<span class=bg_bpub_book_author>протодиакон Иоанн Диденко</span> <br>Отпуск и досуг православного христианина

протодиакон Иоанн Диденко
Отпуск и досуг православного христианина

(5 голосов4.6 из 5)

Разгар лета, и, хотя пандемия внесла коррективы в планы на отдых, многие семьи не отказываются от мысли выехать на природу. Как отдохнуть с детьми с пользой для тела, души и духа и при этом сохранить верность христианским принципам?

Этой теме посвящён один из выпусков передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”. Ведущий Михаил Проходцев беседует в студии с клириком Александро-Невской лавры протодиаконом Иоанном Диденко.

– Лето – пора отпусков, казалось бы, время для отдыха, насыщения солнцем, но в это время идут посты… Как быть православному христианину? Можно ли позволить себе расслабиться?

didenko ioann - Отпуск и досуг православного христианина– Да, отпуск – особенное время в жизни каждого человека, и не только христианина. Отпуск – то время, когда мы отдыхаем от повседневности, когда переключаемся на что-то другое.

Если мы идём к врачу с какими-то заболеваниями, очень многие умные врачи вначале говорят: «Пойди отдохни, а потом приходи – и будем говорить о твоих болезнях.

Потому что самочувствие зависит от того, насколько качественно мы отдыхаем. Поэтому период отпуска очень важен для каждого, в том числе и для христианина.

У каждого из нас свой темперамент и характер, и в соответствии с ними нужно выбирать отдых.

Для одного очень важно уединение, важно уйти в какие-нибудь безлюдные места, оставив дома телефон, с минимумом продуктов; другому нужно поехать в монастырь и побыть на послушании; третьему нужна какая-то активность, он должен общаться с людьми, быть с друзьями или еще с кем-то, и тогда он отдыхает; четвертому обязательно надо смотреть другие страны, архитектуру; пятому нужно купаться в море; шестому надо идти в горы и преодолевать себя.

Все мы разные, каждому из нас нужен свой отдых, и мы должны знать, какой отдых больше всего приведёт нас в чувство. Как сказал один из иерархов Церкви, отдых для священнослужителей, да и для каждого мирянина – это перемена деятельности.

Неправильно, когда на отдыхе мы меняем не просто своё времяпрепровождение, а меняем свою внутреннюю сущность.

22 - Отпуск и досуг православного христианина

В Вашем вопросе скрывалась интересная мысль, что в отпуске мы другие и можем делать то, что обычно не делаем. Здесь очень важный момент, потому что мы живём телесной, душевной, духовной жизнью и стремимся к тому, чтобы все это было в гармонии, чтобы мы пришли к гармонии в своих устремлениях.

Конечно же, телесно мы должны отдыхать, но если мы телесно расслабляемся, то можем расслабиться до того, что потом будет сложно собраться. И поэтому очень важно, чтобы во время отдыха мы также телесно напрягались.

К примеру, если у нас нет навыков делать утреннюю зарядку или совершать прогулки перед сном, думать о своём, молиться, то надо заиметь такую привычку за время отдыха: вставать рано утром и делать зарядку, чтобы тело привыкло к тому, что мышцы напрягаются или, наоборот, растягиваются.

Очень важно сделать растяжку с утра, чтобы потом весь день себя хорошо чувствовать и, соответственно, добрые дела делать в добром устроении, с любовью и радостью.

Многие люди именно во время отпуска стараются поправить здоровье, чтобы в ближайший год оно служило для совершения многих хороших дел. Перемена места к этому и ведёт: неважно, поехали мы на море, в город или в лес, в санаторий.

Важно помнить, что от нас зависит, насколько мы поправляем здоровье, потому что крайности есть у всех. Когда мы пьём минеральную воду, то можем её перепить, поэтому надо у врача спрашивать; когда едем на море, то можно перележать на солнце, сгореть и испортить себе весь отпуск, когда ныряем в море, можно неаккуратно это сделать и заболеть.

Мы знаем, что когда меняем на время место своего жительства, у нас обязательно проходит акклиматизация, когда и желудок не очень правильно работает, потому что у нас новая еда, новая вода, солнце светит по-другому, ветер по-другому дует…

Нужно быть очень аккуратным. Рассудительные люди аккуратно относятся к этому, берегут себя, окружающих и в первую очередь детей.

