О силе Иисусовой молитвы:
"73. Да и из тех, кто ныне вводит Божественную мудрость и упражняется в безмолвии и созерцании, ни один не скажет, будто одно и то же — просто призывать Бога, или же Господа Иисуса Христа, Сына Божиего. И никто не употребляет иначе почитаемого и святого имени Иисуса Христа, зная, и зная со всей очевидностью, что «во имени Иисуса Христа склоняется всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил 2:10). А из того, что небесная природа так же сходится, подчиняясь земной, ясно, что ангелы склоняют колено ради помощи людям, произносящим святое это имя; [V 30v] люди же, к которым они так взывают, в свою очередь с лёгкостью склоняют колено и по благодати радостно слушаются заповедей Христовых. А демоны, противодействующие благу и вообще при любой возможности препятствующие добродетели, от этого имени словно теряют силу и в изнеможении преклоняют колено и сами падают, побеждённые" (прп.
Каллист Ангеликуд. Слово 1, в переводе).
О друэьях Божиих
"36. Он же — Друг, и только в Нём душа радуется, воспевает хвалебную песнь и слова Его, которые никто ей больше не скажет, глубоко переживает, и охотно понуждает себя творить заповеди, и желает сделать своим все то, что свойственно Другу, и готова делать все, чтобы Друг всю жизнь оставался в ней, чтобы видеть Его внутри себя, насколько возможно, и наслаждаться Им, как доступно, постигая Его слова, красоту и славу, ибо она охвачена великой страстью к Нему. Она [душа] взаимно привержена тому, что считает милым для [своего] Возлюбленного, и, соответственно, отрекается от всего, от чего, как она знает, Он отвращается, и вообще [становится] скиталицей и [Его] прислужницей" (того же, Слово 3).
Из обсуждения проблемы боговидения
Очень много полезных сведений, спасибо. Мне общая картина (по проблеме боговидения) видется следующим образом. Сведений много, но нет непреложного факта, теоретического или эмпирического, опираясь на который этот клубок сведений можно было бы разматывать, причем все равно какого он происхождения, византийского или сирийского.
Для меня таким непреложным фактом, теоретическим и эмпирическим, является развитое прп. Каллистом, но существовашее и до него в Византии, учение об источнике. Если отталкиваться только от него, то проблема боговидения выглядит следующим образом.
В глубине сердца мановением Божиим возникает источник (умопостигаемых Света, воды или огня), отчетливо видимый самим подвижником, но не видимый окружающими...
Уже это говорит о том, что в подвижнике открывается духовное зрение, но никакой природной способности к такому зрению, что важно, при этом эмпирически не наблюдается, создается полное впечатление, что ее и нет...
Затем этот Свет распространяется "даже до границ Вселенной", ну или хотя бы освещает околосердечное пространство. И создается полное впечатление, что этот источник и есть та самая "природная" способность, видящая божественное, то есть самое себя и начинающий созерцаться внутри сердца и извне его умопостигаемый мир.
И все в этой картине просто, ясно и убедительно. За исключением одного... В этой картине нет никаких природных способностей, созерцающих божественное, они просто в ней не нужны (а значит и нет волевого процесса).
Этому может быть множество причин.
Например, волевой процесс протекает на душевно-телесном уровне, а Свет от источника — на духовном и т. п. Или могут быть какие-то комбинированные варианты. Во всяком случае, сирийская теория боговидения с помощью природных способностей в чистом виде пока мне кажется сомнительной (но не исключаю, что она может быть и верной).