<span class=bg_bpub_book_author>Марья Солунь</span> <br>«Ксюша, это волк!» Как защитить детей от опасных взрослых?

Марья Солунь
«Ксюша, это волк!» Как защитить детей от опасных взрослых?

Каждый день наших малышей подстерегает много опасностей и угроз. Как защитить доверчивых детей от опасных взрослых, не разрушая при этом целостности их доброго и радужного детского мира? Не забывая заповеди о любви к Богу и ближнему?

Прощай, зайчик…

Четырехлетняя Ксюша, дочка приятельницы, встречала меня не раз. Раньше каждая наша встреча сопровождалась улыбками и какой-нибудь незатейливой игрой. Но на этот раз она посмотрела долгим, оценивающим взрослым взглядом исподлобья и категорически отказалась рисовать со мной домики.

«Что с твоей дочуркой? Не заболела ли?», – спрашиваю с тревогой знакомую.

Девочка«Нет, всё у нас нормально, – спокойно отвечает та. – Просто мы с мужем устали переживать за неё день и ночь, думая про маньяков-педофилов, похищения детей из садиков и прочие страсти из новостей. И сказали нашей Ксении: «Ксюша, люди бывают разные. Иногда смотришь на человека, а это не человек вовсе – волк. Ты теперь большая, должна это знать. Любой незнакомец может оказаться волком».

В общем, мама с папой безжалостно переложили свою проблему на бедную маленькую детскую голову. Им теперь, видимо, стало проще и легче воспринимать суровую действительность. А каково этой пушистой золотоволосой голове с косичками? Какие тяжелые и горькие мысли теперь ее посещают? И как ей разобраться своим неокрепшим еще умишком, где человек, а где «волк»?

С младых ногтей мы учим своих детишек, что надо слушать и уважать старших (очевидно, ВСЕХ!) В воскресной школе настойчиво твердим про смирение, снисхождение и любовь к ближнему (нищему и убогому, старенькой бабушке, злому мальчишке в песочнице, который забросал глаза песком, да и к его крикливой и сердитой маме тоже). То и дело говорим про милосердие и доброе отношение к животным. Кстати, об этом же повествуют сказочный фольклор, хорошая детская литература, кино и мультики, – весь многообразный слой богатой детской культуры многих веков.

И вдруг оказывается, что все это было так, понарошку. Мы, непогрешимые взрослые, получается врали? Всё придумали?

В один короткий миг розовая пелена добрых зайчиков должна упасть с детских глаз, обнаружив темную пропасть непонятных взрослых отношений, в которой, оказывается, всё совсем не так.

Дорогие мамы и папы, рассказывая про «волков», мы рождаем в детской душе неразрешимое ПРОТИВОРЕЧИЕ и вызываем у своего любимого чада самый настоящий когнитивный диссонанс – болезненное расстройство восприятия.

И вот, карета становится тыквой. Бабушка на паперти храма обращается в злобную плотоядную бомжиху, готовую отнять последнюю копеечку, которую мама дала на шоколадку. Плохо воспитанный мальчик – этот вообще хищник с зубастой пастью, но ничего, найдется и на него какой-нибудь охотник с ружьем.

Словом, проводя эксперимент, подобный вышеописанному, в раннем детском возрасте, вы причиняете ребенку очень большую боль и наносите серьезную душевную травму.

Малыш может утратить доверие ко всем, включая самых близких – маму с папой, бабушку и дедушку, в которых тоже будет всматриваться новым тревожным взглядом и пристально искать «волчьи» черты.

И, уверяю вас, непременно найдет – все ведь мы не без греха! В привычной для него семейной ссоре, в эмоциональном обсуждении домашних проблем, в брошенной ненароком фразе – везде он разглядит следы «волчьего» присутствия, и тогда берегитесь! Ведь с волками жить, как говориться, по-волчьи выть. Ждите капризов, истерик, угроз, требований, ежедневных манипуляций вашими чувствами и прочих заслуженных последствий.

А может произойти и противоположная реакция – ребенок «ни с того ни с сего» замкнется и замолчит, будет раздумывать и переживать сказанное вами глубоко внутри и не подумает усомниться, ведь вы для него пока что безусловный авторитет – живая истина в последней инстанции.

В волчьем логове

Попробуйте дорисовать картинку созданного вами для ребенка зловещего мира. А что, если, правда, одни волки вокруг? И соседка тетя Аня, и Петькина мама, и парикмахерша, и участковый доктор, и воспитательница в садике, особенно когда заставляет мыть руки и орет на детей во время прогулки.

Так значит, вы уверены, что ваше дитя будет и дальше нормально расти и развиваться в таком окружении, как Маугли в волчьей стае?

Раскрытая малышу подобная «правда жизни» ему совсем не по росту, не по возрасту. В силу особенностей своего развития ему рано воспринимать подобную информацию. Это все равно что кормить котлетами новорожденного. Так как ему с этим жить?

Девочка с волком

И зачем после этого вести малыша в храм, рассказывать о Христе и святых и учить уступать и жертвовать, понимать другого и делать добрые дела?

Получается, теперь и тете Ане нельзя дверь открыть, и Петьке соседскому незачем помогать с велосипедом. Волки ведь. Злое замышляют.

Неосторожно, необдуманно, категорично и в резкой форме предупреждая детей о том, что все люди делятся на своих и чужих, плохих и очень плохих, и что посторонние несут им реальную угрозу и хотят причинить зло, мы сами же внутренне калечим и раним детей.

