Был ли пол человека до грехопадения?

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Крещён в Православии
Люди сотворены сразу, со всеми органами. До грехопадения они были нудистами и не стыдились наготы.
Нет, Сергей.
Не было органов и не было пола до грехопадения.
Я Вам ссылку на фрагменты статьи даю в параллельной теме, почитайте.
 
Оренбург
Православный христианин
Нет, Сергей.
Не было органов и не было пола до грехопадения.
Я Вам ссылку на фрагменты статьи даю в параллельной теме, почитайте.
Я Вам не верю. А верю Библии. Где прямо написано о сотворении человека и что люди "были наги и не стыдились". Читайте не статьи, а Библию и не фантазируйте.
 
Крещён в Православии
Нет, не так.

Разделение, все таки, было: разделение на "мужа" и "жену" (об этом в Бытии сказано, т.е. описывается как произошло разделение), т.е. разделение по ипостасному признаку. Но не сказано как произошло разделение на "мужчину" и "женщину". Приводится факт окончательного результата творения человека в шестой день: "... мужчину и женщину сотворил их ...". Я почему и прошу ответить на вопрос . По изложению Бытия на языке оригиналов, "муж" и "мужчина"; "жена" и "женщина" - разные слова. Совсем разные.

Самое интересное, что в некоторых русскоязычных переводах (все есть на Азбуке) нет понятия "мужчину и женщину сотворил их", а сказано "... мужа и жену сотвори их ...", причем глагол "сотворил" написано в форме глагола-аориста - "сотвори", в современной русском языке глаголов-аористов нет. Но этот момент к теме не относится никак.
Отец и мать, брат и сестра, тётя и дядя, мальчик и девочка и т.д. тоже совсем разные слова и на оригинале и в русском, но это не мешает им быть мужчиной и женщиной при этом.
 

священник Алексий

Администратор
Козельск
Православный христианин
А то, что прикрывали люди после грехопадения, - у людей до грехопадения было?
Я правильно Вас понимаю, у человека до грехопадения не было половых органов, а после грехопадения они сразу отросли?
 
Крещён в Православии
Вот в итоговых словах шестого дня творения: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой" есть слово "весьма" ("мэ'од" - ивр.; "льан" - койне) это наречие, т.е. оценка события. Если логос соответствует тропосу (а по другому быть не может - творец всего и вся есть Бог), и тропос не изменен, то никаким наречием оценку дополнять не нужно - все идеально, все просто хорошо. И так были оценены пять дней творения. Но давая оценку шестого дня Господь к слову "хорошо" добавил наречие "весьма", т.е. не все было хорошо, и не все было идеально по итогам шестого дня. Причем эта "неидеальность" исходила не из логоса, и не была в тропосе: и логос и тропос - идеальны, и только идеальны, никакого "весьма" в них нет.
Тропос - не может содержать в себе даже признаки, даже намеки на неидеальность, на какие-то "части" тела, которые как бы в предвидении падения предусмотрел Господь. Господь падение предвидел, да. Но "частей" не предусматривал; и в становлении тропоса их и не было: были Адам и жена. Были две человеческие ипостаси и только с ипостасными отличиями.
*****
Я правильно Вас понимаю, у человека до грехопадения не было половых органов, а после грехопадения они сразу отросли?
Правильно. Только не я это сказал.