Второе – это душа, то есть нам нужно отдохнуть душевно. Это значит дать своей душе не просто расслабиться созерцанием красот, слышанием шума леса. Нужно, чтобы мы и отдыхали, и были в общении…

С одной стороны, душе надо дать отдохнуть от общения, а с другой нам важно поправить своё общение, наладить отношения с окружающими, в первую очередь с семьёй.

Очень часто наши житейские проблемы приводят к тому, что самые близкие домочадцы чувствуют, что с нами что-то не так, потому, что мы негативно реагируем на все, что происходит. Соответственно, семья чувствует себя виноватой в том, что у меня что-то не так.

Очень важно во время отпуска найти контакт с близкими людьми: со своими детьми, своей второй половинкой, родителями, бабушками и дедушками, навестить крестников. То есть это время, чтобы наладить человеческие душевные отношения.

Духовно человек расслабляться не должен. Амвросий Оптинский сказал, что люди, живущие духовной жизнью, как бурлаки, которые тянут большую баржу: они устают и немножко ослабляют лямку, но не бросают её, а приходят в себя и опять втягиваются.

Ни в коем случае человек лямку не бросает, потому что снова поднять её бывает очень сложно. Так и мы в христианской духовной жизни. В отпуске это как раз индикатор нашего духовного состояния. Если я в отпуске меняю свою духовную жизнь (например, начинаю меньше молиться, пропускаю воскресную службу, не причащаюсь), то это значит, я делаю что-то неправильно.

– Если православный христианин едет в отпуск, то, наверное, он должен спланировать поездку так: если выпадает большой праздник или воскресный день, то чтобы поблизости был православный храм. А когда нет поблизости храмов, стоит ли планировать поездки?

– Это зависит от многих факторов. Сейчас для нас доступны такие отдаленные уголки Земли, в которых нет православных храмов, даже христианских храмов нет поблизости. И здесь, конечно, всё зависит от человека.

Кого-то одно непосещение храма в воскресенье может выбить из колеи, и он может даже пасть. Это показатель того, что он расслабился. А для другого всё пройдёт нормально. Все зависит от нашего духовного состояния.

Я не вижу ничего страшного в том, если человек едет в командировку или в отпуск и в силу каких-то причин не может посетить храм. Но если есть такая возможность, а мы не посещаем храм по нашему нерадению, тогда это уже проблема.

Отпуск – всё-таки временное явление. Мы вернёмся к нашей общине в наши храмы, в наше обыденное состояние и восстановим свою духовную жизнь. Но можно её и не терять, а, наоборот, укрепить в это время.

Многие отпуск проводят так – едут в паломничество по святым местам, или уезжают на море, но находят православный храм и идут на службу в воскресный день всей семьёй. Берут не только пляжную одежду, но и одежду для храма. Если это так, то, значит, человек рассудительно относится к отпуску.

Очень многие ездят в монастыри, оставаясь там и работая трудниками, или переезжают из монастыря в монастырь в паломничестве. Едут на Святую Землю или в места, где большое средоточие православных святынь. И это одно из хороших проявлений православного отдыха, переключения деятельности.

В паломнических поездках не всегда комфортно, а переживание некомфортного состояния – это хорошо. Много новых людей, с которыми надо общаться, к ним притираться. Это сложновато, поэтому тоже хорошо. Паломнические поездки прекрасны в любом виде.

Когда я был семинаристом и учился в академии, спросил у своего духовного отца: «Батюшка, вот Серафим Саровский сказал, что и Афон, и Иерусалим – всё есть в Дивеево, не надо никуда путешествовать. Вот и я тоже могу сидеть на месте».

Но он мне ответил: «Знаешь, дорогой, паломничать надо. Потому что когда ты видишь, как живут другие православные люди, то возьмёшь какие-то позитивные примеры; или, может быть, увидишь что-то негативное, – в любом случае это расширение кругозора.

А христианин должен иметь расширенный кругозор, он должен постоянно над собой работать не только духовно, но и душевно. Без душевной работы духовного не будет».

Мы должны развиваться, не забывать читать в отпуске, узнавать друг друга и в общении познавать истины. Есть чёткие индикаторы, что у тебя все правильно. Если я пребываю в динамике («динамис» в переводе с греческого «сила»), если во мне есть внутренняя сила, значит, всё нормально.

