<span class=bg_bpub_book_author>Марина Михалева</span> <br>Новомученики: пример стойкости веры для детей

Марина Михалева
Новомученики: пример стойкости веры для детей

Читать горькие жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века невозможно без содрогания, но – необходимо. Без некоторой встряски невозможно духовное взросление детей, которых мы так бережем от стрессов. Об эпохе гонений можно узнать через неодушевленных свидетелей событий – предметы старины и книги. Давайте вместе со школьниками и студентами посетим одну из выставок о подвижниках нового времени. Второй год подряд они проходят по всей России.

«Каждая катастрофа в обществе начинается с того, что один не хочет понять и полюбить другого», – считает Марина Михалева, руководитель Тульского епархиального культурно-просветительского центра «Фавор». Рассказывая о передвижной выставке «Неугасимые светочи…», посвященной святым и гонениям, которые им довелось претерпеть, она поделилась важными выводами.

IMG 1305 - Новомученики: пример стойкости веры для детей

– Марина Александровна, с каким настроением Вы презентуете выставку о новомучениках?

– Сто лет миновало с революционных трагических событий, которые пережила Российская земля. Памятные богослужения и крестные ходы прошли во всех уголках и весях страны, молитвенно вспоминая новомучеников и исповедников, которым довелось испытать события ХХ века и засвидетельствовать веру. Их молитвами Господь сохранил нашу землю, засеял на ней новые семена церковной жизни.

Для передвижной выставки выбираем самые посещаемые места – центральные библиотеки, местные краеведческие музеи, поэтому те, кто посмотрел выставку за время ее передвижений, исчисляются тысячами.

Часто думаю о том, что, когда мы, собираясь на открытии, упоминаем имена святых, они, возможно, слышат рассуждения об их жизни, и, наверное, недоумевают нашим сегодняшним представлениям о том времени и его страшных испытаниях. Но, вероятно, и радуются, что мы собрались во славу Божию, памятуя о святости. Главное мое настроение и чувство по отношению к подвижникам – благодарность за их служение.

– Как объяснить нашим детям, почему в ХХ веке лучшие люди того времени, мирно и спокойно живя на своей земле и никого не притесняя, вдруг стали всеобщими врагами?

– Отвечу вопросом на вопрос: за что могут кого-то отчаянно невзлюбить? За то, что этот кто-то не такой как все – мыслит не так, книги не те читает. IMG 1340 - Новомученики: пример стойкости веры для детей

Молодым людям, подросткам сегодня это как раз хорошо понятно и известно на собственном опыте в их повседневной жизни.

Всякая катастрофа в обществе начинается с того, что один не хочет понять и полюбить другого. И сразу общество разрубается – на наших и не наших, красных и белых. Вот когда не делается попытки узнать, каков человек, за что его можно уважать, в чем он несет образ и подобие Божие – тогда и совершаются революции.

Предметы, оставшиеся от умученных святых, убедительно рассказывают: люди, погибшие страшной смертью, ни в чем не были виноваты. Но они были «не такими» на взгляд тех, кто хотел построить «светлое будущее» – они мешали и их уничтожили, а вот за что – найти конкретный ответ невозможно.

ИконаРасстрелянные, избитые до смерти, сброшенные в реки и шахты, закопанные в землю живыми, облитые водой на морозе, они имели другое царство – Царствие Божие внутри себя, и тем становились непонятны и неприняты. И, как это не пугающе, говорить об этом с молодежью необходимо.

Выставка, посвященная этим людям, названа «Неугасимые светочи…», и это очень точное и подходящее название: свет святости угасить невозможно.

– Как появились экспонаты выставки?

– Большинство этих предметов из музея семинарии, но много и тех, что принесли верующие в храмы. И, что самое ценное, о некоторых вещах остались небольшие истории и воспоминания.

Экспозиция состоит из пострадавших в революцию и последующие годы церковных предметов и святынь – икон, которые, очевидно, побывали в кострах, были поруганы. Видимо, кто-то пытался спасти эти образы, нашел, прикрепил к дощечкам, но и их всё равно бросили в костер – теперь мы не узнаем, из какого они храма.