Я же ссылку привел на статью иеромонаха Андриана. У него в седьмой сноске приведены слова Григория Нисского: "Почему после устроения образа (т.е. после создания человека — и.А.) Бог придумал для созданного различие мужского и женского?.. Он предвидел… что по своему произволению она (человеческая природа — и.А.) не пойдет прямой дорогой к прекрасному и поэтому отпадет от ангельской жизни; тогда, чтобы множество душ человеческих не сократилось при утрате того способа, которым ангелы размножаются до множества, Он устраивает в природе такой способ размножения, какой соответствует поползнувшимся в грех, вместо ангельского благорасположения насадив в человечестве скотский и бессловесный способ взаимного преемства» (Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. С. 75)".
После устроения образа (то есть, как замечает иеромонах Андриан после создания человека) Господь придумал для созданного и различие мужского и женского. Вот тогда "части" и появились. Господь эти "части" придумал уже в созданном человеке, а созданный человек не ограничивается сотворением адама - это и сотворение его жены. И до грехопадения никакого мужского и женского различия. Чуть дальше сказано: "Он устраивает в природе такой способ размножения, какой соответствует поползнувшимся в грех", т.е. Адам и жена его уже "поползнулись" в грех: т.е. уже совершили неверный шаг. Но ведь до этого шага Адам и жена его уже были вдвоем. Они "поползнулись", а Господь им и устроил "части тела".
Мне не верьте, ладно.
Но поверьте хотя бы Григорию Нисскому, и иеромонаху Андриану.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Ахинею не читаю.
Там не "ахинея".
Там анализ текста.
Я же ссылку привел на статью иеромонаха Андриана.
...
как замечает иеромонах Андриан
Прошу прощения: иеромонах Адриан, а не Андриан.
 
Православный христианин
созданный человек не ограничивается сотворением адама - это и сотворение его жены. И до грехопадения никакого мужского и женского различия.
Павел, почему вы продолжаете нести сатанинскую ахинею?
Надеюсь вам не нужно напоминать, что Господь наш Иисус Христос- второй Адам?
“Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба”(1Кор.15:47).
Так почему у вас созданный Адам, которого пришел и спасти Господь, а вместе с ним и весь род человеческий не был мужчиной?
Ведь Церковь Христова отмечает (если вам вам совершенно не отбило память) праздник:
По пло́ти обре́зание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!!!
Так может быть вы все-таки будете веровать как Церковь Христова?
 
Крещён в Православии
Так может быть вы все-таки будете веровать как Церковь Христова?
Я только так и пытаюсь жить.
Надеюсь вам не нужно напоминать, что Господь наш Иисус Христос- второй Адам?
“Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба”(1Кор.15:47).
Так почему у вас созданный Адам, которого пришел и спасти Господь, а вместе с ним и весь род человеческий не был мужчиной?
Адама до грехопадения спасать было не нужно. А после грехопадения уже появился пол.

Сергий, если хотите помочь мне, то скажите - как в подведенном итоге шестого дня творения оказалось слово "весьма"? В итогах остальных дней, да и по тексту, где произносится слово "хорошо" этого слова (весьма) нет: там говорится просто: "хорош", "хорошо", без "весьма". Зачем слово "весьма" в оценке шестого дня оказалось?

Как вижу это я - я уже сказал.
А как видите это Вы?
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Глава семнадцатая. Что надлежит отвечать недоумевающим о том, что если чадородие после греха, то как рождались бы души, если бы первобытные люди пребывали несогрешившими
... «В воскресение бо ни женятся, ни посягают» (Мф. 22, 30), «ни умрети бо ктому могут: равни бо суть Ангелом, и сынове суть Божии, воскресения сынове суще» (Лк. 20, 36). Дар же воскресения не иное что обещает нам, как восстановление падших в первоначальное состояние, ибо эта ожидаемая благодать есть возвращение к первоначальной жизни, вводящее изгнанного из рая снова в него. Поэтому если жизнь восстанавливаемых имеет сродство с жизнью ангелов, то очевидно, что жизнь до преступления была некая ангельская. Почему и возвращение к первоначальной нашей жизни уподобляется ангелам. Но, как сказано, хотя брака у ангелов нет, однако же воинство ангельское состоит из бесчисленных множеств. Так повествовал в видениях и Даниил. Следовательно, если бы не произошло с нами вследствие греха никакого превращения и падения из ангельского равночестия, то и мы таким же образом для размножения не имели бы нужды в браке. Но какой способ размножения у естества ангельского – это неизреченно и недомыслимо по гаданиям человеческим; впрочем, несомненно то, что он есть. И он мог бы действовать и у людей, «малым чим от ангел умаленных» (Пс. 8, 6), приумножая человеческий род до меры, определенной советом Сотворившего.
Если же кто затрудняется, спрашивая о способе происхождения людей, не нужно ли было для этого человеку содействия брака, то и мы спросим его о способе бытия ангелов: почему они составляют бесчисленные множества, будучи и одной сущностью, и многочисленными? Ибо даем приличный ответ возражающему: как мог бы человек быть без брака, когда говорим: так же, как ангелы существуют без брака. А что человек до преступления подобен был ангелам, доказывает это восстановление его опять в это же подобие...».
святитель Григорий Нисский
Об устроении человека
1. Как можно говорить о восстановлении человека в первозданное состояние, если это состояние (даже у Ангелов) до проявления последствий греха было неустойчиво?
Адам, как и Ангел Денница, который по гордости согрешил, мог уклониться как в сторону добра, так и зла (греха). В этом состоянии человек еще не был в неразрывном и обоюдном единении с Богом и поэтому имел способность уклониться от добра и согрешить. А не пребывал он в единстве с Богом потому, что еще не был привит к обоженой человеческой природе Христа, чтобы, духовно питаясь от этой природы, взращивать плоды добра и любви.
Если будет восстановлено первозданное состояние человека, то вернется и способность человека снова согрешить. Когда говорят о восстановлении чего-либо, то имеют в виду восстановление со всеми существенными свойствами, присущими восстанавливаемому до его разрушения. Когда же восстанавливаются только отдельные свойства (чистота, безгрешность, здравие) и помимо этого приобретаются новые, более совершенные свойства, а именно, пребывание души в Боге и в единстве с Ним и соответственно этому, свойство неспособности души согрешить, то говорят о преобразовании, обновлении, совершенствовании человеческой природы или прежнего состояния ее, но никак не о восстановлении.

