Особенности воспитания девиц

Особенности воспитания девиц

Святые отцы и лучшие просветители человечества в области педагогики всегда акцентируют внимание на том, что должно быть особое женское воспитание и образование. Многие девушки «вступают в важные отношения супружеской жизни, делаются матерями без должного женского образования». А ведь именно мать имеет самое большое влияние на ребенка, передает детям свои духовные и душевные расположения, нравственные качества, жизненно важные наклонности и привычки. Духовное и нравственное воспитание и образование девушек должно занимать первостепенное положение в обществе, заботящемся о своем будущем.

Особенности воспитания девочек, связаны с особенностями происхождения женщины, ее назначения и тех природных свойств, которыми она наделена.

Происхождение женщины

«Как повествует Священное Писание, Господь Бог навел на Адама сон, взял одно ребро его и сотворил ему жену, которую Адам нарек Евой (Быт. 2, 21–22)». «Муж – глава жены. “Ибо прежде создан Адам, а потом Ева” (1 Тим. 2, 12, 13)».

Первые люди не смогли сохранить данную Богом заповедь, так как еще не укрепились в добре. Жена первой нарушила заповедь о невкушении плода с древа познания добра и зла, и этим обнаружила свою большую склонность к греху по сравнению с мужчиной.

Почему именно женщина пала первой? Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет это слабостью женщины: «Он (змий – ред.) приступил к жене, как к существу более слабому…». «Жена более удобопреклонна к искушениям».

Назначение женщины до грехопадения

«По замыслу Божию, первая жена была создана как помощница своего мужа. Она должна была быть сотрудницею своего мужа в нравственном возделывании и хранении его сердца, в восхождении по лествице духовного совершенствования. Эта честь принадлежала бы и ее дочерям».

Назначение женщины после грехопадения

После грехопадения «из-за утраты невинности праматерью судьба женщины подверглась новому назначению – скорбному, трудному и грозному. “Умножая, умножу печали твоя и воздыхания твоя, сказал Господь, в болезнех родиши чада твоя и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет” (Быт. 3, 16)». Теперь много скорбного ей придется испытать: неблагодарность, досады, оскорбления, неверность! Старец Порфирий говорит, что «страданиями женщины искупается семейное благо. Так важно назначение жены!».

Каким же стало назначение женщины после грехопадения и в чем теперь состоит ее долг или какие обязанности она должна выполнять? На поприще жизни женщину ждут обязанности супруги, матери, хозяйки и дочери.

Обязанности женщины

Воспитание девочки должно подготовить ее к тому, чтобы в семейной жизни она стала примерной матерью, верной спутницей своего мужа, доброй хозяйкой, заботливой и послушной дочерью.

Обязанности супруги перечислены в первой главе. Здесь лишь укажем, на что обращает особое внимание Глинский иеромонах Порфирий:

• разделять с мужем все многочисленные труды и заботы, счастье и невзгоды;

• благодушно переносить суровость и все странности его характера;

• поддерживать падающие силы его духа;

• разнообразить и возвышать радости мужа.

Обязанности доброй, знающей хозяйки состоят в том, чтобы:

• управлять домом;

• уметь готовить здоровую пищу;

• иметь навыки оказания первой медицинской помощи;

• насаждать вокруг себя дух мира, согласия и любви.

Главная обязанность женщины как примерной, благоразумной матери – «содействовать просвещению ума и сердца детей своих», воспитывать их в знании и соблюдении нравственных законов, то есть в духе благочестия.

Обязанности детей указаны в первой главе. Иеромонах Порфирий обращает внимание на обязанности дочери:

• чтить отца и мать;

• быть послушной по отношению к своим родителям на протяжении всей своей жизни;

• заботиться о них (особенно в старости и немощи) с любовью и терпением.

Какие добродетели особенно нужно воспитывать у девочек

Для выполнения этих обязанностей, по мнению старца Порфирия, женщине требуются добродетели: кротость, терпение, любовь, предусмотрительность. (О воспитании этих добродетелей рассказано в Разделе II учебного пособия «Духовные и нравственные основы образования и воспитания»).

