Прот. А. Ткачёв о посте: «На Страшном Суде Господь покажет на балерину»

Прот. А. Ткачёв о посте: «На Страшном Суде Господь покажет на балерину»

Продолжается Великий пост, а вместе с ним – родительские недоумения: надо ли «постить» детей, как, с какого возраста, насколько строго? Как показать пример поста, когда мы – те еще «великие постники» и позволяем себе послабления?

Детям поститься необходимо, подражая родителям, и это главное. Важно нарабатывать навык, формировать привычку. В какой мере и по каким принципам выстраивать детский пост, это детали, которые во многом определяют приходской священник и родители ребенка.

Тем мамам и папам, для кого вопросы о собственном посте ещё до конца не разрешены, отвечает проповедник, автор книг, блогер протоиерей Андрей Ткачев. Это по-ткачёвски прямолинейное, точное и эмоциональное высказывание мы нашли на его интернет-канале. «На Страшном Суде Господь Бог Иисус Христос покажет тебе на балерину…» – озаглавлена короткая статья отца Андрея. Интересно, почему? Слово священнику.

Радость – в перемене жизни

«…Великий Пост пройдет очень быстро. Пролетит – и будет Пасха Святая. И будет очень жалко человеку, опять, в очередной раз толком и не попостившемуся. Или из-за суеты, или из жалости к себе многие не постятся.

Я не знаю, с каким чувством люди едят пасхальное яйцо, «крашенки» эти, если они весь пост себе в яичнице не отказывали.

Какой смысл тогда в этих колбасах, в этих сырах, яйцах, если человек как ел скоромное, так и ел? Какая в этом радость? Радость заключается именно в перемене жизни. Умение, так сказать, «трудиться и отдыхать», умение «напрячься и расслабиться», – оно делает человека умным.

Человек обязательно должен различать несколько понятий. Надо понимать, что – Небесное, а что – земное. Что – святое, а что – грешное. Что – праздничное, а что – будничное.

Если человек в одной и той же одежде ходит, например, и к детям на свадьбу и на огород (копать грядки), то это какой-то глупый человек. Он не понимает разницы между тем и тем.

И если человек не понимает разницы между постом и праздником, не понимает разницы между святым и грешным, то, как мудрецы говорят, что это уже «не очень даже человек».

Вот так же и пост святой, он обязательно нужен – для того, чтобы почувствовать вкус простой пищи. Как говорили древние: «Если хочет есть человек – дайте ему хлеба!» Могут сказать: «Он хлеб не хочет!» – Значит, он и есть не хочет!

В пост можно ощутить вкус воды и хлеба

В посту нужно вкус простой воды человеку ощутить. И вкус простой пищи.

Понимаете? Кто из вас просто хлеб ест, чтобы голод утолить? – Никто. Даже самый бедный человек сегодня не ест просто хлеб для того, чтобы голод утолить. Он этот хлеб чем-то намажет, что-то на него сверху положит, что-то с чем-то добавит, понимаешь.

И вот, хотя бы в пост, нужно попробовать вернуть себе вкус простой пищи: простого хлеба, простой воды. Не «Спрайта», не «Колы», а – простой воды!

И, конечно, запретить человеку есть то, что не нужно есть в посту. Хотя бы ради того, чтобы на Пасху порадоваться. Иначе нет радости у людей в жизни. Понимаете? Ну – нет радости!

Нет поста, нет воздержания, нет молитвы, нет какой-то строгости к себе. Поэтому – радости нет. Поэтому все печальные.

Кто сильнее постится, чем мы? Сильней монахов постятся балерины (чтоб вы знали!) Им нельзя съесть вообще ничего. Они худые как стиральные доски, в них по сорок килограмм веса до старости, и они кусочек жареной картошки съесть не могут.

Ради Христа? – Не ради Христа. А для чего? – А чтоб на сцене прыгать как можно дольше.

Вот!!! А мы ради Господа Иисуса Христа не можем себе отказать в «какой-то там еде». Вот непонятно это.

Когда будет Страшный Суд, ты скажешь: «Я не мог поститься! У меня работа (всякое – то да се: – я не привык, – я не люблю, – и вообще меня тошнит, и голова кружится, когда я не поем с утра)».

И Господь будет даже не на преподобного Серафима показывать, не на какого-то там святого, мученика. Да зачем?

Он тебе на балерину покажет: «Вот эта «тетка» вообще всю жизнь ничего не ела. Для того чтобы по сцене прыгать. А ты ради Меня не мог воздерживаться».

Кто-то ради спортивных целей совершает великие над собой труды. Кто-то просто чтобы похудеть садится на какие-то жуткие диеты и сбрасывает с себя за месяц-за два по тридцать-сорок килограмм.

А христианин ради любимого Христа (Которого он должен, в принципе, любить, Которому он должен служить) не может каких-то мелочей сделать. Постоять на молитве – ему «тяжело». Почитать что-нибудь – у него «внимание рассеивается».Что-нибудь не поесть – уже «трудно».

«Ах! Как? Целых семь недель! Целых сорок девять дней! Это длинно! Это тяжело!»Чепуха какая! Да? Поэтому надо серьезней в этом отношении быть к себе, и Великий пост не пропустить. Будьте серьезными, будьте внимательными, и внутри себя совершайте труд.

Пост – это внутренний труд. Евангелие нам запрещает поститься наружу, напоказ. Евангелие Христово говорит нам, чтобы мы «Умыли свое лицо, помазали голову» (Мф.6,17), то есть проявили некие внешние признаки радости.

Чтобы ты не помрачал лицо свое как лицемер, не наводил на себя постную физиономию, чтобы все издалека видели, что ты – постящийся человек. Таким людям Господь говорит, что «они уже получают свою награду» (Мф.6,16). То есть – награды больше не будет. А ты постись Богу в тайне. Богу, который «видит тайное и воздаст тебе явно» (Мф.6,18).

Канал в Интернете «Андрей Ткачев»

Комментировать