Из-за использования термина «восстановление первоначального состояния» спасение зачастую понимается только как излечение поврежденной природы человека до первоначального непорочного состояния, то есть как восстановление первоначального здравия. Но ведь из этого состояния первоначально здоровый Адам заболел и, следовательно, после такого «незавершенного спасения» простым восстановлением человек может снова заболеть, то есть снова приобрести греховное состояние. По-моему, весь смысл спасения состоит не в том, чтобы восстановить первозданную природу человека, а в том, чтобы придать ей новое свойство, которого не было у первозданного Адама, а именно, свойство невозможности согрешить по совершенной любви к Богу, то есть свойство невозможности заболеть.

2. Свт. Георгий Нисский, исходя из утверждения о восстановлении первоначального состояния Адама при воскресении, делает, как я понял, неправильный вывод, что состояние первозданного Адама было такое же, каким оно будет после воскресения. И на основе этого он утверждает, что люди в раю могли бы размножаться как размножались Ангелы.

Однако, во-первых, первоначальное состояние Адама в момент создания его, хотя и было таким же, каким воспринял Христос человеческую природу при Своем воплощении, но отличалось тем, что человеческая природа Христа при воплощении Его была обожена и поэтому совершенна, а первозданный Адам еще не был обожен стяжанием Святого Духа и причастностью к обоженой плоти Христа.
Поэтому первозданный Адам мог согрешить, а святые, причастные к плоти Христа, после воскресения будут находиться в обоженом состоянии и уже не способны будут согрешить. Воля воскресших святых в отличие от воли первозданного Адама неизменно направлена на выполнение воли Бога.
Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Святость плоти Бога и Господа была бесконечно выше святости, в которой сотворена плоть твари – Адама». На Халкидонском Соборе изложено учение о совершенстве Спасителя в обоих естествах и определено исповедовать Господа нашего Иисуса Христа «совершенного в божестве и совершенного в человечестве... во всем подобного нам кроме греха».
А то, что Христос, имея совершенную человеческую природу, будучи чист от всякого греха, мог страдать и умереть, вовсе не означает, что Он не мог иметь приобретенных по домостроительству повреждений человеческой природы, обусловленных не согрешением, а добровольным уничижением. Именно добровольное уничижение восприятием Христом неукорительных (непорочных) страстей и последующей Крестной смертью позволило Ему примирить человека с Богом, «разорвать рукописание грехов» и сделать возможным обожение людей, причастных к пути Христа, а в итоге спасти их от всякого греха.

О том, что не будет возвращения к первозданной природе Адама, а будет обновление ее, пишут и некоторые святые отцы, например, святитель Игнатий (Брянчанинов): ‒ «Обновляемые крещением человеки облекаются не в первоначальный, непорочный образ первозданного человека, но в образ человека небесного, Богочеловека [166]. Второй образ столько превосходнее первого, сколько Богочеловек превосходнее первого человека в его состоянии непорочности» (https://azbyka.org/otechnik/Ignatij_...itelja-ignatija-brjanchaninova-tereshenko/106).

3. После воскресения Бог даст человеку духовное (небесное) тело, соответствующее состоянию его души. У первозданного Адама тело было душевное (земное). О преобразовании первоначальной человеческой природы пишет и апостол Павел: – «сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные» (1Кор.15:36-49).

Итак, человек в результате спасения вовсе не восстановит то земное вещественное тело, которое было у Адама, и которое способно было умереть, но приобретет бессмертное (нетленное) духовное тело, соответствующее его душе. Сущность первозданного человека отличалась от сущности Ангелов. И поэтому нельзя утверждать, что размножение людей в раю, если бы они не согрешили, было бы подобно размножению Ангелов.
***
О размножении ангелов в Писании ничего не сказано. Поэтому более правдоподобно, что все множество Ангелов было образовано не размножением Ангелов друг от друга, а произведено Самим Богом, причем, скорее всего, единовременно. То есть всех Ангелов «родил» Бог. О том, что Ангелы не рождают других Ангелов и рождения детей в раю не будет, можно понять из высказывания Иисуса Христа – «чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лук.20:34-36).

Ввиду изложенного можно заключить следующее.
– Первозданный Адам по внешнему виду и по признакам пола (мужчины) выглядел не как Ангелы и не так, как будут выглядеть святые после воскресения, а так же, как Христос при воплощении.
– Почему у прародителей не было детей в раю? По-видимому, Бог устроил так, что к моменту согрешения Адам и Ева еще не достигли полового созревания и соответственно этому еще не имели соответствующего влечения и потребности в размножении. Если бы у них рождались дети в раю до согрешения, то их бы пришлось испытывать искушением змия в райском саду, как были испытаны прародители. И нет никаких гарантий, что рожденные в раю дети не нарушили бы какие либо заповеди Бога. И тогда пришлось бы спасать этих детей Жертвой Христовой.
– А что касается фиговых листочков, то стыдно прародителям было не из-за половых различий, а из-за опасности обнаружения их согрешения Богом. У них возникло чувство вины, которую они хотели скрыть перед Богом. Им не нужны были фиговые листочки в раю, потому что, до согрешения они не испытывали никакого стыда. А не испытывали стыда не потому, что не были, как Вы, Павел, утверждаете мужчиной и женщиной, а потому, что еще не согрешили.

P.S. Будет не восстановление первоначального состояния человека и мира, а преобразование их совместными усилиями Бога и человека. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны» (Откр.21:1-5).
И слова «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1:31), прежде всего, относятся, как я думаю, к первозданному человеку, как семени, которое было весьма хорошим, чтобы дать весьма хороший плод и умереть для греха (1Кор.15:36-49). Первозданного Адама Бог создал весьма хорошим для покаяния и победы над гордостью. «Сотворил его в одно и то же время духом и плотию: духом по благодати, плотию - в предупреждение гордости; духом - затем, чтобы он оставался неизменным и прославлял Благодетеля, плотию - затем, чтобы страдал и страдая памятовал о том, кто он, и, впадая в гордость, вразумлялся» (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.2. Глава XII. О человеке).
– Во-вторых, о «весьма хорошем» для покаяния первозданном (первоначальном) мире пишет св. Иоанн Златоуст: – «Так как в видимой природе создан не только свет, но и тьма, …а между произрастаниями земли не только полезные травы, но и вредные, и деревья не только плодоносные, но и бесплодные, и животные не только кроткие, но и дикие и лютые,… и между птицами не только ручные и годные нам в пищу, но хищные и нечистая, например ястребы и коршуны и … между происшедшими из земли животными не только кроткие, но змеи, ехидны, драконы, львы и рыси, да и в воздухе не только ветры и дожди полезные, но град и снег, и вообще, если подробно рассмотреть все, в каждом роде тварей найдешь не только полезное нам, но и кажущееся вредным, – то, чтобы впоследствии никто, смотря на творения Божий, не смог осуждать их и говорить: зачем то? на что это? или: это хорошо сделано, а это не хорошо, – св. Писание, заграждая, так сказать, уста всем, дерзающим судить неблагонамеренно, по создании всего в шестой день говорит: «и виде Бог вся, елика сотвори: се добра зело». Что может сравниться с таким удостоверением, когда сам Творец всего объявляет и говорит, что все созданное хорошо, весьма хорошо (Беседы на книгу Бытия. Беседа 10).
Таким образом, то, что создал Бог «весьма хорошим» было всего лишь «весьма хорошей» заготовкой к тому, чтобы создать новое небо и новую землю, Царство Небесное по усвоению, в котором будут проживать святые в блаженном единении и общении с Богом и которые уже никогда не согрешат.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я только так и пытаюсь жить.