«Святой апостол Петр требует от жен нрава кроткого, тихого, благопокорливого и жизни богобоязненной, чтобы тех из мужей, которые не покоряются слову Божию, мог без слова убедить пример их жен». Рассмотрим более подробно указанные Апостолом добродетели.

О воспитании кротости и тихого нрава у девочек

Преподобный Иоанн Лествичник определяет кротость как «неизменное устроение ума, который и в чести, и в бесчестии пребывает одинаково».

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) пишет: «Кротость, по определению Златоуста, состоит «вообще в перенесении обид, и, в особенности, в перенесении неприятностей не только от высших и начальствующих, но и от низших». При всех обидах и неприятностях … /необходимо/ хранить неизменно спокойствие духа и быть ко всем приветливым и радушным. Это внутреннее расположение… души должно выражаться и вовне – во всех словах и поступках. Такое постоянное расположение духа и внешнее его выражение и есть кротость. Но эта кротость не должна, впрочем, доходить до слабости, до потворства людским порокам; кротость нисколько не исключает строгости и грозного обличения человеческих заблуждений… Требование от /человека/ кротости не лишает его и права законными средствами защищать свою честь». Святитель Филарет Московский пишет: «Обличи злое дело кротким словом, и еще более обличи добрым примером». «Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе». (Сир. 26, 17)

Святитель Тихон Задонский называет кротость «плодом духовной мудрости» и «плодом истинной веры».

Кроткое устроение ума позволяет человеку даже в самых сложных жизненных ситуациях принимать верные решения и действовать самым оптимальным образом. Никакие эмоциональные потрясения не в состоянии затмить ум кроткого человека. «Души кротких исполнятся разума; а гневливый ум сожитель тьмы и неразумия».

Кроткий никогда не скажет в гневе слов, о которых потом будет жалеть; он никогда не поднимет руку на другого человека в состоянии ярости; его ум никогда не затмится ревностью и завистью. Ум кроткого неизменно контролирует его действия, слова и чувства; и потому его поступки всегда разумны, и даже в сложных ситуациях он не действует импульсивно и необдуманно. Упорядоченность, которая царит в душе кроткого и проявляется в работе его ума, делает любую деятельность такого человека успешной и эффективной.

«Когда ум покорится Богу, тогда сердце покоряется уму. В этом заключается кротость» – пишет святитель Игнатии Брянчанинов. А преподобный Марк Подвижник отмечает, что «кроткий по Богу премудрее премудрых».

Движения сердца кроткого человека подчинено его уму. Это контроль ума человека, который знает и почитает Бога и исполняет нравственные законы.

Преподобный Иоанн Лествичник часто использует слово «кроткий» совместно со словом «тихий».

«Кроткая душа – престол простоты, а гневливый ум есть делатель лукавства. Тихая душа вместит слова премудрости; ибо сказано: Господь наставит кроткия на суд (Пс. 24, 9), паче же на рассуждение».

Святитель Тихон Задонский пишет о тихом устроении души: «Кто в терпении, в благополучии и неблагополучии равно постоянен будет: тот в тишине, покое и мире всегда будет пребывать».

Методы воспитания кротости

1. Метод примера.

Пример кротости – кротость Спасителя, Пресвятой Богородицы, примеры жизнеописания святых должны быть главными образцами для девочки в воспитании у нее этой добродетели.

2. Метод наставления.

• Девочек учить с ранних «при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться».

• Учить девочек не раздражаться;

«Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется».

• Пресекать у девочек гнев;

«Кротость есть споспешница послушания, путеводительница братства, узда неистовству, пресечение гнева, подательница радости, подражание Христу, свойство ангельское, узы на бесов и щит противу огорчения».

• Прививать терпение, в том числе занимая их рукоделием.

О воспитании благопокорливого нрава

Что значит благопокорливый нрав? «Благопокорливый – покорный, смиренный, послушный». «Человек должен почитать Бога покорением воли своей Его воле. Истинное богопочитание рождает истинную покорность».

Основные методы воспитания благопокорливости:

1. Метод примера (покорность Иисуса Отцу Небесному)

Пример родительской покорности Божией воле.

2. Назидания:

• учить все делать ради славы Божией.

• наставлять угождать ближним и всячески о них заботиться

• учить относиться к оскорблениям как к «спасительному пластырю, Господом прилагаемому на рану тщеславия».

3. Метод внушения

• внушать послушание воле Божией, родителям, старшим;

О воспитании богобоязненности (страха Божия)

«Страх Божий, как страж, хранит душу от зла». «Страх Божий очищает от грехов». «Страх Божий удерживает от зла и научает добру».

Основные методы воспитания страха Божия:

1. Метод примера:

• примеры из Евангелия, жизнеописания святых, пример родителей.

2. Метод поучения:

• беседы о свойствах Божиих

• беседы о сущности понятия «страх Божий».

Преподобный авва Дорофей, опираясь на труды святых отцов, говорит, что есть два страха: «один первоначальный, а другой совершенный, один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно для того, чтобы благоугодить Ему. Сей знает, в чем состоит существенное добро; он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую святой называет совершенной. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх; посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх».

3. Метод наставления.

• Старец Амвросий Оптинский на вопрос, как стяжать страх Божий, отвечал: «Должно всегда иметь Бога пред собою. Предзрех Господа предо мною выну»

• удерживать язык от зла и уста от лести (не уязвлять ничем совести ближнего, не злословить, не раздражать; не обличать ни в чем ближнего и не соблазнять его)

• исполнять заповеди Божии, делать все по совести

• иметь неослабевающей память смерти и память вечных мучений

4. Метод предостережения.

• учить избегать дерзости, так как она «изгоняет благоговение, отгоняет страх Божий и рождает пренебрежение»

Дерзость, как учит нас преподобный авва Дорофей, «бывает многообразна»: может быть дерзкое слово, осязание, взор; может быть дерзкое действие: прикасаться к другому без необходимости, толкать кого-либо, вырывать что-либо из рук и т. п.

• говорить о том, что надо стараться избегать не только явных, но и тайных грехов

Святитель Иоанн Златоуст особое внимание обращает на воспитание у девочек скромности.

«Прежде всего учите дочерей быть благочестивыми и скромными, <…> не слишком заботится о нарядах. <…> Если так образуете дочь вашу, то спасете не только ее, но и мужа, и не одних детей, но и внуков».

Какого человека называют скромным?

«Скромным же называют того, кто не льстит перед высшими, но снисходительный к низшим, не раболепный, но кроткий, не лицемерный, но не лукавый, благородный. Приучить себя надо к скромному образу мысли».

«Приучись быть скромным: не дозволяй себе никакой дерзости, даже не позволяй себе прикасаться к ближнему без крайней нужды, и навык скромности сделает для тебя удобной великую добродетель целомудрия».

Таким образом, родители должны воспитывать девочек скромными.

Почему девочек надо отучать от желания «слишком заботиться о нарядах»?

«Одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительнейших признаков нравственных качеств человека», – говорит иеромонах Порфирий.

«Костюмы – вещи бездушные, но сильно действует на душу». Строгая одежда формирует чистоту нравов, а легкомысленные костюмы приводят к легкомыслию и страстям тех, кто их носит, и, соответственно вызывают страсти у тех, кто на них смотрит.

Стыдливость – прирожденный страж невинности девушки

Важной особенностью женской природы, является стыдливость. которая, по определению святых отцов, является «прирожденным стражем невинности девушки», «естественным свойством девической скромности и чистоты».

Старец Порфирий называет стыдливость благодетельным чувством, так как именно стыд может удержать девицу на пути чести, когда «ни представления рассудка, ни очевидная опасность, ни страх наказания, ни всеобщее нарекание, ни другие побуждения» не могут это сделать.

«Природа особенно наделила женщин стыдливостью, чтобы сделать женщин менее доступными соблазну и облегчить им борьбу с искушениями.

Правила сохранения стыдливости:

• избегать воспоминаний, которые могут привести к нечистым помыслам, отгонять их, как только они возникают;

• следить за работой воображения, не допускать порочных образов, рассеивать их полезной деятельностью или важнейшими размышлениями;

• удаляться неблагопристойных сообществ и неприличных разговоров;

• удаляться льстецов, показывающих восхищение красотою девушки, а на самом деле толкающих на путь нечистых пожеланий.

