Почему важно защитить детей от вредоносного софта? Отвечает Игорь Ашманов

Почему важно защитить детей от вредоносного софта? Отвечает Игорь Ашманов

Всемирная сеть, «воронки вовлечения», «крючки»… Профессиональный сленг компьютерщиков рисует реальность, чем-то похожую на ад в «Божественной комедии» Данте. И в этот мир обманным путем вовлекаются наши дети.

Спроси любого школьника, чем он занимается на досуге, и он молча покажет взглядом на телефон. Вся его жизнь давно проходит там. Мир реальных игр и забав, общения со сверстниками интересует детей всё меньше. Ничто не увлекает их так, как виртуальная реальность.

Почему миллионы детей в стране подсели на сетевые игры и не могут избавиться от зависимости? Что делать, или мы, взрослые, уже бессильны ей противостоять? Эти и другие родительские вопросы пока остаются не отвеченными – риторическими.

Мальчик надел vr очки

А вот весьма полезную информацию о причине цифровой зависимости можно найти в докладе президента АО «Крибрум», кандидата технических наук Игоря Ашманова.

Круглый стол на тему «Защита детей от интернет-контента, наносящего вред их психическому, физическому, духовному и нравственному здоровью» состоялся в Общественной палате РФ на платформе Zoom в июне 2021 года. Слово Игорю Ашманову.

«Добрый день, как профессиональный разработчик программного обеспечения (ведь я этим занимаюсь 35 лет) хочу сказать про такой важный аспект.

Надо понимать, что неполезное для здоровья железо оживляется всяким программным обеспечением – софтом. Этот софт на самом деле создается профессионалами вовсе не для того, чтобы доставить ученику или пользователю какую-то полезную функцию.

Полезная функция, конечно, часто доставляется, но в сам программный продукт совершенно сознательно вшиваются так называемые «крючки», которые вызывают цифровую зависимость от этого продукта и повышают время экспозиции экрана, то есть повышают время использования приложения, платформы, устройства и так далее.

Это не конспирология, это абсолютно известная вещь, есть довольно много исследований об этом, как независимых, со стороны, так и собственно инструкций, которые, вообще говоря, цифровые гиганты издают для своих сотрудников, разрабатывающих игры, приложения и так далее.

И есть рекомендации, как повысить экспозицию экрана; как создать сервис к самопроизвольным возвращением к нему пользователя.

Это на самом деле святой Грааль для продавца программного обеспечения, когда ты ничего не рекламируешь дополнительно, а пользователь сам привыкает и начинает все время сам пользоваться.

И там придумано очень много всего за последние двадцать-тридцать лет, особенно в последнее время с социальными сетями. Но есть совсем простые примеры, которые мы все видим, это на поверхности, и если просто очистить мозг и посмотреть на то, что у вас на смартфонах, вы это увидите.

Например, придумана такая вещь, как бесконечная лента с подгрузкой снизу. То есть вам что-то показывают – неважно, новости, ролики и так далее, и вы можете листать, и она никогда не останавливается. Это в десятки раз повышает время работы в этом приложении, в этой социальной сети и так далее.

Есть маленькие «крючки» в смысле вознаграждения за небольшие события. Например, это вызывает постоянное ожидание сообщений, и вознаграждают ожидание ваше тем, что сообщение все-таки приходит, это такая маленькая дофаминовая петля.

То есть все это встроено совершенно сознательно. И это не то что просто детям вреден компьютер – он излучает, портит зрение или планшет, там гораздо более вредное само программное обеспечение.

Это делается сознательно, и надо понимать, что, втягивая детей в эту среду, мы повышаем их экспозицию вот этим, вообще-то говоря, злонамеренным намерением разработчиков.

А у нас ведь неспроста дети ограничены в правах. Им нельзя алкоголь, им нельзя водить машину, они не в состоянии осуществлять самоконтроль до определенного возраста. На этом играют вот эти создатели программного обеспечения.

Программное обеспечение с этими «крючками вовлечения» особенно опасно для детей. Это надо понимать, поэтому любое бездумное и вовлечение детей в цифровую среду приводит к возникновению цифровой зависимости.

По-моему, сейчас ВОЗ еще не признала цифровую зависимость заболеванием, а вот игровую зависимость, например, уже признала. Но я думаю, что нам не надо дожидаться ВОЗ, мы все понимаем, что цифровая зависимость – это реальность, это конкретная реальность, которую мы можем видеть в своих семьях.

И второе. Надо понимать – это я уже скажу как разработчик конкретной программы поиска нехорошего контента в социальных сетях – ну, наверное, самой мощной в нашей стране, – мы вместе с администрацией президента изучаем и школьных расстрельщиков, скулшутеров, и суицидные группы, и ауешников, и так далее.

Надо опять же понимать, что эта среда не нейтральна, там оперируют злонамеренные операторы. Скажем, ауто-деструктивные движения. Если вы посмотрите на лексику, то они же пишут там русскими буквами «селфхарм» – а почему они так пишут?

Им не хватает ума перевести на русский, нормально подобрать название. А зачем? Это готовая франшиза, то есть и вовлечение в колумбайнерские группы, и вовлечение в суицидные группы, в группы ауто-деструктивные, происходит очень простым способом: переводом грубым, или просто созданием кальки кириллицей, то есть целиком прямым переносом, параллельным из западной среды.

То есть это не просто оператор, это операторы в основном активные, злонамеренные с Запада. Так же как у нас так внедряются вот эти образовательные стандарты, по сути, или ГОСТы на безопасность техники, точно так же это просто оттуда переносится.

То есть, надо понимать, что мы, цифровизуя детей, заталкиваем их в среду, где их уже ожидают хищники, причем по большей части не наши, или наши, но по сути рекрутированные теми внешними хищниками, которые у них всю эту «воронку вовлечения», которую здесь рисовали, просто целиком взяли как технологию.

И это я говорю о том, что, по сути, вовлекать детей в цифровую среду, просто повышая – а у нас же есть движение просто за повышение этих норм экспозиции экрана и так далее, не разбираясь, что там происходит – это значит просто отдавать детей на растерзание вот этим активным операторам, как создателям программного обеспечения, так и создателям этих «воронок вовлечения».

Это мнение специалиста опубликовано на интернет-канале памяти прот. Димитрия Смирнова. Множество православных верующих уже познакомились с ним. Сделает ли знание проблемы нас сильнее? Убережет ли детей? Как говорится, комментарии излишни.

Соб. инф.
Видеоверсия цитаты

Комментировать

1 Комментарий

  • Алексей, 07.12.2021

    Золотые слова — но в пустоту. Глас вопиющего в пустыне. А потом жалуемся на свою нелегкую участь. Сам работаю в сфере VR — через лет 10 нас захлестнет волна взращенных темной стороной высоких технологий.

    Ответить »