Приходится с ужасом констатировать, что в молодежной среде наркотики становятся чем-то вроде «хорошего тона». Принимать их — значит быть взрослым, независимым, современным. Многие средние и высшие учебные заведения надо бы закрыть на карантин, а при входе повесить объявление: ОСТОРОЖНО, НАРКОМАНИЯ!
Беда эта страшная, и распространяется в России она очень стремительно. Вот лишь некоторые цифры, свидетельствующие о масштабах и глубине поражения наркотиками нашего общества: 2 % населения страны имеют стойкую наркотическую зависимость; за последние 10 лет наркомания среди детей и подростков возросла в 10 раз, и сегодня насчитывается более полумиллиона детей-наркоманов. Добавлю к этому, что один наркоман «заражает» (привлекает к наркотикам) до шестидесяти человек. Связано это с распространением и перепродажей наркотиков. Делает это наркоман в основном для того, чтобы самому стабильно иметь деньги на ежедневные порции «зелья».
Скажу также, что нигде в мире наркоманию лечить практически не умеют (излечимость составляет не более 2—3 %). Дело в том, что болезнь эта скорее не телесная, но духовная. А процесс лечения являет собой не столько употребление медикаментов, сколько перевоспитание, самопреодоление, длительную и кропотливую реабилитацию.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «наркомания является состоянием периодической или хронической интоксикации, вредной для человека и общества, вызванной употреблением наркотика (естественного или синтетического происхождения)». Условия, при которых человека следует считать наркоманом, таковы: непреодолимое влечение к наркотику, нарастающая толерантность (увеличение дозы), психическая и физическая зависимость от наркотиков. Проблема наркомании многоаспектна. Она и нравственная, и медицинская, и социальная, и юридическая.
Пристрастие к наркотикам уже через 2—3 месяца употребления можно считать состоявшимся. Нередко человек становится рабом наркотика после первой же инъекции. Укажу и на то, что, в среднем, от начала употребления наркотических средств, таких, к примеру, как героин, наркоман живет 7—8 лет, иногда 10—12, а затем умирает, но это скорее не жизнь, а бесконечная мука.
К наркотикам развивается физическая и психическая зависимость. Первая определяется тем, что наркояд вкрадывается в глубинные механизмы обмена веществ и биохимические процессы, протекающие в организме, которые требуют регулярной порции наркотика. Каждые 10—12 часов наркоман испытывает непреодолимое желание употребить свою дозу, которая до определенного момента все повышается и повышается.
Если наркотик по каким-то причинам не употребляется, то наркоман тяжко страдает и мучается. У него выступает холодный пот, появляются тошнота и рвота, ломота в суставах, слабость, боли в животе, дрожь во всем теле. Депрессия, внутреннее напряжение, тревога — обычные спутники абстиненции.
Психическая зависимость — еще более тяжелое проявление наркомании. Наркоман, как образно описывают это состояние наркологи, испытывает к наркотикам чувство «любви»: он так же, как и влюбленный, все время думает о предмете своих желаний, постоянно ожидает встречи с ним и стремится к нему, радуется, если эта встреча вот-вот состоится, тоскует и нервничает, если она откладывается; готов на все, чтобы все время быть рядом с наркотиками. Личность человека-наркомана претерпевает тотальные изменения.
Признаки, по которым можно предположить об употреблении наркотиков подростком, условно можно классифицировать по нескольким группам:
- Физиологические признаки: бледность кожи; расширенные или суженные зрачки; покрасневшие или мутные глаза; замедленная, несвязная речь; потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи; хронический кашель; плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).
- Поведенческие признаки: беспричинное возбуждение или вялость; нарастающее безразличие ко всему; уходы из дома; прогулы в школе по непонятным причинам; ухудшение памяти и внимания; бессонница; частая и необоснованная смена настроения; снижение успеваемости в школе; постоянные просьбы дать денег; пропажа из дома ценностей, книг, одежды, украшений; частые телефонные звонки; лживость; неопрятность внешнего вида.
- Очевидные признаки: следы от уколов; бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки; маленькие заточенные ложечки; капсулы, пузырьки, жестяные банки; пачки лекарств снотворного или успокоительного действия.
Если вы узнали, что ваш ребенок начал употреблять наркотики, — не проявляйте агрессии, дайте ему понять, что он для вас дорог и вы хотите ему помочь. В этом случае трудно переоценить и участие родных, близких в избавлении страждущего от наркомании. Это и молитва за него, моральная поддержка, любовь и милосердие к нему. Надо найти в душе человека хорошее, доброе и развивать это. Важно, чтобы исцеляющийся не замыкался в себе, чтобы он чувствовал душевное тепло, заботу и заинтересованность в его судьбе со стороны близких и друзей. Часто рецидив наркозависимости провоцируют «друзья-товарищи» по шприцу. С этим окружением лучше бы немедля расстаться. Знаю, что это бывает сделать нелегко, но необходимо. Особенно в первое время нужно почаще бывать вместе со своим ребенком, буквально охранять его.
Опытные врачи или психологи, лекарственные препараты и психотерапевтические методики (исключительно нравственно приемлемые! огради вас Господи от обращения за «помощью» к оккультным целителям и всевозможным кодировщикам) — все это лишь подспорье, часто необходимое и эффективное. Но не более.
Наркомания — это болезнь, в основе которой сознательный грех употребления наркотических веществ. А грехи искренне кающимся прощает Господь. Врачуются грехи в духовной лечебнице — в Церкви Христовой, в святом Таинстве Исповеди, когда душа обличает себя перед Крестом и Евангелием. Другого пути исцеления нет. В молитве, которую священник произносит перед каждой исповедью, мы слышим, что пришли в лечебницу и неисцеленными не отойдем.
Глубокое раскаяние в содеянных грехах, мольба ко Всемилостивому Врачу душ и телес наших и Пречистой Его Матери, святым угодникам Божиим — первый шаг к исцелению. Это в том случае, если наркоман крещен и если в его сердце есть искра веры Христовой, упование на милость Господню. А если этого нет, то это цель, к которой, опять же с Божией помощью, надо стремиться.
Д.А. Авдеев, врач-психотерапевт
Комментировать