Богоподобие по природе

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Крещён в Православии
Ваше утверждение, что душа Евы была в Адаме ошибочное, ибо душа без собствественного тела не может существовать. Также Ваше утверждение о наличие души Евы в первозданном Адаме приводит к ереси о предсуществовании душ
Так потому, что сотворен-то был не Адам, а адам. В адаме, который "больше, чем монада", душа Евы и была (и Адама душа - тоже).
Почитал его немного по вашей ссылке - жесть. Пишете, что заразились этим заблуждением не от митрополита Антония, а раньше, но при знакомстве с его трудами наверняка утвердились в нем
Никакого влияния на меня митрополит Антоний не оказал, я об нем узнал и впервые познакомился с его трудами 50 дней назад. И почитав его, не со всем, что он пишет, согласился; но то, что он пишет из мною приведенного - не согласиться нельзя; слишком много об этом сказано другими.
Поэтому умствования об обусловленном полом единстве человеческих ипостасей от лукавого.
Мужчина и женщина - это ипостаси единого человека, а не только пол (в смысле "плодитесь и размножайтесь") - вот о чем я говорю. Половое различие, возможно, временное явление, для определенных задач. Я в последнем не совсем уверен; ведь на первых страницах бытия речь идет об "иш" и "ише". И в этом может выражаться не только половое (в смысле "плодитесь и размножайтесь"), но любое творческое, любое созидательное человеческое начало; а пол (в смысле "плодитесь и размножайтесь") - это только одно из его проявлений. И нигде не сказано, что "иш" и "иша" будут низложены.
Здесь речь идёт о равнозначности логосов. Иначе получается что Евин ум, витал неизвестно где. А Бог костью от Адама его приманил. Ефрем говорит о том, что равны в творческом исполнении тела, души, способ существования, но самоосознования-разные. Каждый действует сам по себе, имея при этом одинаковые во временном периоде жизни, законы жизни тела и духа. Вспомните логос женщины, был сотворен одновременно с логосом мужчины. И на Адама был наведен сон, чтобы он своими действиями, не добавил к себе некоего опыта, который был бы упущен Евой. Равенство во всем, и прежде всего в данном Образе Божием.
Сергей, эти Ваши слова моим словам и мыслям никак не противоречат. Согласен. От себя добавлю, что там, где есть логос, там всегда есть и душа.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Так потому, что сотворен-то был не Адам, а адам. В адаме, который "больше, чем монада", душа Евы и была (и Адама душа - тоже).
Павел, прошу Вас применительно к созданию человека определить «что такое монада»?

В Ваших рассуждениях присутвуют трудности, которые требуют объяснения. Прошу пояснить следующее.
1. Сотворённым адам - это что или кто? Если что, тогда кто ипостась этого сотворённого адама? Если кто, тогда, чем ипостась Адама отличается от ипостаси адама? Напомню, что сущность отвечает на вопрос «что это?”, а ипостась человеческой природы на вопрос «кто это?».
2. При наличии сотворённого адама, не Адама, в нем присутствуют две человеческие души, которые не имеют собственных тел и своей человеческой ипостаси. Как объяснить данный факт, не впадая в ересь предсуществования душ людей?
 
Россия
Православный христианин
Мужчина и женщина - это ипостаси единого человека, а не только пол (в смысле "плодитесь и размножайтесь") - вот о чем я говорю.
Формально-логически это же полный бред, непонимание смысла слова ипостась. Мужчина и женщина - это значения свойства «пол» сущности «человек». Вася, Петя, Маша — ипостаси сущности «человек».

Начнем с этого. Попробуйте, пожалуйста, сформулировать свой тезис без логических ошибок. Если никак, но «я так чувствую, а точно сказать не могу», то, надеюсь, поймете, что это туман, наведенный на ваш ум лукавым.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Мужчина и женщина - это ипостаси единого человека, а не только пол (в смысле "плодитесь и размножайтесь") - вот о чем я говорю
Формально-логически это же полный бред, непонимание смысла слова ипостась. Мужчина и женщина - это значения свойства «пол» сущности «человек». Вася, Петя, Маша — ипостаси сущности «человек».
Начнем с этого. Попробуйте, пожалуйста, сформулировать свой тезис без логических ошибок. Если никак, но «я так чувствую, а точно сказать не могу», то, надеюсь, поймете, что это туман, наведенный на ваш ум лукавым.
Олег Давыденков: "Согласно 1-й главе Книги Бытия, человек представляет собою две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы". ссылка. Вот с этого и начнем.
 
