Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Именно так!
Убедить невозможно!
А почему?
Не потому ли, что наш ум обосабливается от других и не желает к ним прислушиваться ?
Поэтому я и спросил вас:
Возможно)
Говорю это из опыта. Порой одно - два слова чьи то , с приведением цитаты отца, заставляют меня усомниться в правильности своего понимания и тогда я, например, лезу в труд из которого взята цитата и читаю. И порой убеждаюсь что вот тут я что то не так понимала. И таким образом убеждаюсь).

С некоторыми вашими цитатами я поступала таким же образом. Прочтение контекста не позволяло при этом их истолковывать так как вы их преподносили в подтверждение своей мысли. Особенно это оказалось неприемлемым последний раз... Простите.

Убеждена?
Есть свой опыт? Или мы вновь, опираемся и доверяем опыту свв подвижников и это их вывод?
Я об этом читал то же....
Но доверять или не доверять кому -то здесь, мы можем лишь в общении. В поведении собеседника, в его суждениях и проч...
Про свой опыт я уже писала. Поэтому ваш вопрос воспринимаю как риторический. И повторю - доверять или не доверять - это для меня зависит от того как согласуется то что пишет другой с тем что пишут отцы при наличии у меня того опыта который есть, тех знаний которые есть. Мои суждения касаются меня. Это моё личное дело как я отношусь к словам другого человека. Моё и Бога. Согласны? )
Могу, конечно, просто молчать когда имею иное мнение. Но и диалога тогда никакого не будет. Точно так же - ваш опыт это ваше личное дело, как и ваше мнение. Вполне возможно что мы с вами просто не понимаем друг друга из-за терминологии. Не знаю. Если вы мне предлагали не сходить в духовное сердце, а молится с участием сердечным, то есть с участием чувств - то никаких вопросов и неприятия нет. Порой молитва холодна, а порой ей сопутствуют определённые чувства, которые помогают молиться. Но это не молитва в духовном сердце, в котором я молится не могу просто потому как не предочистилась от страстей и грешу и не всегда эффективно противостою помыслам, и Бог, думаю, мне потому не открывает вход в моё духовное сердце. Главное эе почему - по моей гордости. Да и умной молитвы нет... что уж о сердечной говорить. Есть только словесная да и то не всегда со вниманием и не всегда с сочувствием сердца и... и не непрестанная...

Из опыта скажу, что можно заниматься и на работе, и в больнице, и ухаживая за детьми, и дома.
Для этого надо победить себя, свое нерадение. Что, к сожалению, довольно таки трудно. Но стоит пытаться делать, что бы приносить молитву к Господу быстрее, нежели из нас изрыгаются проклятия и прочая нечисть.
Можно и нужно. Но из опыта скажите - получается ли внимательно и с сочувствием сердца непрестанно молиться Богу и на работе (когда решаешь умственную задачу) и в больнице и ухаживая за детьми и объясняя им математику и ... и читая новости или сообщения на форуме?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
. Если вы мне предлагали не сходить в духовное сердце, а молится с участием сердечным, то есть с участием чувств - то никаких вопросов и неприятия нет.
А я вам и не предлагал этого, вы надумали сами.
А теперь, попробуйте погрузиться из «головы» в сердце. Для этого вспомните и найдите его? Вспомните, как замирает сердце ( от приятного или страха) причём независимо от вашего разума. Вспомните, как взрывается оно и выплескивает все в словах, в гневе. И опять же остынув, вы разумением своим понимаете, что не смогли контролировать в этот момент себя. Было такое? Попробуй задень кто нашу гордыню, плотно засевшую в сердце, какие только слова не посыплются из нас! Вот и следует погрузиться туда, откуда это исходит.
Я не предлагал входить в храмину сердца, духовную его составляющую, куда впускает только Бог, а лишь туда, где обитают страсти. Как их излечить, если не понять, откуда они исходят? Спуститься в сердце с помощью деятельной молитвы, обнаруживая корень нашей страстности - гордыню, разве нам это невозможно?
Порой молитва холодна, а порой ей сопутствуют определённые чувства, которые помогают молиться. Но это не молитва в духовном сердце, в котором я молится не могу просто потому как не предочистилась от страстей и грешу и не всегда эффективно противостою помыслам, и Бог, думаю, мне потому не открывает вход в моё духовное сердце. Главное эе почему - по моей гордости. Да и умной молитвы нет... что уж о сердечной говорить. Есть только словесная да и то не всегда со вниманием и не всегда с сочувствием сердца и... и не непрестанная...
Так и у меня такая же! Я нигде и не говорил, что у меня открылась созерцательная молитва и сердце молится под руководством Бога!
Но из опыта скажите - получается ли внимательно и с сочувствием сердца непрестанно молиться Богу и на работе (когда решаешь умственную задачу) и в больнице и ухаживая за детьми и объясняя им математику и ... и читая новости или сообщения на форуме?
Не получается непрестанно! И это из-за нерадивости.
Когда сосредоточишься ( особенно в трудные времена испытаний) тогда молишься непрестанно, а как отпустит, - то все останавливается.
Пробовал и на работе, когда решаешь умственную задачу вполне возможно, даже помогает, когда выполнял чисто физическую монотонную работу - вообще хорошо! Другое дело, когда идет активная работа с людьми, руководство коллективом, решение производственных задач, совещания и прочее, - вот тут очень даже сложно!
А с детьми, когда они болеют или еще чего, - тогда только молитвой и спасаешься. Но вот в общении с ними.... - тут уж бывает разное... Так что объяснение математики - самое приятное, наверное.... Кстати, в общении с детьми и внуками особенно хорошо чувствуешь свое сердце, когда оно страдает или радуется!
Я советуюсь со священником, вернее с игуменом в монастыре, (в том самом, который строил Игнатий Брянчанинов) Но успехов пока маловато будет.... Грешен!
Спаси Господи!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Прочёл вашу беседу и не увидел серьёзных разногласий. У всех разное духовное устроение, и разные пути к стяжанию Духа. Ризы Божества это смирение, сплетённое с любовью. Делания под действием Благодати ведут к смирению, а смирение позволяет стяжать Благодать различными деланиями. Главным из которых является молитва.

