Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
... помыслы, внушаются ли они Богом, или враждебной силой, или происходят от естества, требуется великая мудрость
Да, мудрость нужна для различения
А что происходи, когда человеку приходят мысли не от Бога, а человек искренне верит, что они от Бога, благодарит Его и славит за это? Думаю, это поражение зла, победа добра и, как часто бывает от Господа, чудесное превращение злого в доброе
 
Москва
Православный христианин
" Молитва Иисусова, с верою в простоте сердца творимая, всегда душеспасительна. Вредным может оказаться художество, какое с нею соединяют.От этого остерегаться надо... Сумашествие от молитвы Иисусовой может произойти тогда, когда, творя молитву сию, не отстают от каких-либо, грехов и привычек грешных, кои осуждает совесть.При сём внутри происходит глубокий разлад, прогоняющий всякую мирность сердца...Отсюда помутиться может голова и понятия прийти в смятение и запутанность ( О молитве и духовной жизни. С. 182-184)".
( Из книги: Спасайтесь, Путеводитель по творениям святителя Феофана Затворника. С. 638-639).

Значит на первое место при делании молитвы Иисусовой должно выходить - покаяние. Исповедь, Причастие, исправление жизни, привычек и работа над характером.
" Покаяние есть примирение с Богом и творение дел, противоположных тем, которыми мы его прогневляем" (c).
Старец Иосиф Ватопедский
На молитву Иисусову нужно брать благословение у священника. Если, как тут обсуждается, она является (будет являться) постоянным деланием (правилом). Читала, что если молитва является постоянным деланием (правилом),то на такую молитву (правило) нужно брать благословение. Да и совет священника в таком деле не будет лишним + контроль состояния пасомого священником на Исповеди и так, вообще, если часто встречаются - на службах в Храме и в жизни.
Какую литературу на эту тему почитать, опять же, может посоветовать священник. А то, здесь, на форуме, читала тему: Потерялся в долине строгих книг... нехорошо там всё закончилось. Слава Богу, что тому человеку священник встретился хороший, который стал помогать ему выходить из того положения и состояния - в котором тот человек оказался.
Бог, нам всем, - в помощь!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Да, мудрость нужна для различения
А что происходи, когда человеку приходят мысли не от Бога, а человек искренне верит, что они от Бога, благодарит Его и славит за это? Думаю, это поражение зла, победа добра и, как часто бывает от Господа, чудесное превращение злого в доброе
Если не от Бога и если превращение злого в доброе, - значит масли от лукавого? И значит, благодарить нада за разоблачение этих мыслей? Я правильно понял?
 
Православный христианин
Я правильно понял?
Я имела в виду, человек может ошибиться, что мысли от Бога и по-ошибке поблагодарить за них Господа. Может случиться, что никогда не откроется человеку, что мысли были не те. Побеждает ли в этой ситуации добро, потому что любовь к Господу стала лишь крепче? Или побеждает зло, потому что человек пошёл по неправильному пути? Как в рассказе Грина "Зелёная лампа" тернистым путём человек достиг блага, добро победило
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я имела в виду, человек может ошибиться, что мысли от Бога и по-ошибке поблагодарить за них Господа. Может случиться, что никогда не откроется человеку, что мысли были не те. Побеждает ли в этой ситуации добро, потому что любовь к Господу стала лишь крепче? Или побеждает зло, потому что человек пошёл по неправильному пути? Как в рассказе Грина "Зелёная лампа" тернистым путём человек достиг блага, добро победило
Конечно может!
И это бывает, к сожалению, очень даже часто, но это естественно и необходимо нам, как разумным существам.
Мы должны учиться распознавать от кого они пришли.
Благодарить Бога за мысли? Думается эта благодарность и должна заключаться в распознавании от кого?
Благодарностью нашей должно быть исполнение заповедей - и это есть любовь к Богу.
Что значит "не откроется"?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Имею в виду, если человек так никогда и не поймёт, что ошибался; и если всю жизнь он считал, что именно это от Господа и по воле Его
Думается такой человек слушал больше себя, чем Бога. И в данном случае, он собьется со спасительного пути и впадет в прелесть, а в этом падении у него и будет возможность понять, что ошибся!
 
Православный христианин
***29. В самом деле, если Макарий Великий, наученный действием благодати, нас тоже учит, что ум и все помыслы души заключены в сердце как в своем органе, а Нисский – что ум, поскольку он бестелесен, не внутри тела, то мы, приводя к единству это кажущееся различие и показывая отсутствие противоречия, говорим, что хотя ум, в согласии с Григорием Нисским, находится не внутри тела в том смысле, что он бестелесен, но одновременно, в согласии со святым Макарием, он в теле, а не вне тела в том смысле, что связан с телом и непостижимо управляет первым плотским органом, сердцем. Поскольку один святой помещает его вне тела не в том смысле, в каком второй – внутри тела, никакого расхождения между ними нет: ведь и говорящий, что божественное не пространственно, поскольку бестелесно, не противоречит говорящему, что Слово Божие некогда вошло вовнутрь девственного и всенепорочного чрева, по неизреченному человеколюбию немыслимо соединившись в нем с нашим телесным составом. (Григорий Палама)

Точно так же нет никакого расхождения когда кто из святых говорить что сердце - центр души, в то время когда другой святой говорит что душа бесплотна, и потому не может занимать конкретное место. Душа не может занимать конкретное место так как бесплотна, но она и не вездесуща, а значит, ограничена - это просто богословское учение которому не может противоречить аскетика.

Точно так же никакое переливание крови не приводит к перемещению души, как и пересадка сердца не приводит к переселению души. Помимо этого очевидно что центр души не исчезает при разлучении души и тела. Да и само понятие "центра души" для бестелесной сущности, не определяемой шириной, глубиной, высотой, очевидно имеет иное смысловое значение чем понятие "центр тела".
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
очно так же нет никакого расхождения когда кто из святых говорить что сердце - центр души, в то время когда другой святой говорит что душа бесплотна, и потому не может занимать конкретное место. Душа не может занимать конкретное место так как бесплотна, но она и не вездесуща, а значит, ограничена - это просто богословское учение которому не может противоречить аскетика.
Они ( святые отцы) называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. «Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине – невещественно и бестелесно». Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя свв. Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.
Не забудем, что душа это составная, субстанциональная часть человеческой сущности, обладающая свойствами, отображающими Божественные совершенства отличная от тела часть человеческой ипостаси.
 
