Как некоторые люди любят упиваться собственным смирением...
Чтобы разрешить ваше сомнение, заглянем в сокровищницу Азбуки:
«...Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело,
а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.
Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным.
В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный
Иоанн Лествичник пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться (
Лествица. 25:8).
Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских
заповедей. «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный
авва Дорофей. Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой.
Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя
(Мк.12:29-31)...».
Смирение