Россия
Православный христианин
Сами-то как вы понимаете? Вопрос очевидный же. Это простая логика, а не богословие. А Давыденков что-то несуразное пишет здесь, он бы и сам подтвердил, если бы его спросили.

P.S. Немного в сторону. Учебник Давыденкова слабоват, читал его почти весь. Вместо него могу посоветовать дореволюционных наших догматистов и святых, катехизис святителя Филарета Московского и сочинения святителя Иустина (Полянского). Из древних догматистов очень точно пишет святой Симеон Новый Богослов, можете посмотреть его Слова.

Дальше в тексте Давыденкова уже верно раскрывается то, что он имел в виду в своей логически некорректной фразе «человек представляет собою две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы»:

«Догматически важно показать происхождение от Адама и Евы всего человеческого рода, потому что тем самым утверждается единосущие всех людей между собой. А на этой истине, в свою очередь, основывается учение о первородном грехе и об искуплении».

В общем, включаем свой разум, ведь православие не авторитет, а истина, а всяк человек ложь.
 
Последнее редактирование:
Россия
Православный христианин
Человек представляет собою две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы
Если вы все еще сомневаетесь в логической несостоятельности ваших слов «мужчина и женщина - это ипостаси единого человека» и прикрываетесь ссылкой на неточные слова Давыденкова «(1) человек представляет собою две человеческие ипостаси, (2) существующие в единстве природы», то могу реконструировать, что здесь имел в виду Давыденков.

В части (1) Давыденков пишет, что во времена событий, описанных в начале книги Бытия, когда Бог создал Адама из земли, а Еву из ребра Адама, сущность «человек» представлялась двумя ипостасями - Адамом и Евой. «Представлялась» здесь означает «осуществлялась». Так сущность «кот» представляется ипостасью «Барсик».

Когда у Адама и Евы родились Каин и Авель, сущность «человек» представлялась уже четырьмя ипостасями - Адам, Ева, Каин, Авель. Теперь сущность «человек» представляется миллиардами ипостасей.

В части (2) Давыденков говорит, что Адам и Ева «(2) существовали в единстве природы», это всего-навсего означает, что природа, т.е. сущность, у Адама и Евы была одна - «человек». Но часть (2) следует из его кривой первой фразы «(1) человек представляет собою две человеческие ипостаси», которая означает, как мы реконструировали выше, что в начале бытия человека сущность «человек» представлялась двумя ипостасями - Адамом и Евой. Поэтому, соединяя две фразы вместе, Давыденков говорит масло масляное: “(1) человек представляет собою две человеческие ипостаси, (2) существующие в единстве природы”.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Павел, прошу Вас применительно к созданию человека определить «что такое монада»?
Я где-то говорил об этом.
Монада - самодостаточная неделимая жизненная единица. В отношении только что сотворенного человека-адама - то же, что и логос. С только что сотворенным логосом, по крайней мере, совпадение большое.
Сотворённым адам - это что или кто? Если что, тогда кто ипостась этого сотворённого адама? Если кто, тогда, чем ипостась Адама отличается от ипостаси адама? Напомню, что сущность отвечает на вопрос «что это?”, а ипостась человеческой природы на вопрос «кто это?»
Сотворенный адам - это "кто". Отличие Адама от адама в том, что адам-человек-антропон - двухипостастный; а Адам - это одна из двух человеческих ипостасей, вторая ипостась - "жена" Адама, "иша", т.е. Ева.
При наличии сотворённого адама, не Адама, в нем присутствуют две человеческие души, которые не имеют собственных тел и своей человеческой ипостаси. Как объяснить данный факт, не впадая в ересь предсуществования душ людей?
А ереси никакой и нет. Первая душа (или души, т.е. две души) могли быть сотворены и раньше того, что было создано из праха земного - это совсем не означает, что душа (две первые души) "предсуществовала(и)", ведь речь идет о первом творении. Ересь Оригена о "предсуществовании" душ - она о другом. Но я на этом не настаиваю - это в моих рассуждениях не главное. Главное - то, что адам (только что созданный из праха земного и ставший душою живою) не был монадой. Вот и Сергей Калайда пишет:
Ничего и нигде про это не сказано. Ефрем Сирин пишет, что Бог ничего не присовокупил к Еве из того, что было уже у Адама; и дух тоже уже был "вдут" через Адама. В Еву ничего уже "вдувать" было не нужно, сказано:
"Моисей дает знать, что Ева уже была в Адаме, в той кости, которая взята от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе, и по духу, ибо Бог ничего не присовокупил к взятой от Адама кости, кроме красоты и внешнего образа" (ссылка).
Здесь речь идёт о равнозначности логосов. Иначе получается что Евин ум, витал неизвестно где. А Бог костью от Адама его приманил. Ефрем говорит о том, что равны в творческом исполнении тела, души, способ существования, но самоосознования-разные. Каждый действует сам по себе, имея при этом одинаковые во временном периоде жизни, законы жизни тела и духа. Вспомните логос женщины, был сотворен одновременно с логосом мужчины. И на Адама был наведен сон, чтобы он своими действиями, не добавил к себе некоего опыта, который был бы упущен Евой. Равенство во всем, и прежде всего в данном Образе Божием.
 
Крещён в Православии
Если вы все еще сомневаетесь в логической несостоятельности ваших слов «мужчина и женщина - это ипостаси единого человека» и прикрываетесь ссылкой на неточные слова Давыденкова «человек представляет собою две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы», то могу попробовать реконструировать то, что имел здесь в виду Давыденков.
Давыденков пишет, что во времена событий, описанных во второй главе книги Бытия, когда Бог создал Адама из земли, а Еву из ребра Адама, сущность «человек» представлялась двумя ипостасями - Адамом и Евой. «Представлялась» здесь означает «осуществлялась». Так сущность «кот» представляется ипостасью «Барсик».

Когда у Адама и Евы родились Каин и Авель, сущность «человек» представлялась уже четырьмя ипостасями - Адам, Ева, Каин, Авель. Теперь сущность «человек» представляется миллиардами ипостасей.
Речь-то у Давыденкова идет о браке. В брак вступают двое, две человеческие ипостаси, а не миллиарды "Барсиков" и человеков. Глава называется "Брак": "... и будут два одна плоть ...". Речь о человеке, а не о человечестве.
 
Россия
Православный христианин
Павел, не уходите от темы, пожалуйста! Вы поняли или нет логическую несостоятельность своей фразы «мужчина и женщина - это ипостаси единого человека» и неточность фразы Давыденкова «человек представляет собою две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы» (которая была им сказана не в отношении нашего времени, а применительно к началу бытия, когда в мире было только два человека — Адам и Ева, т.е. две человеческие ипостаси)? Сконцентрируйтесь на логической ошибке!
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Павел, не уходите от темы, пожалуйста! Вы поняли или нет логическую несостоятельность своей фразы «мужчина и женщина - это ипостаси единого человека» и неточность фразы Давыденкова «человек представляет собою две человеческие ипостаси, существующие в единстве природы» (которая была сказана им не в отношении нашего времени, а применительно к началу бытия, когда в мире было только два человека — Адам и Ева)? Сконцентрируйтесь на логической ошибке!
Бог сказал:
"... и будут два одна плоть ...".
 
Последнее редактирование:
Россия
Православный христианин
В огороде бузина, а в Киеве — дядька.

В словах «и будут два одна плоть» говорится о другом единстве, не о сущностном единстве людей, а о брачном единстве мужа и жены! «Единство» — многозначное слово.

Разберитесь, пожалуйста, в явной логической ошибке в ваших словах «мужчина и женщина - это ипостаси единого человека».
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Я где-то говорил об этом.
Монада - самодостаточная неделимая жизненная единица. В отношении только что сотворенного человека-адама - то же, что и логос. С только что сотворенным логосом, по крайней мере, совпадение большое.

Сотворенный адам - это "кто". Отличие Адама от адама в том, что адам-человек-антропон - двухипостастный; а Адам - это одна из двух человеческих ипостасей, вторая ипостась - "жена" Адама, "иша", т.е. Ева.

А ереси никакой и нет. Первая душа (или души, т.е. две души) могли быть сотворены и раньше того, что было создано из праха земного - это совсем не означает, что душа (две первые души) "предсуществовала(и)", ведь речь идет о первом творении. Ересь Оригена о "предсуществовании" душ - она о другом. Но я на этом не настаиваю - это в моих рассуждениях не главное. Главное - то, что адам (только что созданный из праха земного и ставший душою живою) не был монадой.
Извините, я полагал, что Вы в своих суждениях в чем-то неточны. Однако после этого сообщения я вижу, что Вы имеете не православные убеждения, от которых отказываться не собираетесь.
У меня есть правило не вступать в общение с носителями не православных убеждений, чтобы не давать повода их носителям костенеть в них.
Вышел из обсуждения темы.
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
Разберитесь, пожалуйста, в явной логической ошибке в ваших словах «мужчина и женщина - это ипостаси единого человека».
  • Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един ( אֶחָד - "эхад"; εἷς - "гис") есть (Второзаконие 6:4);
  • Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна ( אֶחָד - "эхад"; μίαν "ми́ан" ) плоть (Бытие 2:24)
Слово "эхад" можно перевести двояко: и как "единый", и как "один", а слово "гис" перевести как "один", "единственный"; слово "ми́ан" - как "один", "единый". Видите как? Вот в какой мере "эхад" Господь, в такой же мере "эхад" и "будут два одна плоть". Если мы признаем ипостасность Господа, как Троицу, то должны признать и ипостасность человека, ибо человек сотворен по образу Божиему и подобию, но "образ" не означает, что такой же. Если говоря о Боге мы говорим о Триаде, абсолютном Совершенстве, без всякого противопоставления; то говоря о человеке мы можем говорить о "диаде", о противопоставлении, но противопоставление не исключает ипостасности диады. Человеку нужно преодолеть диаду - но это невозможно, свойство диады - это вечное движение к чему-то более совершенному. Скучно не будет никогда. Человек только в самом начале вечного пути к совершенству; и к этому совершенству идти нужно вдвоем. Читаем здесь. Читаем там же все остальное.
 
Последнее редактирование:
Россия
Православный христианин
Вы просто не понимаете смысла слова «ипостась». Ипостась - это понятие логики. Никакого богословия не надо для его введения. Любой философски грамотный атеист увидит явную логическую ошибку в ваших словах «мужчина и женщина - это ипостаси единого человека».

—————————————-
ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις – основание, сущность), термин античной философии; впервые введен стоиком Посидонием (1 в. до н.э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» (ἔμφασις) и «мыслимого» (ἐπίνοια). Перипатетической традицией термин «ипостась» был усвоен в качестве синонима «первой сущности» «Категорий».

В патристику термин «ипостась» вошел в значении «первой сущности» Аристотелевых «Категорий». В тринитарных спорах 4 в. при истолковании формулы «одна сущность божества и три неслиянных и нераздельных единосущных ипостаси» синонимия ипостаси и сущности была устранена: сущность преимущественно стала пониматься как общее в отличие от ипостаси как единичного – совокупности сущности и акциденций (каппадокийский кружок, Иоанн Дамаскин). Для обозначения суммы акциденций первоначально употреблялся термин πρόσωπον (лицо, лик), ставший затем (в 4–6 вв.) синонимом ипостаси. В христологических спорах 5–7 вв. применительно к истолкованию богочеловеческой личности Христа была разработана концепция сложной ипостаси как результата соединения двух сущностей, или природ (Леонтий Византийский, Максим Исповедник и др.).

Василий Великий о различии понятий «сущность» и «ипостась»: Советую читать много раз до полного понимания смысла слова «ипостась» в чисто логическом плане.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Хотите как называйте, но одно незыблемо: "... и будут два одна плоть ...".
Про понятие "ипостась" я здесь читал: ссылка.

По Вашей ссылке прочитал тоже; ни в чем противоречия со своими мыслями не нашел.
 
Россия
Православный христианин
Не важно, где вы читали про понятие "ипостасть". Важно поняли или нет, что такое "ипостась". Если бы поняли, то увидели бы явную логическую ошибку в своих словах «мужчина и женщина - это ипостаси единого человека». Ждем, когда поймете и увидите, тогда продолжим.

Тест для самопроверки. Поставить да / нет:
(1) кот - это ипостась
(2) красный - это ипостась
(3) мой письменный стол - это ипостась
(4) мужчина - это ипостась
(5) Адам - это ипостась
(6) город - это ипостась
(7) Москва - это ипостась
(8) рост тела - это ипостась
(9) жена - это ипостась
(10) любовь - это ипостась
(11) президент России - это ипостась
(12) Путин - это ипостась
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
О том, что люди созданы по образу Господа Иисуса Христа как сложные ипостаси.

Анастасий Синаит.
«Ипостасное единение есть совместное соединение двух природ в утробе святой Богородицы. Ведь ни тело, ни душа не существовали там до Бога Слова, но одновременно [стали существовать там] плоть и Бог Слово; одновременно Бог Слово и одновременно разумная и одушевленная плоть возникли в Нем. И как мне кажется, наше зачатие есть прообраз единения Христова: совместным образом сочетаются [при зачатии] душа и тело, ибо ни тело не существует само по себе, ни душа не предшествует телу».
 
Крещён в Православии
Мы же можем сказать, что Ипостась Бога-Отца, Ипостась Бога-Сына, Ипостась Духа Святого соединены в любви в Троице? И говорить об этом, как о Триединстве отличных друг от друга Ипостасей? Можем.

Мы можем сказать, что мужская ипостась и ипостась женская соединены в любви в "диаде"? И говорить об этом, как о двуединстве отличных друг от друга соединенных в любви человеческих ипостасей (т.е. о брачном единстве)? Тоже можем.

Так в чем же дело? Как вышеизложенное противоречит тому, что я сказал ранее: «мужчина и женщина - это ипостаси единого человека». Единый человек был сотворенный адам, который был "больше чем монада".
 
Последнее редактирование:

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Бог сказал:
"... и будут два одна плоть ...".
До грехопадения человек обладал тонким духовным телом, которое не имело нужды в пище, как способе поддерживания жизни тела,( жизнь вечную определяла благодать, святость по Василию Великому), и оно было свободно от чувственных влечений.И только в одном единственном варианте двое могли быть равнослитны-это духовное равенство.Это та необходимая "механика" которая позволяла плодится и размножаться по желанию сердца, по свободоволию, а не по инстинктам сохранения жизни, в телесном соитии, с наличием первородного греха.
Еще хочу добавить по поводу вот этого Вашего рассуждения.
Мы же можем сказать, что Ипостась Бога-Отца, Ипостась Бога-Сына, Ипостась Духа Святого соединены в любви в Троице? И говорить об этом, как о Триединстве отличных друг от друга Ипостасей? Можем.
Вы взяли рассуждения Янараса о том, что три Ипостаси определяют природу Бога, своим соединением, а это не так.Бог определяет три Ипостаси, являясь Единицей,источник Божества-один.Бог Сам в Себе имеет движение жизни.Во Христе была не Воля Второй Ипостаси, а Воля Бога.
Некто Аввалий писал Григорию Нисскому-"Пётр, Иаков, Иоанн соединены по естеству как и Лица Святой Троицы.Человечество их одно, как одно и Божество трех Лиц.Петра, Иакова, Иоанна мы называем тремя человеками, почему же мы признаем существование трех человек, и не должны говорить о трех Богах?"
Ответ можете найти в трудах Григория Нисского- "К Аввалию о том, что не три Бога".
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Мы можем сказать, что мужская ипостась и ипостась женская соединены в любви в "диаде"? И говорить об этом, как о двуединстве отличных друг от друга соединенных в любви человеческих ипостасей (т.е. о брачном единстве)? Тоже можем.
А их соединение не допускает "отрыва" от Бога.Там и там Образ Божий, причем сразу и Логос содержит их.Им не нужно искусственно отрешаться от Бога, чтобы соединится в диаде, как Вы пишите.Это искуственные нагромождения.Там в Бытии союз двух достаточен для творческой жизни в Боге.И если есть обоюдное согласие, то тогда как и в случае с Богородицей, Воля Бога и ее воля в согласии, дали возможность родить человека.Женщина могла по своему логосу бытия, рожать себе подобных личностей, исходя из союза двух человек, без указания главенства среди них.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху