Перед верующими родителями часто встает вопрос: какому поведению в обществе учить детей? Нам, конечно, хочется, чтобы наши дети едва ли не от рождения вели себя свято, были бы воспитанными, воздержанными, смиренными и смирными, словом, являли бы собой образец христианского благочестия.
Но мир встречает наших детей жестокостью и законом выживания: хорошо устроится тот, кто напорист, не полезет за словом в карман, даст сдачи. Но такой стиль жизни многим православным родителям кажется неприемлемым. Ведь Евангелие, святые отцы учат терпению, смирению, кротости. Создается иллюзия, что тот, кто будет всегда всем уступать, не отвечать на «наезды», терпеть оскорбления, в конце концов, преуспеет и еще и посрамит своих обидчиков. Но в реальной жизни дела обстоят совсем не так. Пропустил всех – тебе не досталось. Промолчал – твое место заняли. Обвинили, а ты не оправдывался – получил незаслуженное наказание.
Мне хотелось бы привести примеры двух радикальных точек зрения на православное воспитание детей.
Верующие мать и отец воспитывали своих троих детей в смирении и терпении. Ранее детство малышей прошло под девизом «Мы же православные!» Детей постили с двух лет наравне со взрослыми, в три года детишки выстаивали «взрослое» молитвенное правило, с пяти ходили на исповедь. И когда средняя девочка пошла в школу (через три года после старшего брата), мама надевала ей на голову косыночку – мы же православные! Поначалу удивлялись только учителя, а года через два одноклассницы, приходившие в школу наряженными и красивыми, над ней начали посмеиваться. Бедная девочка начала стесняться своей внешности, потому что мама одевала ее во все серо-черное – «мы же православные!» – не покупала дочке красивых бантиков, заколочек и колечек – обычных девчачьих забав. Наконец, в четвертом классе произошел конфликт, во время которого кто-то из девочек бросил ей унизительное: «Да ты посмотри на себя, одеваешься, как старуха!» Фраза прозвучала как сигнал к атаке. Одноклассницы набросились на девочку, зажали в углу, стали щипать, тыкать пальцами и обзывать старухой, бабкой, помойкой. Девочка не смогла защититься, потому что единственное, чему ее научили родители – смиряться («мы же православные!»). Ситуация вылилась в серьезный конфликт, а ребенка пришлось водить к психологу.
Другие православные родители в ответ на жалобы сына, что его обижают одноклассники в школе, внушали ему, что надо терпеть, смиряться и молиться за обидчиков, но ни в коем случае не отвечать кулаками, потому что это грех, а тех плохих мальчиков Бог потом накажет. В результате каждодневными издевательствами безответного ребенка просто довели до нервного срыва, его пришлось переводить в другую школу, потому, что в этой оставаться он уже не мог.
Полная противоположность – пример другой семьи. Мать, считающая себя воцерковленной православной, воспитывает сына в духе «добро должно быть с кулаками». Они, конечно, смиренные, сына воспитывают в уважении к людям и каждый день читают Евангелие, но мир-то зол, поэтому благочестивая мама учит сына «сразу бить в морду». Не важно, за что, главное – чтобы его боялись. Почему так? Потому что – внимание – «по-другому они не понимают». Они – это все окружающие. Ребенку с детства прививается мысль, что вокруг него одни лишь недоумки, понимающие только кулак. И мальчик хорошо усвоил мамины уроки: когда он решил, что одноклассник слишком грубо обошелся с ним (то ли толкнул, то ли шлепнул), он ничтоже сумняшеся ударил его, но этого ему показалось мало. Он вытряхнул учебники обидчика на пол и потоптался на них. На вопросы, как такое поведение сообразуется с православным воспитанием, мать упорно твердит: «Он должен уметь постоять за себя».
Приведенные ситуации, конечно же, пример крайности, возведенной в предельную степень. Но они очень хорошо показывают, что истина посередине. Нельзя учить только смирению или только агрессии. Родители должны прививать и христианское поведение, и умение постоять за себя (или за других).
Впрочем, одно другого не исключает. Быть христианином не значит быть слизняком. Христианское воспитание не исключает умения дать сдачи. Про то, что добро должно быть с кулаками, слышали многие. Как это сочетать? Как воспитать ребенка так, чтобы его кулаки не стали бездушным орудием мести за себя, любимого?
Уча ребенка давать сдачи, необходимо объяснять ему, когда можно применять силу, что нельзя сразу кидаться с кулаками, что необходимо стараться решить проблему словесно. Наконец, необходимо объяснять, что, применив физическую силу, можно нанести серьезный вред другому человеку, и тогда родителям придется отвечать за твой поступок, а, когда ты вырастешь, то отвечать уже будешь сам, причем все может закончиться очень и очень серьезно. Что применяющий силу рано или поздно может нарваться на преобладающую силу, и тогда плохо уже будет не обидчику, а ему самому. Что, если тебя обидели словом, то и отвечать надо словом, а применять кулаки можно только тогда, когда приходится защищаться самому или защищать слабого от нападения. То есть наряду с навыками кулачного боя необходимо воспитывать в ребенке ответственность за последствия применения физической силы.
Добро должно быть не только с кулаками, но и с умом. Без ума, без рассудительности кулак становится злой силой, громящей без разбора правых и виноватых.
Азбука воспитания
Комментировать