Пустословие  и  доброе христианское общение: в чём разница?

Пустословие  и  доброе христианское общение: в чём разница?

(6 голосов5.0 из 5)

Все мы время от времени испытываем потребность выговориться. Хорошо это или плохо?  Не впадём ли мы в грех пустословия, желая высказаться сами и проявляя чуткость  к проблемам ближнего? Можно ли проговорить весь день, но сердцем оставаться в молчании?

Этими и другими важными духовными вопросами задаётся архимандрит Савва (Мажуко), размышляя на тему многословия и пустословия в эфире передачи на канале Гомельского Свято-Никольского  мужского монастыря.

И вот что говорит отец Савва:

«В моём пионерском детстве один из любимых фильмов, который мы все обсуждали, назывался «Свадьба в Малиновке».

Классический персонаж этой картины – Трындычиха.

«Трындчиху не перетрындычить, не перевытрындычить», – я сейчас даже не могу точно воспроизвести эти  слова скороговорки.

В драматургии, в литературе, в кино очень часто встречается персонаж болтливой женщины.

Это настолько интересно и универсально, что фактически в любой литературной традиции вы найдёте образ такой женщины, которая переносит сплетни или очень много говорит: шумная, эмоциональная, настоящий фонтан слов.

two women 55 years old stand against background wooden wall look each other - Пустословие  и  доброе христианское общение: в чём разница?

И для нас этот образ является не только некоторым милым воплощением тех встреч или наблюдений в нашей обычной жизни, но ещё и духовной проблемой. Почему?

Потому что в аскетической литературе неоднократно описывается, обличается, или же каким-то образом исследуется грех, который называется длинным словом «пустословие».

Вот, казалось бы, для пустословия, для такого греха многоречия, что ли, или многословия, можно было найти слово покороче. Но мы не нашли. Поэтому мы пользуемся этим словом.

Почему мы вообще говорим о некой проблеме? Ну, висит человек на телефоне два часа и рассказывает о том, какие акции в соседнем магазине – что тут такого?

Для христианина проблема в том, что есть определённые задания, стандарт, которому он должен соответствовать, и когда ты в  него как-то не втискиваешься, не можешь на него равняться, ты испытываешь внутренний дискомфорт.

С одной стороны, ты видишь заповедь о том, что нужно молчать побольше – некоторые упрощают и говорят: «Молчи! Просто молчи и всё, меньше говори!»

С другой стороны, ты видишь детей, родителей, родственников, подруг, друзей и сотрудников, с которыми как-то нужно ладить. А чтобы ладить с людьми, с ними нужно разговаривать, общаться.

Так может быть, это общение и есть пустословие? Вот здесь мы вступаем на скользкий путь заблуждений, потому что отождествлять вежливую речь – то, что англичане называют «small talk»(смол-ток), то есть культурную, привитую воспитанием способность поддерживать разговор, – отождествлять этот смол-ток с пустословием – большая ошибка.

Это большая ошибка, потому что для святых отцов, которые описывали страсть пустословия, это был технический термин, вернее,  понятие со своим конкретным объёмом.

То есть это некоторый греховный навык, который нужно держать в узде именно потому, что он приводит к расстройству.

Пустословие опасно или греховно не само по себе, а потому что способствует расколу между людьми. 

Например, вы перенесли чью-то новость, из-за этого поругалась ваша подруга с мужем – вот в чём опасность пустословия, а не в том, что вы много говорили.

В древнем Патерике есть такое известное выражение: «некоторые люди целый день говорят, но на самом деле целые сутки они в своём сердце провели в молчании».

То есть количество слов не тождественно объёму понятия пустословия. Пустословие – это то, что ведёт к распре между людьми.

Если вы потратили 120 тысяч слов за час, чтобы примирить близких, это уже не пустословие.

То есть мы, исследуя это понятие, смотрим на цель, которую преследовали святые отцы, говоря о вреде или же описывая это особое состояние.

Дело в том, что мы сейчас знаем о человеческой эмоциональной жизни гораздо больше, чем знали наши античные или средневековые отцы. Это совершенно нормально.

Преподобный Максим Грек в одном из своих трактатов пишет, что о страусах известно следующее: чтобы вылупился птенец из яйца, страус должен сесть напротив яйца и пристально на него смотреть.

ostrich chick front white background - Пустословие  и  доброе христианское общение: в чём разница?

Мы сейчас с вами понимаем, что это совсем не так. Но выученный в средневековом училище Максим Грек принял те естественнонаучные взгляды и знания, которые тогда были в ходу.

Сейчас мы знаем, что женщина (не люблю это слово, но его произнесу) – среднестатистическая женщина в день произносит 27 тысяч слов. Это пустословие или многословие?

А мужчина произносит гораздо меньше, то есть на порядок меньше, и ему не нужно много говорить, он как-то не испытывает в этом нужды.

Исследователи говорят, что это естественная потребность. И, кроме того, предупреждают, что женщина не просто может говорить в сутки 27 тысяч слов – она должна произнести эти слова, говорят умные психологи, которые десятилетиями работают со своими пациентами. Подумайте над этой фразой – что значит «должна»?

Есть какая-то модальность, требования, которые предписывают говорить. Оказывается, так устроена женская психика, что если женщина не выговорится, возможны мировые скорби, то есть всё пойдет прахом. Ей нужно выговориться.

Кстати, это касается не только женщин. И у некоторых мужчин, и у детей бывает такая внутренняя эмоциональная конституция. Так устроен человек – ему нужно выговориться.

Один мудрый врач, который много десятилетий работал со своими больными и много наблюдал, оставил интересное замечание по поводу этих наблюдений. Он говорил, что если к вам пришел пациент, если есть возможность, приём пациента должен длиться не меньше семи минут. Не меньше семи минут – почему? За это время пациент успевает выговориться таким образом, что ему сразу становится легче.

Оказывается, есть какой-то эмоциональный нагар, эмоциональная накипь, которые мы снимаем только в слове. И при этом – ещё раз подчеркну, – не нужно отождествлять это с пустословием.

Пустословие – это речь, которая в результате приводит к горю, умножает количество боли в мире. Если вы речью поддерживаете разговор или облегчаете душу, это уже не пустословие, и этого не надо бояться. Вот что нужно помнить.

То есть человек выговорился, и ему сразу полегчало. И я неоднократно замечал в разговоре, например, со своей мамой, что когда она начинает что-то говорить и жаловаться – на жизнь, на маленькую пенсию, или на другие какие-то проблемы, – первое время раньше, ещё в юности, я пытался тут же на каждый аргумент привести какое-то утешение, как-то её поддержать.

С возрастом я понял, что иногда нужно просто внимательно выслушать человека, дать ему выговориться – и  он  сам находит те точки, на которые можно опереться, находит, чем утешиться, чтобы успокоиться, всё принять. Он просто выговаривается.

И, может быть, этот же самый механизм присутствует и в наших исповедях. Кстати, именно поэтому исповеди довольно часто превращаются вместо врачевания в настоящее пустословие.

Мы привязали причастие к исповеди, и сейчас, чтобы человеку причаститься, ему обязательно нужно пойти на исповедь.

А говорить особенно, например, нечего. И вместо того, чтобы действительно выговориться, человек имитирует разговор, потому что грехов как-то не успел совершить (да и не хотелось), но для приличия нужно что-то говорить.

Так вот, это имитация, на самом деле, на грани профанации. И именно поэтому в греческой Церкви пошли другим путём и уже давно развели исповедь и причастие.

И чтобы исповедоваться, пережить это как событие, человек, например, раз в полгода или в год или чаще, в месяц – по разному бывает, – едет к своему духовнику, спокойно, неторопливо вдумчиво (не меньше семи минут!) исповедуется, выговаривается, и молитвенно просит у Господа прощения за свои грехи.

И это отделено от Таинства Причастия, что как раз убирает ненужную суету и то самое пустословие, которое часто приводит к замешательству, к смятению.

Потому что вот эта необходимость говорить человека очень сильно напрягает и нервирует. И может быть, мы со временем тоже пойдём этим путём, хотя  и русская традиция освящена своим столетним опытом. Видимо, каждая община должна идти своим путём.

И самое главное: не путайте, друзья мои, пустословие с потребностью выговориться и необходимостью – особенно для взрослого, воспитанного, культурного человека ладить с людьми, что невозможно без поставленного навыка общения.

Видео-версия передачи на канале Гомельского Свято-Никольского  мужского монастыря

Соб. инф.

Комментировать

1 Комментарий

  • Сенполия, 25.07.2020

    Думаю, отделять исповедь от Причастия у нас рановато. И без того часто можно наблюдать, как случайно зашедшие в храм люди вклиниваются в очередь причащающихся, не понимая, что происходит, и КАК к этому нужно готовиться. Если же реформировать и саму подготовку ко Причастию, боюсь, создастся прецедент для раскола. Так что пока лучше не трогать то, что освящено веками, в самом деле. Спасибо за статью.

    Ответить »