голова лишь инструмент для очищения сердца с помощью покаяния и молитвы. Ясным признаком того, что сердце начинает вылечиваться, является влечение к нему ума, как того, кто видит нечто прекрасное и влечется к нему. Прекрасное -- это источник истекающих от сердца невидимых энергий. Ум влечется к нему и не хочет из него уходить. Это единственное что может остановить вечнодвижущийся ум. Когда сердце очищается и ум более или менее останавливается, его начинают посещать кратковременные озарения от призывающей благодати, как указатели на то, что он на правильном пути. Ум становится блестящим подобно утренней звезде, а сердце начинает источать сладость, наподобие меда [и тут особенно надо остерегаться подделок лукавого. Разумная осторожность еще никому не повредила]. С той пор ум уже и сам ни за что не захочет выходить из сердца, как человек, попробовавший сладкого, не хочет горького.
 
Православный христианин
О ст. Порфирии
----------------------
Депривация ума и сладость в сердце -- совсем разные вещи. Первая от чистоты, допустим, ума, но зачем она, если нет чистоты сердца. Получается, холодный, злой и одинокий ум парит над всей Вселенной, не очень радостная картина. Мне кажется, без любви в сердце такое созерцание бесполезно, а у старца она была, поэтому он им и пользовался.
С любовью в сердце - другое дело. Такому уму, наверно, позволено достигать даже до границ Вселенной, где ст. Порфирий, по его словам, бывал неоднократно. Но для этого нужна чистота, при которой любовь из сердца изливается на все творение. За счет нее душа подвижника, наверно, может путешествовать между мирами. Холодному уму это, скорее всего, недоступно.
 
Москва
Православный христианин
Опыт отца Ионы (Игнатенко)

- Когда человек молится «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», его Господь ведет - и подсказывает согласно Своему Промыслу. Этот Промысл непостижим человеческим разумом, - но он присутствует. Кто имеет какое усердие к Богу, какую любовь, - тот такую, по своему прошению к Всевышнему, и получает молитву.
Схиархимандрит Иона (Игнатенко)
 
Православный христианин
О видении
----------------------------------
"50. Наш ум есть как бы некое место, приемлющее зарю божественного явления" (прп. Каллист Ангеликуд. Главы о Рае[52], О ви́дении).

Ум созерцателя, как бы, стоит -- в определенном месте сердца -- на берегу океана и встречает там зарю божественного явления. Место это называется сердечным входом, океан состоит из логосов, а заря предшествует явлению в сердце Спасителя. Поэтому первое, что ум созерцает в духовном мире, это его логосы, их недомыслимое совокупное движение в покое и безмолвии. И чем больше ум себя стесняет, останавливая собственное движение, тем лучше их движение воспринимает. Пока, наконец, не удержит всякое свое движение и не узрит Бога.

"Названное свойство [ума] удивительно, и видно, что с ним происходит [нечто] противоположное тому, что [бывает] с материальным местом. Ибо [последнее], чем более пространно, тем бо́льший предмет может вместить. А ум — наоборот: чем больше он себя стесняет и сосредоточивается, тем больше становится способен воспринять. И когда [ум], стеснив, удержит всякое свое движение — рассудочное, умное и любое другое, — тогда узрит то великое, что превыше всего, — [то есть] Бога" (там же).
 
Православный христианин
С любовью в сердце - другое дело.
Может быть это даст возможность постепенно опускаться и в сердце.

"Названное свойство [ума] удивительно, и видно, что с ним происходит [нечто] противоположное тому, что [бывает] с материальным местом. Ибо [последнее], чем более пространно, тем бо́льший предмет может вместить. А ум — наоборот: чем больше он себя стесняет и сосредоточивается, тем больше становится способен воспринять. И когда [ум], стеснив, удержит всякое свое движение — рассудочное, умное и любое другое, — тогда узрит то великое, что превыше всего, — [то есть] Бога" (там же).
Однако когда то же самое процитировать от источников другой традиции, забьют палками :)
 
Православный христианин
Однако когда то же самое процитировать от источников другой традиции, забьют палками :)
Так надо поблагодарить судьбу и сказать спасибо:) Я сам так не умею, но, говорят, очень полезно. Море благодати...
Добрые люди делают благое дело, охраняют традицию.