Православный христианин
***
Является-ли душа безплотной?

Что душа находится в теле, это было выше показано. Теперь подобает выяснить: каким образом находится в теле: и если прилежит к нему, как, например, камешек к камешку, то не является-ли и душа телом? Тогда нельзя говорить, что все тело является одушевленным, потому что (в таком случае) душа прилежит к телу только как к некоторой его части. Если же она смешалась и слилась с ним, то тогда душу должно назвать многочастной, а не простой, что отвергается понятием души. Потому что то, что многочастно, может быть и разделимо; то, что может быть делимо – то и растворимо; то, что может быть растворимо – то и состоит из частей; то, что состоит из частей, имеет три измерения; то, что имеет три измерения, – это тело. Тело, к телу приложенное, причиняет неудобство. А душа, находящаяся в теле, не причиняет неудобства, но, лучше сказать, дает ему жизнь. Итак, из этого следует, что душа не является телом, а – безтелесна.

Еще: если душа является телом, то движется-ли она извнутри или извне? Нет, не извне движется, потому что не толкается и не тянется, как неодушевленные предметы. Не движется она и извнутри, как движутся одушевленныя существа, потому что было бы нелепо говорить «о душе души». Она не является телом. Итак, душа – безтелесна.

И еще: разве душа – тело, и имеет чувственныя качества и питается? – Нет, она не питается; и если питается, то питается не-телесно, как питается тело; питается она нетелесно, потому что питается словом и мыслью4.

Итак, она не имеет чувственных качеств: так как (глазами) нельзя видеть ни праведность, ни мужество, и ничего из тако-вых вещей, ибо таковы – качества души. Она не является телом. Итак, она – безплотна.

Проста-ли душа?

Что душа – проста, явствует главным образом из того, что было доказано, что она – безтелесна. Если она не является телом, – потому что все тело составлено, а сочетанное является сложенным из частей, а она, являясь безтелесной, не является многочастной, – то, следовательно, она – проста, а не составлена из частей.

(св.Максим)


Безусловно в сравнении с Богом всё телесно. Но телесность тела и тонкая телесность души и ангелов - это не одна и та же телесность, что явно видно из рассуждений св.Максима. Смешение понятий же может привести к такой нелепости как отождествление центра мышечного сердца человека с центром его души. Говорю именно об отождествлении, которое приводит к нелепицам в рассмотрении вопроса пересадки сердца, прежде всего. А затем - к затруднению с ответом на вопрос о центре души после разлучения души и тела. Душа владеет телом. Душа владеет, в том числе, и мышечным сердцем. Ипостась человека есть неслиянное единство души и тела, где душа владеет телом, управляет им.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Смешение понятий же может привести к такой нелепости как отождествление центра мышечного сердца человека с центром его души. Говорю именно об отождествлении, которое приводит к нелепицам в рассмотрении вопроса пересадки сердца, прежде всего. А затем - к затруднению с ответом на вопрос о центре души после разлучения души и тела. Душа владеет телом. Душа владеет, в том числе, и мышечным сердцем. Ипостась человека есть неслиянное единство души и тела, где душа владеет телом, управляет им.
Нелепицей будет не признания центром души и тела сердца! Мышечное сердце это заблуждение атеизма, которые видят лишь плотское, вернее, тленную материю и все.
Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы – душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова, срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» (св. Симеон Новый Богослов). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.
Можно ли сказать, что душа владеет телом?
Нет, никак.
Как тело без души мертво, так душа без ума бездейственна (бесплодна) и Бога достоянием своим иметь не может (прп. Антоний Великий, 89, 87
 
Православный христианин
7. «Сотворим человека по образу Нашему». О внутреннем человеке сказано: «Сотворим человека». Однако ты скажешь: «Почему Он не говорит нам о разуме?» Он сказал, что человек (создан) по образу Божию. Разум — это человек. Послушай, что говорит апостол: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со, дня на день обновляется». Каким же образом? Я различаю двух людей: одного, кто появляется, и другого, кто скрывается под появившимся, т. е. невидимого; это человек внутренний. Итак, в нас есть внутренний человек, и мы в некотором смысле двойные и, сказать по правде, мы есть бытие внутреннее. «Я» — говорится о человеке внутреннем. То, что находится вне (меня), — это не лично «я», но это «мое». Рука — это не «я», но «я» — это разумное начало души. Рука же — часть человека. Поэтому тело — это (как бы) орудие человека, орудие души; словом «человек» обозначается душа как таковая.

«Создадим человека по образу Нашему», т. е. дадим ему превосходство в разуме.

Мышечное сердце это заблуждение атеизма, которые видят лишь плотское, вернее, тленную материю и все.
Мышечное сердце это просто мышечное сердце, которое можно пересадить от одного человека умершего другому живущему. Точно так же мышечное (анатомическое) сердце можно просто заменить аппаратом по перекачке крови. Он большой и потому с ним жить нормально нельзя - это искусственное сердце надо "возить за собой". Но такое сердце в принципе существует как экспериментальное.
Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы – душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова, срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» (св. Симеон Новый Богослов). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.
Конечно. Всякий человек - единство двух сущностей. Каждая сущность в соединении сохраняет свои существенные свойства и не смешивается с другой. Смерть - разделение души и тела. При этом тело может быть сожжено и развеяно по ветру. Однако из за того что анатомическое сердце, мозги, печень, руки, ноги сожжены и развеяны по ветру, душа не теряет способности мыслить и не перестаёт быть разумной, свободной, живой.
Как тело без души мертво, так душа без ума бездейственна (бесплодна) и Бога достоянием своим иметь не может (прп. Антоний Великий, 89, 87
Конечно тело без души мертво.) А душа без ума вообще не есть душа. ) А цитата святого никак не говорит о том что души умерших людей, которые разлучены с телами вместе со всеми анатомическими органами, бездейственны. Святые угодники Божьи, молите Бога о нас!)

Читайте весь труд святого из которого вы привели цитату)

 
Санкт-Петербург
Православный христианин
7. «Сотворим человека по образу Нашему». О внутреннем человеке сказано: «Сотворим человека». Однако ты скажешь: «Почему Он не говорит нам о разуме?» Он сказал, что человек (создан) по образу Божию. Разум — это человек. Послушай, что говорит апостол: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со, дня на день обновляется». Каким же образом? Я различаю двух людей: одного, кто появляется, и другого, кто скрывается под появившимся, т. е. невидимого; это человек внутренний. Итак, в нас есть внутренний человек, и мы в некотором смысле двойные и, сказать по правде, мы есть бытие внутреннее. «Я» — говорится о человеке внутреннем. То, что находится вне (меня), — это не лично «я», но это «мое». Рука — это не «я», но «я» — это разумное начало души. Рука же — часть человека. Поэтому тело — это (как бы) орудие человека, орудие души; словом «человек» обозначается душа как таковая.

«Создадим человека по образу Нашему», т. е. дадим ему превосходство в разуме.
Читаем внимательно, Симфония по творениям святителя Василия Великого
Сотворим человека по образу и по подобию Нашему (Быт. 1:26). По образу Бога мы созданы. Как же именно по образу Бога? Очистим свое грубое сердце, невоспитанное восприятие, отбросим невежественные представления о Боге.
О каком сердце сказано? Зачем очищать мышечное сердце?
Вообще о чем пишет Василий Великий и по какому поводу? Конечно, мы не должны думать о Боге, что Он, как и мы в теле, имеем ноги, руки, тело и седалище, на котором восседает. И сотворение человека по Образу Его не означает, что мы похожи на "старика с бородой"
Но! Необходимо осознавать, что человек сотворен в двух стихиях: материальной и духовной и наша ипостась на двух сущностях: души и тела. Да, после грехопадения наше тело приобрело тленность, но после смерти и по воскресении, мы изменимся и воскреснем и телами. Знаете об этом? Думаете, для того, чтобы души наши использовали тела, как орудие? В нашей земной жизни, тела наши имеют огромное значение, иначе бы и не вочеловечился Христос. И Он, Господь наш и Бог вознесся с Своим Пресвятым Телом! И Он скорбел, страдал и взывал от Пресвятого Своего сердца, а не от мышцы и насоса.
Вообще, мне не понятны ваши мотивы в лишении нашего телесного сердца своей божественной цели.
Спрошу вас: для чего мы: "Чаем воскресение мертвых" ? Почему мы даже сожженные воскреснем, хоть в измененных, но в своих телах?

При этом тело может быть сожжено и развеяно по ветру. Однако из за того что анатомическое сердце, мозги, печень, руки, ноги сожжены и развеяны по ветру, душа не теряет способности мыслить и не перестаёт быть разумной, свободной, живой.

А если, наша душа лишиться этих членов, вместе с сердцем в раннем детстве, пока еще она не прошла опытно жизнь и не воспиталась разумом, думаете она будет такой же? Зачем тогда нам жить на Земле в наших телах, раз это просто "орудия", причем мешающие нашей душе, своей греховностью?

Нам необходимо изучить самого себя, как творение Бога и потому ограничивать роль сердца только как работу насоса наверное не стоит.

Остановиться на этом необходимо потому, что все указанные явления в своей основе имеют глубокий физиологический смысл , – говорит И. П. Павлов. В отдаленную эпоху, когда наши предки находились в зоологической стадии развития, на все раздражения, получаемые ими, они реагировали почти исключительно мускульной деятельностью, преобладающей над всеми остальными рефлекторными актами. А мышечная деятельность теснейшим образом связана с деятельностью сердца и сосудов. У современного цивилизованного человека мускульные рефлексы почти уже сведены до минимума, связанные же с последними изменения сердечной деятельности сохранились хорошо...

Современный цивилизованный человек путем работы над собой приучается скрывать свои мышечные рефлексы, и только изменения сердечной деятельности все еще могут указать нам на его переживания. Таким образом, сердце и осталось для нас органом чувств, тонко указывающим наше субъективное состояние и всегда его изобличающим. Для врача надо отметить, что насколько хорошо происходит регуляция сердечной работы, обусловленной мышечной деятельностью, конечно, не чрезмерной, настолько же плохо происходит регуляция сердечной работы при различных волнениях, кои не ведут к мышечной работе. Оттого так легко поражается сердце у лиц свободных профессий, несущих легкий физический труд, но зато чрезмерно подверженных жизненным треволнениям.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
О каком сердце сказано? Зачем очищать мышечное сердце?
Вот и я спрашиваю - о каком сердце где сказано? ) С этого и надо начинать. И действительно - как можно очищать сердце мышечное?)) Может холестерином токи забились и надо очистить? Или речь, всё же не о мышечном сердце когда речь об очищении и молитве? И при пересадке сердца центр души не следует за пересаженным сердцем? И слова святителя Брянчанинова не просто так сказаны:

***Ученик. Мне показалось, что ты отвечал неохотно на вопрос мой о сердечном месте, и, отослав меня к предисловиям схимонаха Василия, этим уклонился от изложения твоих собственных понятий и взглядов. Умоляю тебя, для пользы моей и других, выскажись откровенно на вопрос мой.