В большинстве церквей от того времени сохранились фрески, многие из них были повреждены безбожниками. Почему неверующим так хотелось нанести урон святым? Для неверующего человека икона – это всего-навсего изображение, картинка, святость для него ничто. Но тогда для чего выкалывать глаза и стрелять из оружия туда, где находится сердце?

Есть хорошее выражение – «глаза в душу смотрят», и в отношении этих людей – это страшное подтверждение евангельской истины, что Бог есть и что «и бесы веруют и трепещут». И вот эти борцы с религией, когда приходили в храм, понимали, что Бог есть, испытывали и страх, и ужас, осознавая: с Богом бороться бесполезно, так дайте побороться с тем, что о Нем свидетельствует – со святыней.

ОбразУ нас хранится почти 15-килограммовый фрагмент колокола, на котором изображен лик Божией Матери. С какой колокольни он сброшен, мы не знаем, осколок принесли в один из храмов почти 80 лет спустя. Когда-то люди не могли вытерпеть этого поругания над храмом и колоколом, унесли святыню домой.

Посмотрите, как колокол разбился: изображение – лик и руки Богородицы – не пострадали. Один из посетителей выставки сказал: «Чему удивляться? Там, где большая масса, и должна проходить граница скола».

Но ведь законы физики Бог установил – главное, что святое изображение сохранилось.

– Как Вы думаете, почему сбрасывали колокола? Почему громили? Можно ведь было просто снять колокол, отправить на переплавку?

– Видимо, этими людьми двигало одно желание: чтобы святые не видели, а голос Церкви не звучал никогда, ведь колокол – самое звучное, что есть у Церкви.

Вот эта обожженная книга залита воском, похоже, ее бросили в костер, наверное, там горело еще множество книг, свечей и икон. И нашелся тот, кто выхватил из огня, спас от такого поругания, принес домой, а дома держать страшно – очень быстро начали арестовывать людей, исповедующих православие.

И представьте, обернули в непромокаемую ткань, отнесли в глухой лес в Алексинском районе и закопали. И почти столетие назад наши современники пошли в этот лес за грибами и увидели что-то в земле. Подумали: наверное, тут проходили места боев, могила времен Великой Отечественной войны, стали раскапывать и… выкопали книгу.

И поражает даже не то, что ее чудесным образом нашли, а удивительная вера тех людей, которые таким образом спрятали церковный текст. Могли бы и не спасать, но спасли – закопали в глухом месте с абсолютной уверенностью, что когда-то его найдут добрые руки. На это потребовался почти век. И это еще одно подтверждение истины, что вера не имеет убогого временного исчисления – спустя 100 лет эта вера вспыхнула у кого-то ответно, соединила 1920 год и почти что 2020 год.

Таким же образом обнаружили вот этот потир – и его кто-то закопал в землю. Прошло много десятилетий, и люди, которые всегда владели тем участком, весной, вскапывая те же 10 соток, обнаружили святыню.

Мы удивляемся, как это – не было предмета или иконы и вдруг – обретенье! Видимо, это происходит в тот момент, когда такое угодно Богу. Пришла пора земле отдать ее страшные сокровища, и потир был найден. По оставленным на нем временем следам очевидно, что он тоже был брошен в огонь.

– Марина Александровна, кто эти люди, от которых остались богослужебные предметы, письма, документы, записанные воспоминания?

– Среди свидетелей много монашествующих. Был в Туле древнейший женский монастырь, который одаривал еще царь Алексей Михайлович Романов, отец Петра Первого. В 1921 году монастырь закрыли, объявили монахинь бездельницами, образовали трудовую артель, но и ее в 1929 году упразднили – часть пожилых монахинь расстреляли, часть разогнали.

Некоторые инокини нашли спасение в подвале Благовещенского храма, где продолжали молиться. У них не было возможности купить новые акафисты, Евангелия и молитвословы – и молитвы переписывались по памяти (об этом факте говорят некоторые орфографические ошибки).

ВыставкаИ вот листочек, который остался нам от монахини, изгнанной из родного монастыря, лишенной средств к существованию и всяких прав и знающей, что других насельниц постигла еще более страшная судьба.

