<span class=bg_bpub_book_author>Мария Исаева</span> <br> Раскрыть  в детях заложенное Богом  – и значит позаботиться об их будущем

Мария Исаева
 Раскрыть  в детях заложенное Богом  – и значит позаботиться об их будущем

(4 голоса5.0 из 5)

Лето – не только время школьных каникул, но и тот важный период, когда старшеклассники поступают в колледжи и вузы. Как родителям помочь своим чадам определиться с выбором профессионального будущего?

Рассказывает опытный педагог с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе и в частной гимназии, учитель-словесник Мария Исаева.

– Мария Вячеславовна, помочь взрослому ребенку найти ответ на вопрос, куда пойти учиться, готов каждый родитель. Сложности в другом: как не навязать свой выбор? Как соотнести его с волей Божией? И как при этом подходить к решению практически, ведь материальная сторона будущего детей тоже важна?

IMG 5685 -  Раскрыть  в детях заложенное Богом  – и значит позаботиться об их будущем– Совет простой – помогая сделать выбор, очень важно не давить. Не заставлять своих детей спешить выбирать, поскольку многие мамы и папы стараются не упустить драгоценное время – срочно отправить свое чадо учиться, например, потому что впереди армия.

Нет, здесь надо хорошо и взвешенно подумать. Направить бездумно – значит, заведомо причинить ребенку травму. Поэтому будем стараться чутко направлять, уловить, куда ребенку нужно идти.

Ведь дочка или сын – не родительская собственность. Не для себя рожали и воспитывали, а для Бога. И о нем, о вашем любимом чаде, есть воля Божия. Думаю, раскрыть в детях заложенное Богом – и значит позаботиться об их будущем.

– Как родители могут раскрыть, что заложено свыше? Можно ли полагаться, скажем, на популярные сегодня тесты по профориентации?

– В сети можно встретить много непрофессиональных тестовых методик, которые не дадут ясной и адекватной картины. Любые тесты, самые качественные – не всегда объективны. Мы слишком сложно устроены Господом, чтобы свести всё Им заложенное к неким числовым и словесным результатам, весьма условным.

Нет, тестироваться в старших классах на предмет будущей профессии, конечно, можно, нужно и правильно, но ждать от этого слишком много, по-моему, наивно. Хотя, вполне возможно, тесты и дадут какие-то подсказки, откроют самому ребенку его неожиданные стороны. И все же, верить им безоговорочно не стоит.

Уверена – раскрывать предрасположенность ребенка к профессии, к делу, ремеслу нужно начинать не за неделю до итоговых экзаменов или при поступлении в вуз, а чем раньше, тем лучше. Причем надо бы постараться раскрыть побольше талантов и склонностей. Ведь, чем интенсивнее вы будете учить и занимать своего малыша, тем больше сможете у него выявлять.

Не бойтесь идти путем проб и ошибок. Не стоит направлять детское внимание только в одну сторону – записали в музыкальную школу, договорились с педагогом – хочешь–не хочешь, вокалу учиться обязан. Нет, не получилось что-то одно, пробуйте другое, ищите, и однажды что-нибудь найдется, то, что ваше чадо всесторонне увлечет и заинтересует.

Но очень важный момент – ни в коем случае не включать авторитарного родителя. Деликатно наблюдать и видеть, к чему есть склонность, а, увидев это, всесторонне помочь развить и преумножить.

– А что, если ребенок не проявляет ярко выраженных дарований и склонностей, проучился в школе 10 лет середнячком, и куда ему поступать, не знает – не созрел?

– Да, бывает и так. Ребенок может в этом возрасте не сориентироваться, не понять своих устремлений. И тут наше участие должно быть тонким. Стандартный взрослый вопрос подростку или молодому человеку «Кем ты хочешь быть?», по сути, абсурден. Как и авторитарный окрик, который так часто приходится слышать от мам и пап в ситуациях, когда проявляются проблемы пубертатного возраста: «Да ты вообще-то – кто? Никто и звать тебя никем!»

И то, и другое высказывание по отношению к ребенку оскорбляет его. Ведь он же – и это Богом заложено – с самого рождения не никто, а именно «кто», он уже кто-то. Готовый человечек с набором уникальных потенций, которого Господь задумал и создал таким, которого любит и от которого чего-то ждет.

И зачем ему кем-то становиться, если он изначально кто-то есть? И даже не просто кто-то – а творение Божие, что само по себе много. Словом, постарайтесь видеть в своем ребенке личность, а не материал, из которого нужно нечто вылепить.

А практический совет, что делать в ситуации неопределенности, будет таким: выбрать то, что не вызывает у вашего чада отторжения. Причем вовсе не обязательно делать из него новомодного юриста или менеджера.

Профориентация

Лучше дать реальную и полезную востребованную профессию, которая в жизни пригодится и семье принесет пользу. Словом, гасите свои амбиции – если сын или дочка не могут выбрать, не требуйте слишком многого, не делайте из них своего образа и подобия по профессии, а также не ставьте амбициозные цели, готовя из них крутых специалистов по нанотехнологиям.

И, конечно, самое христианское решение, когда ясности нет и самим рассудить трудно – молиться о детях. Чтобы Господь направил туда, куда необходимо.

– Так значит, начинать определяться с профессией нужно рано. А когда надо остановиться – когда можно считать, что нечто важное найдено?

– Да, бывают случаи, когда мама и папа готовы закричать: «Эврика!» Пожалуй, если в ребенке вдруг проявился Моцарт или Плисецкая, все силы нужно бросить в этом направлении – такие яркие дары надо развивать рано и узконаправленно.

Но такие случаи ярко выраженной гениальности – всё же редкость. Чаще мы находим у своих детей небольшие таланты, склонности, интересы. Наверное, удачно обретя в ребенке что-то одно, не стоит на этом успокаиваться. Пусть это будет протяженный во времени многолетний творческий поиск – а для родителей, любящих свое чадо, поверьте, это очень интересный и радостный процесс.

Ребенку надо успеть многое рассказать – показать ему разнообразие мира, а значит, постоянно приобщать его к культуре в самых разных проявлениях, будь то архитектура, театр, прикладное мастерство. Благодаря такому развивающему подходу ему будет проще себя найти.

Девочка в музее

У меня есть знакомая многодетная семья, где дети воспитываются в атмосфере творческой свободы – они одновременно учатся в общеобразовательной, в музыкальной школах, посещают школу воскресную, активно участвуют в конкурсах и олимпиадах, при этом успевают бывать на выставках и других культурных мероприятиях. Это живые, раскованные, любопытные до всего ребята, и думаю, за них можно не волноваться – придет время, они легко профессионально определятся.

– Помогая детям в выборе профессии, многие родители зачастую боятся ошибиться или испытывают страх, что дети могут сделать ошибку в выборе, и тогда – вся жизнь под откос. Верны ли эти опасения, и если нет, что им противопоставить?

– Наверное, путь проб и ошибок – это единственно возможный человеческий путь, поэтому бояться нечего, решили – надо пробовать. И помнить о том, что нет ничего категорически предопределенного.

Богом заложено в человеке многое, Он даёт нам свободу выбора и множество вариантов пути – и нельзя загонять кого-либо в узкие рамки одной профессии

Скажем, в эпоху Возрождения была целая плеяда талантливых личностей, проявивших себя одновременно в совершенно разных областях деятельности – в науке, в медицине, в искусстве. Свои примеры нам ярко представило и 18 столетие в России – на ум приходит академик Ломоносов, достигший вершин в словесности и изобразительном искусстве, в науках и ремеслах.

Увы, в наши дни профессии идут по пути все более узкой специализации, и, пожалуй, это в какой-то степени мешает сегодняшним выпускникам разносторонне раскрыть свои дарования. Но даже это не лишает их возможности выбора.

– Некоторые мамы и папы при выборе профессии делают акцент на материальной составляющей. Они задаются вопросом, сможет ли профессия ребенка «прокормить», дать ему стабильный доход.

Как известно, по этому принципу в соответствии с родительской волей в советское время многие лирики становились физиками – скажем, инженерами, строителями, и так далее. Работали всю жизнь по инерции… А как такая тенденция отражается на детях сегодня?

– Да, такое явление есть. Сказали мама и папа: «Иди на экономиста», и послушный ребенок идет, а сам, скажем, мечтает картины писать… От советских стереотипов надо избавляться. Как не принято говорить о благах и плюсах того времени, давайте смотреть правде в глаза: отношение к человеку было именно прагматическим, лишенным любви – то есть не как к личности, Богом сотворенной, а как к винтику в государственной системе.

В СССР как судили о человеке? Вот именно, по профессии. Вопрос «Кто ты?» предполагал ответ – токарь, шлифовщик, строитель, учитель. Но никак не развернутый ответ на тему, что тебе близко, интересно, каков твой внутренний мир.

Христианское отношение к человеку – иное. Каждый – уникальное и любимое дитя Бога, поэтому не равноценен своей профессии, статусу, достатку. Потому и профессия, собственно говоря – это вовсе не цель и не дело жизни.

Думаю, важно выбирать дело по душе в соответствии со склонностями. Дело, которое ты делаешь, обязательно должно приносить радость. И, как ни парадоксально это звучит – это и есть самый практический подход. Тот, кто занимается не своим делом, редко бывает успешен.

Тот, кто любит свою работу, выполняет ее качественно, благодаря чему достигает определенных высот, а значит, может обеспечить себя и свою семью.

Помните историю ветхозаветного Иосифа, проданного братьями в Египет? Представьте себе его реалии, его, так сказать, стартовые условия: человек оказался без гроша за душой, в рабстве, в чужой стране, никакой родительской помощи и протекции. И что же? Вскоре с помощью Господа он делает стремительную карьеру, поскольку свою работу выполняет с удовольствием, с душой. Во славу Божию.

– Да, с этим нельзя не согласиться. И все же, должны родители посмотреть рейтинг профессий, прежде чем что-то советовать ребенку? Подумать, сможет ли он реализовать себя в своем городе?

– Конечно, такие практические шаги не помешают. Возможно, вашему сыну или дочке совсем не обязательно поступать в вуз, достаточно колледжа, техникума, профлицея. Я вовсе не занижаю планку, просто надо исходить из возможностей ребенка и потребностей рынка труда.

Как часто мы упорно готовим своих чад к поступлению, тратим немало средств, сил и времени на репетиторов, доводим детей до нервных срывов, приучая к конкуренции, выживанию, умению расталкивать плечами себе подобных. Остановитесь, задумайтесь – ведь это совсем не христианский подход.

Кстати, о рейтинге профессий. В течение десятилетия он почти не меняется – он показывает, что всегда востребованы самые простые профессии – повар, парикмахер, воспитатель, медработник, пекарь. И во всем этом можно обрести себя, достичь высот.

Сколько историй на слуху: бывшие шоумены и бизнесмены открывают кафе, пекаренки – стараются хорошо встретить и накормить людей, поделиться теплотой. В такие пекарни и кафе посетители идут с удовольствием, чувствуя, что за уютом и вкуснотой – любовь.

Мы же почему-то предпочитаем превратить детей в «белые воротнички» – в безликий офисный планктон, как в популярной песенке – «Тебе повезло – ты не такой как все, ты работаешь в офисе». Хотя какое тут везение? По сути, офисный работник – это такой же гоголевский чиновник, персонаж Достоевского – маленький человек, который «переписывает» документы – то есть осуществляет документооборот крупных компаний.

Школьницы в форме

Может ли человек реализовать себя на этом поприще, почувствовать удовлетворенность трудом? Скорее всего, нет. А возможно, да – если есть добрые цели: хорошо выполнять свою работу, содержать семью, приносить кому-то пользу.

– А что делать родителям, если ребенок вдруг заявляет: хочу идти по духовному пути? Предостерегать или, наоборот, всячески поощрять, во всем поддерживать?

– Нет, думаю, вдруг такое заявление не делается. Как правило, пойти по духовному пути решают дети из церковных семей, дети священников, для которых такой выбор естественен и органичен и проистекает из опыта.

Но если это произошло неожиданно, скажем, подросток или молодой человек независимо ни от кого пришел к вере и на это решился… То, скорее всего, это решение и есть его взвешенная позиция, его исповедание веры. Конечно, все это требует размышления, но прислушаться к желанию своего чада необходимо.

– А вдруг это просто юношеский максимализм, дань романтизму возраста – может быть, сын начитался книжек, посмотрел фильм о «крутом» и добром батюшке, скажем, «Иерей-сан», и тоже решил поиграть в героя?

– Принимая такое ответственное решение, в любом случае надо посоветоваться с духовником. Общаясь с ректором одной из семинарий, я задала ему похожий вопрос и получила неожиданный ответ. «Что делать, если юноша сразу после школы собирается стать священником, и у него нет пока что никакого опыта, ни личного, ни духовного ?» – спросила я.

«Согласиться с ним, ведь в этом решении для него и для окружающих есть плюсы», – ответил он. – «Бывает хорошо, когда юноша не познал отрицательных сторон жизни, не приобрел тяжелый опыт греха, падения, покаяния и всем сердцем в своей чистоте и цельности стремится к священству. Такой путь тоже возможен, и такое духовенство необходимо Церкви. А опыт со временем придёт».

А что насчет юного возраста «духовных» абитуриентов, то Господь может призвать к служению в любое время, и тут важно вовремя откликнуться – не упустить момент. Тогда за откликом последует такая поддержка, что мы сами будем удивлены.

– А вдруг всё-таки ошибка? Священство – это серьёзно. Это всё же не профессия, а предназначение, служение. Есть истории, когда молодые священники уходят из Церкви.

– На самом деле не так их много, таких историй. И, наверное, это правильнее и честнее – уходить, чем оставаться и продолжать чем-то заниматься дальше, когда чувствуешь внутреннее несоответствие тому, что ты делаешь.

Но все-таки не бойтесь за детей – на первом курсе семинарии обычно становится понятно, верно ли выбрано направление, есть ли намерение посвятить служению жизнь. Ничего не поздно – можно всё поменять. С первого курса семинаристы иногда переводятся в другие учебные заведения, и это нормальная практика. Впрочем, ведь так бывает не только в духовных учебных заведениях – в любом вузе, колледже, техникуме.

Конечно, испытать свое чадо в твердости и серьезности его намерений не помешает.

Мама одного знакомого молодого человека, который день за днем грезил и говорил только о монашестве, отправила его пожить в отдаленный восстанавливающийся монастырь с суровым бытом. В обители пришлось рано вставать, много и не очень приятно работать, слушаться незнакомых взрослых, и – никакого телевизора и интернета.

Через три дня он пешком и на попутках вернулся домой и больше не помышлял о монашестве. Так обнаружилось, что его желание – не призыв Божий, а детский каприз.

– Мария Вячеславовна, как Вы посоветуете нашим читателям вести себя в период поступления, профессионального самоопределения детей?

– Мудро, спокойно, со смирением перед волей Божией и с любопытством перед открывающимися возможностями.

Наверное, главный мой вывод будет таким – поиск себя может продолжаться много лет, и это нормально. Раньше профессию выбирали раз и навсегда, а работать на одном месте всю жизнь считалось правильным и престижным.

Да, есть особые сферы деятельности – врач, учитель, священник, то, что определяется словом «служение», а в остальном работа – это просто работа, которую однажды можно поменять.

Сейчас в течение жизни многим приходится менять сферу деятельности, и это нормально, это принято. Существует много вузов, курсов, человек в любом возрасте может продолжать учебу и саморазвитие, заниматься дальнейшим самоопределением. Словом, не стоит верить в некую фатальность своего выбора – мол, ошибся и жизнь кончилась, сломалась, не удалась. Нет, значит, просто я буду думать и выбирать дальше.

И еще, как мне кажется, важная мысль. Работа – поиск не только себя, но и Бога, ещё одна встреча с Ним, в которой проступает раскрытие Его Замысла. Господь ведет к Себе человека самыми разными путями, причудливыми и неисповедимыми. И главное, чему мы можем научить наших детей – это довериться и отдаться этому ведению.

Беседовала Валентина Киденко

Фото из архива М. Исаевой и из открытых источников

Комментировать