Адама до грехопадения спасать было не нужно. А после грехопадения уже появился пол.

Сергий, если хотите помочь мне, то скажите - как в подведенном итоге шестого дня творения оказалось слово "весьма"? В итогах остальных дней, да и по тексту, где произносится слово "хорошо" этого слова (весьма) нет: там говорится просто: "хорош", "хорошо", без "весьма". Зачем слово "весьма" в оценке шестого дня оказалось?

Как вижу это я - я уже сказал.
А как видите это Вы?
Павел вам же уже говорили, пока вы не покаетесь в вашей ереси, то ваш ум не очистится от него сам.
Он застилает ваш ум, который не может понять одного, что Адам сотворен ЕДИНОЖДЫ, а не творил Господь его дважды.
«...«И виде, – говорит, – «Бог вся, елика сотвори: и се добра зело. И бысть вечер, и бысть утро, день шестый». Как о каждой из созидаемых вещей (Писание) говорило: «и виде, Бог, яко добро», так и теперь, когда совершилось все и окончены дела шестого дня, когда уже создан и тот, кто долженствовал пользоваться всеми тварями, говорит оно: «и виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело». Смотри, как оно, обняв все твари в одном этом слове: «вся», каждой из них сообщает похвалу. Даже не удовольствовалось словом «вся», но прибавило: «елика сотвори»; да и здесь еще не остановилось, но говорит: «и се добра», и: «зело добра», то есть, совершенно хорошо. Итак, когда Господь, приведший из небытия в бытие, назвал свои создания добрыми, то кто дерзнет, хотя бы преисполнен был безумного самомнения, раскрыть уста и противоречить сказанному Богом?..»
Св. Иоанн Златоуст.
И сотворен Адам и Ева мужчиной и женщиной!!!
«...И созда, – сказано, – Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену». Обрати внимание на точность Писания. Оно не сказало: «сотвори»90, но: «созда»91. Пoелику Бог взял часть от сотворенного уже и, так сказать, дал только, чего недоставало, – поэтому и говорит Писание: «и созда» – не другое творение произвел, но, взяв уже от готового творения некоторую малую часть, из этой части построил целое животное. Какова сила высочайшего Художника Бога, чтобы из этой малой части (ребра) произвести состав стольких членов, устроить столько органов чувств и образовать целое, совершенное и полное существо, которое могло бы и беседовать и, по единству природы, доставлять мужу великое утешение! Ведь для его утешения создано это существо. Потому и Павел сказал: «не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради» (1Кор.11:9). Видишь, как все создано для него? Уже создана была (вся) тварь, уже явились бессловесные, годные в пищу и способные служить человеку; но первозданный не имел, с кем бы ему беседовать и кто бы, по единству природы, мог доставлять ему великое утешение. Поэтому (Бог) создает из ребра его это разумное животное и, по великой Своей премудрости, делает его совершенным, во всем подобным мужу, т.е. разумным, способным оказывать ему помощь в необходимых потребностях и обстоятельствах жизни. Так все Бог устроил мудро и искусно. Если же мы, по немощи разума, не в состоянии понимать, как созданы вещи, то веруем, однако, что все повинуется воле Творца и что повелит Он, то и совершается. «И созда, – сказано, – Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму», показывая, что для него произвел ее: «приведе ю, – говорит, – ко Адаму». То есть, так как между всеми бессловесными не нашлось подобного тебе помощника, то вот, что обещал Я (а Я обещал создать помощника подобного тебе), то и исполнил, и вручаю тебе: «приведе ю ко Адаму. И рече Адам: се ныне, кость от костей моих и плоть от плоти моея» (Быт.2:22–23). Смотри здесь, возлюбленный, как (Адам) вместе с несказанной, данной ему от Бога, мудростью, которую он показал нам в наречении имен стольким породам бессловесных животных, удостоился еще и дара пророческого. Для того блаженный пророк (Моисей) и показал нам выше, что, вместе со сном, объяло Адама и исступление, так что он совсем не чувствовал происходившего с ним, – чтобы, узнавши теперь, что Адам, при взгляде на жену, точно объясняет происшедшее, ты совершенно убедился, что он говорит это по дару пророчества, руководимый наставлением Святого Духа. Ведь он ничего не знал о происшедшем, и однако же, когда (Бог) привел к нему жену, сказал: «се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея». А другой переводчик92 вместо: «ныне» говорит: «се единожды», давая разуметь, что это было только теперь, а после не таково уже будет происхождение жены. Ныне, говорит, от мужа произошла жена, а после не так, а от жены (будет происходить) муж, или лучше – не от жены, а от соучастия обоих их, как и Павел говорит: «несть муж от жены, но жена от мужа: ибо не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради» (1Кор.11:8–9). Так, скажешь; но эти слова показывают, что жена произошла от мужа. Потерпи, и из последующего увидишь истинное учение. Апостол говорит: «обаче ни муж без жены, ни жена без мужа» (1Кор.11:11), научая нас, что после (создания первой жены) рождение мужа и жены бывает от соучастия того и другой. Потому-то и Адам сказал: «се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея».
4. Затем, чтобы увериться тебе в точности Адамова пророчества, – в том, что сказанное им сбывается доселе и (будет сбываться) до самого конца (мира), послушай, что следует еще далее. «Сия, – говорит, – наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради93 оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину» (Быт.2:23–24). Видишь, как (Адам) открыл нам все, с точностью объяснив своим пророческим духом каждое (обстоятельство). «Сия, – говорит, – наречется жена, яко от мужа своего взята бысть»: здесь он намекает на взятие ребра. Потом, раскрывая будущее, говорит: «Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину». Откуда, скажи мне, пришло ему на ум сказать это? Откуда узнал он будущее и то, что род человеческий размножится? Откуда известно ему стало, что будет совокупление между мужем и женой? Ведь оно произошло после падения; а до того люди жили в Раю, как ангелы, не разжигались похотью, не распалялись и другими страстями, не обременялись нуждами телесными, но, будучи созданы вполне нетленными и бессмертными, не нуждались даже в прикрытии одеждой: «беста бо, – сказано, – оба нага,... и не стыдястася» (Быт.2:25). Доколе не привзошел грех и преслушание, они были облечены вышней славой, потому и не стыдились; после же нарушения заповеди привзошел и стыд, и сознание наготы. Так откуда же, скажи мне, пришло ему на мысль говорить это? Не явно ли, что он, будучи прежде преслушания причастен пророческой благодати, видел все это духовными очами? Изъясняюсь теперь об этом не без цели, но для того, чтобы вы и отсюда могли познать преизбыточествующую любовь, которую явил Бог человеку, даровав ему в самом начале жизнь ангельскую и излив на него бесчисленные благодеяния, а сверх всего другого, удостоив его и дара пророческого; и чтобы вы, увидя беспечность человека после стольких благодеяний, не слагали уже вины на Бога, но во всем винили бы самого человека. Он сам для себя был причиной всех зол, как вы после и узнаете, т.е. и лишения столь многих благ, и того осуждения, которому подвергся за преслушание. Когда подумаю о том устроении жизни, какое даровал Адаму Господь, оказав ему столь великие благодеяния, и во-первых то, что прежде его создания создал для него весь тварный мир, и потом уже сотворил его, так, чтобы он, явившись, мог пользоваться всем видимым, потом – то, что, повелев быть Раю, там благоволил поселить человека, отдельно от бессловесных животных и, дав ему власть над всеми (ними), повелел ему, как господину какому, дать всем им, как рабам и подвластным, имена, далее – то, что, так как он, будучи одинок, нуждался в помощнике, который бы имел одну с ним природу, (Бог) не отказал и в этом, но создав, как Ему было угодно, жену, вручил ее ему, а сверх всего этого даровал ему и достоинство пророческое; и после несказанных этих благодеяний дал и самое главное – освободил его от всех забот о теле, не допустил его нуждаться ни в одежде и ни в чем другом нужном, но, как было сказано, благоволил, чтобы он жил на земле, как земной ангел, – когда подумаю обо всем этом, то изумляюсь и любви Господа к нашему роду, и беспечности человека, и злобе дьявола: злому демону невыносимо было видеть ангельскую жизнь в плоти человеческой...».
(святитель Иоанн Златоуст; Беседы на Книгу Бытия)
Беседа XV
 
