Святоотеческое учение о юношестве: особенности возраста, цели и средства воспитания.

Святоотеческое учение о юношестве: особенности возраста, цели и средства воспитания.

Святитель Феофан Затворник еще в 19 веке писал о том, что детский и особенно юношеский возраст являются самыми ответственными в жизни каждого человека. Почему это так? Именно в юные годы решается, каким войдет человек в зрелость: устремленным к добру или ко злу, или же его поступки, мысли и чувства будут говорить о смешении добра и зла?

Именно в этот период все силы души должны быть направлены на утверждение в человеке добрых расположений, что является залогом счастья.

«Юность – это время борьбы за искоренение страстей и утверждение добрых расположений». Такое определение мы находим в труде святителя Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения». Борьба эта протекает внутри человека, но может быть направлена и должна быть направлена извне в сторону укоренения добра в юноше мудрыми наставниками.

Как крик души, звучат слова святителя Игнатия Брянчанинова, адресованные тем, на ком лежит ответственность за воспитание молодежи:

«Воспитатели и наставники! Доставляйте юношеству хорошие навыки, отвлекайте его, как от великого бедствия, от привычек порочных.

Порочные навыки — как оковы на человеке: они лишают его нравственной свободы, насильно держат в смрадном болоте страстей».

«Для погибели человека, — пишет святитель в «Аскетических опытах», — достаточно одного порочного навыка: он будет постоянно открывать вход в душу всем грехам и всем страстям».

Для того чтобы уметь помочь в этот период юному подопечному достойно справиться с трудностями и искушениями, родителям и педагогам важно знать о том, какими свойствами, особенностями отличается этот этап жизни человека.

В трудах святителей мы находим описание основных свойств юности. Назовем их:

• Юность кипит жизнью. Начинают пробуждаться все силы человека. «Юность – это время воскипения телесно-духовной жизни», – определяет свт. Феофан Затворник

• Только чувства имеют действительное значение для юного человека.

• В юности люди хотят жить сами по себе, действуя по своеволию.

• Каждая из всех потребностей в это время подает свой голос и ищет удовлетворения.

• Святитель Иоанн Златоуст указывал на то, что «…юность легко воспламеняема, легко поддается обольщениям, легко попадает на скользкий путь и нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащее вне его и легко воспламеняется…».

Таковы основные свойства юности.

Каждый возрастной период жизни человека имеет определенную цель.

Основной целью юности является подготовка к зрелому возрасту и старости путем приобретения хороших навыков, составляющих главное богатство человека.

Святитель Игнатий Брянчанинов в труде «Аскетические опыты» обращается к молодым: «Юноша! Будь благоразумен и предусмотрителен: в годы юности твоей обрати особенное внимание на приобретение хороших привычек: в летах зрелости и старости твоей возрадуешься о богатстве, приобретенном беструдно в лета юности».

Исходя из описания юношеского периода, св. Феофан Затворник раскрывает нам в труде «Начертание христианского нравоучения» основное дело юности – это «труд образования себя в духовной и телесной жизни». Святитель выделяет и главную особенность этого периода жизни, которая состоит в том, что юношество живет надеждами.

При христианском воспитании ведущая из них – надежда достижения совершенства…

«…Хотя, — пишет святитель, — этим не исключаются и другие побуждения».

Обратимся к русской классической литературе, к фрагменту повести Л.Н. Толстого «Юность», где в размышлениях Николеньки Иртеньева о том, что для него является началом юности, описана эта особенность:

«…Дружба моя с Дмитрием открыла мне новый взгляд на жизнь, ее цель и отношения. Суть этого взгляда состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно. Но до сих пор я наслаждался только открытием новых мыслей, вытекающих из этого убеждения, и составлением блестящих планов нравственной, деятельной будущности…

Те добродетельные мысли, которые мы в беседах перебирали с обожаемым другом моим Дмитрием, чудесным Митей, … еще нравились только моему уму, а не чувству. Но пришло время, когда эти мысли с такой свежей силой морального открытия пришли мне в голову, что я испугался, подумав о том, сколько времени я потерял даром, и тотчас же, ту же секунду захотел прилагать эти мысли к жизни, с твердым намерением никогда уже не изменять им.

И с этого времени я считаю начало юности».

Можно ли действительно определить, когда начинается юность? Св. Феофан Затворник так размышляет об этом:

«Где именно поворот с младенческого возраста на юношеский, с юношеского на совершенный, определить с точностию нельзя. Ибо движение жизни духовной, как и движение тени солнечной, или возрастание тела, совершается без скачков с мудрою и непрерывнейшею постепенностью. Только некоторые черты, на основании Слова Божия и писаний отеческих, можно указать в этом отношении».

Обратим внимание на состояние ума в этом возрасте.

Св. Феофан Затворник отмечает следующие особенности:

Первая из них –

1) Фантазии и мечты.

«Фантазия строит юноше целые истории, где большею частию герой – его собственное лицо… Здесь обнаруживается и в таком роде действия воспитывается мечтательность.

Мечты, легкое чтение, развлечения, все это одно почти по духу – дети жажды впечатлений, жажды нового, разнообразного. И вред от них одинаков.

Ничем нельзя лучше заморозить добрых семян, положенных прежде на сердце юноше, как ими».

Проиллюстрируем это святоотеческое положение примерами из произведений русской классической литературы.

В повести Л.Н. Толстого «Юность» молодой человек, Николенька, отмечает: «Вне учения занятия мои состояли: в уединенных бессвязных мечтах и размышлениях…».

О Татьяне Лариной А.С. Пушкин пишет в романе «Евгений Онегин»:

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

О своей героине поэт говорит так: «Тебя преследуют мечты».

В размышлениях Печорина в романе «Герой нашего времени» мы находим не только описание свойственной юности мечтательности, но и видим плод осознания молодым человеком того вреда, который она наносит юной душе: «В первой молодости моей я был мечтателем. Я любил ласкать то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? .. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимые для действительной жизни».

Вторая особенность состояния ума юноши –

2) Самомнение.

«Юноша считает преимуществом на все налагать тень сомнения, и все то ставит в стороне, что не совпадает с меркою его понимания», – находим объяснение в книге святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению».

Вспомним героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», Евгения Базарова. Его борьба с чувствами к Анне Сергеевне Одинцовой была обусловлена тем, что подобные переживания не согласовывались у Евгения с его пониманием жизни, а вовсе не от проявления благоразумия. И этот взгляд на жизнь, во многом не согласующийся с истиной, верой, оказался причиной его нежизнестойкости.

Третья особенность состояния ума юноши –

3) Нецеленаправленность.

Она проявляется в том, что обнаруживается в молодом человеке «безразборное, не направленное к одной цели развитие сил души. Юноши не видят цели спереди — не видят пути к ней. Отсюда, при всей заботе о современнейшем образовании, ничего более не делают, как только раздувают пытливость, своеволие и жажду наслаждений, но не образовывают ум, чтоб он умел различать добро и зло, истину и ложь» (Св. Ф. Затворник «Путь ко спасению»).

В качестве иллюстрации характерной для юношества нецеленаправленности приведем фрагмент из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:

Печорин размышляет: «Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе соей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманкой страстей пустых и неблагодарных,… утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни».

Наставникам и родителям важно знать и основные опасности юношеского возраста, в их числе:

1. Жажда впечатлений.

2. Склонность к общению.

1. «Жажда впечатлений, – читаем у святителя Ф. Затворника в труде «Путь ко спасению», – проявляется в желании юноши быть под беспрерывным потоком впечатлений, всегда новых и потому разнообразных…Развлечения становятся очень притягательной стихией.

Ново, изобразительно, остро – самая лучшая для молодого человека рекомендация для события и для книги. Здесь обнаруживается и образуется склонность к легкому чтению – та же жажда впечатлений, только в другом виде… Юноша часто наскучивает действительным, тем, что как бы навязывают ему со стороны: это связывает его и заключает в слишком определенных границах, а он ищет некоторой свободы. Затем он часто отрывается от действительного, уходит в свой созданный мир».

Юношам нужно говорить о том, что истинная свобода – это свобода от пороков.

В частности, жажда впечатлений проявляется в желании путешествовать. В романе «Герой нашего времени» читаем размышления автора о Печорине: «Он получил такую охоту к перемене мест, что если бы жил в Германии, то сделался бы странствующим студентом».

2. Склонность к общению.

«Она обнаруживается в потребности у юного человека товарищества, дружбы и любви.

Юношеский возраст есть время живых чувств. Они у его сердца — как прилив и отлив у берегов моря. Его все занимает, все удивляет. Природа и общество открыли пред ним свои сокровища. Но чувства не любят быть скрытыми в себе, и юноша хочет делиться ими. Затем имеет нужду в лице, которое бы могло разделять его чувства, то есть в товарище и друге».

В качестве примера приведем отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» о разговорах Онегина и Ленского:

«…пламенная младость
Не может ничего скрывать.
Вражду, любовь, печаль и радость
Она готова разболтать.
Свою доверчивую совесть
Он простодушно обнажал.
Евгений без труда узнал
Его любви младую повесть…»

«Потребность в общении, – наставляет свт. Феофан Затворник, – благородная, но она может быть и опасною! Кому вверяешь свои чувства, тому даешь некоторым образом власть над собою. Как же надобно быть осторожным в выборе близкого лица! Встретишь такого, который далеко-далеко может завести от прямого пути. Само собою разумеется, что добрый естественно стремится к доброму, а отклоняется от недоброго. Есть на это некоторый вкус у сердца. Но, опять, как часто случается простосердечию быть завлеченным хитростью! Затем справедливо всякому юноше советуют быть осторожным в выборе друга. Хорошо не заключать дружбы, пока не испытаешь друга.

Не столько, впрочем, опасности в дружбе, сколько в товариществе. Редко видим друзей, но больше знакомых и приятелей. А здесь сколько возможно и сколько бывает зла! Есть кружки приятельские с очень недобрыми правилами. Склонившись к ним, не заметишь, как объединишься с ними в духе, подобно тому, как незаметно напоишься смрадом в смрадном месте. Они сами часто теряют сознание непотребства своего поведения и спокойно грубеют в нем. Если и пробуждается в ком это сознание, он не имеет сил отстать».

«Самый верх опасностей для юноши — от обращения с другим полом. Тогда как в первых соблазнах юноша только сбивается с прямого пути, здесь он, кроме того, теряет себя. В первом своем пробуждении дело это смешивается с потребностью прекрасного, которая со времени пробуждения своего заставляет юношу искать себе удовлетворения.

…Сначала пробуждается у юноши какое-то горестное чувство неизвестно о чем и от чего, отзывающееся, однако ж, тем особенно, что он будто один. Это — чувство одиночества. Из этого чувства тотчас отрождается другое — некоторая жалость, нежность и внимание к себе. Прежде он жил, как бы не замечая сам себя. Теперь он обращается к себе, осматривает себя и всегда находит, что он не худ, не из последних, есть лицо стоящее: начинает чувствовать свою красоту, приятность форм своего тела, или — нравиться себе».

Определив отношение к себе, юноша обращается к внешнему миру.

«Это вступление во внешний мир воодушевляется уверенностью, что он должен нравиться другим. В сей уверенности он смело и как бы победительно выходит на поприще действия и, может быть, впервые поставляет себе законом опрятность, чистоту, нарядность до щегольства; начинает бродить, или искать знакомств, как будто без определенной цели, по тайному, однако ж, влечению чего-то ищущего сердца, и при этом старается блистать умом, приятностию в обращении, предупредительным вниманием, вообще всем, чем надеется нравиться. Вместе с тем он дает всю волю преимущественному органу душеобщения — глазу», то есть жадно вбирает зрительные впечатления.

«В этом настроении он похож на порох, подставленный под искры, и скоро встречается со своею болезнью… С сей поры сердце начинает снедаться тоскою; юноша уныл, погружен в себя, занят чем-то важным, ищет, как будто что потерял, и что ни делает, делает для одного лица и как бы в присутствии его… Он болен лютою болезнью, которая щемит сердце, стесняет дыхание, сушит самые источники жизни».

Свт. Феофан Затворник дает юношам совет, как уберегать себя от общения с противоположным полом, которое может привнести расстройство во все душевные силы человека: «Прогоняй предвестников – неопределенную грусть и чувство одиночества. Делай им наперекор: стало грустно – не мечтай, а начни делать что-нибудь серьезное со вниманием – и пройдет. Стала зарождаться жалость к себе или чувство своего хорошества – поспеши отрезвить себя и отогнать эту блажь какою-нибудь суровостью и жестокостью к себе, особенно выяснением здравого понятия о ничтожности того, что лезет в голову. Случайное или намеренное унижение в этом случае было бы как вода на огонь…Надежная в сем случае ограда – строгая дисциплина во всем, труд телесный и еще более головной! Усиль занятия, сиди дома, не развлекайся. Нужно выйти – храни чувства, избегай другого пола, главное же – молись».

Как помочь юному человеку избежать ошибок?

В трудах святителей мы находим педагогическую систему методов, приемов и средств духовно-нравственного воспитания юношества.

Остановимся лишь на некоторых из них:

1. Стремление юного человека к прекрасному, к собственной красоте можно использовать, обратив его к работе над красотой своей души.

В русской классической литературе красотой души отличались Татьяна Ларина, Мария Болконская, Маша Миронова и многие другие.

Святые отцы учат, что духовная красота проявляется во внешнем облике человеке тогда, когда он соблюдает нравственный закон.

Так, в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» в момент объяснения с Вронским Анна говорит ему о невозможности каких-либо отношений между ними и о том, что ему необходимо просить прощения у Кити за обманутые надежды. Именно в этот момент объяснения Л.Н. Толстой описывает Анну глазами Вронского: «Он смотрел на нее и был поражен новою, духовною красотой ее лица».

2. Очень важно для юношества подчинение строгой дисциплине.

Трудолюбие (телесный и еще в большей степени умственный труд) должно заменить развлечения. Мечтательность необходимо изгнать серьезными занятиями под руководством опытных наставников. Подчинение строгой дисциплине помогает бороться со страстями. Особое внимание необходимо уделить кругу чтения молодежи, так как даже молодые люди из благовоспитанных семей, читая романы, разжигающие чувства, не могли удерживать себя от нарушения нравственного закона. Вспомним героиню повести А.С. Пушкина «Метель».

3. По мнению святителей, основу для преодоления искушений юности составляют следующие правила поведения для молодых людей:

— соблюдать заповеди, а не жить по духу времени и модным обычаям, (особенно важна для юношества заповедь о почитании родителей);
— беречь глаза от пагубных впечатлений;
— избегать сквернословия и злословия («Ибо привычка к словам негодным служит некоторым путем и к делам» Василий Великий);
— бездерзновенное (скромное) отношение к другим людям.

«Ничто так не потрясает целомудрия, как навык к дерзости, к свободному обращению, отвергшему уставы скромности» (Св. Ф. Затворник «Начертание христианского нравоучения»).

Примером скромного, бездерзновенного отношения к людям может служить поведение таких героев произведений русской классической литературы, как: Мария Миронова из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», Лиза из одноименного произведения Карамзина, полковник Ростанев из произведения Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» и многие другие.

4. Умеренность в пище – залог здоровья и крепости тела, бодрости ума.

«Приучись быть воздержным в пище: воздержанием доставишь здравие и крепость телу, а уму особенную бодрость, столько нужную в деле спасения, очень полезную и при земных упражнениях» («Начертание христианского нравоучения»).

5. Умение правильно относиться к своим желаниям.

Исполнение даже самого малого желания оставляет след в душе. Впечатление может быть иногда очень сильным и служить началом пагубного навыка. Юноше необходимо быть очень внимательным к своим желаниям и стремиться отсекать те, которые могут привести к усвоению и закреплению дурных навыков (по свт. Игнатию Брянчанинову).

В романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстой описывает, как Константин Левин, встречая брата, корректирует свое желание:

«Ему страшно и неприятно стало в первую минуту, что присутствие брата Николая расстроит это его счастливое весеннее расположение. Но ему стало стыдно за это чувство, и тотчас же он как бы раскрыл свои душевные объятия и с умиленною радостью ожидал и желал теперь всею душой, чтоб это был брат».

Наставникам необходимо в беседах с юношами подчеркивать, что спасение от всевозможных бед для человека – в добродетели. Именно добродетель составляет истинное и неотъемлемое богатство человека, как учит нас Василий Великий. Но добрый навык приобретается человеком благодаря усиленной внутренней работе.

Итак, мы рассмотрели свойства юношества, основную цель этого периода жизни человека, его особенности, некоторые методы воспитания и средства, описанные в святоотеческом наследии. Педагогическое наследие святых отцов бесценно в деле воспитания юношества для создания духовно-нравственных ориентиров молодого поколения.

Источники:

  1. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. Письма о христианской жизни. Поучения. – М.: Лепта книга, 2008.
  2. Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. – М.: Лепта книга, 2008.
  3. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу. Беседа первая //Избранные творения. – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006.
  4. Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Том I. Аскетические опыты. О навыках. М.: «Паломник». 2007.
  5. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. М.: 1995.
  6. Василий Великий. Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений /интернет/.
  7. Достоевский Ф.М. Село Степанчиково и его обитатели.
  8. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени.
  9. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Капитанская дочка.
  10. Толстой Л.Н. Анна Каренина. Война и мир. Юность.
  11. Тургенев И.С. Отцы и дети.

Источник: «Глинские чтения» 28.07.2009

Комментировать

1 Комментарий

  • Марина, 14.07.2014

    Очень хорошая статья.Обязательно возьму на заметку.Спасибо.

    Ответить »