Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Поздние святые отцы прямо запрещали творческую молитву (с дыхательным методом) как могущую привести к состоянию прелести. На самом деле практики молитвы Богу и медитации отличаются кардинально.
В наше время о. Эмилиан (Вафидис) учил дыхательной молитве, у него есть книга на эту тему. Я открывал по этому поводу тему, но она не пошла, наверно, действительно, мало кто ей занимается:)
А осторожность необходима всегда, Вы правы.
 
Православный христианин
А тысячу какую пользу дает? Мое мнение, трудовая (даже самодвижная трудовая) молитва -- это лучше чем ничего, но между ней и настоящей самодвижной молитвой дистанция огромного размера. Последняя -- зрячая, а первая -- махание кулаками вслепую.
Последняя через первую приходит как я понимаю? Ну то есть какой бы смысл был утруждаться, если все только по Благодати
трудовая (даже самодвижная трудовая) молитва
такая разве бывает? Бывают моменты, когда в "паттерн" залипаешь, если вы об этом, но оно скорее рассеянное, чем внимательное.

То что дистанция огромна, это понятно, поэтому мне не понятны такие примеры, опять же из Новикова, он рассуждает нужно ли всем проходить ИМ.. Пишет что отцы предостерегали, но якобы они говорили что нельзя именно конечные стадии начинать - браться сразу за сердечно-умную, ибо нельзя начинать с конца.
Я читаю и в недоумении: это как вообще возможно, что он имеет ввиду? Все равно что брать читать книгу на незнакомом языке, не зная и алфавита. Ну понятно может омрачение какое-то взыграет, но когда откроешь книгу - читать никак не сможешь:) Интересный момент, и кстати у многих современных он повторяется, якобы нельзя сразу проходить УСМ, нудно начинать со словесной
 
Понятно , что Иисусова молитва отличается от медитации( в широком смысле этого слова ) Именем ,за которое били апостолов иудеи. Но все же ,как хотите ,я бы практику этой созерцательной молитвы не обговаривал публично . Мое мнение из рук в руки ,и при наставнике ,хотя бы сначала.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Советы о навыкании ума к духовному деланию. Это не о самой молитве, а о том, как научить свой ум держать центр внимания по естеству там, где ему необходимо быть. Советы даны из личной практики. Не судите строго.
 
Православный христианин
Чем ?Если внешне , то ничем. Сядь , закрой глаза ,успокойся ,найди вниманием сердечное место .
Молитва это молитвенное обращение к личности, это богообщение, это соединение с Богом и предстояние Богу в смирении, и молимся мы Духом Святым, не создавая образов, что строжайше запрещено. А медитация это путешествие в духовный мир без проводника, самостоятельное, а значит гордое, и в медитации создание образов не возбраняется, но даже поощряется — значит медитация это путь сугубо в прелесть.

В медитации верх блаженства это растворение сознания для созерцаний, остановка сознания и прекращение его деятельности, а в христианской молитве главным является механизм концентрации на предстоянии Богу и словах молитвы, в молитве сознание не отключается, даже если ум восхищен или водим Благодатью.
 
Православный христианин
Последняя через первую приходит как я понимаю? Ну то есть какой бы смысл был утруждаться, если все только по Благодати
Трудовая постепенно очищает сердце, смиряет человека и привлекает благодать, если делается с умом. Подобное привлекается подобным... но кажется, я об этом уже писал в другом месте. А настоящую дает только Бог, иной раз сейчас, иной при конце жизни. И подвижник, желательно, при этом должен понимать, что с ним происходит и что должно произойти, так как "в несмысленное сердце не внидет Премудрость".
 
Х
Молитва это молитвенное обращение к личности, это богообщение, это соединение с Богом и предстояние Богу в смирении, и молимся мы Духом Святым, не создавая образов, что строжайше запрещено. А медитация это путешествие в духовный мир без проводника, самостоятельное, а значит гордое, и в медитации создание образов не возбраняется, но даже поощряется — значит медитация это путь сугубо в прелесть.

В медитации верх блаженства это растворение сознания для созерцаний, остановка сознания и прекращение его деятельности, а в христианской молитве главным является механизм концентрации на предстоянии Богу и словах молитвы, в молитве сознание не отключается, даже если ум восхищен или водим Благодатью.
Да , в день воскресный был я в духе...Я просто против публичного обсуждения .
 
Православный христианин
Трудовая постепенно очищает сердце, смиряет человека и привлекает благодать, если делается с умом. Подобное привлекается подобным... но кажется, я об этом уже писал в другом месте. А настоящую дает только Бог
да, писали, я просто рассматриваю это как неразрывный процесс, если без одного не возможно другое, т.е. первое ведет (с необходимостью) к последнему

Молитва это молитвенное обращение к личности, это богообщение, это соединение с Богом и предстояние Богу в смирении, и молимся мы Духом Святым, не создавая образов, что строжайше запрещено. А медитация это путешествие в духовный мир без проводника, самостоятельное, а значит гордое, и в медитации создание образов не возбраняется, но даже поощряется — значит медитация это путь сугубо в прелесть.

В медитации верх блаженства это растворение сознания для созерцаний, остановка сознания и прекращение его деятельности, а в христианской молитве главным является механизм концентрации на предстоянии Богу и словах молитвы, в молитве сознание не отключается, даже если ум восхищен или водим Благодатью.
Медитация это базовое состояние сознания, оно и в молитве может выражаться, и в "отвлеченном созерцании", здесь просто недопонимание, наделение терминов другими смыслами, что значит "остановка сознания"?
Вот из 11 параллельных переводов текста "йога-сутры", книга доступна в сети, определение медитации из первоисточника можно сказать, ни про какое отключение мозга там не говорится
1. Поддерживаемое сосредоточение (дхарана) — это медитация (дхьяна).
2. Установление непрерывного потока знания об этом объекте — это уже дхьяна.
3. Непрерывное течение познавания этого предмета есть Дхьяна.
4. Медитация (созерцание, Дхьяна) заключается в непрекращающейся непрерывности созерцания того [места].
5. Тогда ментальные проявления формируют непрерывный поток в направлении этого объекта.
6. Дхьяна — непрерывное течение идей, [направленное к тому пункту].
7. Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность [однородных] состояний
сознания на этом [месте].
8. Дхиана (медитация) — непрерывное погружение туда [в объект].
9. Медитация (дхьяна) есть поток, сфокусированный на одно.
10. Дхияна состоит в непрерывном познании этого объекта.
11. Непрерывный поток содержания сознания есть дхьяна.
 
Медитация это базовое состояние сознания, оно и в молитве может выражаться, и в "отвлеченном созерцании", здесь просто недопонимание, наделение терминов другими смыслами, что значит "остановка сознания"?
Вот из 11 параллельных переводов текста "йога-сутры", книга доступна в сети, определение медитации из первоисточника можно сказать, ни про какое отключение мозга там не говорится
Медитация определяется как размышление . Вскользь -Псалтирь 4:5
 
Православный христианин
я просто рассматриваю это как неразрывный процесс, если без одного не возможно другое, т.е. первое ведет (с необходимостью) к последнему
Нет-нет, по моему мнению, это очень даже разрывный процесс. Это рождение от Духа (не путать с крещением), начало нового этапа в духовном развитии подвижника, переход от стадии делания к стадии созерцания, восстановление духовных чувств, (постепенное) восстановление в подвижнике первозданного Адамова состояния. И все это происходит с ним не как-нибудь метафорически, а видимым для него образом, но невидимым для окружающих.
В частности и молитва его из трудовой становится самодвижной, источником воды, текущей в жизнь вечную, истекающим из сердца потоком Божественных энергий.
В общем, перемены для него самого разительные.
 
Православный христианин
Нет-нет, по моему мнению, это очень даже разрывный процесс. Это рождение от Духа (не путать с крещением), начало нового этапа в духовном развитии подвижника, переход от стадии делания к стадии созерцания, восстановление духовных чувств, (постепенное) восстановление в подвижнике первозданного Адамова состояния. И все это происходит с ним не как-нибудь метафорически, а видимым для него образом, но невидимым для окружающих.
В частности и молитва его из трудовой становится самодвижной, источником воды, текущей в жизнь вечную, истекающим из сердца потоком Божественных энергий.
В общем, перемены для него самого разительные.
Неразрывный в причинно-следственном смысле я думал, хотя и пороговый качественно, конечно. Если опять не так, то я ничего не понимаю здесь даже на уровне теории, надо помолчать, переосмыслить ... А то никакого подобного к подобному :)
 
Православный христианин
Советы о навыкании ума к духовному деланию. Это не о самой молитве, а о том, как научить свой ум держать центр внимания по естеству там, где ему необходимо быть. Советы даны из личной практики. Не судите строго.
"...если не готов умереть..."
Вот об этом и писал выше, нецельность устремлений и ложь самому себе.
 
Православный христианин
Медитация это базовое состояние сознания, оно и в молитве может выражаться, и в "отвлеченном созерцании", здесь просто недопонимание, наделение терминов другими смыслами, что значит "остановка сознания"?
Вот из 11 параллельных переводов текста "йога-сутры", книга доступна в сети, определение медитации из первоисточника можно сказать, ни про какое отключение мозга там не говорится
Вы цитируете йога-сутры, но как раз Патанджали и сформулировал, что медитация это "прекращение функций сознания", "прекращение деятельности сознания", "подавление видоизменений в сознании". Так что никакое это не базовое состояние, иначе бы и йога эта не потребовалась. Назовите как угодно, но остановка деятельности сознания это полное прекращение концентрации, не имеющее ничего общего с созерцательной молитвой в области чистоты. Речь о том, что механизм совершенно разный как по сути, так и по исполнению, я уж не говорю о плодах этих двух занятий. То, что вы нашли сердечное место умом, никак вам не поможет молитву получить, молитву Бог подаёт. А медитацией может кто угодно заниматься. Молитва соединяет с Богом, а медитация соединит вас с кем угодно, но не с Богом. Это абсолютно разные вещи. Как если бы вы сравнивали художника и маляра и заявляли, ну и что, и тот и тот кистью красит, разницы нет между ними, нашёл место где красить и крась себе.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вы цитируете йога-сутры, но как раз Патанджали и сформулировал, что медитация это "прекращение функций сознания", "прекращение деятельности сознания", "подавление видоизменений в сознании".
Понимаю, что будете упираться до последнего, когда не нет задачи найти истину :)
Во-первых я все же цитировал на ваше замечание о медитации. Во-вторых прекращение сознания неудачный перевод за неимением соответсвий. Там говорится о читте, это можно близко определить как чувственно-страстную часть сознания, в итоге все равно придем к тому же, чему и учат все отцы. Вот весь список, тот неправильный выделил.
1. Это Единение (или йога) достигается подчинением психической природы и
сдерживанием читты (или ума).
2. Йога есть управление умом, или субстратом мысли [читта], стремящимся
принять многообразные формы [вритти].
3. Йога есть удержание материи мысли [Читта] от облечения в различные
образы [Вритти].
4. Йога — это сдерживание функций ума.
5. Йога есть способность направлять разум исключительно на объект и удержи-
вать это направление, не отвлекаясь.
6. Йога — прекращение функций читты.
7. Йога есть прекращение деятельности сознания.
8. Йога есть подавление Вритти (состояний, видоизменений) в Читте (сознании).
9. Йога есть обуздание вритти (волнений), присущих уму.
10. Суть Йоги заключается в удержании материи мысли от принятия ею различных
видоизменений.
11. Блокирование типовых проявлений сознания есть йога.
Механизм на самом деле как раз абсолютно тот же.

То есть это именно база, для богообщения, созерцания, соединения с Богом
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Понимаю, что будете упираться до последнего, когда не нет задачи найти истину :)
Во-первых я все же цитировал на ваше замечание о медитации. Во-вторых прекращение сознания неудачный перевод за неимением соответсвий. Там говорится о читте, это можно близко определить как чувственно-страстную часть сознания, в итоге все равно придем к тому же, чему и учат все отцы. Вот весь список, тот неправильный выделил.

Механизм на самом деле как раз абсолютно тот же.

То есть это именно база, для богообщения, созерцания, соединения с Богом
Не соглашусь .не механизм. Инструмент тот же , но использование его по другому, согласно тому, для чего он был дан.
 
Православный христианин
Понимаю, что будете упираться до последнего, когда не нет задачи найти истину :)
Во-первых я все же цитировал на ваше замечание о медитации. Во-вторых прекращение сознания неудачный перевод за неимением соответсвий. Там говорится о читте, это можно близко определить как чувственно-страстную часть сознания, в итоге все равно придем к тому же, чему и учат все отцы. Вот весь список, тот неправильный выделил.

Механизм на самом деле как раз абсолютно тот же.

То есть это именно база, для богообщения, созерцания, соединения с Богом
База для богообщения в православном понимании это действие Бога в нас. Я вам уже написал в чём разница, но видимо вы просто не читаете. У меня подозрение, что с Православием вы знакомы очень поверхностно, хотя и подписаны как православный, если ставите знак равно между преданием святых отцов и учением йогов. Истина одна и она у Христа, и без Него Истины нет, только через Христа можно войти человеку в богообщение. А если вы ставите равенство между действием в нас Бога Троицы и лживым учением йогов с их произвольными безбожными духовными практиками, как якобы ведущими к Богу, то стоит завершить нашу беседу, она так и останется непродуктивной. Вы хватаетесь за внешние описания, ища аналогии, но суть для вас остаётся скрытой, к сожалению.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Не соглашусь .не механизм. Инструмент тот же , но использование его по другому, согласно тому, для чего он был дан.
А как по-другому? У Патанджали просто описан процесс с точки зрения работы сознания, и этим только руководствуются традиционные направления, т.е. у него самого традиции нет и быть не может (это правда, хотите верьте - хотите проверьте), а отдельно саму по себе такую "йогу" практикуют только у нас в спортзалах, что я и назвал несуществующим в действительности явлением, симулякром. И то здесь не так все просто, он подойдя к вопросу прагматично, как бы открывает понимание, где причина а где следствие - это только в нашем уме, на самом деле одного без другого нет.
Пример: если наше поврежденное естество вдруг исправить, - окажемся ли мы в единении с Богом? Очевидно что так, иначе и быть не может по определению, какой смысл тогда рассуждать что это не правильно, а положено наоборот пытаться общаться с Богом, чтобы исправить повреждение? И да, даже у Патанджали условием для этого стоит упование на Бога, но не все любят это замечать, одни потому что атеисты, другие - чтобы камушки в чей-то огород покидать и назвать лживыми безбожниками, хотя лгут в этом случае именно они.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
У Патанджали просто описан процесс с точки зрения работы сознания, и этим только руководствуются традиционные направления, т.е. у него самого традиции нет и быть не может
все дело в том, что там нет Христа. А чтобы изменить свое естество,нужно умереть, сделать тоже самое, что сделал Христос - добровольно распять Себя, чтобы возродиться новым человеком. А у Патанджали, я так понимаю, этого момента нет,да и быть не может, так как - это противоречит имеющему в нем естеству.Умирать ради смерти нет смысла.
Пример: если наше поврежденное естество вдруг исправить, - окажемся ли мы в единении с Богом? Очевидно что так, иначе и быть не может по определению, какой смысл тогда рассуждать что это не правильно, а положено наоборот пытаться общаться с Богом, чтобы исправить повреждение? И да, даже у Патанджали условием для этого стоит упование на Бога, но не все любят это замечать, одни потому что атеисты, другие - чтобы камушки в чей-то огород покидать и назвать лживыми безбожниками, хотя лгут в этом случае именно они.
Бог богу рознь. Это может быть представление о боге...Хотя не спорю, благодать может себя проявить где угодно, в любом сердце. Но проще это сделать с пониманием Христа внутри, с Его обретением. Тем более, что Он снизошел,умалился до человека.
 
Православный христианин
все дело в том, что там нет Христа. А чтобы изменить свое естество,нужно умереть, сделать тоже самое, что сделал Христос - добровольно распять Себя, чтобы возродиться новым человеком. А у Патанджали, я так понимаю, этого момента нет,да и быть не может, так как - это противоречит имеющему в нем естеству.Умирать ради смерти нет смысла.

Бог богу рознь. Это может быть представление о боге...Хотя не спорю, благодать может себя проявить где угодно, в любом сердце. Но проще это сделать с пониманием Христа внутри, с Его обретением. Тем более, что Он снизошел,умалился до человека.
Все адепты восточных учений и даже их "гуру" и "учителя", безблагодатны. На этом знакомство с их учениями можно закончить.
 
Православный христианин
и мне даже удалось, как я считаю, что-то по этой теме вкратце сформулировать.
Существуют две (возможно, пересекающиеся) концепции боговидения у отцов.
---------------------------
1. Назовем ее условно "концепцией Паламы (П)".
У человека нет органов для созерцания Бога. В боговидении Бог созерцает Сам Себя, а человек является «причастником» этого созерцания («посредником»).

2. Назовем ее условно "концепцией прп. Каллиста (К.)".
Созерцание «природно».
В 28:6 Слове у К.: «...все люди получили природу, способную к созерцанию, однако имеющие свет разума и действительно [могущие] созерцать весьма редки».
Человек имеет природу способную к созерцанию Бога, духовные чувства, которыми он созерцает Божественное.

Эти казалось бы взаимоисключающие положения имеют общую точку соприкосновения. Духовные чувства могут быть внедрены в природу человека и являются чувствами (не обычной, а) той души, которая вдунута в человека дыханием Божиим при творении. Речь идет об энергиях Божиих, особенном способе присутствия Духа в человеке, тропосе.

Так обе концепции смыкаются. Человек созерцает Бога Его же энергиями, но эти энергии образуют в человеке — за счет особого присутствия в нем Духа — "вторую природу".
-------------------------
 
Сверху