Признаки действия Благодати могут быть различными. Но есть так сказать явные признаки её прихода, такие как слёзы умиления, как ощущение своего недостоинства, как любовь ко всем без различения, как желание молиться за всех, как сладость при коленопреклонениях или целовании икон, при мысли о посещении литургии. Исаак Сирин указывает и на такие явные признаки:

1. Два истинных признака даю я тебе, брат мой; и в то время, когда удостоит тебя Бог внутреннего озарения, по ним ощутишь ты свет души своей. Их достаточно, чтобы указать тебе истину, которая в душе твоей воссияла.

2. Когда, по благодати и милости Господа нашего Иисуса Христа, воссияет в тебе то озарение разума, о котором говорят Отцы, эти два признака дадут тебе подтверждение относительно этого <озарения>. Но когда ты не обретаешь их в самом себе, – даже если ты уверен, что достиг совершенства,– знай, что весьма далек ты от них.

3. Один из этих признаков следующий. Когда воссияет уже сокровенный тот свет в душе твоей, признаком этого станет то, что всякий раз, когда только ты заканчиваешь чтение <Писания> или молитву, какими-либо стихами и содержащимися в них мыслями пленен будет разум и станет размышлять о них, исследовать их и, по своему собственному побуждению, рассматривать их духовное значение; настолько будет он привязан к ним, что не станет рассеиваться чем-либо другим из тварного <мира>. Даже если ты не особенно заботишься об этом как о чем-то присущем тебе, само собой случается такое с разумом – впрочем, не всецело и полностью, а, конечно же, частично.

4. Второй признак, столь же точный, как и первый, есть следующий. Когда душа выйдет из тьмы и станет изнутри светом, тогда продолжительные коленопреклонения даются отшельнику, и настолько усладительным оказывается для него пребывание в них, что три дня стоит он на коленях на земле в молитве, не чувствуя утомления по причине наслаждения и не желая даже вставать с земли. И даже всякий раз, когда поднимет он голову, желая встать, по причине этой продолжительной сердечной услады, объемлющей сердце его, снова падает он на лицо свое, и молитва уже не так важна для него, ибо в ту минуту, когда молитва входит в сердце его, в такой степени ощущает он помощь <Божию> и столь усиливается в нем наслаждение <молитвой>, что останавливается язык его и умолкает сердце его. И вот, охватывает сердце его и члены его то усладительная безмолвие, так что даже Царство Небесное, если можно так сказать, не считает он сравнимым по наслаждению с этим умолканием в молитве. Безмолвный, лежит он ниц на лице своем ночью и днем. И таким же образом, в соответствии с тем, как и насколько входит человек в это озарение разума, удостаивается он наслаждения в коленопреклонении.

5. Все это для тех, кто постоянно пребывает в безмолвии, пишу я, брат мой: не для тех, кому достойными смеха кажутся эти божественные <явления>, происходящие между Богом и святыми в невыразимой тайне.
Указано два признака, первый из которых фактически встречается намного чаще чем второй, второй же это совершенство молитвы, священное безмолвие. Оба этих опыта даются только Богом за утверждение в смирении при условии продления молитвы, «ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам». Бог даёт Благодать не за труды (у нас не может быть заслуг перед Ним), а за веру и смирение, – недостаток того или другого может стать серьёзным препятствием. Однако же у отцов встречал идею о том, что можно быть уже по уровню духовного развития и на уровне созерцательной молитвы, но если не знаешь, чего ищешь, то можешь ошибочно отвергнуть Дары, особенно если не с кем посоветоваться, и, уже перейдя пустыню, бесплодно повернуть назад. Что касается соединения ума с сердцем, поисков "места сердца", и так далее, это всё может входить в ощутительный опыт или нет, зависит от того, каким путём Бог ведёт человека, и полезно ли ему это. Схождение ума в сердце может произойти и неявно для человека, как описывал старец Софроний.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
*** " ... получается ли внимательно и с сочувствием сердца непрестанно молиться Богу и на работе (когда решаешь умственную задачу) и в больнице и ухаживая за детьми и объясняя им математику и ... и читая новости или сообщения на форуме?"(c).

