Про субстанцию вы сами написали - и сущность субстанция и ипостась субстанция. Тогда как отвечать? И 4 субстанции в Троице?
Или ипостась субстанция только в силу того что сущность субстанция? Ипостась же есть сущность с особенностями и отдельное самостоятельное бытие сущности. Надо ли подсчитывать число субстанций?
Вот несмотря на некую промежуточность значения субстанции между сущностью и лицом, термин субстанция более удачный просто потому, что в отличии от сущности он большинством интуитивно понимается, притом двойственно, как субстанция в целом (это как раз сущность, родовая субстанция) и индивидуализированная субстанция (она же ипостась, она же "вторая сущность", как Лосский выразился по ссылке ниже). Ну хорошо. Пусть будет так - условно. Отец и сын (люди) - одна сущность (человеческая), несколько идентичных субстанций. Но в этом случае у Бога - одна сущность (божественная) и одна субстанция (божественная).
Проще говоря, три Лица - это не стакан А, стакан Б и стакан С с одной общестаканной стеклянной сущностью. Три Лица - это стакан А, стакан А и стакан А, имеющие именно что одну субстанцию одной сущности, выраженную одной "материей" (правда это условно, потому что Бог тем и отличается, что Он самосущая форма - без материи, то есть субсистентная форма, а если еще точнее - простое Бытие). Мне сейчас все равно, какого это терминологически, верно или с неточностями по разным школам, главное, чтоб мысль была понята верно.
Прот. Давыденков:
В Троице Лица не являются индивидуумами. Божественные Лица не делят природу на части, но каждое Лицо заключает в себе общую природу во всей полноте. Поэтому в Боге единосущие - это не просто совпадение качественных характеристик природы, но совершенное тождество самой жизни. Три Божественных "Я" без разделения содержат одну и ту же природу, живут одной и той же Божественной жизнью.
PS. Беда с термином "ипостась" в том, что если ипостась - это сущность + акциденции, то в Боге нет акциденций, поэтому отличий не возникает. С термином "Лицо", впрочем, тоже проблема, потому что если это индивидуальная субстанция разумной природы, то в Боге - одна таковая. 3 лошади - это три индивидуальных субстанции
неразумной природы (ипостаси) с одной сущностью (усией) лошади. К Богу - не применимо, потому что все 3 Лица в данной аналогии являлись бы одной лошадью, индивидуализировать субстанцию под Лица тут никак не выйдет, она едина в самом совершенном смысле этого слова, а не просто одна. Кстати, Лосский на мой взгляд удачно ставит эту проблему -
https://azbyka.org/otechnik/Vladimir_Losskij/po-obrazu-i-podobiyu/6
Удачнее было бы сказать, что Лица - это не индивидуальные субстанции одной природы, а 3 модуса одной индивидуальной субстанции, или еще лучше - 3 отношения в одной субстанции. В этом смысле ипостась как инд.субстанция в Боге попросту приравнивается к сущности (Лосский, это подразумевая: "Однако усия и ипостась – все же синонимы"), потому что Лицо - это не индивид (как у людей), а реляционная реальность, то есть отношение в одной субстанции
Материя не относится к общей сущности человеческого тела, она не « часть этой сущности». Существенным свойством сущности « тело» является « быть материальным». Но сущность при этом как бы пропускает через себя эту материю. Тело постоянно обеовляется, меняет материю. Поэтому когда вы отождествляете материю и сущность « тело» у человека, совершаете ошибку. Сущность формирует, так сказать, материю. Одна и та же сущность в вашем случае сформировала так материю, в моём - иначе.
Материя обязательно включается в сущность, правда видовая материя, то есть общая для вида. Собственно туда и включается материя и форма (в противовес акциденциям, то есть случайным качествам и особенностям). Сущность - это определение вида и определяет то, что объект есть, состоит из материи и формы. В случае человека - это определение в самом простом виде звучит как "разумное животное" (разумное - видовое отличие (форма), животное - родовое (материя)).