В основном рассуждения апокатастасиса базируются на мнениях, выраженных святыми до Соборов, их осудивших. Но даже и авторство этих отрывков под вопросом. Вот что
пишет митрополит Иларион (Алфеев):
"В VIII веке святитель
Герман Константинопольский выдвинул предположение о еретических вставках в сочинения
Григория Нисского. На ФеррароФлорентийском Соборе
Марк Ефесский повторил это предположение, отметив, что те места, где
Григорий Нисский говорит о всеобщем спасении, «являются искажениями и вставками, сделанными некоторыми еретичествующими и оригенствующими… произведенными с той целью, чтобы казалось, что они имеют покровителем и этого святого и великого светильника». Впрочем, по словам святого Марка, если
Григорий Нисский действительно придерживался учения о всеобщем спасении, то «
это учение было предметом спора и не было окончательно осуждено и отвергнуто противоположным мнением, вынесенным на Пятом Вселенском Соборе; так что нет ничего удивительного, что и сам, будучи человеком, он погрешил в точности»".
Отвергать Страшный Суд, подменяя его неким "самоопределением грешников", означает отвергнуть право Бога на Суд, мотивируя это тем, что Бог есть Любовь и игнорируя прочие Его свойства. Если бы Бог не положил наказания закосневшим во зле и противлении Творцу, то не был бы Правосуден, а значит не был бы и Праведен и воистину Всеблаг.
"И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный,
Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие»."
Откр. 19:11–13.
Невозможно, чтобы Правосудный Бог покрыл нераскаянный смертный грех, не уврачеванный покаянием в нынешнем веке. Никакое "самоопределение грешников" не может расцениваться как покаяние, потому что покаяние это акт свободного выражения воли в привременном существовании, когда выбор подтверждается бытийно, его буквально нужно прожить, чтобы душа была уврачевана до того, как её свяжет смерть. То, что установлен Богом период привременной жизни для покаяния, это прямо отражено в Евангелии, и не раз:
Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный (
Мф. 25:41).
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (
Мф. 25:46).