Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
разве Вы сомневаетесь, что маленького лучика Божьей благодати достаточно, чтобы все темное разбежалось. Ведь бесы веруют и трепещут. А кто-то концентрирует все свое внимание не на Боге, а на борьбе с темными силами. А Бог, который на самом деле неимоверно сильнее всех, победит, стоит его только впустить, т.е.поставив его (а не борьбу) во главу своей жизни и своего внимания.
Здесь две мысли,.. имхо маленького лучика может быть и мало, если демоны укрепились с привычкой, я прочувствовал как все отдельно накопленные многолетние страсти и страхи вдруг повылаизили и сплавились в одну глыбу, жуткое давление, против такой глыбы начинающая молитва с благотворными состояниями - как слону дробинка. Вторая мысль о борьбе с ними, наверное психология именно этим и пытается заниматься, по-видимому тупиковый путь, тут согласен полностью.
 
Православный христианин
все отдельно накопленные многолетние страсти и страхи вдруг повылаизили и сплавились в одну глыбу, жуткое давление, против такой глыбы начинающая молитва с благотворными состояниями - как слону дробинка.
Нет такого понятия "начинающая молитва", молитва это молитвенное и смиренное обращение к Богу, который есть Владыка Всемогущий, Бог Сил, способный мгновенно дать покой и от страстей и от страхов. Призывающая Благодать может быть различной, иногда просто невероятно могущественной, если нужно быстро утвердить человека в Вере, но Бог по Промыслу может и скрывать действие Благодати, чтобы мы явили своё произволение и потрудились, призывая Бога и Его действие в свою жизнь. И иное, когда Бог показывает нам нашу повреждённость, буквально высвечивая её Благодатью и объясняя.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Тем, которые не стяжали сердечной молитвы поможет молитва телесная.
"Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, в телесной молитве способствует подвиг понуждения, например: распростертие рук, биение в грудь, умиленное взирание на небо, глубокие воздыхания, и частое преклонение колен. Но как часто случается, что они в присутствии других людей не могут сего делать, что бесы и стараются тогда на них нападать; а так как они еще не в силах противиться им мужеством ума и невидимою силою молитвы, то, может быть, по нужде и уступают борющим их. В таком случае, если можно, скорее отойти от людей, скройся на малое время в тайное место, и там воззри на небо, если можешь, душевным оком, а если нет, то хоть телесным; простри крестовидно руки, и держи их неподвижно, чтобы и сим образом посрамить и победить мысленного Амалика. Возопий к Могущему спасти, и возопий не красноречивыми словами, но смиренными вещаниями, начиная прежде всего сим воззванием: «помилуй мя, яко немощен есмь» (Пс.6:3). Тогда опытом познаешь силу Всевышнего, и невидимою помощию невидимо обратишь в бегство невидимых (врагов). Кто обучился таким образом с ними бороться, тот вскоре начнет и одною душою отгонять сих врагов; ибо Господь дает делателям сие второе дарование, в награду за первые подвиги. И справедливо!" (Лествица. Слово 15, 80)
 
Православный христианин
Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, в телесной молитве способствует подвиг понуждения
Рискну продолжить мысль отца: а тем кто стяжали не способствует, и даже (такой произвольный переход от сердечной молитвы обратно к телесной) считается у отцов падением.
Другое дело что сердечная молитва не бывает на начальном этапе устойчивой, и по мере того, как удобопоползновенный грех пробивает себе дорогу, она ослабевает свое действие или и вовсе на время исчезает. Вот тогда и телесная телесная молитва может пригодиться, так как падение -- промыслительно ли, или по невнимательности самого подвижника -- уже совершилось.
А текст Лествичника замечательный, спасибо.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Нет такого понятия "начинающая молитва", молитва это молитвенное и смиренное обращение к Богу, который есть Владыка Всемогущий, Бог Сил, способный мгновенно дать покой и от страстей и от страхов. Призывающая Благодать может быть различной, иногда просто невероятно могущественной, если нужно быстро утвердить человека в Вере, но Бог по Промыслу может и скрывать действие Благодати, чтобы мы явили своё произволение и потрудились, призывая Бога и Его действие в свою жизнь. И иное, когда Бог показывает нам нашу повреждённость, буквально высвечивая её Благодатью и объясняя.
Начинающая молитва имеется ввиду для человека ( большинства это точно) Для Бога ,конечно ,нет .
 