Православный христианин
Ввиду изложенного можно заключить следующее.
– Первозданный Адам по внешнему виду и по признакам пола (мужчины) выглядел не как Ангелы и не так, как будут выглядеть святые после воскресения, а так же, как Христос при воплощении.
– Почему у прародителей не было детей в раю? По-видимому, Бог устроил так, что к моменту согрешения Адам и Ева еще не достигли полового созревания и соответственно этому еще не имели соответствующего влечения и потребности в размножении. Если бы у них рождались дети в раю до согрешения, то их бы пришлось испытывать искушением змия в райском саду, как были испытаны прародители. И нет никаких гарантий, что рожденные в раю дети не нарушили бы какие либо заповеди Бога. И тогда пришлось бы спасать этих детей Жертвой Христовой.
– А что касается фиговых листочков, то стыдно прародителям было не из-за половых различий, а из-за опасности обнаружения их согрешения Богом. У них возникло чувство вины, которую они хотели скрыть перед Богом. Им не нужны были фиговые листочки в раю, потому что, до согрешения они не испытывали никакого стыда. А не испытывали стыда не потому, что не были, как Вы, Павел, утверждаете мужчиной и женщиной, а потому, что еще не согрешили.

Простите, Юрий, но я вам отвечу словами: «Работа проделана большая, но так дело не пойдет».
Чтобы понимать слова святых отцов?
Нужно достигнуть для начала их СВЯТОСТИ.
«... «Адам же позна Еву жену свою» (Быт.4:1). Замечай, когда это случилось. После преслушания, после изгнания из Рая, – тогда начинается супружеское житие. До преслушания (первые люди) жили, как ангелы, и не было (речи о) сожитии. И как это могло быть, когда они свободны были от телесных потребностей? Таким образом, вначале жизнь была девственная; когда же по беспечности (первых людей) явилось преслушание и вошел (в мир) грех, девство отлетело от них, так как они сделались недостойными столь великого блага, а вместо того вступил в силу закон супружества. Подумай же, возлюбленный, как велико достоинство девства, как высоко и важно это состояние, как оно превышает человеческую природу и требует помощи свыше. Что решившиеся избрать девство, и будучи в теле, живут подобно бестелесным силам, послушай слов Христа, сказанных саддукеям. Возбудив вопрос о воскресении и желая знать (мнение Иисуса Христа), они сказали: «Учитель! Было у нас семь братьев: первый, женившись, умер бездетным и оставил жену свою брату своему; и второй умер и, не имея семени, оставил жену свою брату своему; подобно и третий, и четвертый, и пятый, и шестой, и седьмой. Итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? Ведь все имели ее» (Мф.22:24–28; Мк.12:19–23; Лк.20:28–33)? Что же отвечал им Христос? «Прельщаетеся, не ведуще Писания, ни силы Божия. В воскресение бо ни женятся, ни посягают, но яко Ангели... суть»121. Видишь, как избравшие из любви ко Христу жребий девства, и живя на земле, и будучи облечены телом, подражают ангельской жизни? Поэтому, сколько велик и высок этот подвиг, столько же велики и даже еще более велики венцы и награды, и блага, обещанные тем, кто, вместе с девством, подвизается и в прочих добродетелях. «Адам же, – сказано, – позна Еву жену свою, и заченши, роди Каина» (Быт.4:1). Так как через преслушание вошел грех и приговор сделал первых людей смертными, то всемогущий Бог, устрояя, по Своей премудрости, продолжение человеческого рода, соизволил уже ему умножаться через супружество...».
(святитель Иоанн Златоуст; Беседы на Книгу Бытия)
Беседа XVIII
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Спасибо, Сергий. Я высказал свое мнение и мне важна критика, которая способствует исправлению ошибок и позволяет найти новые решения. Сам я теперь из-за значительного ухудшения зрения и по ряду других обстоятельств не могу полноценно участвовать в форуме. Поэтому иногда излагаю свои мысли без достаточного обоснования. И подобная критика помогает мне понять, в чем я неправ и в каком направлении следует искать истину далее.
 