Старец. Вопрос твой навел скорбь на мое сердце. Этот вопрос делали мне многие, – и был он часто выражением, которым выражалось состояние самообольщения, состояние душевного повреждения. С трудом исправляется душевное повреждение, произведенное неправильным упражнением в духовных подвигах, – по большей части остается неисправимым. Остается оно неисправимым или по причине гордости повредившихся, или по причине оконченности повреждения. Яд лжи – страшен: с упорством держится он в тех, которые приняли его произвольно; оставляет он смертоносное действие в тех, которые, осознав его, не отвергли его и не извергли из себя с решительным самоотвержением. 3одчие241 воздушных замков, видя здание свое возвышающимся до небес, любуются и восхищаются этим обольстительным зрелищем: они не любят напоминания евангельской заповеди, возвещающей, что всякому «человеку, зиждущему храмину, подобает ископать, и углубить, и положить основание на камени» (Лк.6:48). Камень – Христос. Христос предстоит взорам ума нашего в Евангелии: предстоит Он взорам ума поведением Своим; предстоит взорам ума учением Своим; предстоит взорам ума заповедями Своими; предстоит взорам ума смирением Своим, по причине которого Он «послушлив был до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2:8). Тот возлагает на себя тяжкий труд копания земли и углубляется в нее, кто, в противность влечению сердца, нисходит в смирение, кто, отвергая свою волю и свой разум, старается изучить с точностью заповеди Христовы и предание Православной Церкви, с точностью последовать им; тот полагает в основание прочные камни, кто прежде и превыше всех других подвигов заботится о том, чтоб исправить и направить свою нравственность сообразно поведению, учению и завещанию Господа нашего Иисуса Христа. Нет места для истинной молитвы в сердце, не благоустроенном и не настроенном евангельскими заповедями. Напротив того, прелесть насаждена в каждого из нас падением: “по этому состоянию самообольщения, составляющему неотъемлемую принадлежность каждого из нас, обычно уму, – говорит преподобный Григорий Синаит, – особенно в людях легкомысленных, преждевременно стремиться к усвоению себе высоких молитвенных состояний, чем и малое устроение, данное Богом, утрачивается, а делатель поражается мертвостью ко всему доброму. И потому должно тщательно рассматривать себя, чтоб не искать преждевременно того, что приходит в свое время, и чтоб не отвергнуть того, что подается в руки, направившись к исканию другого. Свойственно уму представлять себе мечтанием высокие состояния молитвы, которых он еще не достиг, и «извращать» их в своей мечте или в своем мнении. Очень опасно, чтоб такой делатель не лишился и того, что дано ему, чтоб не подвергся умоповреждению и сумасшествию от действия прелести”242. Прелесть в большей или меньшей степени есть необходимое логичное последствие неправильного молитвенного подвига.

Монашеское жительство – наука из наук, Божественная наука. Это относится ко всем монашеским подвигам, – в особенности относится к молитве. В каждой науке имеется свое начало, имеется своя постепенность в преподавании познаний, имеются свои окончательные упражнения; так и в обучении молитве существует свой порядок, своя система. Тщательное последование порядку или, что то же, системе служит в каждой науке ручательством основательного успеха в ней; так и правильное упражнение в молитве служит ручательством преуспеяния в ней, – того преуспеяния, которым благоугодно Богу ущедрить подвижника. Отвержение системы при изучении науки служит источником превратных понятий, источником знания, которое хуже незнания, будучи знанием неправильным, отрицательным; таково и последствие беспорядочного упражнения в молитве. Неизбежное, естественное последствие такого упражнения – прелесть. Самочинное монашество – не монашество. Это – прелесть! Это – карикатура, искажение монашества! Это – насмешка над монашеством! Это – обман самого себя! Это – актерство, очень способное привлечь внимание и похвалы мира, но отвергаемое Богом, чуждое плодов Святаго Духа, обильное плодами, исходящими от сатаны.

Многие, ощутив расположение и усердие к духовному подвигу, приступают к этому подвигу опрометчиво и легкомысленно. Они предаются ему со всею ревностью и разгорячением, со всею безрассудностью, не поняв, что эти ревность и разгорячение – наиболее кровяные и плотские, что они преисполнены нечистоты и примеси; не поняв, что, при изучении науки из наук – молитвы, нужно самое верное руководство, нужны величайшее благоразумие и осторожность. Увы! Скрываются от нас пути Божии, правые; скрываются они от нас по причине слепоты, произведенной и поддерживаемой в нас падением. Избираются нами в руководители преимущественно те наставники, которых мир провозгласил святыми, и которые находятся или в глубине прелести, или в глубине неведения. Избираются в руководители книги, написанные инославными подвижниками, находившимися в ужаснейшей бесовской прелести, в общении с бесами. Избираются в руководители писания святых Отцов православной Церкви, изложивших возвышенный молитвенный подвиг преуспевших иноков, подвиг, недоступный для понимания новоначальных, не только для последования ему, – и плодом духовного подвига чудовищно является душевное расстройство, погибель. «Посеясте пшеницу, а терние пожасте» (Иер.12:13), говорит с болезнованием Святой Дух человекам, извращающим добро во зло неправильным употреблением добра. Горестное, точно горестное зрелище! На возвышеннейшем делании ума, на делании, возводящем к Богу того, кто идет по установленным ступеням, стяжавается неправильным действованием омрачение и растление ума, умоповреждение, умопомешательство, порабощение демонам, погибель. Такое зрелище, зрелище, которое нередко представлялось взорам моим, послужило причиною скорби для сердца моего при вопросе твоем. Не хотелось бы мне слышать его ни от тебя, ни от кого другого из новоначальных. “Не полезно тебе, – сказали Отцы, – узнать последующее прежде, нежели стяжаешь опытное знание предшествовавшего”243. Такое любопытство – признак праздности и кичащегося разума244. Указал же я на предисловия схимонаха Василия, как на сочинение истинного делателя молитвы, особенно полезное для современности. Сочинение это наставляет непогрешительному пониманию Отеческих писаний о молитвенном подвиге, писаний, составленных для преуспевших монахов, преимущественно для безмолвников.