Православный христианин
Будучи незаурядным подвижником, отец Афанасий, тем не менее, имел строгое ограничение, наложенное учителем: старец Паисий, видимо в силу каких-то личных особенностей отца Афанасия, не позволил ему до конца жизни приступать к умной молитве. «Схимонах Афанасий, имея запрещение от своего великого старца Паисия касаться сего высокого делания, проходил, по его наставлению, лишь устную Иисусову молитву»
подозреваю что пример поучительный для многих, у большинства (у меня точно, уже осознал это) есть такие особенности, которые будут самоограждать восхождение к истинной молитве, по принципу исключения, несосуществования одного с другим. Это двоедушие, нечистота мотивации, разного рода иллюзии.. Вряд ли такое можно как-то устранить, когда оно в самой природе некоторых людей, в самой своей основе не даст двигаться в нужном направлении.
 
Православный христианин
Я где-то слышал такую восточную мудрость в стиле дзен: за двумя зайцами погонишься -- ни одного не поймаешь. По-другому говоря, будешь следовать двум традициям -- ни в одной не добьешься успеха. Мудрость сомнительная. Однако...
 
Переславль Залесский
Православный христианин
подозреваю что пример поучительный для многих, у большинства (у меня точно, уже осознал это) есть такие особенности, которые будут самоограждать восхождение к истинной молитве, по принципу исключения, несосуществования одного с другим. Это двоедушие, нечистота мотивации, разного рода иллюзии.. Вряд ли такое можно как-то устранить, когда оно в самой природе некоторых людей, в самой своей основе не даст двигаться в нужном направлении.
без азбуки и навыка к чтению и складывания слов в предложения, познать содержание книги нельзя. Люди берутся за труды, которые не способны в данном состоянии понять.в большинстве своем, люди не имеют навыка духовного внимания. Просто не имеют, не научены. эта "безграмотность" часто и является причиной многих духовных неудач.
 
Православный христианин
в большинстве своем, люди не имеют навыка духовного внимания
Хотелось бы получше осмыслить, что это.. Но в любом случае, если присутствуют лживые приоритеты, то его и не будет, а без этого навыка не поменять направленность. Замкнутый круг. Страдание на мой взгляд все же слабая мотивация измениться, веселье вообще уводит в противоположное. Пока что по моим соображениям все упирается в наставника, который много грехов возьмет на себя. И опять же, если не готов, то и наставника не будет. Во всем какая-то предопределенность. Я обращал внимание, уже статистичечки заметно, когда нам приводят в пример жития святых, то у них с ранних лет все было устроено для духовного пути, не припоминаю такого чтобы кто-то из отцов был беспутным и исправился, возможно какие-то исключения встречаются. Нам эти жития традиционно для умиления приводятся в пример, но если трезво разобраться, не очень-то мотивирует погрязших в грехах людей...

Мудрость сомнительная. Однако...
Сугубо предположительно: следовать разным традициям невозможно в принципе, как я понимаю традиционный подход. Можно утонченно развлекаться таким образом, но тогда без разницы, и в одной не будет успеха... Намек понятен, я просто знаю что изучать другое всегда полезно, с разных углов зрения всегда приходит лучшее понимание и собственного.
А вы почему считаете, что мудрость сомнительная, и в чем с другой стороны может проявляться "однако"?
 
Православный христианин
изучать другое всегда полезно, с разных углов зрения всегда приходит лучшее понимание и собственного
Соглашусь. Изучать другое бывает полезно, но иногда и противно. Пример из сегодняшнего утра. Прислали на отзыв некую работу по проблеме боговидения у отцов и у неоплатоников. Сходство и различие. Пришлось напрягать какие-то свои скудные познания в неоплатонизме, и вдруг я почувствовал почти что физическую тошноту от этой философии, хотя ранее, бывало, увлекался ее интеллектуальной мощью. Но нет худа без добра. Опасность меня мобилизовала, я отставил в сторону неоплатоников и переключился на отцов и проблему боговидения, и мне даже удалось, как я считаю, что-то по этой теме вкратце сформулировать.

Поэтому соглашусь с Вами. Изучать другое полезно, главное, успеть вовремя переключиться.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Соглашусь. Изучать другое бывает полезно, но иногда и противно. Пример из сегодняшнего утра. Прислали на отзыв некую работу по проблеме боговидения у отцов и у неоплатоников. Сходство и различие. Пришлось напрягать какие-то свои скудные познания в неоплатонизме, и вдруг я почувствовал почти что физическую тошноту от этой философии, хотя ранее, бывало, увлекался ее интеллектуальной мощью. Но нет худа без добра. Опасность меня мобилизовала, я отставил в сторону неоплатоников и переключился на отцов и проблему боговидения, и мне даже удалось, как я считаю, что-то по этой теме вкратце сформулировать.