Один из подвижников благочестия сказал, что любое наше дело, даже самое банальное, мы можем проверить: доброе оно или греховное. Если мы остановимся и поблагодарим Бога за все, что происходит, значит, мы делаем доброе дело.

В отпуске первое правило: если сомневаешься – остановись и помолись. Если в это время ты можешь поблагодарить Бога за то, что делаешь, значит, делаешь доброе.

– По поводу желания дать себе возможность расслабиться – мы знаем из Евангелия о Марфе и Марии. Многие из нас являются «Марфами», нам не хватает спокойствия Марии и духовного сосредоточия.

Как дать своей внутренней «Марфе» обрести «Марию»? Это очень важно, потому что люди сосредоточены на работе, на том, что надо работать, работать, работать… Мол, расслаблюсь – и всё полетит…

– И Марфино, и Мариино служение благословлено Богом. А вот крайности, которые от этого происходят, влияют на нас очень плохо. Действительно, в деятельном Марфином служении мы за суетой житейской жизни забываем о духовном. Вот об этом Господь нам и говорит: не забывай духовное.

Да, мы должны жить обычной жизнью, решать проблемы, но при этом важно, чтобы духовная жизнь не была в стороне. Когда наша житейская жизнь переплетается с духовной, это прекрасно.

Как она может переплетаться? Просто в быту. Утром, чтобы легче было проснуться, надо осенить себя крестным знамением и попросить у Бога помощи. Господь даст силы, чтобы встать и прожить этот день.

Идём мы в душ, одеваемся – все это мы можем делать с молитвою, перекрестив одежду, воду и искренне сказав: «Господи, благослови!»

То есть на всякое дело мы можем испросить благословение Божие и сказать это не машинально, а от всего сердца. Тогда живое общение с Богом входит в нашу жизнь, и мы привыкаем к этому.

Если все происходит правильно, то мы стремимся к молитве, стремимся найти в течение дня такое время, когда останемся наедине с Богом.

И когда появляется свободное время, мы не выходим в социальные сети или не идём делать какие-то житейские дела, а останавливаем свой ритм жизни, находим спокойствие и начинаем общаться с Богом. Если у нас есть такие направления, если нас тянет к этому, значит, мы на правильном пути.

В течение дня, вне зависимости от того, в отпуске мы или дома, обязательно должны быть такие минуты уединения, общения с Богом.

У многих людей эти минуты общения с Богом не получаются. Они говорят: «Мы пытаемся общаться с Богом, но все житейское заполняет наш ум, мы думаем только о житейском и с Богом поговорить не можем».

Это действительно так и есть. Значит, перед этим надо просто помолчать, посидеть в тишине и постараться собрать свои мысли. Только после этого нужно обратиться к Богу. К сожалению, я немного видел православных христиан и даже служб, где были бы такие моменты молчания.

В первой, ранней Церкви были такие моменты молчания, когда все вместе «едиными усты и единым тело» находились в одном помещении, но молились в тишине Богу каждый своей молитвой. И такие минуты в богослужении были до средних веков.

Вот такие духовные паузы, когда тишина и спокойствие, должны быть в жизни каждого христианина и тогда, когда он в отпуске, и в обыденной жизни. Это индикатор того, что у нас все хорошо, что мы с Богом.

Возвращусь к вопросу о Марфином и Мариином служении. Люди очень часто путают духовные вещи: человек ещё душевно не возрос, у него очень много негативных душевных качеств, с которыми он даже не борется, но он старается жить духовной жизнью.

И здесь бывают проблемы и парадоксы: у человека не просто не получается, а он живёт каким-то обманом. А если мы неправильно живём и у нас неправильное направление в жизни, если мы не слушаем близких, которые нам об этом говорят, то нам об этом скажет Господь, и Он нас очень больно выведет из этого неправильного состояния.

И человек потом будет спрашивать: «Господи, я же вроде бы жил духовной жизнью, почему у меня ничего не получается, почему всё против меня?»

А мудрые люди сказали, что, когда мы живём духовной жизнью, то, во-первых, приходит спокойствие и появляется радость внутри нас, а во-вторых, у нас улучшаются отношения с окружающими. Это тоже показатель духовной жизни.