О целомудрии девочек

Целомудрие преподобный Иоанн Лествичник определял как «всеобъемлющее название всех добродетелей». «Жить целомудренно, в точном значении сего слова, значит жить под управлением целого, неповреждённого здравого мудрствования, не позволять себе никакого удовольствия, которое не одобряется здравым рассуждением, соблюдать ум, не осквернённый нечистыми мыслями, сердце, не заражённое нечистыми желаниями, тело, не растленное нечистыми делами».

Поэтому очень важно понимать, что целомудрие – это добродетель, затрагивающая все части человеческого устроения – тело, ум, чувства, волю, восстанавливающая их целостность и помогающая преодолеть неестественное состояние человека после грехопадения. «Целомудрию содействует благодать Духа… где целомудрие, там пребывает Господь Иисус Христос».

Поэтому целомудренный ум характеризуется целостностью и истинностью суждений; его деятельность не повреждается страстями. «Целомудрие есть здравый (целый) образ мыслей, то есть не имеющий какого-либо недостатка и не допускающий того, кто его имеет, уклоняться в невоздержность или в окаменение, но хранящий собираемое мудростью доброе и отвергающий все худое; собирающий помысл к себе самому и собою возводящий его к Богу».

Таким образом, целомудрие (целостность ума) – является той основой, на которой формируется благоразумие и мудрость – качества, необычайно важные для каждой женщины. Более того, целостный ум не только помогает держаться доброго и отвращаться злого, защищает от жизненных ошибок, но также определяет и состояние души. В чистой, целомудренной душе все силы находятся в состоянии гармонического равновесия, ведь «целомудрие вместе с мудростью и благоразумием есть благоустроенное распоряжение всеми душевными движениями, гармоническое действие всех душевных сил».

Всеобъемлющая добродетель целомудрия освящает не только ум, чувства, но и тело человека. Это проявляется и во внешнем облике. Если нам бывает приятна чистота и опрятность в одежде, то насколько более важно и заметно это в самом человеке. «Как привлекателен, как прекрасен тип человека, мужчины или женщины, не подпавших искушениям распутства! Вид их бодрый, лицо моложавое, взор смелый и спокойный». Более того: «Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства».

Состояние девства действительно теснейшим образом связано с добродетелью целомудрия. Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Пусть оберегает плоть целомудрие, пусть чистота живет в членах; будем настраивать себя на благородные мысли, будем блистать делами света, украсим себя чистой жизнью. Чистым сохраним тело – храм Духа; … «если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3, 17)».

Но необходимо понимать, что состояние девства отнюдь не исчерпывает добродетели целомудрия. Святые отцы постоянно предупреждают нас о том, что разрушение целомудрия возможно не только через потерю чистоты тела, но и через «блуд сердца» при внешнем хранении девства. Можно, сохраняя телесную целостность, не иметь целомудрия из-за растленного сердца, помраченного ума, поврежденной воли:

«Вся жизнь и нравы должны быть девственны, всяким проявлением свидетельствуя о чистоте. Можно и словом соблудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностью в пище и питии преступить законы целомудрия».

«Многие, искушаемые сладострастием, блудодействуют мыслью; сохраняя девство тела, растлевают девство души». Авва Геронтий

«Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем».

С другой стороны, отсутствие телесного девства не является свидетельством отсутствия целомудрия. Более того, супруги, живущие в супружеских отношениях, должны быть целомудренны. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие». «…Телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания…».

Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Существуют три формы добродетели целомудрия: целомудрие супругов, целомудрие вдовства и целомудрие девственности».

Задача сохранения целомудрия является одной из важнейших жизненных задач каждой женщины. Потеря целомудрия не даром называется падением: «Сколь же велико бедствие – самое это дело – видно из того, что ни один грех не называется таким именем, каким называется у Отцев сей грех: они именуют его падением». Потеря целомудрия сказывается на всей природе человека, разрушает не только его тело, но и ум, чувства, волю. «Греховное растление служит к пагубе, потому что, проникая скрытно в глубину, производит в природе неисцельную гнилость, которая кажется малою, но делается необъятною, потому что распространяет, подобно закваске, действие свое с ног до головы» – предупреждает преподобный Ефрем Сирин. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) предупреждал своих духовных чад: «Если девица до замужества потеряла целомудрие, она будет как разбитое колесо у телеги; и как его не склеивай, оно всю жизнь будет скрипеть».