Поэтому соглашусь с Вами. Изучать другое полезно, главное, успеть вовремя переключиться.
Спасибо. Я тут дерзну один скользкий нюанс заметить, на котором все падают и не замечают, не обсессудьте :). Это вкрадывающаяся в любые споры проблема, когда правда соседствует с ложью, а мы гребем под одно, пытаемся или принять или отвергнуть. Иногда от этого начинаем воевать с ветряными мельнцами... В официальной позиции РПЦ и у современных отцов например, много такой борьбы, с симулякрами, в том числе созданными самой же церковью, когда обличают несуществующие явления, как будто существующие - "язычество"(не актуальный термин на сегодняшний день), "теософию" (сами же распиарили какую-то мелкую самодельную философскую секту), "восточные прктики" (в подаче ютуберов и западных маркетологов). И воюют с этим как с настоящим, как с некими ложными духовными направлениями, в то время как они ими никогда и не были. Может быть и "неоплатонизм" из того же разряда? Здесь, поэтому, важен вопрос, что в принципе есть настоящее и полезное для изучения, я бы не столько о своевременном переключении заботился, куда нам от православия-то деться.
и вдруг я почувствовал почти что физическую тошноту от этой философии
За вас спокоен, наверное так надо, а у меня такое случалось тоже, обычно когда спутанное сознание, восприятие сужается, и вот такой эффект. Бесы

Еще вкратце подытожу, насколько понял, вы сделали акцент в пользе изучения разнообразия для понимания контраста, а я все же чаще единство находить люблю. Наверное единство и есть показательная характеристика учений: отвлеченная филсофия ли оно, или же истинное.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
В официальной позиции РПЦ и у современных отцов например, много такой борьбы, с симулякрами, в том числе созданными самой же церковью, когда обличают несуществующие явления, как будто существующие - "язычество"(не актуальный термин на сегодняшний день), "теософию" (сами же распиарили какую-то мелкую самодельную философскую секту), "восточные прктики" (в подаче ютуберов и западных маркетологов). И воюют с этим как с настоящим, как с некими ложными духовными направлениями, в то время как они ими никогда и не были.
Почему это "как будто существующие"? Например йога это как раз практики и восточные и языческие, они восходят например к культу Кали с человеческими жертвоприношениями. И даже позы в йоге потенциально могут подвергать человека тёмным духовным воздействиям, об этом рассказывают "мастера" йоги высоких степеней. Через начало в виде физических упражнений для оздоровления часть людей вовлекают в этот восточный романтический контекст для дальнейшего изучения и погружения. Неоязычники опять же во множестве расплодились и устраивают свои "фестивали", вовлекая молодых людей в "традиционные верования", и это тоже заканчивается часто духовным повреждением неофитов. Многобожие, культы идолопоклонничества, культы "духов предков" и природы, множество мерзейших магических и оккультных обрядов, всё это им свойственно... Это современная калька с языческих культов, поэтому и называется неоязычеством. Люди с духовной точки зрения ищут не Бога, а новизны ощущений, и легко попадают в эти сети бесовские. Разве можно с этим не бороться?
 
Православный христианин
Спасибо. Я тут дерзну один скользкий нюанс заметить, на котором все падают и не замечают, не обсессудьте :). Это вкрадывающаяся в любые споры проблема, когда правда соседствует с ложью, а мы гребем под одно, пытаемся или принять или отвергнуть. Иногда от этого начинаем воевать с ветряными мельнцами... В официальной позиции РПЦ и у современных отцов например, много такой борьбы, с симулякрами, в том числе созданными самой же церковью, когда обличают несуществующие явления, как будто существующие - "язычество"(не актуальный термин на сегодняшний день), "теософию" (сами же распиарили какую-то мелкую самодельную философскую секту), "восточные прктики" (в подаче ютуберов и западных маркетологов). И воюют с этим как с настоящим, как с некими ложными духовными направлениями, в то время как они ими никогда и не были. Может быть и "неоплатонизм" из того же разряда? Здесь, поэтому, важен вопрос, что в принципе есть настоящее и полезное для изучения, я бы не столько о своевременном переключении заботился, куда нам от православия-то деться.

За вас спокоен, наверное так надо, а у меня такое случалось тоже, обычно когда спутанное сознание, восприятие сужается, и вот такой эффект. Бесы
А о чем мы спорим (соглашаемся)? Надо выдвинуть для начала какой-нибудь один тезис. И желательно по теме топика (Иисусовой молитве). Хотя, конечно, я и сам от темы уклонился, виноват.
 
