Пост и золотой ключик Рождества

Пост и золотой ключик Рождества

Как провести с пользой Рождественский пост? О чём стоит задуматься христианам помимо постного меню? Как подготовить свою душу к встрече с Рождеством Христовым, к символической встрече с Богомладенцем, и не пройти мимо праздника?

В статье «Как не прозевать Рождественский пост?» об этом размышляет одна из авторов православного журнала «Фома» Марина Борисова.

«Я очень люблю Рождество. Хотя сегодня оно очень напоминает Новый год моего детства.

Народная память перенесла на него весь традиционный эмоциональный заряд запрещенного советской властью Рождества – то же растущее ожидание, долгая предпраздничная суета, елка, «Щелкунчик»…

И главное, всепоглощающее ожидание Чуда. С большой буквы.

Вот сейчас, как в сказке, пробьют куранты, и начнется какая-то другая, настоящая, удивительная жизнь, откроется волшебная дверь в иной, блистающий мир.

Мальчик в красной шапке

И для большинства людей в этом смысле мало что изменилось. Все эти эмоции и сегодня больше относятся к Новому году, а не к Рождеству. Потому и повторяются из года в год так волнующие многих вопросы: а как же быть нам, православным – у всех Новый год, а у нас сугубый пост?

Лично для меня «кризис Нового года» начался с песни Окуджавы «Прощание с новогодней елкой». С ее трагическим финалом:

Но начинается вновь суета.
Время по-своему судит.

И в суете тебя сняли с креста,
И воскресенья не будет.

И пронзительным последним образом:

Ель, моя ель! Словно Спас на крови
Твой силуэт отдаленный,

будто бы след удивленной любви,
вспыхнувшей, неутоленной.

В этих словах, по крайней мере, для меня, ключ к парадоксу Рождества.

Ведь, если разобраться, что, собственно, мы празднуем? Ну ладно, когда мы в роддоме встречаем цветами маму с новорожденным, мы радуемся его приходу из небытия в бытие.

Но тут Младенец, который и есть сама жизнь, рождается… в смерть. А перед ней – мы знаем – будет непонимание окружающих, отверженность, предательство ближних, публичное поругание и богооставленность.

Да и как Он приходит в мир? Родителей, затерявшихся в толпе «мигрантов»-чужаков, никто в Вифлееме не желает пускать на порог. В эту святую ночь их удел, по словам митрополита Сурожского Антония, «одиночество – страшное, жгучее, убийственное одиночество, которое снедает сердца стольких людей».

По-моему, чтобы понять смысл Рождественского поста, нужно просто осознать трагедию самого события Рождества. Ведь что происходит?

Безгрешному Младенцу прививается мой грех, чтобы Он выработал в Себе антивирус, который потом поможет мне излечиться, даст шанс избежать смерти.

И мне Его не жалко? Мне не страшно от мысли, что по моей вине Он будет страдать, болея моими болезнями? Не хочется плакать и каяться, постараться избыть хоть часть этой заразы, чтобы она не досталась Ему?

Что делать, такие уж мы толстокожие – только потрясение способно выбить в нас искру любви и раскаяния (Евангелие, если читать его внимательно, применяя к себе, таит много таких потрясений). И если это происходит, наша излюбленная тема «вкусной и здоровой постной пищи» как-то даже не приходит в голову.

Она занята другим: как подготовить свою душу, свое сердце к встрече, как сделать там предпраздничную уборку, чтобы, когда взойдет Вифлеемская звезда, крикнуть Святому Семейству: идите сюда, ко мне, я давно вас жду!

И тогда кипящая вокруг новогодняя кутерьма перестанет быть помехой и проблемой. Ведь наводить порядок в душе не обязательно, посыпая голову пеплом. Деятельная любовь к ближним работает ничуть не хуже. Особенно, если удается при этом не забыть о своей главной цели и идти от смысла события – к быту. А не наоборот.

…И когда это удается, оживает то, забытое, детское ожидание Чуда. И оно происходит. Рождество – как сказочный золотой ключик – открывает заветную дверь, за которой дорога, путь, ведущий к забрезжившей на горизонте Пасхе.

Там, впереди, Воскресение, и оно, опровергая балладу Окуджавы, будет. И это делает Рождество таким безусловным, таким вселенским праздником, впускающим нас в действительно блистающий, хоть и трагически труднодостижимый для нас мир, где нет и не может быть неутоленной любви.

Сайт православного журнала «Фома»

Комментировать