Чтоб исполнить твое желание, повторю, лишь иными словами, уже сказанное мною. Упражнение молитвою Иисусовою имеет два главнейших подразделения или периода, оканчивающихся чистою молитвою, которая увенчивается бесстрастием или христианским совершенством в тех подвижниках, которым Богу благоугодно дать его. Святой Исаак Сирский говорит: “Не многие сподобились чистой молитвы, но малые: достигший же к таинству, совершающемуся после нее, и перешедший на другой берег (Иордана) едва встречается один из поколения в поколение, по «благодати и благоволению» Божиим”245. В первом периоде предоставляется молящемуся молиться при одном собственном усилии; благодать Божия несомненно содействует молящемуся благонамеренно, но она не обнаруживает своего присутствия. В это время страсти, сокровенные в сердце, приходят в движение, и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу, в котором побеждения и победы непрестанно сменяют друг друга246, в котором свободное произволение человека и немощь его выражаются с ясностью247. Во втором периоде благодать Божия являет ощутительно свое присутствие и действие, соединяя ум с сердцем, доставляя возможность молиться непарительно или, что то же, без развлечения, с сердечным плачем и теплотою; при этом греховные помыслы утрачивают насильственную власть над умом. На эти два состояния указывают святые Отцы. Из них преподобный Нил Сорский, ссылаясь на преподобного Григория Синаита, говорит: “Когда придет действие молитвы, тогда оно удерживает ум при себе, увеселяет его и освобождает от парения”248. Для не стяжавших благодатного действия, преподобный признает удержание ума от рассеянности и внимательную молитву подвигом самым трудным, тяжким, неудобным249. Чтоб достичь второго состояния, необходимо пройти сквозь первое, необходимо выказать и доказать основательность своего произволения, и «принести плод в терпении» (Лк.8:15). Первое состояние молящегося можно уподобить обнаженным древам во время зимы; второе – тем же древам, покрывшимся листьями и цветами от действия теплоты весенней. Силу для произведения листьев и цветов деревья накопляют во время зимы, когда состояние их имеет весь образ состояния страдательного, состояния под областию смерти. Не дозволим себе искушать Господа! Не дозволим себе приступать к Нему легкомысленно, с бесстрашием, с двоедушием, с настроением сумнящейся пытливости, за которую возбраняется вход в землю обетованную (Евр.3:8–11, 18–19). Приступим как погибшие, как существенно нуждающиеся во спасении, которое даруется Богом за истинное покаяние. Душою и целью молитвы в том и другом состоянии должно быть покаяние. За покаяние, приносимое при одном собственном усилии, Бог дарует, в свое время, покаяние благодатное, – и "Дух Святой», вселившись в человека, «ходатайствует» о нем «воздыханиями неизглаголанными»: Он «ходатайствует о святых» сообразно воле Божией, которую ведает один Он. (Рим.8:26–27).

Из этого явствует со всею очевидностью, что для новоначального искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. Такое начинание – начинание гордостное, безумное! Столько же не соответствует новоначальному употребление механизмов, предложенных святыми Отцами для преуспевших иноков, для безмолвников. Новоначальные должны держаться при упражнении молитвою одного благоговейнейшего внимания, одного заключения ума в слова молитвы, произнося слова очень неспешно, чтоб ум успевал заключаться в них, и производя дыхание тихо, но свободно. Некоторые подумали, что в самом производстве дыхания заключается нечто особенно важное, и, не поняв, что неспешное и тихое дыхание заповедано Отцами для удержания ума от рассеянности, начали чрезмерно удерживать дыхание, и этим расстроили телесное здравие, столько способствующее в молитвенном подвиге. “Удерживай, – говорит преподобный Григорий Синаит, – и дыхание, то есть, движение ума, смежив несколько уста при совершении молитвы, а не дыхание ноздрей, то есть, чувственное, как это делают невежи, чтоб не повредить себя, надымаясь”250. Не только в процессе дыхания, но и во всех движениях тела должно наблюдать спокойствие, тихость и скромность. Все это очень способствует к удержанию ума от рассеянности. Ум, молящийся внимательно, непременно привлечет сердце в сочувствие себе, в чувство покаяния. Между сочувствием сердца уму и соединением ума с сердцем или схождением ума в сердце – величайшее различие. Святой Иоанн Лествичник признает значительным преуспеянием в молитве то, когда, ум будет пребывать в словах ее251. Этот великий наставник иноков утверждает, что молитва молящегося постоянно и усердно, при заключении ума в слова молитвы, из чувства покаяния и плача, непременно осенится Божественною благодатию252. Когда молитва осенится Божественною благодатию, тогда не только откроется сердечное место, но и вся душа повлечется к Богу непостижимою духовною силою, увлекая с собою и тело. Молитва преуспевших в ней произносится из всего существа. Весь человек делается как бы одними устами. Не только «сердце» обновленного человека, не только «душа», но и «плоть» исполняется духовного утешения и услаждения, радости о «Бозе живе» (Пс.83:3), о Боге, действующем ощутительно и могущественно благодатию Своею. «Вся кости» истинного молитвенника «рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища и убога от расхищающих» его молитву и надежду: от помыслов и ощущений, возникающих из падшего естества и возбуждаемых демонами (Пс.34:10). К преуспеянию в молитве покаяния должны стремиться все христиане; к упражнению в молитве покаяния и к преуспеянию в ней святые Отцы приглашают всех христиан. Напротив того, они строго воспрещают преждевременное усилие взойти умом в святилище сердца для благодатной молитвы, когда эта молитва еще не дана Богом. Воспрещение сопрягается со страшною угрозою. “Умная молитва, – говорит преподобный Нил Сорский, повторяя слова преподобного Григория Синаита, – выше всех деланий, и добродетелей глава, как любовь Божия. Бесстыдно и дерзостно хотящий войти к Богу, и чисто беседовать с Ним, нудящийся стяжать Его в себе, удобно умерщвляется бесами”253.

Умоляю, умоляю обратить все должное внимание на грозное воспрещение Отцов.
Мне известно, что некоторые благонамеренные люди, но впадающие в блуд на самом деле, не могущие, по несчастной привычке, воздержаться от падений, покушаются на упражнение в сердечной молитве. Может ли быть что-либо безрассуднее, невежественнее, дерзостнее этого начинания? Молитва покаяния дана всем без исключения, дана и обладаемым страстями, и подвергающимся насильственно падениям. Они имеют все право вопить ко Господу о спасении; но вход в сердце для молитвенного священнодействия возбранен для них, он предоставлен исключительно архиерею таинственному, хиротонисанному законно Божественною благодатью. Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха, но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими. Мало-помалу зиждется сердечная чистота, чистоте «постепенно» и «духовно» является Бог. Постепенно! Потому что и страсти умаляются и добродетели возрастают не вдруг: то и другое требует значительного времени.

Вот тебе завет мой: не ищи места сердечного. Не усиливайся тщетно объяснить себе, что значит место сердечное: удовлетворительно объясняется это одним опытом. Если Богу угодно дать тебе познание, то Он даст в свое время, – и даст таким способом, какого даже не может представить себе плотский человек. Занимайся исключительно и со всею тщательностью молитвою покаяния, старайся молитвою принести покаяние; удостоверишься в успехе подвига, когда ощутишь в себе нищету духа, умиление, плач. Такого преуспеяния в молитве желаю и себе и тебе. Достижение вышеестественных благодатных состояний было всегда редкостью. Пимен Великий, инок Египетского Скита, знаменитого по высокому преуспеянию его монахов, живший в 5-м веке, в котором особенно процветало монашество, говаривал: “О совершенстве беседуют между нами многие, а действительно достигли совершенства один или два”254. Святой Иоанн Лествичник, аскетический писатель 6-го века, свидетельствует, что в его время очень умалились сосуды Божественной благодати в сравнении с предшествовавшим временем, причину этого святой видит в изменении духа в обществе человеческом, утратившем простоту и заразившимся лукавством255. Святой Григорий Синаит, писатель 14-го века, решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки; причину этого Синаит указывает в необыкновенном развитии пороков, происшедшем от умножившихся соблазнов256. Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Боговдохновенных наставников нет у нас! целомудрие, простота, евангельская любовь удалились с лица земли. Соблазны и пороки умножились до бесконечности! Развратом объят мир! Господствует над обществом человеческим, как полновластный тиран, любовь преступная в разнообразных формах! Довольно, предовольно, если сподобимся принести Богу единое, существенно нужное для спасения нашего делание – покаяние.
 
Православный христианин
***Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха, но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими. Мало-помалу зиждется сердечная чистота, чистоте «постепенно» и «духовно» является Бог. Постепенно! Потому что и страсти умаляются и добродетели возрастают не вдруг: то и другое требует значительного времени.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вот и я спрашиваю - о каком сердце где сказано? ) С этого и надо начинать. И действительно - как можно очищать сердце мышечное?)) Может холестерином токи забились и надо очистить? Или речь, всё же не о мышечном сердце когда речь об очищении и молитве? И при пересадке сердца центр души не следует за пересаженным сердцем? И слова святителя Брянчанинова не просто так сказаны:
Но центр души и тела - это сердце и именно в том месте, где оно и есть и это то самое сердце мышечное и телесное вообще, о чем мы ведем речь!
Вообще, мне не понятны ваши мотивы в лишении нашего телесного сердца своей божественной цели.
Спрошу вас: для чего мы: "Чаем воскресение мертвых" ? Почему мы даже сожженные воскреснем, хоть в измененных, но в своих телах?
Вы пытаетесь уйти от вопроса в обсуждения совершенно иного аспекта. Никто не пытался здесь подменить монашество и духовную практику жизни в монашестве. О чем вы вообще обсуждаете?
Вы отвергаете сердце телесное? То самое сердце, что было и у Христа? То самое сердце, что сотворил нам Бог?
 
Православный христианин
Но центр души и тела - это сердце и именно в том месте, где оно и есть и это то самое сердце мышечное и телесное вообще, о чем мы ведем речь!

Вы пытаетесь уйти от вопроса в обсуждения совершенно иного аспекта. Никто не пытался здесь подменить монашество и духовную практику жизни в монашестве. О чем вы вообще обсуждаете?
Что я обсуждаю? Вот это ваше предложение мне, человеку о духовном состоянии которого вы ничего не знаете:
Для этого надо самому пробовать и изучать опытно. ……………………………… К примеру: стоит погрузиться в свой ум и попытаться контролировать его во время молитвы. Целой рой мыслей будет следовать в мозгу: тут и услышанное за день, и образы рисующие сознанием, и прочитанное по этому поводу ( и хорошее и плохое) ; и если, расслабишь «узды» сразу же ум твой , начинает следовать далеко от молитвы. Бывало у вас такое? Помыслы рождаются внутри вашего ума, причём иногда, это не ваши совсем, а пришедшие из вне! …………………………. А теперь, попробуйте погрузиться из «головы» в сердце. Для этого вспомните и найдите его? Вспомните, как замирает сердце ( от приятного или страха) причём независимо от вашего разума. Вспомните, как взрывается оно и выплескивает все в словах, в гневе. И опять же остынув, вы разумением своим понимаете, что не смогли контролировать в этот момент себя. Было такое? Попробуй задень кто нашу гордыню, плотно засевшую в сердце, какие только слова не посыплются из нас! Вот и следует погрузиться туда, откуда это исходит. А для этого надо навык. Надо пытаться ежедневно спускаться в глубину сердца и чистить там все именем Господа Иисуса Христа!
Или вот это:
Это просто набор слов, не более. Если вы не пробовали сами, то какой резон говорить об этом . Читайте книгу Иисусова молитва, там где то 4 тома( а может и больше) там найдёте все. В том числе и описание практики. Но все одно, пока сами не попробуете ничего не поймёте, как у вас рождаются или летают мысли.
Или это:
4) Я имею ввиду, погружение в свое сердце, наблюдение за движением его ( результат вспыльчивости, ненависти, нежности и проч..)
И это:
Погружайтесь в сердце, как центр души и тела.....
А теперь перечитайте в труде Брянчанинова ответ старца на вопрос ученика о сердечном месте...

***Этот вопрос итеделали мне многие, – и был он часто выражением, которым выражалось состояние самообольщения, состояние душевного повреждения.
....
Многие, ощутив расположение и усердие к духовному подвигу, приступают к этому подвигу опрометчиво и легкомысленно. Они предаются ему со всею ревностью и разгорячением, со всею безрассудностью, не поняв, что эти ревность и разгорячение – наиболее кровяные и плотские, что они преисполнены нечистоты и примеси; не поняв, что, при изучении науки из наук – молитвы, нужно самое верное руководство, нужны величайшее благоразумие и осторожность.
.....
Между сочувствием сердца уму и соединением ума с сердцем или схождением ума в сердце – величайшее различие.
....
Умоляю, умоляю обратить все должное внимание на грозное воспрещение Отцов.
...
Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха, но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими. Мало-помалу зиждется сердечная чистота, чистоте «постепенно» и «духовно» является Бог. Постепенно! Потому что и страсти умаляются и добродетели возрастают не вдруг: то и другое требует значительного времени.