Поэтому давайте в отпуске сначала научимся жить душевной жизнью, не упуская духовного.

– То, что Вы сказали о паузе и тишине – очень важно, но этому сложно научиться. Например, человеку нового поколения, оказавшемуся в лесу одному, становится неуютно в тишине, потому что нет раздражающих факторов, к которым мы привыкли…

– Да, говорят, что если человек оказывается в пещере в полной тишине и темноте, то не пройдёт и получаса, как у него может произойти психологический срыв, он может сойти с ума. Когда мы с детьми выходим в походы, я делаю с ними такие упражнения, которые позволяют им быть более мужественными.

maxresdefault - Отпуск и досуг православного христианина

Ночью у костра я им говорю: «Ребята, давайте разойдёмся от костра метров на сто по одному человеку, побудем так минут пять, а потом я вас всех позову. Вы почувствуете, что такое находиться в темноте без фонариков».

Все дети расходятся. Проходит две-три минуты, и я уже всех зову. Все приходят и говорят: «Батюшка, Вы же сказали пять минут, а мы сидели в темноте и тишине минут пятнадцать». То есть в темноте и тишине кажется, что время идёт быстрее, потому что мы действительно не привыкли ни к тишине, ни к темноте.

Вспоминаю случай в Крыму, когда двое подростков пошли бродить по крымским пещерам и заблудились. Но один нашёл выход, а другой нет. Вызвали работников МЧС, они трое суток искали этого парня. И когда нашли, ожидали чего-то плохого, потому что сложно находиться в пещерах без воды, еды, в полной темноте…

Спасатель рассказывал, что когда он увидел этого парня, который сидел, склонив голову к коленям, и подошёл к нему, ему было страшно, потому что он не знал, что сейчас будет. И вдруг парень с ясным взором и с улыбкой посмотрел на него и сказал: «Вы пришли? Спасибо Вам».

Спасатель был очень удивлён. Оказалось, что парень был учеником воскресной школы, и когда его потом спросили, что ему помогло, он ответил: «Я общался с Богом, молился, ко мне пришёл ангел и сказал, что меня скоро найдут».

И действительно, у ребёнка было все нормально с психикой, хотя он трое суток пробыл в пещерах. Хорошо, когда у нас есть внутренние силы молиться Богу. Потому что, Вы правы – долго молиться мы не можем, суета сбивает. И наша задача научиться этому.

Иногда нам даётся отпуск для того, чтобы мы не только физически окрепли, стали здоровыми и душевно поднялись, но и чтобы духовно себя поставили. Важно выйти из обыденности, чтобы найти духовный стержень, на котором всё будет строиться.

Зачастую получается наоборот: когда мы уходим в отпуск, теряем этот стержень, расслабляемся, причём расслабляемся всей семьёй. А потом возникают вопросы: «Батюшка, а когда я в отпуске, мне поститься или нет?»

С одной стороны, есть церковные правила, что путешествующий может не поститься. Действительно, есть такое послабление, потому что непонятно: где ты будешь есть, что есть, как всё будет?

Но с другой стороны, если ты крепок духовно, у тебя даже и вопросов таких не возникнет. Ведь что изменилось во мне? Почему я должен менять своё правило общения с Богом или отношение к себе? Наоборот, я должен себя взять в узду.

И об этом, кстати, говорят те же врачи. Мы уже обсуждали, что когда происходит момент акклиматизации, то очень важно есть немного, спать вдосталь, чтобы высыпаться, чтобы был чёткий режим, физические нагрузки. Тогда человеку легче справляться с акклиматизацией.

Любой перелёт, переезд имеет один принцип – меньше кушай, больше сосредотачивайся, слушай не то, что входит в тебя извне, а слушай себя, свои мысли, молись. И это поможет перенести и полёт, и долгую поездку, и акклиматизацию в месте, куда ты приехал. Именно сосредоточение и работа над собой, а не расхлябанность.

– Это ведь и праздников касается (поскольку мы сегодня говорим и про отпуск, и про досуг). Особенно можно судить по Пасхе: люди долго постятся, потом наступают дни светлой пасхальной радости и многие на исповеди жалуются священнику: «Я весь подвиг растерял за пару дней: объелся, обпился, без ума смеялся…»

– По словам Феофана Затворника, пост тогда правильный, когда после поста ты хочешь жить так, как жил в пост. Это значит, что пост пошёл на пользу.

