- Православный христианин
... (c)... мы разбирали древнегреческое слово ἡ ἡσυχία (hēsyhia), которое значит «покой», «молчание», «тишину», «уединение». Иоанн Лествичник называл молчание матерью молитвы, врагом дерзости, стражем помыслов и соглядатаем врагов.
От слова ἡ ἡσυχία получил название исихазм - знаменитое мистическое движение в монашестве, которое учит «умному деланию» - священному покою, безмолвию и Иисусовой молитве. Особенно широкое распространение он получил в Византии в XIV веке от Р. Х.
... (c)... отцы Церкви писали, что творить ... «Иисусову молитву» всегда нужно с чувством глубокого покаяния и сознания своего недостоинства.
Обо всем об этом, в частности, говорил Иоанн Лествичник в своей «Лествице». Вот лишь несколько изречений на этот счет:
1. Небезопасно плавать в одежде, небезопасно касаться Богословия и тому, кто имеет какую-нибудь страсть.
2. Недугующий душевною страстию и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в море, и думает безбедно достигнуть берега на доске.
foma.ru
В предисловии от автора к книге Николая Новикова, "Иисусова молитва. Опыт двух тысячелетий", Т. 1., - написано:
- Нужно предуведомить читателя о том, что книги серии " Путь умного делания " не следует рассматривать в качестве некоего практического пособия по обучению молитве. Цель серии чисто ознакомительная, популяризаторская. Наша задача - привлечь внимание благочестивых христиан к духовной литературе, вдохнуть на изучение святоотеческого наследия, расположить душу читателя к внутреннему деланию и тем самым помочь молитвенной жизни, подъятию посильного личного подвига. Собранные здесь изречения древних отцов в сочетании с комментариями подвижников последнего времени и современных авторов дают материал для размышления и анализа. Широкий спектр представленных мнений позволяет выявить сходство и различие индивидуальных подходов к молитвенному деланию.
О месте сердечном, в этом же томе, этой книги, написано автором следующие строчки:
- ...(c)...Подчеркнём, что в аскетической литературе под сердцем, как правило, разумеется именно сердце духовное. Надо не только различать понятия духовное сердце и телесное сердце, но и вообще не смешивать аскетическую терминологию с анатомической, иначе не избежать путаницы...(c)...
( Николай Новиков, "Иисусова молитва. Опыт двух тысячелетий", Т. 1.,С.806.).
От слова ἡ ἡσυχία получил название исихазм - знаменитое мистическое движение в монашестве, которое учит «умному деланию» - священному покою, безмолвию и Иисусовой молитве. Особенно широкое распространение он получил в Византии в XIV веке от Р. Х.
... (c)... отцы Церкви писали, что творить ... «Иисусову молитву» всегда нужно с чувством глубокого покаяния и сознания своего недостоинства.
Вообще очень опасно, как говорили отцы Церкви, когда «новоначальные» принимаются за дело, которое под силу лишь уже опытным, далеко продвинувшимся монахам. Восхождение по «лестнице добродетелей» должно быть очень постепенным, крайне осторожным. Мечтания о том, чтобы сразу взлететь на ее вершину, легко могут погубить подвижника, поскольку в них сказываются неукрощенная гордость и самомнение. Невозможно узреть Божественный свет, не укротив сначала страсти. Ведь подвижник - это тот, кто «удерживает бестелесное в пределах телесного дома», а это «подвиг редкий и удивительный».Игнатий Брянчанинов, проанализировавший писания Святых отцов по поводу Иисусовой молитвы, писал: «Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества - необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом».
Обо всем об этом, в частности, говорил Иоанн Лествичник в своей «Лествице». Вот лишь несколько изречений на этот счет:
1. Небезопасно плавать в одежде, небезопасно касаться Богословия и тому, кто имеет какую-нибудь страсть.
2. Недугующий душевною страстию и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в море, и думает безбедно достигнуть берега на доске.
Исихасты: молчальники - Православный журнал «Фома»
Исихазм – знаменитое мистическое движение в монашестве, которое учит «умному деланию» – священному покою, безмолвию и Иисусовой молитве. Одним из защитников этого учения был Григорий Палама, памяти которого посвящено второе воскресенье Великого поста.
В предисловии от автора к книге Николая Новикова, "Иисусова молитва. Опыт двух тысячелетий", Т. 1., - написано:
- Нужно предуведомить читателя о том, что книги серии " Путь умного делания " не следует рассматривать в качестве некоего практического пособия по обучению молитве. Цель серии чисто ознакомительная, популяризаторская. Наша задача - привлечь внимание благочестивых христиан к духовной литературе, вдохнуть на изучение святоотеческого наследия, расположить душу читателя к внутреннему деланию и тем самым помочь молитвенной жизни, подъятию посильного личного подвига. Собранные здесь изречения древних отцов в сочетании с комментариями подвижников последнего времени и современных авторов дают материал для размышления и анализа. Широкий спектр представленных мнений позволяет выявить сходство и различие индивидуальных подходов к молитвенному деланию.
О месте сердечном, в этом же томе, этой книги, написано автором следующие строчки:
- ...(c)...Подчеркнём, что в аскетической литературе под сердцем, как правило, разумеется именно сердце духовное. Надо не только различать понятия духовное сердце и телесное сердце, но и вообще не смешивать аскетическую терминологию с анатомической, иначе не избежать путаницы...(c)...
( Николай Новиков, "Иисусова молитва. Опыт двух тысячелетий", Т. 1.,С.806.).