Раб Божий Андрей, я нахожу огромную разницу в ваших советах и в настоятельном увещевании святителя Игнатия. И нахожу что предлагая погрузиться в сердце как центр души, вы предлагаете погрузиться совсем не туда куда погружались отцы исихасты.

Вы отвергаете сердце телесное? То самое сердце, что было и у Христа? То самое сердце, что сотворил нам Бог?

Напротив, р.Б.Андрей, я постоянно говорю вам что у человека и у животного есть анатомическое сердце, мышечное, телесное - назовите его как хотите. И говорю что духовное сердце и мышечное сердце - это не одно и то же и надо различать где о чём говорят отцы, говоря о сердце и о погружении в него. Где мышечное, телесное сердце - мы хорошо знаем, а где духовное сердце -

"единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха, но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими.", по слову святителя. И когда слышишь на форуме советы "преуспевших" -
Погружайтесь в сердце, как центр души и тела.....
-то вспоминаешь и другие слова святителя из того же труда:

***С трудом исправляется душевное повреждение, произведенное неправильным упражнением в духовных подвигах, – по большей части остается неисправимым. Остается оно неисправимым или по причине гордости повредившихся, или по причине оконченности повреждения. Яд лжи – страшен: с упорством держится он в тех, которые приняли его произвольно; оставляет он смертоносное действие в тех, которые, осознав его, не отвергли его и не извергли из себя с решительным самоотвержением. 3одчие241 воздушных замков, видя здание свое возвышающимся до небес, любуются и восхищаются этим обольстительным зрелищем: они не любят напоминания евангельской заповеди, возвещающей, что всякому «человеку, зиждущему храмину, подобает ископать, и углубить, и положить основание на камени» (Лк.6:48).

Господь да вразумит нас!
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Что я обсуждаю? Вот это ваше предложение мне, человеку о духовном состоянии которого вы ничего не знаете:

Или вот это:

Или это:

И это:

А теперь перечитайте в труде Брянчанинова ответ старца на вопрос ученикам о сердечном месте...

***Этот вопрос итеделали мне многие, – и был он часто выражением, которым выражалось состояние самообольщения, состояние душевного повреждения.
....
Многие, ощутив расположение и усердие к духовному подвигу, приступают к этому подвигу опрометчиво и легкомысленно. Они предаются ему со всею ревностью и разгорячением, со всею безрассудностью, не поняв, что эти ревность и разгорячение – наиболее кровяные и плотские, что они преисполнены нечистоты и примеси; не поняв, что, при изучении науки из наук – молитвы, нужно самое верное руководство, нужны величайшее благоразумие и осторожность.
.....
Между сочувствием сердца уму и соединением ума с сердцем или схождением ума в сердце – величайшее различие.
....
Умоляю, умоляю обратить все должное внимание на грозное воспрещение Отцов.
...
Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха, но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими. Мало-помалу зиждется сердечная чистота, чистоте «постепенно» и «духовно» является Бог. Постепенно! Потому что и страсти умаляются и добродетели возрастают не вдруг: то и другое требует значительного времени.


Раб Божий Андрей, я нахожу огромную разницу в ваших советах и в настоятельном увещевании святителя Игнатия. И нахожу что предлагая погрузиться в сердце как центр души, вы предлагаете погрузиться совсем не туда куда погружались отцы исихасты.



Напротив, р.Б.Андрей, я постоянно говорю вам что у человека и у животного есть анатомическое сердце, мышечное, телесное - назовите его как хотите. И говорю что духовное сердце и мышечное сердце - это не одно и то же и надо различать где о чём говорят отцы, говоря о сердце и о погружении в него. Где мышечное, телесное сердце - мы хорошо знаем, а где духовное сердце -

"единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха, но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими.", по слову святителя. И когда слышишь на форуме советы "преуспевших" -​

-то вспоминаешь и другие слова святителя из того же труда:

***С трудом исправляется душевное повреждение, произведенное неправильным упражнением в духовных подвигах, – по большей части остается неисправимым. Остается оно неисправимым или по причине гордости повредившихся, или по причине оконченности повреждения. Яд лжи – страшен: с упорством держится он в тех, которые приняли его произвольно; оставляет он смертоносное действие в тех, которые, осознав его, не отвергли его и не извергли из себя с решительным самоотвержением. 3одчие241 воздушных замков, видя здание свое возвышающимся до небес, любуются и восхищаются этим обольстительным зрелищем: они не любят напоминания евангельской заповеди, возвещающей, что всякому «человеку, зиждущему храмину, подобает ископать, и углубить, и положить основание на камени» (Лк.6:48).

Господь да вразумит нас!
Будьте любезны найти в ссылках свв отцов различие между тн мышечным сердцем и сердцем. Вы не указали ни одного примера , где это сказано. Далее, вы меня увещеваете цитатами свв отцов, что я де впадаю в прелесть и только Бог может открыть этот вход и тд…. Но я никогда вам и не говорил, что заниматься духовной практикой можно самостоятельно и, находясь в прелести….. Вы ВЫДУМАЛИ это! Причём, вы , с каким- то надрывом пытаетесь доказать что я не там ищу сердце и вообще не имею права туда лезть?! …………………………………. Вы говорите, что я не знаю вашего духовного состояния? Это так! Я об этом и не говорил. Мы обсуждали тему и делились своим пониманием, причём никогда не говорили супротив свв отцов. Вы же пытаетесь навязать мне лично, что я противоречу святителю Игнатию. В чем? !!! В том что наше сердце - это центр? Не только тела, но и души? Тогда найдите мне это в трудах свв отцов? Но вы даёте иные ссылки. Я задаю вам вновь вопрос: а как же сердце у Христа? Он ведь воскрес в Теле? А как же мы воскреснем в наших телах? Пусть мы изменимся, но все же это будут наши тела?……………… . Наше сердце, то самое, которое вы называете мышечным, оно является центральным органом нашего тела. Да, это насос, но это ещё и источник жизни нашей материальной сущности. Но только ли одной материальной? Когда мы страдаем, переживаем за близкого человека, когда нам смертельно страшно или наоборот радостно- все это мы чувствуем вот этим «насосом»? Это холестерин так играет в нас? И потом, свв отцы точно указывают на расположение этого центра ( нужна ли вам цитата?) …………………… . И ещё, вот так же рьяно о сердце говорят и атеисты, именно они утверждают, что сердце это просто орган, отвечающий за перекачку крови. Вас не настораживает, что вы с ними сошлись во мнении? Душа и тело - это мы. И такими на сотворил Творец. И этим мы отличаемся от ангелов. И таким Человеком является наш Спаситель! Не забыли об этом. Спаси Господи!
 
Православный христианин
Будьте любезны найти в ссылках свв отцов различие между тн мышечным сердцем и сердцем.
Простите, Андрей, но не вижу смысла в дальнейших "дебатах" между мирянами на тему поиска сердечного места своими усилиями без того о чём пишет святитель:

***Поймите, поймите, что единственно перстом Божиим отверзается этот вход; отверзается он тогда, когда человек не только престанет от деятельного греха, но и получит от десницы Божией силу противиться страстным помыслам, не увлекаться и не услаждаться ими. Мало-помалу зиждется сердечная чистота, чистоте «постепенно» и «духовно» является Бог. Постепенно! Потому что и страсти умаляются и добродетели возрастают не вдруг: то и другое требует значительного времени.

И я никому ничего не навязываю. И вас к этому призываю. Ваше право свободного разумного человека иметь то мнение какое вы имеете. И моё право тоже... Бог рассудит. Скоро уходить из этого мира ... Я не молода - вы тоже.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Раб Божий Андрей, я нахожу огромную разницу в ваших советах и в настоятельном увещевании святителя Игнатия. И нахожу что предлагая погрузиться в сердце как центр души, вы предлагаете погрузиться совсем не туда куда погружались отцы исихасты.
Оксана, вы видимо, путаете в занятиях умно-сердечной молитвы и молитвы самодвижущей, созерцательной.
Смешение таких понятий, как сочувствие сердца уму и соединение ума с сердцем- есть величайшие различие, как, кстати, пишет Игнатий Брянчанинов, различая молитву деятельную и созерцательную. "Иное дело молится со вниманием и при участии сердца, а иное нисходить умом в сердечный храм и оттуда приносить таинственную молитву , исполненную и силы и благодати Божественных"( Святитель Игнатий т.1221, 272" т2 с 218, 263.)
В первом случае, это сведение ума в сердце- это плод собственных усилий человека, а во втором случае- совершается силою благодати, по благословению Бога .
Традиция общедоступного умного делания освещена авторитетами святителей Григория Богослова, Григория Паламы и многими другими.
Непонятое у нас с вами остается в определении: что же такое сердце в описаниях свв отцов?
Я нигде не встречал никаких других сердец, как центральный и главенствующий телесный орган, и он же и центр души у свв отцов. Везде подразумевается наше сердце за грудью, с левой стороны, отбивающей ритм жизни и качающей кровь.
Простите, Андрей, но не вижу смысла в дальнейших "дебатах" между мирянами на тему поиска сердечного места своими усилиями без того о чём пишет святитель:
У Христа нет такого понятия, как мирянин или монашествующий.
Мы, несомненно можем обсуждать и эту тему со Страхом Божием, конечно, и со смирением. И смысл, я думаю, тоже есть.
Святитель Феофан ( Говоров) авторитет аскетики, говорил: Без умной молитвы никак не обойтись.... Новоначальные должны помнить, что молитва без умного и сердечного обращения к Богу - не молитва...
В сердце - жизнь, там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа.... Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она начало дела. Се закон не одних отшельников , а всех христиан. Плод молитвы - сосредоточение внимания в сердце и теплота ( Строй жизни, Новиков Молитва Иисусова, стр. 343)
Да, подвижников смущало противоположность наставления Нила Сорского и Феофана Затворника.
Первый воспрещал преждевременное низведение ума к сердцу, а второй наставлял девицу мирянку:
"Оставьте голову и низойдите умом своим в сердце и там стойте вниманием неисходно"
Отец Иоанн Кронштадский с настойчивостью твердит: Во время молитвы нет ничего лучше, как устремлять ум свой в сердце- и в сердце и сердцем воссылать молитву к Богу ( Призваны все. стр 347, книга та же)
Святитель Игнатий, известный своей осторожностью к умному деланию, в то же время не сомневался в общедоступности умно-сердечной молитвы. В Творениях т.5 стр. 383 изд. 1904 года, встречаем такое высказывание: " Всем христианам можно и должно заниматься молитвой Иисусовой.... не только монахи, живущие в монастырях и занятых послушанием , но и миряне. Такая внимательная молитва может называться и умною и сердечною, как совершаемая часто одним умом и в тщательных делателях всегда при участии сердца... Такая молитва приличествует всем без исключения христианам.... и мирянам и инокам."
Как видим, свв отцы всегда упоминают сердце, но никогда не отделяют это сердце от нашего тела, Оксана. Я специально для вас просмотрел вновь книгу Новикова, "Иисусова молитва. Опыт двух тысячелетий" и нашел там лишь подтверждение моих слов сказанных вам (впрочем, это были и не мои слова, а скорее домыслы по книге)
И ещё, я все таки думаю, что стоит пересмотреть отношению к нашему бедному сердцу. В принципе как и ко всей телесной нашей сущности. Вспомним, Господь наш Иисус Христос, молился до кровавого пота, то есть, тело участвовало в Его молитвенном труде. Да и наше тело, - это далеко не орудие души ( оно должно быть подчинено - это да...), поэтому оно - тело, и будет выведено ( и соединено с душой) из тленности, куда она была определена на время.
Спаси Господи!
 
Последнее редактирование:
Сверху