В отпуске мы вроде бы предаёмся праздности. А мы знаем, что любая праздность всегда ведёт ко греху, даже если это заслуженная праздность: я одиннадцать месяцев работал.

img 5259 215 - Отпуск и досуг православного христианина

Но надо понимать, что такое праздность – это когда я не знаю, что мне делать, когда я настроен лежать на диване и так далее, когда я могу поесть все что угодно и сколько угодно. Вот эта праздность всегда приведёт ко греху, причём ко греху страшному.

Поэтому очень важно быть в режиме: я с утра встаю и знаю, что мне надо сделать зарядку, потом завтрак, потом пройтись по парку, потом что-то ещё.

А бывает, я с утра не знаю, что у меня будет: встану я сейчас или, может быть, на два часа позже… И пересыпание может пойти не на пользу. То есть очень важно, чтобы был режим, чтобы мы знали, куда мы идём, и чтобы был труд. Потому что труд быть здоровым – это тоже немалый труд.

Попробуйте поехать в санаторий и побыть в санаторном режиме – сложно, потому что мы привыкли себе потакать. А в санатории еда в определённое время, зарядка, процедуры, и все это надо делать.

Санаторий – это один из очень хороших, идеальных вариантов улучшить настроение и здоровье, когда всё очень чётко, мы стараемся и прилагаем к этому усилия. Если мы усилий не прилагаем, то практически всё будет напрасно, будет возвращаться нам побочными эффектами.

Всё хорошее делается только с внутренним усилием, и всё плохое делается в расслаблении и праздности. Поэтому праздность и расслабление – это не значит отпуск. Отпуск православного христианина – работа над собой и взаимодействие с окружающими.

Как правило, человеку, который не высыпается, достаточно несколько суток, чтобы он пришёл в норму. Человеку, у которого умственный труд, достаточно просто переключиться, и он уже отдохнёт. Самое важное – переключение. Но обязательно надо чем-то заниматься; праздность в любом виде греховна.

– Вы участвовали в православном слёте, занимались его организацией. Приехало много ребят, тяжело ли им было встроиться в новый ритм?

– Молодёжь – самая яркая часть общества, а студенческая молодёжь – это, можно сказать, элита общества, потому что студенты полны сил, рвения. Я много работаю с молодыми людьми, поощряю многие вещи, от которых родители приходят в ужас (допустим, поехать за границу).

Недавно ко мне приехали из Киева мои друзья, они прибыли автостопом. Когда мы путешествуем, видим другие страны, другую культуру, другие народы – мы расширяем свой кругозор. И в этом расширении кругозора мы получаем некоторую свободу, но эта свобода (если она правильная) ведёт к Богу.

В наше время, когда все очень ленивы, сидят в гаджетах и не хотят никуда идти, когда гиподинамия и ожирение – одни из главных болезней общества, то хотя бы молодёжь должна жить активно. Я это очень поощряю и поэтому всегда стараюсь быть и отдыхать с молодыми и сам становлюсь молодым.

В слёте «Добрые патриоты России» участвовала студенческая молодёжь (около тридцати человек) из высших учебных заведений России, в том числе из духовных академий и семинарий.

Это были очень разные люди: и парни, и девушки; и верующие, и совершенно неверующие; и кандидаты в мастера спорта, и не особенно выдающиеся простые ребята, и победители олимпиад.

Когда собираются такие разные люди, очень важно, чтобы они нашли общий язык и чтобы слёт принёс пользу каждому. Честь и хвала организаторам, которые составили программу насыщенно.

Всё происходило на берегу моря. Чтобы поплавать, надо было вставать в шесть утра, потому что в семь уже подъем, зарядка, потом молитва, завтрак, затем начинались занятия. Очень много разных занятий, много нас возили по окрестностям.

Мы были в походе высоко в горах, где лежат ледники, и это один из моментов, который очень объединил молодёжь. Выходили на яхте, занимались разными видами активности.

Конечно, есть методики, чтобы молодые люди познакомились, больше друг друга узнали. Я проводил несколько игр и упражнений, после один из семинаристов сказал: «Знаете, Вы меня сейчас так узнали, как не узнали мои сокурсники за четыре года семинарии».