* Есть ... непрестанная молитва, которая непрестанно идёт к Богу из сердца. Это есть дар благодати... В " Добротолюбии" славянском старец Максим Капсокаливит говорит о себе, что два года молисмя Матери Божией, чтоб Она дала или испросила молитву.
Настоящая сердечная молитва - дар благодати, подаваемый через таинства Исповеди или Причастия. И по послании такого дара подогревается он теми же таинствами.
Отличительная черта сего дара - непрестанность молитвы, которая выражается чувством к Богу, -иногда в словах молитвенных, а иногда без слов. что даёт благодать, того свой труд никак не может дать. Он только приготовляет к принятию дара, - и по получении его подогревает его - вместе с таинствами.
( О молитве и духовной жизни. С. 188 ).
* Что значит непрестанно молится? -Быть непрестанно в молитвенном настроении. Молитвенное настроение есть мысль о Боге и чувство к Богу совместно.
- Мысль о Боге, мысль о Его вездесущии, что он везде есть, всё видит и всё содержит.
- Чувство к Богу, - страх Божий, любовь к Богу, ревностное желание угождать Ему одному, с таким же желанием избегать всего Ему неугодного и, главное, предание себя в Его святую волю беспрекословно и принимание всего случающегося, как от руки Его непосредственно.
Чувство к Богу может иметь место при всех наших делах, занятиях и обстоятельствах, если оно не ищется только, но уже водружени в сердце.
Мысль может быть отвлекаема разными предметами; но и тут возможен навык не отступать от Бога, а всем заниматься при свете памятования о Боге.
Вот об этих двух - о мысли и чувстве к Богу - всю заботу и иметь надо.Когда они есть, есть молитва, хотя и нет молитвенных слов.
Утреннее молитвословие на то и назначается, чтобы водрузить в сознании и сердце сии две вещи... (c)...
( О молитве и духовной жизни. С. 210-211 ).
* Ум устаёт говорить слово молитвы. Молитесь тогда без слов в сердце - так подвергаясь пред Господом мысленно в сердце и Ему себя предавая... Это и будет собственно молитва, слово же есть только выражение её...и оно всегда слабее самой молитвы пред Богом.
( О молитве и духовной жизни. С. 61 ).
* Что такое молитва без слов? - Есть неподвижное пребывание в молитвенных чувствах к Богу, не произнося ни в уме, ни устами никаких слов. Это высшая степень молитвы. Непрестанною молитвою может быть только такая молитва.
( О молитве и духовной жизни. С. 252 ).
* Ещё одно недоумение: в деле умной молитвы надо иметь руководителя; где взять его мирянину? Там же в миру - и между духовными отцами, и даже между мирянами. То правда, что всё реже и реже становятся лица, к которым можно было бы благонадёжно обратиться за советами о духовной жизни. Но они всегда есть и будут. И желающий всегда находит их...
( О разных предметах веры и жизни. С. 477-483 ).
( Всё поучения взяты из книги: Спасайтесь, Путеводитель по творениям святителя Феофана Затворника, Т. 1; Раздел молитва,С. 568-627).
 
Православный христианин
***
Суть делания этой молитвы заключается в том, чтобы отгонять всякую мысль, являющуюся из сердца, и, вместе с тем, не допускать проникновения в сердце приходящих извне греховных помыслов и желаний, чтобы приучить память всегда предстоять Богу Вездесущему, а ум – постоянно читать молитву и внимать лишь ей одной вместо всех иных, даже естественных для него, мыслей. Это и приводит со временем к тому, чего «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор. 2,9), через это делание сердце человеческое устрояется в обитель Пресвятой Троицы.

Делание молитвы Иисусовой, называемое святыми отцами трезвением, должно быть неотъемлемой сутью монашеской жизни. Оно необходимо также и для всех мирян, ибо без памятования Бога спастись никому невозможно.
...
По мере твоего самопринуждения к молитве – принуждения к внимательному пребыванию ума в ней, принуждения к участливому отношению сердца – Господь будет помогать тебе Своей благодатью усваивать молитву, будет помогать уклоняться от греха. Делание это сопряжено с трудностями в усвоении сыновней покорности Богу, но ты от этого не унывай, главное – не доходи до отчаяния и бездействия, не оставляй молитву. Господь поможет тебе, и скорбь минует.
...

В молитвенном деле большое значение имеет частота молитвы и постоянство памяти о Господе возлюбленном. Постепенно станет укрепляться внимание ума, что и составляет плод молитвы. С усилением внимания человек начнет усматривать в себе все большее количество зла, исходящего из сердца, где обитает дьявол, возбуждающий страсти. Зло проявляется в помыслах и желаниях, а ум, жаждущий спасения, не должен уделять никакого внимания помыслам, но пресекать их, внимая молитве, чем обессиливаются страсти. Это и есть брань.