Кто такие блаженные
----------------
+++Хотя надо всё же знать, кто такие блаженные? Ибо они узрят Бога.
-----------------
Свт. Григорий Богослов говорит, что блаженные -- это те, которых Господь, когда приходит, обретает бдящими. Он Сам им тогда послужит и будет для них и раем, и землей обетованной, и царствием небесным.

«Что для чувственных солнце, то для мысленных (духовных) Бог. Он будет и будущий век, и невечерний день, и царство небесное, и брачный чертог, и земля кротких, и божественный рай, и Царь, и Послужитель, как Сам сказал: блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих. Аминь, глаголю вам, яко препояшется и посадит их и приступив послужит им» (Лк.12:37).

Подвижник увидевший все это, или что-нибудь из этого, блаженен.

...Ясным признаком того, что сердце начинает вылечиваться, является влечение к нему ума, как того, кто видит нечто прекрасное и влечется к нему. Прекрасное -- это источник истекающих от сердца невидимых энергий. Ум влечется к нему и не хочет из него уходить. Это единственное что может остановить вечнодвижущийся ум. Когда сердце очищается и ум более или менее останавливается, его начинают посещать кратковременные озарения от призывающей благодати, как указатели на то, что он на правильном пути... С той пор ум уже и сам ни за что не захочет выходить из сердца, как человек, попробовавший сладкого, не хочет горького.
"В подвижнике молитвы преуспеяние сперва начинает проявляться особенным действием внимания: от времени до времени оно неожиданно объемлет ум, заключает его в слова молитвы. Потом оно сделается гораздо постояннее и продолжительнее: ум как бы прилепится к словам молитвы, влечется ими к соединению с сердцем. Наконец со вниманием внезапно сочетается умиление, и соделает человека храмом молитвы, храмом Божиим" (свт. Игнатий. О молитве).

О молитвенных действиях ст. Василиска
----------------------------------------------
"Иногда весьма жаждет и крайне усиливается он изобрести какое-нибудь такое божественное размышление, которым смог бы произвести в себе молитвенное действие, и потому с усиленным вниманием чистейше внемлет, умно простираясь к Богу, внутри сердца своего, но все таковые усилия свои видя тщетными, извещается, что бывающие с ним действия происходят не иначе, как по милости Божией".
---------------------------------------------
Аналогично прп. Каллист Ангеликуд:

"А третья любовь — с одной стороны, умная, однако [представляющая собой исходящее] от животворящего Духа вышеестественные очарование, [влекущее] к доброму и поневоле возгорающееся в сердце и действующее в созерцании крайнего добра, то есть, конечно же, Бога. Ибо как Бог созерцается не по желанию души, [будучи] прекрасен и беспредельнократно -превосходя красотою все, но по природе, точно так же и Его божественное желание возгорается вовсе не по желанию [человека]. Ведь природная энергия животворящего Духа, действующая внутри сердца, присноподвижна и настолько далека от того, чтобы приводиться в движение желанием, что напротив, скорее сама обычно приводит в движение [это] желание".
 
Православный христианин
"Иногда весьма жаждет и крайне усиливается он изобрести какое-нибудь такое божественное размышление, которым смог бы произвести в себе молитвенное действие, и потому с усиленным вниманием чистейше внемлет, умно простираясь к Богу, внутри сердца своего, но все таковые усилия свои видя тщетными, извещается, что бывающие с ним действия происходят не иначе, как по милости Божией".
:)
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Обратите внимание и на стиль отцов. Каждый по-своему прекрасен, как прекрасно и то, что они излагают.
Безмолвие как раз и отличается тем, что созерцается, не только внешнее проявление благодати и света, но и внутренние состояния, отклики и движения души.
 
Православный христианин
Безмолвие как раз и отличается тем, что созерцается, не только внешнее проявление благодати и света, но и внутренние состояния, отклики и движения души.
Согласен. И эти созерцание и радость у святых, как пишет прп. Каллист, все еще и надолго соединены со страхом.

"Вы, восхи́щенные к трапезам любви Божией и духовным простираниям та́инственных томлений, и ощутимо вкусившие от этого божественного кубка, и все более и более несказанно радующиеся и веселящиеся, поскольку созерцаете глубины надмирных таинств и услаждаетесь неизреченно, почивая в глубоком мире, — все еще бойтесь и, внимая Богу, молитесь, всячески смиряясь, слыша, как ясно вопиет к Богу божественнейший Давид: «Радосте моя, избави мя от обышедших мя!», — и учит возвышенно, лучше же сказать — духоносно: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом»".
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Фантазии и воображение разные вещи. Фантазии это плод ума и они действительно препятствие , мусор на пути восприятия Божественных логосов. Но воображение, это инструмент преодоления ограничений в области познания непознаваемого Бога, Его качеств и свойств. Воображение своеобразный конвектор или коннектор, адаптирует смысловую суть присутствия Бога.
Воображение скорее необходимо применять уже в более высоком состоянии духа. Иначе без него понять Божественные логосы будет просто не возможно.