Очень важно сформировать в девочках понимание огромной важности сохранения целомудрия. Противостоять своей плотской природе они захотят только тогда, когда осознают реальную опасность гибели тела, души, ума, воли; разрушения семейного счастья; потери возможности Богообщения и превращения в рабынь в руках врагов рода человеческого; опасности для судьбы и здоровья будущих детей. Но не только личное счастье находится в прямой связи с добродетелью целомудрия, но и жизнь общества в целом. Святитель Филарет, митрополит Московский, указывает: «Когда жены римлян готовы были умереть за чистоту супружества, Рим возрастал и укреплялся. Но когда он погрузился в пороки, противные чистоте супружества, он изнемог перед необразованной, но не расстроенной подобными пороками природой варваров, несмотря на то, что обладал почти всей вселенной».

Из сказанного следует, что целомудрие, которое характеризует состояние целостной чистоты человека, жизненно необходимо воспитывать. Каким образом? «Заповедано хранить целомудрие:

• во взглядах

• в речах

• в сердце».

В числе условий, необходимых для воспитания добродетели целомудрия, святые отцы называют: стыдливость, смирение, послушание, хранение телесных чувств, труд, пост, горячую молитву, внимание, Таинства исповеди и причастия.

Среди причин падения чаще всего упоминается невоздержанность телесных чувств (зрения, слуха, осязания), чревоугодие, долгий сон, праздность, леность.

Среди духовных причин падения: самомнение, гордость, высокоумие, осуждение, празднословие, тщеславие.

Все это указывает нам основные направления педагогической работы – что нужно пресекать, от чего необходимо детей беречь, а к чему, напротив, прививать склонность и осознанное устремление.

Почему воспитание указанных добродетелей должно являться целью трудов девичьих наставников? Потому что этими добродетелями «обусловливается и семейное счастье, и благосостояние обществ, и блаженный удел в вечности».

Если с детства готовить женщину к выполнению обязанностей жены, матери, хозяйки, дочери, то результат такого воспитания старец Порфирий описывает так: «Семейная жизнь потечет светлою струею, без перерывов и столкновений, расходы сократятся, прихоти и причуды всякого рода уступят место существенным потребностям, во всем окажется избыток…, члены семейства, будучи все согласны между собою в целях жизни, сольются в одно прекрасное целое».

В процессе девического воспитания нужно учитывать определенную способность женщин влиять на детей, на мужа и на общество.

Влияние на детей

«Женщина самому зародышу ребенка передает кроткие свои склонности и расположения. По ее благочестию можно уже отчасти догадываться о счастливой будущности детей».

Ярким примером влияния благочестия женщины на ее детей является семья, в которой вырос святитель Василий Великий. Благодаря исключительным нравственным качествам матери из шестерых детей трое стали святыми. «Удел быть матерями благонравных детей, здоровых душой и телом, принадлежит не тем женам, которые преданы всей суете мирской, но тем, которые живут в благочестии и чистоте».

«Все великие мужи моральными своими доблестями самым непосредственным образом были обязаны высокому благочестию матерей».

«По свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом».

Влияние на мужчин

Особое влияние женщины имеют и на мужчин. Старец Порфирий отмечает у женщин особую «силу убеждения», отчего «нередко, – пишет он, – мужчины медлительные, нерешительные, холодные воодушевляются на необычные предприятия, жертвуют свободою, спокойствием, честью, жизнью».

Пример жизни благочестивой женщины способен и без слов убедить мужа, который раньше не покорялся нравственному закону, и послужить его исправлению. Это подтверждает множество примеров. Например, жизнь блаженной Моники, матери блаженного Августина, которая своим примером привела мужа к истинной вере. Поэтому святой апостол Петр дает женщинам такое правило: украшать себя не внешним плетением волос и нарядами, но благочестием и скромностью, пребывать в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Как величественна была бы такая женщина, – говорит старец Порфирий – в таком украшении! «Каждое ее слово, каждое движение, каждый взгляд внушали бы всем доверие и уважение к ней…. В благочестивой и целомудренной женщине все привлекательно, все прекрасно, все назидательно».

Женщина высоконравственная облагораживает мужчин. «Женщина, проникнутая чувством благочестия, имеющая мирные добродетели, внушает мужчинам уважение и тем самым облагораживает их».

Влияние на общество

Старец Порфирий, говоря о влиянии женщины на общество, раскрывает необходимость согласовывать воспитание девочек с их предназначением. «Даже язычники не упускали этого из вида. Чтобы дать Спарте граждан крепких и сильных, готовых к самоотвержению для славы Отечества, заранее, с самого младенчества, готовили к этому прежде всего матерей. И такое воспитание девочек произвело переворот в республике. И образовало женщин с необычайной твердостью, даже геройством духа. Один этот пример говорит о великой нравственной силе женщины.

Как много могло бы дать для блага человечества воспитание, проникнутое идеей христианства?

Старец Порфирий говорит об очевидности того факта, что «сумма добра или зла слагается из частных устремлений, которые матери приносят обществу в лице своих детей».

«Когда пала праматерь, не устоял и праотец – и все подверглось крушению». По этой же схеме происходят события и в современном мире. Когда женщина не выполняет свой долг, то в семействах нарушается порядок, в свою очередь, «семейные смуты сказываются на обществе: из-за них происходит упадок деятельности, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные».

Насколько важно для общества выполнение женщиной своего долга, раскрывают слова старца Порфирия: «Мир прекрасен в той мере, в которой женщина сохраняет верность своему долгу».

Основные правила воспитания девочек

1. Девочка должна быть воспитана в духе святой веры. Душа, в которой обитает страх Божий, отличается чистотой, здесь нет места для порока и преступления.

2. Девочек нужно готовить с детства ко всем положениям жизни, так как, по словам старца Порфирия, обстоятельства их будущей жизни зависят исключительно от Промысла Божия.

3. Устранять все случаи и поводы, служащие девушкам к соблазну.

4. Необходимо научить девочек с детства беречь органы чувств (глаза, уши) от соблазнительных образов и звуков.

5. Не расточать им похвалы, а хвалить и ласкать в меру.

6. Внимательно относиться к внешним проявлениям нравственного чувства у девочек (к походке, взгляду). «Одеяние <…> и смех зубов и стопы человека возвестят, яже о нем» (Сир. 19, 27).

7. Уберегать от легкомыслия и рассеянности пустых занятий, обучить разным видам рукоделия. Рукоделие является одним из важных средств воспитания терпения.

8. С детства обучать их ведению домашнего хозяйства.

В рассказе В. И. Даля (из книги «Картины из быта русских детей) девятилетняя девочка вместе с мамой составляет список необходимых для семьи продуктов, учится не приобретать ничего лишнего и разумно распоряжаться отведенными средствами.

9.  Приучать девочку с детства заботиться о ближних.

10. Круг чтения девиц должен непременно включать Священное Писание, жития святых.

Все родители хотят видеть своих дочерей счастливыми. Что же составляет счастье девиц? Плоды христианского воспитания, те добродетели, которые они будут бережно хранить в своих сердцах. Старец Порфирий говорит, обращаясь к родителям: «Отцы и матери! Напечатлейте в вашей памяти эту опытную истину: что дочери ваши своим счастьем могут быть обязаны не будущим супругам, не состоянию их и богатству, а своим добродетелям и благонравию. Есть возможность им потерять иногда всякое другое счастье, но никогда не потеряют они того, что собрано и хранится в собственных душах их. Положите же для себя правилом — воспитывать их не по духу века сего, а по указанию слова Божия и по примерам благочестивых предков. Храните их со всяким опасением, как драгоценные залоги народного благоденствия».

Московская педагогическая академия
Духовные и нравственные основы образования и воспитания
под редакцией доктора педагогических наук
Н.В.Маслова

Комментировать