Крещён в Православии
... А не испытывали стыда не потому, что не были, как Вы, Павел, утверждаете мужчиной и женщиной, а потому, что еще не согрешили.
Хорошо.

Но как понять тогда слова иеромонаха Адриана, и приведенной им цитатой Григория Нисского? Вот цитата: (начало цитаты)"Почему после устроения образа (т.е. после создания человека — и.А.) Бог придумал для созданного различие мужского и женского?.. Он предвидел… что по своему произволению она (человеческая природа — и.А.) не пойдет прямой дорогой к прекрасному и поэтому отпадет от ангельской жизни; тогда, чтобы множество душ человеческих не сократилось при утрате того способа, которым ангелы размножаются до множества, Он устраивает в природе такой способ размножения, какой соответствует поползнувшимся в грех, вместо ангельского благорасположения насадив в человечестве скотский и бессловесный способ взаимного преемства» (Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. С. 75)".

Юрий, подскажите, что из этой цитаты я должен понять правильно, на Ваш взгляд. В цитате Григория Нисского, приведенной иеромонахом Адрианом, ясно сказано: "поползнувшимся в грех" Господь устроил ..., т.е. люди уже согрешили, и тогда Господь устроил ... .
 
Крещён в Православии
В цитате сказано про два логоса.
Не может быть два логоса об одном и том же.
Уж прп. Максиму виднее, согласитесь. Он пишет о двух, значит может быть, когда не в противоречии.
Логоса два, да. Но не об одном и том же.
Раз есть основной логос, значит есть и "неосновной". Логоса без тропоса не бывает: логос Бога не может "передумать". И основной логос, как раз, и был об отсутствии пола и частей у двух человеческих ипостасей. Что и совершилось в шестой день творения до полудня этого же дня. А чуть позже по "неосновному" логосу пол и появился, и нужные для пола "части" отросли. Первые люди поняли, что они приблизились к животным по своей природе. Совсем недавно человек имена животным давал (тем самым проявляя превосходство, покровительство и власть над животными), а теперь человек сам стал похож на них. Поневоле начнешь прикрывать "части" по кустам прятаться. Стыд-то появился от сравнения: какой был - и какой стал.
 
Прочее
Адама до грехопадения спасать было не нужно. А после грехопадения уже появился пол.
А как же тогда Иоанн Златоуст учит, что Адам создан по образу Иисуса Христа ?
И этот лев из колена Иуды заклан за грех Адама еще прежде создания мира (Отк 13.8) ?
И в Исх 12.5 сказано, что Агнец должен быть мужского пола.
 
Крещён в Православии
А как же тогда Иоанн Златоуст учит, что Адам создан по образу Иисуса Христа ?
И этот лев из колена Иуды заклан за грех Адама еще прежде создания мира (Отк 13.8) ?
И в Исх 12.5 сказано, что Агнец должен быть мужского пола.
Наверное, не "создан по образу Иисуса Христа", а "есть образ Иисуса Христа".
Адам есть образ Иисуса Христа. А в чем образ?
Образ "... в том, что как Адам для своих потомков, хотя они и не вкусили древесного плода, сделался виновником смерти, введенной в мир Адамовым ядением, так Христос для верующих в Него, хотя и не совершивших праведных дел, сделался виновником праведности, которую даровал всем нам чрез крест ...", ссылка. В этом образ.

Агнец не нужен безгрешному Адаму, а Адаму согрешившему - нужен.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху