О настоящем счастье, не имеющем сроков годности, тоскуют все: и взрослые, и дети. В минуты тягостных сомнений, может быть, послужит утешением небольшая содержательная цитата из книги слов «Ты нужен Богу».
Это отрывок из переписки святого. Святитель Николай пишет сироте, отвечая на её вопрос, почему счастья на земле так мало, а порой кажется, и вовсе нет.
Машина счастья
Обманным счастьем сегодня никого не удивишь. Как только ни манипулируют им те, кто желает распродать завалящий товар, привлечь клиентов или повысить свою популярность в рейтинге.
Счастье предлагают так щедро, как будто давно изобрели машину по его производству и уже наладили его массовый выпуск.
Такое чувство, что где-то рядом идет конвейер, счастье разливают по бутылочкам или прикручивают гайками, собирая по частям. Поток бесконечен. Но отчего-то готовый продукт несбыточно дорог и продолжает оставаться в дефиците.
Стоит посмотреть несколько рекламных роликов, чтобы понять: здесь продают не шампунь или автомобиль, а возможность быть счастливым. Не воспользовались возможностью? Ну, значит, сами виноваты.
Но на поверку той же рекламой счастье не желает коррелироваться ни с количеством машин, ни с качеством шампуней, и, как на грех, всё время ускользает.
И ведь точно так же было в предыдущих столетиях. Святитель Николай Сербский понимает, почему это происходит: потому что то, не настигаемое, счастье – не то. Фальшивое, подменное.
И всё ж, мы не устаем к счастью стремиться. Для чего это стремление вложено в человеческую душу и где искать то, без чего жизнь отчаянно мелеет и теряет краски?
Обратимся к святоотеческому взгляду на вечную проблему. Святитель Николай Сербский отвечает юной собеседнице на неудобный духовный вопрос: почему в Священном Писании о счастье почти ничего не сказано.
Книга счастья
«Как же, душенька, не говорится? О чем же в Евангелии говорится больше, чем о счастье людей?!
Мне кажется, что Евангелие можно назвать Книгой счастья, а науку Христову – наукой о счастье.
Тебя несколько смутило, что в Евангелии не пишется именно слово «счастье». Но вместо этого слова там приводятся другие слова, например: блаженство, радость, веселье, рай, спасение, вечная жизнь. Слово «блаженство» означает наивысшее счастье.
Теперь, когда это знаешь, перечитай проповедь Господню о блаженных в Евангелии от Матфея.
Первая наука, объявленная Христом людям, была наука о счастье.
Эту науку Православная Церковь всегда повторяет людям в начале Литургии пением «Блаженны…»
По науке Христовой блаженны, или счастливы, те, которые «сокрушаются духом пред Господом, ибо их есть Царство Небесное»; «слезами омывают молитвы свои, ибо они утешатся непреходящим утешением»; «кротки и незлобивы как агнцы, ибо они наследуют землю живых»;
«алчущие и жаждущие правды Божией, ибо они насытятся небесной правдой»; «милостивые сердцем и рукой, ибо их помилует рука Господня»; «чистые сердцем, ибо они увидят Царя и Отца своего Небесного»; «гонимые за правду демонами и людьми, ибо их будет Царство вечной правды»; «опозоренные и оклеветанные ради Христа, ибо они будут радоваться и веселиться в отечестве ангелов».
А вместе с ними будут счастливы и те, что «веруют в Спасителя своего, ибо будут спасены»; «горят любовью к Творцу и творениям Его, ибо будут увенчаны славой небесной»; «жертвуют жизнью земной, ибо получат жизнь вечную».
Таково истинное счастье, счастье без обмана, которое Господь наш открыл и объявил роду людскому.
За такое счастье цари отдавали свои короны, богачи – свое богатство, мученики – свои жизни, причем так легко, как деревья осенью отдают свои листья.
Отечество блаженных
Однако тот, кто не вкусил хоть малую толику этого счастья, вряд ли пожертвует ради него даже восковую свечку.
А ты, сиротинушка Божия, не отчаивайся из-за своего счастья. Осталась ты одна, без родных и друзей. «Врата земного счастья затворены для тебя».
Так пишешь ты, больше слезами, чем чернилами. Но разве ты не задумываешься, что все это Промыслом Отца твоего Небесного, чтобы ты оборотилась к вратам вечного счастья.
Господь часто, именно часто, затворяет перед людьми врата обманчивого счастья, но врата истинного счастья Он держит всегда открытыми перед всеми и для всех, кто сам пожелает войти.
Войди и ты, дщерь Христова. Стоит тебе лишь заглянуть через те врата, заметишь Царство счастливых, отечество блаженных.
Ты увидишь небеса, полные угодников и праведников Божиих, которые на земле вкусили счастья Христа, а на небесах продолжили пить преполной чашей.
Когда ты все это почувствуешь и духом всмотришься, больше ни на минуту не останешься одинока, ибо обретешь бесчисленную семью Божию на небесах и сможешь назвать их своими братьями, сестрами, родными и друзьями.
Радуйся и веселись от Господа!», — пишет святитель Николай своей подопечной.
Мы ничего не знаем о судьбе адресата этого доброго, духовно мудрого и утешительного письма, но отчего-то верится, что эта сирота, знакомая отца Николая, обрела свое истинное счастье – то, которое прочно, надежно и безвременно. Счастье есть – и, вопреки банальной и нехитрой народной мудрости, есть к нему пути.
Соб. инф.
Комментировать