Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
А где здесь речь об "ангеле-херувиме в душе человека"?
В первой беседе, чуть выше данной цитаты. Я не стала всё копировать, там слишком много текста.
 
Православный христианин
Я не стала всё копировать, там слишком много текста.
Так откопируйте только ту небольшую часть, в которой речь об "ангеле-херувиме в душе человека".

По-моему, речь в Беседе 1 идет о колеснице из херувимов, не об "ангеле-херувиме в душе человека", а это совсем другая тема. Простите.
 
Православный христианин
Так откопируйте только ту небольшую часть, в которой речь об "ангеле-херувиме в душе человека".

По-моему, речь в Беседе 1 идет о колеснице из херувимов, не об "ангеле-херувиме в душе человека", а это совсем другая тема. Простите.
2. Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в восхищении; но оно указывало на иное, прообразовало нечто таинственное и божественное, тайну подлинно сокровенную от родов; явленную же в последние времена, в пришествие Христово. Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его.

Здесь именно об ангеле-херувиме в каждой душе.
 
Православный христианин
2. Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в восхищении; но оно указывало на иное, прообразовало нечто таинственное и божественное, тайну подлинно сокровенную от родов; явленную же в последние времена, в пришествие Христово. Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его.

Здесь именно об ангеле-херувиме в каждой душе.
И где в этом отрывке об "ангеле-херувиме в душе человека"?

Или давайте прекратим этот бессмысленный спор и останемся при своих мнениях. Простите.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
2. Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в восхищении; но оно указывало на иное, прообразовало нечто таинственное и божественное, тайну подлинно сокровенную от родов; явленную же в последние времена, в пришествие Христово. Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его.

Здесь именно об ангеле-херувиме в каждой душе.
так всякая душа имеет в себе звание престола славы Господня. Мы все обязаны вместить Христа в себе и пребывать у ног Его, славя Троицу всевышнюю.
 
Православный христианин
И где в этом отрывке об "ангеле-херувиме в душе человека"?

Или давайте прекратим этот бессмысленный спор и останемся при своих мнениях. Простите.
Если полностью прочитать всю первую беседу, то становится более чем понятно, что святой Макарий подробно пишет о каждой душе, а не об абстрактном видении.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Православный христианин
так всякая душа имеет в себе звание престола славы Господня. Мы все обязаны вместить Христа в себе и пребывать у ног Его, славя Троицу всевышнюю.
"вселюсь в них и буду ходить в них"(2 кор.6:16)
В каждой душе ангел и этот ангел - херувим. Как поется на каждой Литургии: мы - херувимы, тайнобразующие.
Вадим, а теперь представьте: как выглядит внутренний человек?
 
Переславль Залесский
Православный христианин
"вселюсь в них и буду ходить в них"(2 кор.6:16)
В каждой душе ангел и этот ангел - херувим. Как поется на каждой Литургии: мы - херувимы, тайнобразующие.
Вадим, а теперь представьте: как выглядит внутренний человек?
мы себе и вообразить это не можем...
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Православный христианин
О силе Иисусовой молитвы:

"73. Да и из тех, кто ныне вводит Божественную мудрость и упражняется в безмолвии и созерцании, ни один не скажет, будто одно и то же — просто призывать Бога, или же Господа Иисуса Христа, Сына Божиего. И никто не употребляет иначе почитаемого и святого имени Иисуса Христа, зная, и зная со всей очевидностью, что «во имени Иисуса Христа склоняется всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил 2:10). А из того, что небесная природа так же сходится, подчиняясь земной, ясно, что ангелы склоняют колено ради помощи людям, произносящим святое это имя; [V 30v] люди же, к которым они так взывают, в свою очередь с лёгкостью склоняют колено и по благодати радостно слушаются заповедей Христовых. А демоны, противодействующие благу и вообще при любой возможности препятствующие добродетели, от этого имени словно теряют силу и в изнеможении преклоняют колено и сами падают, побеждённые" (прп. Каллист Ангеликуд. Слово 1, в переводе).

О друэьях Божиих

"36. Он же — Друг, и только в Нём душа радуется, воспевает хвалебную песнь и слова Его, которые никто ей больше не скажет, глубоко переживает, и охотно понуждает себя творить заповеди, и желает сделать своим все то, что свойственно Другу, и готова делать все, чтобы Друг всю жизнь оставался в ней, чтобы видеть Его внутри себя, насколько возможно, и наслаждаться Им, как доступно, постигая Его слова, красоту и славу, ибо она охвачена великой страстью к Нему. Она [душа] взаимно привержена тому, что считает милым для [своего] Возлюбленного, и, соответственно, отрекается от всего, от чего, как она знает, Он отвращается, и вообще [становится] скиталицей и [Его] прислужницей" (того же, Слово 3).

Из обсуждения проблемы боговидения

Очень много полезных сведений, спасибо. Мне общая картина (по проблеме боговидения) видется следующим образом. Сведений много, но нет непреложного факта, теоретического или эмпирического, опираясь на который этот клубок сведений можно было бы разматывать, причем все равно какого он происхождения, византийского или сирийского.

Для меня таким непреложным фактом, теоретическим и эмпирическим, является развитое прп. Каллистом, но существовашее и до него в Византии, учение об источнике. Если отталкиваться только от него, то проблема боговидения выглядит следующим образом.

В глубине сердца мановением Божиим возникает источник (умопостигаемых Света, воды или огня), отчетливо видимый самим подвижником, но не видимый окружающими...

Уже это говорит о том, что в подвижнике открывается духовное зрение, но никакой природной способности к такому зрению, что важно, при этом эмпирически не наблюдается, создается полное впечатление, что ее и нет...

Затем этот Свет распространяется "даже до границ Вселенной", ну или хотя бы освещает околосердечное пространство. И создается полное впечатление, что этот источник и есть та самая "природная" способность, видящая божественное, то есть самое себя и начинающий созерцаться внутри сердца и извне его умопостигаемый мир.

И все в этой картине просто, ясно и убедительно. За исключением одного... В этой картине нет никаких природных способностей, созерцающих божественное, они просто в ней не нужны (а значит и нет волевого процесса).

Этому может быть множество причин.

Например, волевой процесс протекает на душевно-телесном уровне, а Свет от источника — на духовном и т. п. Или могут быть какие-то комбинированные варианты. Во всяком случае, сирийская теория боговидения с помощью природных способностей в чистом виде пока мне кажется сомнительной (но не исключаю, что она может быть и верной).
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Из личного опыта...
Может на пользу кому будет и для понимания вопроса...
Покаяние - это, как ключ к двери. Основной "рисунок" ключа -это искренне чувство недостоинства, потому как греховных дел множество, и если их все начать укладывать в свой ум и "пересчитывать" ,они станут камнем на шее. Ум даже может увлечься этим, забыв о главном. Покаяние это не исповедь грехов, не перечисление их. Это осознание внутреннего бессилия . Наверное это даже главное. Потому как бессилие подводит к смирению , примирению со своей участью. Готовность к внутреннее смерти. Отказ от всех своих желаний, мечтаний, всего...своего я. Как отец Симеон говорит , умертвить свое эго. После этого покаяние преображается в безмолвный безмятежный покой ума и сердца. Это напоминает, как если ты смотришь на салют, через окно в своей темницы перед расстрелом. Осознаешь свое положение и видишь красоту мира.
Хотел бы ещё вот что добавить. Что благодать открывает сама все твои грехи. Начиная от поступков, и заканчивая мыслями или даже реакцией души, где душа проявляет эмоции не свойственные благочестию. И для меня лично, было большим откровением видеть, как мои поступки влияют не только на мою жизнь, но и близких... да и вообще других людей. Вот тут наверное и открывается понимание отцов о том, что грехов, как морской песок. И без милости и поддержки благодати, с таким грузом вины не справиться ни как. Просто было бы отчаяние глубокое и безнадёга.
 
Православный христианин
Не удерживается .. приходит, уходит. И это в случае когда действительно недостойный. А если кто молод и простодушно радуется жизни, тому получается путь к такой молитве вовсе закрыт... Здесь дело думаю еще в том, что перечисленное тоже не дается просто так, это уже некий результат многих трудов и осознаний.
 
Православный христианин
Прп. Симеон Новый Богослов:

"Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух.
Не говорите, что без Него возможно спастись.
Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему сам того не зная.
Не говорите, что Бог невидим людям.
Не говорите, что люди не видят Божественного Света.
Или что это невозможно в настоящие времена.
Это никогда не бывает невозможно, друзья.
Но очень даже возможно желающим".

Прп. Симеон Новый Богослов:

"Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух.
Не говорите, что без Него возможно спастись.
Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему сам того не зная.
Не говорите, что Бог невидим людям.
Не говорите, что люди не видят Божественного Света.
Или что это невозможно в настоящие времена.
Это никогда не бывает невозможно, друзья.
Но очень даже возможно желающим".
По-моему, мы каждый день говорим об этом в этой теме:)

Дух можно принять многообразными способами: через делание заповедей, через духовного отца, через претерпевание страданий... а более всего всеми этими способами вместе. Но всегда это Дар Самого Духа, а не за какие-нибудь заслуги.

Без Него невозможно спастись в этой жизни, но можно спастись через делание заповедей и терпение страданий, получив Духа при конце ее.

Невидимый обычными чувствами Бог видим духовными чувствами и не как-нибудь метафорически, а совершенно отчетливо созерцаемый самим подвижником в том образе и в том виде, в котором Он изволит тогда явиться, но в основном в виде исходящего из сердца духовного Света (источника воды или не обжигающего огня). Свет этот виден духовным зрением, и в Нем, в этом Свете, виден духовный мир, потому как говорится: "Во Свете Твоем узрим Свет".

Не говорите, что это невозможно в настоящие времена. Во все времена, милостью Божией, есть люди видящие Божественный Свет, и цепь эта не прерывается.

О друэьях Божиих

"36. Он же — Друг, и только в Нём душа радуется, воспевает хвалебную песнь и слова Его, которые никто ей больше не скажет, глубоко переживает, и охотно понуждает себя творить заповеди, и желает сделать своим все то, что свойственно Другу, и готова делать все, чтобы Друг всю жизнь оставался в ней, чтобы видеть Его внутри себя, насколько возможно, и наслаждаться Им, как доступно, постигая Его слова, красоту и славу, ибо она охвачена великой страстью к Нему. Она [душа] взаимно привержена тому, что считает милым для [своего] Возлюбленного, и, соответственно, отрекается от всего, от чего, как она знает, Он отвращается, и вообще [становится] скиталицей и [Его] прислужницей" (того же, Слово 3).
И далее там есть еще такие строки...

"И наконец, [душа чувствует] любовь, которую к ней явно питает Бог, влюблённый в неё пылко, безвозвратно, постоянно,... отвлекая от заблуждений растлителя сатаны. И [Бог] постоянно и грозно призывает душу [отойти] от него..."
 
Православный христианин
+++согласно сирийской мистической традиции ангелы обладают природным вИдением Бога или же таковое тоже им даруется по благодати?

Я нашел пока такую ссылку:
--------------------------------------------
«Помыслы приводятся в движение на душевном уровне, а на
духовном уровне нет помысла, так как ум поднимается пре-
выше образов мира сего и в ином знании пребывает. Знание
тех [людей] может быть описано обычным для нас словесным
путем; что же касается этих, то их знание не может быть опи-
сано даже в образе, в котором ум существует там. Здешнее
знание, конечно, предполагает движение помыслов, тогда
как тот образ жизни превыше всех подобных вещей. Именно
в таком состоянии будем мы находиться после воскресения из
мертвых вместе со святыми ангелами; ангелы же уже сейчас
пребывают в нем»27
27 См. Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни.
XX 6.
----------------------------------
Ангелы уже сейчас пребывают в состоянии, в котором нет помыслов, а значит, наверно, нет волевого процесса и природных способностей (к боговидению), или они бездействуют. Знание передается не помыслами, а озарениями, духовным путем. У ангелов есть добродетели, (неотделимые) акциденции ума. Ангелы совершенствуются в них.
 
Православный христианин
Ну вот, наконец, прямым текстом то, о чем я говорю постоянно. У людей (и ангелов) нет природной способности созерцать божественное. Созерцание совершается самой благодатью.
--------------------------------
Священник Серафим Сеппала. АНГЕЛОЛОГИЯ СВ. ИСААКА СИРИНА:

"Прп. Исаак обсуждает также недостатки ангелов. Во-первых,
у ангелов нет способности к опытному познанию Бога. После все
го сказанного выше это утверждение может удивить, но Исаак
действительно считал, что, несмотря на совершенство ангелов,
постоянное славословие и способность исполнять волю Божию,
это не подразумевает природной способности к созерцанию и
участию в Божестве. Точнее сказать, ангелы нуждаются в благо-
дати, чтобы быть движимыми божественным42. По сути, люди
и ангелы разделяют одинаковую неспособность самим достигать
божественной theoriya, силой своей собственной природы43".
--------------------------
42 «Даже в природе ангелов нет установленной способности быть движи-
мыми самими собой, без откровения, данного благодатью» (Hom. 20 // Mar
Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa. 1909. P. 161).
43 «…Ум наш ( , hawnā) не имеет естественной силы устремиться
к божественному созерцанию, и одним лишь несовершенством равны мы
всем небесным естествам» (Слово 18 // Аввы Исаака Сириянина Слова под-
вижнические. С. 74).
 
Сверху