А о чем мы спорим (соглашаемся)? Надо выдвинуть для начала какой-нибудь один тезис. И желательно по теме топика (Иисусовой молитве). Хотя, конечно, я и сам от темы уклонился, виноват.
Иисусова молитва ,ее практика с дыхательными методами особенно ,напоминает восточные практики , поднятие ци , или пранаяму.Сердце ,анахата ,где может появляться бог. 12 лепестков. В районе пупка море ци. И т .д. Опыт Мотовилова.
 
Православный христианин
когда нам приводят в пример жития святых, то у них с ранних лет все было устроено для духовного пути, не припоминаю такого чтобы кто-то из отцов был беспутным и исправился, возможно какие-то исключения встречаются. Нам эти жития традиционно для умиления приводятся в пример, но если трезво разобраться, не очень-то мотивирует погрязших в грехах людей...
Св. Мария Египетская, высочайший образец святости, не была изначально праведницей, как вы наверное помните. Св. Киприан до 30 лет был чародеем, языческим жрецом, сообщался с князем тьмы и имел бесов в услужении. Св. преподобномученик Антоний Карейский жил в разгуле, разбоем и грабежами. Св. Моисей Мурин был разбойником. Полно примеров...
 
Православный христианин
Разве можно с этим не бороться?
Ну так и называть надо своими именами, то с чем бороться, для начала различать.. а то что вы перечислили - половина мягко говоря совершенная некомпетентность, половина "-нео", какое отношение оно имеет к традиционности?

Из книги Новикова Н.
Но все же прежде всего надо бы интересоваться не тем - сколько, а тем - как творить молитву. Есть поучительный эпизод на эту тему. Монахиня, совершавшая по тысяче молитв Иисусовых, попросила благословения у епископа Варнавы (Беляева) еще увеличить свое правило и получила такой совет: «А вы сделайте себе экзамен. Не тысячу". а только десять молитв Иисусовых проговорите, но так, чтобы между ними не прорвалась ни одна посторонняя мысль и представление». Вскоре монахиня вновь «пришла и покаялась, что задача ей не по силам. Она никак не может эти десять молитв произнести, что-нибудь не вспомнив, на что-либо не обратив внимания». А часто «так увлечется в сторону своими мыслями, что забывает уже, где она и что ей нужно делать. Даже удивляется, как это трудно».
Это к вопросу о трудовом навыкновении. 10 непрерывных повторений может действительно и не получиться, но если по 10 всегда делать, то и не научишься. А когда тысячу, в ней постепенно все чаще ум связывается, так и навык приходит. Лукавство бывает в таких примерах :)
 
Православный христианин
Иисусова молитва ,ее практика с дыхательными методами особенно ,напоминает восточные практики , поднятие ци , или пранаяму.Сердце ,анахата ,где может появляться бог. 12 лепестков. В районе пупка море ци. И т .д. Опыт Мотовилова.
Я вряд ли смогу поддержать обсуждение такого тезиса, так как мало что смыслю в восточных практиках.
 
Православный христианин
Иисусова молитва ,ее практика с дыхательными методами особенно ,напоминает восточные практики , поднятие ци , или пранаяму.Сердце ,анахата ,где может появляться бог. 12 лепестков. В районе пупка море ци. И т .д. Опыт Мотовилова.
Поздние святые отцы прямо запрещали творческую молитву (с дыхательным методом) как могущую привести к состоянию прелести. На самом деле практики молитвы Богу и медитации отличаются кардинально.
 
Поздние святые отцы прямо запрещали творческую молитву (с дыхательным методом) как могущую привести к состоянию прелести. На самом деле практики молитвы Богу и медитации отличаются кардинально.
Чем ?Если внешне , то ничем. Сядь , закрой глаза ,успокойся ,найди вниманием сердечное место .
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Из книги Новикова Н.

Это к вопросу о трудовом навыкновении. 10 непрерывных повторений может действительно и не получиться, но если по 10 всегда делать, то и не научишься. А когда тысячу, в ней постепенно все чаще ум связывается, так и навык приходит. Лукавство бывает в таких примерах :)
А тысячу какую пользу дает? Мое мнение, трудовая (даже самодвижная трудовая) молитва -- это лучше чем ничего, но между ней и настоящей самодвижной молитвой дистанция огромного размера. Последняя -- зрячая, а первая -- махание кулаками вслепую.
 
Сверху