Да, за два дня мы друг друга хорошо узнали. В любом коллективе очень важно создать атмосферу искренности, доверия, и если она есть – поддерживать её. Тогда все остальные, иногда негативные вещи отойдут на второй план. И даже если человек какой-то негативный, в доброжелательной атмосфере он изменится.

А ещё очень помог режим. Были моменты, когда люди расслабились, начали опаздывать на мероприятия, и тогда общее состояние, атмосфера изменились. Пришлось жёсткими мерами призвать к тому, чтобы режим соблюдался.

Третий важный момент – самоуправление. Есть взрослый куратор, духовный руководитель или наставник, который постоянно рядом, но важно, чтобы студенты сами организовывались, то есть выявить лидеров, за которыми пойдут, и через этих лидеров доносить информацию до остальных ребят.

Следующее, что я заметил. Неважно, что ты им говоришь как священник или как человек, важно, как ты поступаешь. И они все это отметили: «Отец Иоанн, вы такой спокойный! В критических ситуациях Вы никогда на нас не кричали, всегда все делали спокойно».

А был ещё один батюшка, который поразил всех гостеприимством. Он много не говорил, но все (и верующие, и неверующие) сказали: «Вот это батюшка! Вот это величина!»

Он просто совершил Марфино служение. Причём не просто батюшка, а архимандрит, настоятель монастыря, и он лично послужил студентам, постарался ради них. Все были удивлены. И также все люди, которые обеспечивали сервис (экскурсоводы, фотографы), все имели очень важное значение, потому что были хорошими людьми, и это было очень приятно. Когда ты общаешься с хорошим человеком, то изначально доверяешь ему и тому, что он тебе говорит. Тогда все происходит правильно.

Прошло много времени после слёта, а ребята активно общаются: создали чат в группе «ВКонтакте», написали друг другу письма от руки. И мне написали письмо, и когда я его читал, я чуть не плакал. Это так приятно – получать письмо, написанное от руки (хотя бы сфотографированное и присланное по электронной почте)!

Были дни, когда мы думали, что пережили месяц – столько эмоций. Всё это объединяет людей. А если бы во время слёта каждый делился своим негативом: «мне то и это не нравится», «солнце жаркое», «куда-то нас тянут», «я не хочу это кушать», – то всё бы развалилось.

То есть очень важно создать нормальное общество, в нем – хорошую атмосферу, и тогда будет на пользу вместе жить, существовать и общаться.

– Это настроение общности ребята понесут дальше и будут делиться им со своими близкими, своей средой. Наверное, если люди после таких встреч будут это нести в себе, «как тарелку, полную молока» (такая метафора есть у Бергмана), тогда у нас в обществе, в стране и в мире будет все хорошо.

А что читать летом? Может, отдельные книги Писания, не очень сложные для понимания, или определённую духовную литературу?

– Как мы уже сказали, отдых – это смена сферы деятельности. И в чтении, мне кажется, то же самое. Во время отпуска надо читать и сделать то, что мы не читаем и не делаем в обычное время, потому что не хватает времени.

Недавно у меня был разговор с одним прихожанином, который сказал: «Знаете, отец Иоанн, я открыл для себя Апостол». Он каждый день читает по главе Апостола, но читает очень медленно, стараясь, чтобы каждое слово проникло в него.

Раньше он много читал Евангелие, а вот сейчас – Апостол. Мне очевидно, насколько глубоко в него входит апостольское слово. Казалось бы, человеку скоро пятьдесят, он давно верующий и только сейчас раскрыл Апостол. А я скажу, что много верующих, которые для себя даже не открыли, что такое чтение апостолов, что такое послания апостола Павла, что такое гимн любви.

Поэтому я думаю, что в отпуск надо себе наметить что-то и настроиться на это. Очень важен наш настрой – некоторая душевная сила, то есть мы прибавляем себе сил, уверенности и решимости, что будем это делать.

Надо настроиться и читать. Кто не читал Евангелия – пусть читает Евангелия, это самое главное. Кто забыл, что такое Апостол, пусть очень внимательно читает Апостол.

Кто слышал, что такое Псалтирь, но не читал, – пусть прочитает Псалтирь, там много мудрости и духовной чувственности.

Святые отцы очень разнообразны, и то, что они писали, один человек понимает, другой – не очень. Поэтому очень важно найти такие творения святых отцов, чтобы чтение ложилось на душу.

Помню, будучи в семинарии, читал «Отечник» Игнатия (Брянчанинова) и очень смущался тому, что не мог его подряд прочитать: не идёт – и все.

Я обратился к духовному отцу: «Отче, прямо какое-то искушение…» Он говорит: «Ничего подобного, это нормально. Это сложный текст. Читай то, что идёт, не читай полностью, а в меру. Как только мысль уходит – переставай читать. Понуждай, но не насилуй».

Для меня это было открытием не только к чтению всех книг, но и вообще к каждому деланию. «Понуждай себя, но не насилуй, чтобы была польза от этого».

Кому-то нравятся художественные произведения, от прочтения которых человек становится лучше.

Не надо забывать, что чтение должно иметь результат. И результат – это не прочитанный текст, а то, что я стал лучше, у меня появилась решимость сделать что-то хорошее. И если это происходит в результате чтения, значит, мы на правильном пути.

Но то, что читать надо обязательно, – это стопроцентно. Нужно стараться читать бумажные книги, и не беллетристику, а то, что заставит мозг работать. Потому что когда мы тренируем тело – это прекрасно, тренируем душу и работаем над духом – прекрасно, но ещё надо работать над чувствами, ощущениями. И ещё книги дают работу для ума.

Сейчас много рекомендаций священников, что можно прочитать. Выбор огромен. Читающие люди знают, что им больше нравится. Некоторые читают по диагонали, чтобы потом прочитать книгу основательно. У каждого свой подход, потому что у нас, повторюсь, разные темпераменты.

В отпуск надо поехать со своей книгой, которая будет полезна и подарит удовольствие от чтения.

– Вы упомянули, что хорошо бы прочесть Апостол во время отпуска, особенно, наверно, Книгу деяний апостолов, потому что эта книга –в движении: апостолы путешествуют, и себя можно почувствовать путешественником.

– Это правда. Деяния апостолов мало кто читает. Обычно на богослужениях читаются Деяния святых апостолов от Пасхи до Пятидесятницы, а потом в течение года практически не читают. Не надо бояться читать Апостол и Евангелие на русском языке. Главное – качество чтения и результаты.

– Хотелось бы коснуться темы одежды. Мне доводилось быть в одном месте, где в храм не пускали в шортах. Отношение к летней одежде для православного христианина должно иметь значение?

– На Афоне есть очень хороший закон: когда мирянин приходит, на нем должна быть одежда, скрывающая локти и колени. В принципе, куда бы мы ни поехали летом, мы находимся на улице, где сильно печёт солнце. Надо закрыть оголённые части тела.

Лицо мы закрываем широкополой шляпой, руки – простой рубашкой до кистей рук, ноги – брюками или юбкой. Очень важно, чтобы одежда была простая, хлопчатобумажная, без синтетики и длинная. Такая одежда избавит нас от многих проблем.

Расцветка тоже имеет значение. Понятно, что белая одежда отражает солнце.

Важно, особенно когда мы посещаем монастыри, чтобы одежда не вызывала нареканий. «Не давайте повода ищущим повода».

Очень часто монастыри выходят из положения тем, что при входе висят косыночки, юбочки. Православный христианин выберет такую одежду, которая и удобна, и практична, и безопасна. У женщин сейчас прекрасные модные сарафаны до пола. Когда мы с подростками путешествуем, они все в джинсах, камуфляже, потому что в брюках идти с рюкзаком удобнее.

И когда мы в таком виде приходили в храмы, нам ни в одном храме не делали замечаний, потому что понимают, что поход – это нечто серьёзное.

В одежде нужно иметь чутье и такт. Недаром есть такая пословица, что по одёжке встречают. Действительно, посмотрев, как человек одет, мы уже формируем о нём начальное мнение.

Поэтому здесь надо быть рассудительным и, ничтоже сумняшеся, приобрести такую одежду, которая не будет никого смущать, в первую очередь нашу совесть.

Записала Нина Кирсанова

Видео-версия передачи “Беседы с батюшкой” телеканала “Союз”

Комментировать