из переписки.
Мир духовный устроен очень чУдно и чуднО... Он обусловлен постоянным движением к полноте. Он очень личностен и в то же время несоизмеримо свободен.Он весь направлен на проявление индивидуальности человека или души, и в то же время пополняется общим всеБожьим промыслом...Вот такие слова рождаются. Так как человек по своей природе схож, имеет склонность к тем или иным схожим свойствам души,то соответственно духовный мир реагирует на них адекватно одинаково,но это не означает, что это именно так,что это некий закон по которому происходит сочетание души с духовным миром и его законами.Все направлено на спасение человека, всЁ абсолютно всЁ.Нет ничего в мире, где этого нет,ни в материальном ни в духовном.
Вы переживаете за реакцию,вашей души на проявления духовных сил в момент смерти? Полагаю этот вопрос тревожит многих...Но это лишь по причине не доверия Богу. Когда принимаешь от Бога всё, тогда присутствует лишь радость и благодарение... Радуешься всему и благодаришь всех, потому как во всем присутствует Бог. Это радость проецируется на духовный мир,и в посмертии он отвечает на радость большей радостью...а на страх и недоверие, - еще большим страхом и недоверием...которое его и окружает. Надеюсь вы меня поняли...
Мира вам и радости!
 
Православный христианин
Кажется, немного прояснилось с проблемой, почему не "заходит" утренняя ИМ (вместо правила), причина банальная, не проснувшаяся "энергетика", отделяю от ума и тела в том смысле, что и мысль и физическое состояние при этом могут ощущаться вполне дееспособными. Здесь еще одно подтверждение, что ИМ не просто "мелети", а имеет связи (или даже заимствование) с восточными практиками, где этим нюансам с энергиями уделяется самое пристальное внимание.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Кажется, немного прояснилось с проблемой, почему не "заходит" утренняя ИМ (вместо правила), причина банальная, не проснувшаяся "энергетика", отделяю от ума и тела в том смысле, что и мысль и физическое состояние при этом могут ощущаться вполне дееспособными. Здесь еще одно подтверждение, что ИМ не просто "мелети", а имеет связи (или даже заимствование) с восточными практиками, где этим нюансам с энергиями уделяется самое пристальное внимание.
утром если только с поклонами. тело как маховик раскачивает внутреннюю волну души,наполняет внутренние мехи,для раздувания огня.
 
Православный христианин
Православный христианин
Из обсуждения

На мой взгляд, надо держать правило ровно, не прилагая слишком больших усилий, не ожидая немедленного результата, но и не расслабляясь.
И пробовать иногда дыхательный метод. Вдыхаешь на половине молитвы, а потом мысленный воздух из глубины сердца на задержке дыхания. Пока идет продолжать. При неприятных ощущениях поусиливаться немного и прекратить. Если наоборот, молитва сама начинает идти из глубины сердца, оставить все и пребывать в этом состоянии, пока она сама собой не прекратится.
 
Православный христианин
При неприятных ощущениях поусиливаться немного и прекратить
Эти ощущения как понял из-за сгорбленности (вогнутости верхнего отдела с опущенной головой), положение хорошо помогает собраться в сердце. Но если место найдено и приобретен навык, не лучше ли распрямляться? Почему в описаниях старцев эта болезнь, опытному делателю вроде бы не нужны такие приемы.
 
Православный христианин
Из сирийцев:

"Слушай, сын мой, что я скажу тебе, и веруй слову моему, ибо я говорю тебе истину: если не отверзут тебе дверь [сердца] и не покажут тебе, где обитает Господь наш, ты не найдешь Его, и даже если целый день мы будем читать [Священные] Писания и истолковывать книги, нам не будет до этого дела".

Понимать это место можно по-разному. Например, так. Молитвы полезны для очищения сердца, но открывает двери сердца, все равно, благодать.
 
Последнее редактирование:
Сверху