Она видит все зверства и неправды, и при этом пишет: «Человек – творение Божие, особенно человек светлый – это звезда Божия, это цвет всеблаговонный, это бисер многоценный, это прекрасное плодовитое дерево Рая Божия, чудное творение – человек Божий».

От ее слов – холод и жар одновременно. Какие вера в Бога и любовь к людям неистребимые!

– Получается, что встретиться со святостью в ХХ веке гонений и испытаний было проще, чем сейчас?

– Удивительно, но святых мы можем обрести в любой момент своей жизни. Это могут быть наши родственники или просто люди, жившие с нами рядом.

Часто привожу пример: вот на этой фотокарточке епископ Тульский Онисим, арестованный из Тулы и погибший в лагере. Сохранилась копия допроса и описи имущества, когда он служил в Туле его пришли арестовывать в Ильинский храм с надеждой крупной наживы. Но в описи имущества всего-то значится 105 рублей, фотографии, фотоаппарат и штатив. Владыку арестовали и сослали в северные лагеря.

Оттуда он писал в организацию помощи политзаключенным, организованную Екатериной Пешковой, просил вернуть 100 рублей из-за крайне тяжелого положения, но помочь ему так и не получилось. Лагерный след его затерялся…

А через 80 лет к нам пришло письмо от потомков этого человека. Родители, испытывая въедливый страх перед системой в советские годы, опасались говорить, что их дед был епископом, был осужден и сослан, поэтому они и не пытались узнать, где тот погиб. Потом обнаружили фамилию «Пылаев» и выяснили, что он, оказывается, святой. Родственники тогда еще были далеки от православия, не знали, что такое Церковь.

Приехав в Тулу, они отправились во Всехсвятский собор, где находится икона святителя Онисима (Пылаева), на которой он узнаваем – почти такой же, как на фото, и увидели, что все прикладываются к образу и просят молитв святого.

Это их глубоко потрясло. Люди оказались поставлены перед вопросом всей жизни: как жить теперь, если дед святой? На следующее лето потомок святого Онисима умирал от серьезного заболевания, перед этим он воцерковился, и последний разговор с ним показал глубокую духовную перемену и желание почувствовать хотя бы часть боли своего деда, хоть какое-то страдание за веру и за Христа…

На выставке также представлены предметы и письма, связанные с жизнью тульских святых: священномучеников Игнатия (Садковского), Никиты (Прибыткова), Петра Павлушкова; преподобномученицы Августы (Зощук). Все они были умучены и расстреляны.

– Столетие спустя самым мучительным вопросом остается, можно ли примирить тех, кого уже нет, кто оказался по разные стороны революции?

– Вопрос действительно непростой… Я упоминала, что выставка обрастает новыми предметами и смыслами. Протоиерей Борис Монькин передал нам сломанный купольный крест, найденный врачом в земле Веневского района. Этот крест находился высоко на куполе, он с пулевым отверстием – значит, у кого-то поднялась рука стрелять в Распятие, в самого Христа. Находка нередкая – вся Россия завалена подобными крестами, что о многом говорит нам, современникам. ВыставкаМожно ли такое простить?

Или вот эта икона, исколотая штыками – ее подарила одна глухонемая. Ее мама была беременной, когда безбожники ворвались домой, и та вскоре разрешилась от бремени, так что ребенок родился глухонемым.

В письме к нам глухонемая не проклинает виновников своего недуга – пишет, что они не знали, что делали. Какая любовь и милосердие в сердце женщины, которая всю жизнь не говорит и не слышит и оправдывает мучителей!

Этот и многие другие реальные примеры учат любви, вере и надежде, помогают не делить общество на чужих и своих, а искать в человеке светлый образ, видеть его и помогать ему очищаться.

Нет логического объяснения, почему новомученики и исповедники могли сказать в ответ на все страдания и издевательства, как та монахиня: «Человек – творение Божие…»

Наверное, простить и понять друг друга можно только через Воскресение Христово и неистребимую веру, что человек несет Образ Божий, а Бог есть Любовь.

Беседовала Валентина Киденко

Фото автора

Комментировать