Человек кающийся плодов молитвы не замечает. Так устраивается благодатью Божьей в тайне от человека для пользы его, ибо человек слишком падок на самомнение. Молящемуся кажется, что он стоит на месте, или кажется, что он становится еще хуже. Он снова молится и опять видит свои кажущиеся неуспехи. Помыслы вновь и вновь отгоняются молитвой, в результате ум обнаруживает их все больше, и человек в такой брани начинает смиряться, научается предавать себя в волю Божью, а это и есть именно то, что требуется.
...
Познает человек немощь и бессилие свое в борьбе со злом и начинает все усерднее держаться умом молитвы, все полнее предавать себя в волю Божью. Вновь и вновь молитвенно призывая Бога на защиту от соперника своего – дьявола, человек вспоминает о смерти, так как борьба с грехом неразлучна с памятью смертной. «Грех – есть смерть», и мысль о грехе приводит к мысли о смерти, полагающей тело в землю. Убеждаясь в том, что молитвой побеждается грех, человек через молитву научается мужеству.

А я вам и не предлагал этого, вы надумали сами.
А может лучше вам предположить не что я "надумала", а что ваши слова неясны для меня и я не поняла. И не поняла или потому как вы не смогли пояснить или потому что я туповата.) Может я действительно туповата, так как не понимаю в какое сердце можно предлагать сходить умом если есть только мышечное и духовное. Как можно в мышечное сердце сходить умом - мне лично не понятно, если только это не означает прислушиваться к движениям крови, так сказать, к эмоциям, а в духовное, как вы пишете, сходить умом мне вы и не предлагали.
Я не предлагал входить в храмину сердца, духовную его составляющую, куда впускает только Бог, а лишь туда, где обитают страсти. Как их излечить, если не понять, откуда они исходят? Спуститься в сердце с помощью деятельной молитвы, обнаруживая корень нашей страстности - гордыню, разве нам это невозможно?
Простите, Андрей, но я вас реально не понимаю. А где обитают страсти если не в душе, не в духовном сердце? И я не понимаю о какой "духовной составляющей сердца" вы говорите. Есть духовное сердце, есть мышечное. По смерти тела и мышечного сердца духовное сердце не умирает. И как вы писали - две сущности не смешиваются. Они очень тесно соединены но при смерти разлучаются. При этом ни душа не лишается духовного сердца, ни тело - телесного.

Поясните мне что вы сейчас опять предлагаете, говоря "Спуститься в сердце с помощью деятельной молитвы, обнаруживая корень нашей страстности - гордыню". Вы в мышечном сердце предлагаете обнаружить гордыню??

Однако же у отцов встречал идею о том, что можно быть уже по уровню духовного развития и на уровне созерцательной молитвы, но если не знаешь, чего ищешь, то можешь ошибочно отвергнуть Дары, особенно если не с кем посоветоваться, и, уже перейдя пустыню, бесплодно повернуть назад.
Что такое пустыня которую человек может уже перейти и бесплодно повернуть назад?

Читала у отцов что Бога не оскорбляет если мы признаём себя недостойными Его Даров и отвергаем их как недостойные. Читала что признать себя достойным даров Бога и принять их в таком состоянии сознания своего достоинства - погибельно.

Думаю важно как мы понимаем смирение. Признаём ли мы себя стяжавшими смирения и потому могущими безопасно из состояния смирения принять Дары.

Когда сосредоточишься ( особенно в трудные времена испытаний) тогда молишься непрестанно, а как отпустит, - то все останавливается.
Молиться непрестанно - это значит молиться постоянно а не от одного момента "когда сосредоточишься" до другого. Если стяжал непрестанную молитву то "отпустить её" хоть на мгновение - значит потерять её.

Встречала подвижников в инете которые говорили о высоких состояниях, а потом оказывалось что они могли сутки или двое даже вообще не вспомнить о молитве... Молитвенный навык - это постоянное обращение ума к Богу, а не вспоминание о Бога время от времени.

Думаю, говоря об умном делании (трезвении ума, Иисусовой молитве - разные названия одного и того же), надо, всё же, обратиться к учению отцов о силах души. Три силы души - разумная, вожделевательная и раздражительная. Вожделевательная - это наши желания, устремления, свободная воля. Это, как думаю, и соответствет так называемому сердцу духовному. Разумная - соответствует уму. Раздрожительная - добродетелям или страстям. У падшего человека ум повреждён, помрачён в результате того что воля избрала движение к чувственному и отвернулась от движения к Богу. В итоге и раздражительная сила извратилась и добродетели обратились в страсти.

Когда человек замечает в себе страсти, то он замечает их в раздражительной силе души - гнев на брата (вместо гнева на грех), гордость, раздражение и т.д.. Результат того что раздражительная сила стала по большей части действовать страстно, противоестественно - итог того что вожделевательная сила устремилась к чувственному и отвернулась от Бога. Это всёприводит к помрачению разума. Зло принимается за добро, а добро - за зло, ум неведает Бога и порой даже отвергает Его (атеизм). Начинается же это исправление с исправления ума. Словесная молитва исправляет и очищает, в первую очередь ум. Постепенно раздражительная сила начинает исправляться так как ум постоянно направляет её в должное русло, как и направляет вожделевательную силу в должную сторону - к Богу. Когда ум начинает молиться в предочищенном сердце - это означает восстановление единства сил души предочистившейся от страстей, то есть исправившей действие раздражительной силы через ум и при соучастии вожделевательной силы (свободная воля устремляющаяся к Богу - движение духовного сердца, так сказать).
 
Православный христианин
Что такое пустыня которую человек может уже перейти и бесплодно повернуть назад?

Читала у отцов что Бога не оскорбляет если мы признаём себя недостойными Его Даров и отвергаем их как недостойные. Читала что признать себя достойным даров Бога и принять их в таком состоянии сознания своего достоинства - погибельно.

Думаю важно как мы понимаем смирение. Признаём ли мы себя стяжавшими смирения и потому могущими безопасно из состояния смирения принять Дары.
Пустыня это образ, введённый апостолом Павлом для описания периода перехода человека, призванного Богом, из земли греха в землю обетованную. Обожившееся естество это и есть земля святая, обетованная. У святых отцов этот период до ощутительного стяжания Царствия Божия, то есть Боговедения, обожения, достижения совершенства, святости. Высокие дары не даются Богом без смирения и без проверки, куда клонятся самоустремление и самовластие человека, - доброе устроение сердца человека и добродетели должны глубоко укорениться в его природе, как и несокрушимая крепость веры.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Молитвенный навык - это постоянное обращение ума к Богу, а не вспоминание о Бога время от времени.
Таких вы то же встречали? Назовите, хотя бы одного, кто по - вашему разумению соответсвует этим критериям?
А может лучше вам предположить не что я "надумала", а что ваши слова неясны для меня и я не поняла. И не поняла или потому как вы не смогли пояснить или потому что я туповата.)
Ну, как Вам сказать, надумала, не поняла- это вытекает из ваших ответов мне . Я хочу вам донести одно- вы понимаете другое- такое случается….
Может я действительно туповата, так как не понимаю в какое сердце можно предлагать сходить умом если есть только мышечное и духовное. Как можно в мышечное сердце сходить умом - мне лично не понятно, если только это не означает прислушиваться к движениям крови, так сказать, к эмоциям, а в духовное, как вы пишете, сходить умом мне вы и не предлагали.
А какое вы сердце сами то чувствуете? Святых отцов вы читаете, значит знаете куда надо спускаться и с Кем. Вы же читаете в молитве: « научи меня молиться! Сам во мне молись! Молитва это труд, к которому надо готовиться и стараться выполнять. И не надо сразу думать о непрестанной молитве. Сначала выполни это занятие сколько хватит сил! Я опять говорю непонятные вещи? Думается вы и сами это понимаете. Эта деятельность - молитва с призванием в помощь Бога - и даёт нам возможность начать действо по очищению нашего сердца от страстей. Бог сам укажет место нашего сердца, но и мы должны пытаться начать борьбу за изгнание страстей из сердца. Синергия! Я думаю, вам знакома борьба со своими страстями? Не буду спрашивать про успехи, - это дело Божье, а мы лишь приобретаем эти страсти. Но и без нас Господь не освобождает нас от них. О чем это говорит? Да, мы спускаемся в сердце, туда, где страсти. Разве не так? Заметьте я не говорю об взламывании храмины сердца, через которую входит к Нам Бог- любые попытки это сделать ведут к падению. Любая страстишка , охраняется нечистым и нам одним не справиться с ее искоренением! Появляются образы, движения теплоты и прочее- все это моему уму надо сдерживать, а попытки отсекать , как соблазны. Задача ума удерживаться от разгорячения и от эмоциональности. Надо помнить о своих грехах и пытаться бороться с ними прибегая за помощью к Богу. Это борьба за очищение. А что касается места сердца, - давайте все же помнить и то, что молитва наша к Богу и Он открывает нам сердца! Даже, если мы не достигли высот умного делания, мы все же на пути к Богу и выполняем благое дело! А все благо от Бога исходит!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
У кого-нибудь есть собственный опыт Иисусовой молитвы, какой срок вы молились и какие изменения стали в себе замечать. Какие молитвенные навыки появились. Спасибо.
А говорят, что нельзя делиться своим духовным опытом.
 
Православный христианин
Пустыня это образ, введённый апостолом Павлом для описания периода перехода человека, призванного Богом, из земли греха в землю обетованную.
Но почему пустыня? Пустота в пустыне этой чего?

Таких вы то же встречали?
Где? В миру?? И я ещё должна была как то определить твориться ли в человеке тайно от окружающих непрестанная молитва??
Может и встречала. Не знаю - Бог знает, видящий тайное.
Назовите, хотя бы одного, кто по - вашему разумению соответсвует этим критериям?
Богородица, сонм святых... или вы о тех кто вокруг меня в миру?
А какое вы сердце сами то чувствуете? Святых отцов вы читаете, значит знаете куда надо спускаться и с Кем. Вы же читаете в молитве: « научи меня молиться! Сам во мне молись! Молитва это труд, к которому надо готовиться и стараться выполнять. И не надо сразу думать о непрестанной молитве. Сначала выполни это занятие сколько хватит сил! Я опять говорю непонятные вещи? Думается вы и сами это понимаете. Эта деятельность - молитва с призванием в помощь Бога - и даёт нам возможность начать действо по очищению нашего сердца от страстей. Бог сам укажет место нашего сердца, но и мы должны пытаться начать борьбу за изгнание страстей из сердца. Синергия! Я думаю, вам знакома борьба со своими страстями? Не буду спрашивать про успехи, - это дело Божье, а мы лишь приобретаем эти страсти. Но и без нас Господь не освобождает нас от них. О чем это говорит? Да, мы спускаемся в сердце, туда, где страсти. Разве не так? Заметьте я не говорю об взламывании храмины сердца, через которую входит к Нам Бог- любые попытки это сделать ведут к падению. Любая страстишка , охраняется нечистым и нам одним не справиться с ее искоренением! Появляются образы, движения теплоты и прочее- все это моему уму надо сдерживать, а попытки отсекать , как соблазны. Задача ума удерживаться от разгорячения и от эмоциональности. Надо помнить о своих грехах и пытаться бороться с ними прибегая за помощью к Богу. Это борьба за очищение. А что касается места сердца, - давайте все же помнить и то, что молитва наша к Богу и Он открывает нам сердца! Даже, если мы не достигли высот умного делания, мы все же на пути к Богу и выполняем благое дело! А все благо от Бога исходит!
Вы не отвечаете на мои вопросы. Как после этого я могу вас понять не додумав?? Да, вы опять говорите непонятные вещи. Просто ответьте:
в какое сердце вы предлагаете мне спуститься умом, если вы при этом не предлагаете мне спуститься в духовное сердце?
 
Православный христианин
Но почему пустыня? Пустота в пустыне этой чего?
Отсылка к путешествию народа Израиля по пустыне, со всеми её тяготами, сухостью, монотонностью, но под водительством Божиим.

А говорят, что нельзя делиться своим духовным опытом.
Им и невозможно поделиться, потому что люди, стоящие на разных ступенях духовного просто не смогут понять друг друга. Стоящему на более высокой ступени невозможно упростить описываемое и сделать его понятным, тем более что духовная жизнь не статична. Стоящему же на более низкой ступени вообще невозможно понять, о чём говорит ему собеседник. Хорошо, если сумеют сказать друг другу, о каких деланиях идёт речь и о том, действия какой благодати сподобил их Бог, очищающей или освящающей. Раньше было понятие "сотаинники", люди, которые делятся друг с другом своими духовными тайнами. Обычно это были монахи, жившие бок о бок и помогавшие друг другу обсудить духовный опыт и его проблемы. В миру же этим делятся только с духовником, и то при большой необходимости.
 
Православный христианин
Отсылка к путешествию народа Израиля по пустыне, со всеми её тяготами, сухостью, монотонностью, но под водительством Божиим.
Это понятно. Но каков духовный смысл пустыни между Египтом и землёй обетованной? В пустыне пусто. Пусто от того что нет чего?

***
№ 6
Не страшитесь того мрака, той пустыни, в которую Вы взошли теперь умом и сердцем: между Египтом и обетованною землею — мрак и пустыня. И скоро увидит землю обетованную, скоро насладится ее благами верный и мужественный Израильтянин. Под именем Египта разумеется жизнь мирская, исполненная суетными попечениями и развлечениями; под именем земли обетованной — жизнь духовная, наполненная Божественными утешениями; пространство, составляющее переход от одной жизни к другой — пустыня.
..

№ 70

При молитве нужно отрицаться от себя, т. е. не признавать себя достойными какого-либо преуспеяния, а заботиться о том, чтоб молитва была совершаема со вниманием. Впоследствии увидишь, что все Твои стремления к преуспеянию были ничто иное, как увлечения — по причине вещественного разгорячения, без чего невозможно обойтись всякому, вновь начинающему молитвенный подвиг, в котором сосредоточиваются и для которого предпринимаются, как служебные ему, все другие подвиги. С разгорячением всегда соединено самомнение. От самоотвержения, которое выше объяснено, является истинное смирение духа, нищеты духа, а такое смирение привлекает к человеку милость Божию.

Когда человек сподобится ощутить что-либо духовное, т. е. ощущение от Бога, тогда он поймет, что все собственные душевные ощущения ничтожны, сопряжены с самообольщением. К земле обетованной надобно пройти чрез пустыню. Идя по этой пустыне, надо знать, что она — пустыня, а не земля обетованная, чтоб не принять какого-либо оазиса пустынного с роскошною и богатою природою за землю обетованную и по этой причине не лишиться земли обетованной. Оазисы суть те утешения и особенно ясные самовоззрения, которые даются по временам новоначальному в подвиге молитвы. На них не должно обращать особенного внимания. Первый духовный дар есть благодарное внимание при молитве, какового при одном собственном усилии невозможно иметь.



Им и невозможно поделиться, потому что люди, стоящие на разных ступенях духовного просто не смогут понять друг друга. Стоящему на более высокой ступени невозможно упростить описываемое и сделать его понятным, тем более что духовная жизнь не статична. Стоящему же на более низкой ступени вообще невозможно понять, о чём говорит ему собеседник. Хорошо, если сумеют сказать друг другу, о каких деланиях идёт речь и о том, действия какой благодати сподобил их Бог, очищающей или освящающей. Раньше было понятие "сотаинники", люди, которые делятся друг с другом своими духовными тайнами. Обычно это были монахи, жившие бок о бок и помогавшие друг другу обсудить духовный опыт и его проблемы. В миру же этим делятся только с духовником, и то при большой необходимости.
Стоящий на более высокой ступени может опытно пояснить касающееся более низкой ступени. Так отцы и поступали наставляя учеников неопытных с высоты своего опыта.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Где? В миру?? И я ещё должна была как то определить твориться ли в человеке тайно от окружающих непрестанная молитва??
:)
Ну, вы же встречали в инете, тех:
которые говорили о высоких состояниях, а потом оказывалось что они могли сутки или двое даже вообще не вспомнить о молитве.
И потом, мы все в мире живем, а Господь не разделял нас на мирян и монахов, верно?
И у каждого был свой опыт и кроме всего были еще и послушания, ведь так?
Вы не отвечаете на мои вопросы. Как после этого я могу вас понять не додумав?? Да, вы опять говорите непонятные вещи. Просто ответьте:
в какое сердце вы предлагаете мне спуститься умом, если вы при этом не предлагаете мне спуститься в духовное сердце?
Видимо вам это виднее! Читайте ниже:
Душа есть ум. Сердце духовное - это душа,
Душа - умная сущность и простая. По сути она не делиться на сердце и ум,
ум есть и производящая сие сила, называемая в Писании еще и сердцем.
Как мне вам указать , как! сердцем ( умом) спуститься в сердце - душу?

и ответил Брянчанинов то что я вам цитировала. Где оно, духовное сердце, находиться открывает Бог. И спуститься туда или творить молитву при участии духовного сердца мы своими силами не можем, даже если отложим два пальца от левого соска груди и устремим туда внимание,
Я вам и писал, что с Божьей помощью!
Эта деятельность - молитва с призванием в помощь Бога - и даёт нам возможность начать действо по очищению нашего сердца от страстей. Бог сам укажет место нашего сердца, но и мы должны пытаться начать борьбу за изгнание страстей из сердца. Синергия! Я думаю, вам знакома борьба со своими страстями?
Вроде все сказал и не противоречу вашей цитате:
Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное: удовлетворительно объясняется это одним опытом.
Написано : опытным путем! То есть надо действовать, искать, изучать....
Чем вас не устроил центр души и тела, про который говорилось изначально? Неужели вы решили, что я вас пригласил разорвать грудину и влезть руками в сердце и пошуровать там? Думается, даже такое физическое действо смертельно, как и безумная и самонадеянная попытка самому ( без Бога) очистить духовное сердце. Но для этого мы и творим молитву, благое дело, а все благо от Бога!
А почему нам бы не войти умом и в эту физическую часть тела умом, а не руками? Сможете? Чем будем слушать удары сердца? Умом, что ли? Так куда спуститься ум?
Подобное к подобному?!
Эхе хе...
Иногда бывают "короткие замыкания" от усложнений. Нельзя и все!
Я вот читал в 4 томе Новикова, что нельзя останавливаться на одной словесной молитве. Но большинство людей только этой молитвой и молятся. И что?
Прежде, чем читать, святых отцов, надо определиться с образом своей жизни, что бы чтение наставляло, а не заводило в тупик!
Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии, – Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, – святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов.
Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, – мысли твои находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь.

святитель Игнатий (Брянчанинов)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
:)
Ну, вы же встречали в инете, тех:

И потом, мы все в мире живем, а Господь не разделял нас на мирян и монахов, верно?
Да, в инете встречала "тех" кто о себе сам говорил то что говорил.
Да, все мы живём в мире но не все в миру. И есть спасение и есть совершенство. Об этом Брянчанинов тоже пишет. И обителей много, как говорит Господь не разделяющий нас но дарующий каждому своё, соответственно.

Как мне вам указать , как! сердцем ( умом) спуститься в сердце - душу?
Андрей, никак. Прежде чем не поясните в какое сердце вы предлагаете спуститься - нет и смысла говорить "как" туда спуститься.
Мне кажется разговор зашёл в тупик и стоит прекратить выяснять мне и пояснять вам в какое сердце вы предлагаете мне спуститься.

Господь да вразумит нас!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Андрей, никак. Прежде чем не поясните в какое сердце вы предлагаете спуститься - нет и смысла говорить "как" туда спуститься.
Напоследок все же задам вопрос:
А сколько лет вы в Церкви?
Я начал воцерковление, где -то в 90 годах, точнее, когда служил на Украине ( 1988 - 92 года)
Сможете ответить?
 
Православный христианин
Напоследок все же задам вопрос:
А сколько лет вы в Церкви?
Я начал воцерковление, где -то в 90 годах, точнее, когда служил на Украине ( 1988 - 92 года)
Сможете ответить?
Могу ответить, но рассудив, решила что не надо этого делать.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Андрей, никак. Прежде чем не поясните в какое сердце вы предлагаете спуститься - нет и смысла говорить "как" туда спуститься.
:) :):)
Поговорили... Но примемся за практику помолясь.

Се́рдце – богословский термин, используемый в православной антропологии и аскетике, обозначающий средоточие сил человеческой души.
Сердце рассматривается центром жизни вообще – физической, душевной и духовной.
Сердце является сложным и многогранным понятием. Прежде всего, сердце есть центральный физиологический орган. Средоточие физического тела – грудь, а груди – сердце. Однако анатомическое сердце и сердце душевное не совсем одно и то же. Человеческая душа сораспростерта телу так, что ее силы распространены по всему телу. При всем том ее главные силы – мыслительная, чувствующая, желательная своими местами имеют мозг, сердце и живот (вообще, внутренности или утробу, включая печень, кровь).

«Сердце телесное есть мускулистый серчак – мясо, … но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума» (св. Феофан Затворник).

Итак, физическое сердце человека (или точнее – нервные узлы сердца) является тем местом, где душа человека таинственно соприкасается с его телом. Так произошло понятие о «душевном сердце» как центре всех важнейших психических проявлений души.

Вот и потрудился, хотя нашел намного более того.
Но везде и у всех сердце подразумевалось, как само по себе разумеющееся. Кстати, нашел я и мускулистое сердце!
Итак, вот в это сердце я и предлагал спустится умом в молитве. Но! С помощью Бога. Трудящийся, да получает помощь!

Святой Симеон Новый Богослов о начале этого делания говорит так: «Истинное и непрелестное внимание и молитва состоит в том, чтобы во время молитвы ум хранил сердце, и пребывал бы постоянно внутри его, и оттуда, то есть, из глубины сердца, воссылал молитвы к Богу. И когда внутри сердца вкусит, яко благ Господь, и усладится, то не будет уже исходить из места сердечного. И вместе с Апостолом скажет и он: добро есть нам, зде быти (Мф. 17:4)

Могу ответить, но рассудив, решила что не надо этого делать.
Ну да, ну да...

Геометрическая» притча аввы Дорофея
 
Крещён в Православии
Вот и потрудился, хотя нашел намного более того.
Но везде и у всех сердце подразумевалось, как само по себе разумеющееся. Кстати, нашел я и мускулистое сердце!
Итак, вот в это сердце я и предлагал спустится умом в молитве. Но! С помощью Бога.


"Но везде и у всех сердце подразумевалось, как само по себе разумеющееся."

и что "само по себе разумеющееся" которое "везде и у всех" ?

"Кстати, нашел я и мускулистое сердце! Итак, вот в это сердце я и предлагал спустится умом в молитве."

??? (в мускульное ?)

" Но! С помощью Бога."

ну это понятно - "без Меня ничего не можете", остается вопрос в чем "Ваше" (наше) делание (?)
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
"Но везде и у всех сердце подразумевалось, как само по себе разумеющееся."

и что "само по себе разумеющееся" которое "везде и у всех" ?

"Кстати, нашел я и мускулистое сердце! Итак, вот в это сердце я и предлагал спустится умом в молитве."

??? (в мускульное ?)

" Но! С помощью Бога."

ну это понятно - "без Меня ничего не можете", остается вопрос в чем "Ваше" (наше) делание (?)
Вы о чем?
 
Православный христианин
«Сердце телесное есть мускулистый серчак – мясо, … но чувствует не мясо, а душа, для чувства которой мясное сердце служит только орудием, как мозг служит орудием для ума» (св. Феофан Затворник).
Аминь!
Се́рдце – богословский термин, используемый в православной антропологии и аскетике, обозначающий средоточие сил человеческой души.
+
Кстати, нашел я и мускулистое сердце!
Итак, вот в это сердце я и предлагал спустится умом в молитве.
o_O

Ну да.) Вам ответ не нужен на это вопрос. Верно? Вы уверены что знаете ответ)
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ну да.) Вам ответ не нужен на это вопрос. Верно? Вы уверены что знаете ответ)
Нет, не верно! Мы в Церкви в Одном Теле и видим друг в друге близких, а не врагов. Одним миром мазаны! Насчёт сердца я нашёл вам и показал. цитаты. Если из моих пояснений вы поняли что умом спускаются только в мускульное сердце- это неверно. Ваши оценки умиляют!
 
Последнее редактирование:
Сверху