<span class=bg_bpub_book_author>Ольга Ольхова</span> <br>Разрешите себе радоваться!

Ольга Ольхова
Разрешите себе радоваться!

Не забывая про духовную сторону жизни, люди семейные с каждым днем все больше поглощены житейскими попечениями. Как справляться с растущими психологическими нагрузками, правильно реагировать на стрессы, находить внутреннее равновесие? Отвечает педагог-психолог высшей категории Ольга Ольхова.

Ежедневно с нами происходит множество стрессовых ситуаций. И вызывают их чаще всего быт, работа, борьба за существование. Не забывая про духовную сторону жизни, люди семейные с каждым днем все больше поглощены житейскими попечениями – решением насущных вопросов: как прокормить, одеть, оплатить, не потерять работу. Все это требует от психики возрастающей гибкости и пластичности. Но у любой гуттаперчевости есть предел – чуть перетяни, и хрупкий душевный мир не выдержит.

– Ольга Владимировна, понятие «стресс» мы обычно воспринимаем негативно. А бывают ли стрессы со знаком «плюс»?

– Любой стресс – это напряжение, которое человек испытывает в ответ на воздействие внешней среды, зачастую для него неожиданное. Но стресс – не просто душевное волнение, как стало принято считать. Не стоит полностью отождествлять его и с нервными перегрузками.

На самом деле, стресс – универсальная физиологическая реакция на очень сильные воздействия: смерть близкого человека, развод, переезд, потерю работы.

Проблемой стресса занимались многие специалисты, в том числе, канадский психолог и социолог Ганс Селье. Он утверждал, что в малых дозах стрессы даже полезны: в критических ситуациях в кровь выбрасываются гормоны и адреналин, обнаруживаются скрытые ресурсы – и физические, и психологические, усиливается умственная деятельность. В таком случае стресс становится хорошим стимулом к развитию – успешно преодолевая препятствия, мы чувствуем себя победителями, более сильными и уверенными себе, и это повышает нашу самооценку.

Но слишком частые или продолжительные по времени стрессы снижают адаптивные реакции и становятся разрушительными.

– Как распознать разрушительное воздействие стресса?

– Деструктивная схема развивается поэтапно.

Сначала человек теряет прежнюю эмоциональность, его перестают интересовать любимые занятия, все, что приносило раньше удовольствие, больше не радует. Он входит в зону повышенной тревожности. Такое состояние можно сравнить с ощущением клетки, из которой не видится выхода, словно наступил некий предел, и в жизни нет перспектив.

На самом деле, в этот момент можно и нужно что-то изменить, но для восстановления сил понадобятся решительные действия.

На втором этапе человеку труднее себя контролировать: нарастает конфликтность с окружающими, становится все равно, что думают о нем другие.

После этого наступает третья ступень, которая сопровождается психосоматическими расстройствами: особенно страдают желудочно-кишечный тракт, сердечно-сосудистая система. Притом, что у человека нет физиологических нарушений, организм разлаживается и дает функциональные сбои. Так, совершенно здоровые люди ощущают себя тяжелобольными, разбитыми, усталыми, в то время как медицинская диагностика не показывает никаких серьезных отклонений.

– Почему так происходит?

– Потому что мы тратим свою адаптационную энергию быстрее, чем производим, и вскоре может наступить нервное истощение. Кроме того, с возрастом ресурсы сопротивляемости стрессу все больше истощаются, так что пожилым людям в этом смысле гораздо труднее. Понятно, что из такого состояния в любом возрасте нужно выходить – если возможно, самостоятельно, если нет – то при помощи специалистов. А еще лучше не допускать его.

– Можно ли сказать, что та или иная ситуация, происходящая с нами, провоцирует опасный, продолжительный стресс?

– Любое событие само по себе нейтрально. Позитивным или негативным оно становится в меру того, как мы к нему относимся.

Но возьмем понятный для всех пример: ситуация потери работы.

Да, многое изменилось. В советское время наши сограждане обязаны были трудиться от звонка до звонка – независимо от желания, способностей, интересов. Нерадивого «члена трудового коллектива» брали под шефство: его уговаривали, воспитывали, при этом еще и культурно развивали. Творческих людей – «свободных художников» считали тунеядцами, забирали в милицию. При этом те, кто не любил свою работу, могли попросту просиживать на месте положенные 8 часов и получать за это зарплату. Тех, кто увлеченно занимался делом, никто не тревожил, не подгонял, не пугал увольнением. Лучшие специалисты трудились на одном предприятии по 20, 30, а то и по 40 лет.

Сейчас совсем другие реалии: работники вынуждены конкурировать, отстаивать свой профессионализм, бороться за должность, оклад, премии.

РадостьПожалуй, каждый испытывает дискомфорт, постоянно мучаясь вопросами: как выгоднее вложить свои умения и способности, как удержаться на работе, как не стать жертвой гнева руководства и интриг коллег?

Кроме того, стрессовой для всех стала и унизительная практика многоэтапных собеседований при трудоустройстве: агрессивного тестирования с использованием детекторов лжи, жестких интервью с неприятными вопросами. Понятно, что это вызывает большое нервное напряжение на длительное время.

– Как можно если не полностью снять, то хотя бы уменьшить напряжение, связанное с работой?

– В первую очередь, нормализовать нагрузку. Из всего вышесказанного о стрессе понятно, что если периоды напряжения не сменяются периодами расслабления, то расслабление «включается» автоматически – срабатывает «аварийная система безопасности». Тогда человек просто не может больше сосредотачиваться на задаче, собираться с мыслями, ему тяжело физически мобилизоваться.

Конечно, это не идет на пользу производительности его труда, его самореализации, не способствует удовлетворенности и радости от всего сделанного, а главное, ставит под удар эмоциональную сферу и здоровье.

Поэтому соотношение напряжения-расслабления необходимо скорректировать, например,

в течение рабочего дня несколько раз переключаться минут на десять. Десятиминутные перерывы на отдых, помимо обеденного, оговорены в договорах многих компаний, в том числе, и самых жестких по своей политике в отношении персонала. Краткий отдых стимулирует нейропсихические функции мозга, помогает освежать восприятие, принимать верные решения.

Мешает работе ощущение тревоги и скованности? Постарайтесь разнообразить свой отдых. Хорошо подпитывают эмоциональную сферу встречи с друзьями, с которыми нам легко забыть про схему «начальник-подчиненный» и чувствовать себя на равных. Пойдет на пользу общение с людьми не своей профессии или другой сферы деятельности: это поможет увидеть совершенно иную картину мира.

Работникам умственного труда показаны легкие физические нагрузки, но только те, которые приносят радость. Вообще лучше не ждать подарков судьбы, а самим создавать для себя приятные моменты: чаще смотреть любимые фотографии, слушать музыку, делать то, о чем давно мечтаешь и все время откладываешь.

Давайте не будем бояться спрашивать себя, зачем дорожить работой, на которой нам постоянно эмоционально некомфортно? Отвечая себе – ради семьи, ради карьеры, ради заработка, мы бываем не до конца честны сами с собой.

– Ольга Владимировна, а как же пример отцов, скажем, многодетных семейств, для которых стабильная работа – вопрос жизни? Ведь им приходится во многом жертвовать собой, и это нормально.

– Посильная жертва своим временем, усилиями во имя семьи – это одно. Но совсем другое – когда приходится то и дело поступаться более важными вещами – смыслами, духовными и душевными приоритетами, жертвовать своим внутренним миром. Такая жертва пользы не принесет. Кроме того, когда человек испытывает стресс на работе, он всегда переносит его в семью, и самая высокая зарплата до конца не восполняет эмоциональные потери.

Поэтому в тот момент, когда напряжение достигает максимальной точки, нужно остановиться и спросить себя: ради чего, во имя каких целей продолжать этот невидимый бой с самим собой? Может быть, лучше трудиться с чуть меньшим заработком и перспективами, но приходить домой радостным, довольным и умиротворенным к своим близким в любви и согласии с ними и самим собой.

И еще очень важное. В любой ситуации, которая кажется нам стрессовой, важно остерегаться ощущения, что вы – жертва обстоятельств. На самом деле, обстоятельства мы выбираем сами, и сами можем менять в своей жизни то, что нас не устраивает. В том числе, и работу, в которой не видим смысла.

Радость

Психологи рекомендуют смену деятельности и места работы раз примерно в семь лет. Но если работа по-настоящему любимая, стоит сохранять ее и дальше.

А вот свежести восприятия можно достигать, иногда меняя свои адаптационные схемы. Иногда нам так важно сделать что-нибудь неожиданное, пусть в мелочах, например, пойти домой новым маршрутом. Купить себе или близкому человеку букет цветов.

С детства нас приучали поступать так, как нужно, а не так, как нам хочется. Повзрослев, мы можем сами становиться для себя мудрыми и заботливыми родителями, чтобы разрешать себе маленькие и большие радости. И тогда мы увидим, что солнечных дней в году гораздо больше.

Беседовала Валентина Киденко

Комментировать