То, что страх уродует, а не воспитывает – давняя аксиома. Запугивание – дурной педагогический метод. К слову, знаменитого на весь мир преступника Андрея Чикатило в детстве то и дело пугали страшными историями, например, о том, как в деревне в голодное время выкрали и съели его старшего брата Степана. Исследователям не удалось установить, был ли этот случай в действительности, но эта дикая «страшилка» посеяла свои злые семена. Считают, что именно из детства произошли некрофильские и каннибалистские патологические наклонности маньяка

Плохо и другое, важное для будущего Спасения: рассказами про людей-«волков» и рисованием действительности в сгущенных черных красках мы словно отбрасываем наших чад на тысячелетия назад – от христианского мировоззрения в темные языческие века, в ветхозаветный мир, чтобы они прочно затвердили принцип «око за око и зуб за зуб». Этим мы словно отрицаем благие основы жизни – любовь и доброту, милосердие и сострадание, нормальные здоровые человеческие отношения, прививая ребенку собственную инерцию греха, приучая к осуждению ближних. В этот момент мы как будто бы не понимаем, что, не научившись доверять людям, наши дети никогда не освоят на практике полное доверие Богу – один из главных навыков веры.

Руководство к действиям

Между тем, мир действительно лежит во зле, опасности реально существуют, и защищать от опасных взрослых необходимо. И особенно уязвимы наши добрые маленькие овечки –дети воцерковленных родителей, как правило, более доверчивы и открыты, всегда готовы помочь, спешат рассказывать о себе всё и всем, кто интересуется.

В глубине души мы понимаем, что вокруг много хороших и нормальных людей. В том числе, простых, деревенских, старшего поколения, которые до сих пор со всеми здороваются и спешат заговорить, а малышню могут по старой привычке и по вихрам потрепать (в наши дни после такого «тактильного контакта постороннего с ребенком» могут и полицию вызвать).

Девочка с мамойРаньше в деревне ведь как было — вся улица воспитывала, дети были общие, этакое народное достояние. А советские коммуналки – вершина дворовой педагогики с ее бабушками у подъездов? Сколько лучших умов она взрастила!

Вокруг нас много просто одиноких людей, живущих по соседству – пожилых бездетных женщин, словоохотливых старичков, скучающих на пенсии, для которых двухминутное общение с вашим ребенком и его забавная щербатая улыбка до ушей может стать главным радостным событием всего дня. Ну и что же их теперь всех – записать в педофилы? Конечно, мы должны учить детей быть приветливыми и сострадательными, отвечать вежливо, ЛЮБИТЬ БЛИЖНИХ.

С другой стороны, злые герои в детском мультике и в реальности выглядят совсем по-разному. Маньяк Чикатило тоже казался всем милым и обаятельным человеком средних лет с «добрыми» чертами лица и «лучащимися» глазами.

Каждого подкупал его симпатичный и общественно одобряемый имидж – интеллигентный дяденька в очках с педагогическим образованием, знанием детской психологии и подходом к детям – в прошлом бывший учитель словесности, преподаватель ПТУ и даже директор школы.

Так можно ли научить ребенка отличать одно от другого? Понять, у кого недоброе на уме? Безусловно.

Конечно, мы не говорим с вами о младенчестве. Примерно до полугода чадо пребывает в зоне чистого доверия и одинаково улыбается и гулит со всеми. Потом оно начинает делить мир на близких и посторонних и плакать при появлении незнакомых лиц.

Мы все-таки говорим о возрасте лет с 3-4. Естественно, у ребенка пока что мало аналитических способностей и недостаточно опыта и интеллекта, чтобы провести черту. Зато у него очень развита интуиция. Его Ангел-хранитель не дремлет.

Если ребенку довелось общаться не с незнакомцем, а, скорее, с малознакомым человеком, то его «лакмусовая бумажка» – мама или папа. Если это друг семьи, приятель или приятельница, эмоциональная реакция родителей в беседе с ними будет легко и правильно считываться малышом. А вот если человек походит к ребенку в отсутствие мамы и папы… Критерии совсем другие.

Вот важные поведенческие моменты, связанные с психологией «опасного взрослого»:

  • Никого из своих жертв тот же Чикатило не тащил насильно посреди белого дня в центре города
  • Если жертва не хотела знакомиться, идти на контакт, он не настаивал, а быстро уходил и искал другую
  • ВСЕ пострадавшие от его действий шли за ним добровольно, некоторые даже проходили вместе с ним по безлюдным местам по несколько километров
  • Маньяк старался не привлекать общественное внимание и при малейшей угрозе быть раскрытым тотчас исчезал

И всё это касается не только человека, чья фамилия стала именем нарицательным для всех моральных уродов наших дней. Это – общие места психологии злоумышленника, способного причинить вред ребенку.

Вот какую линию поведения в связи с этим рекомендуют психологи малышам, детям-школьникам и подросткам:

  • Не принимай никаких подарков и угощений от незнакомых людей
  • Никуда не ходи с незнакомцами, даже если они настойчиво зовут тебя от имени мамы/папы или знают твое имя и фамилию
  • Не «ведись» на обещания (показать хороший фильм, подарить телефон, планшет, котенка, угостить шоколадкой и прочее)
  • Если тебя попросили о помощи, извинись и скажи, что ты ребенок и твоих сил маловато, чтобы помочь. Тех, кто действительно нуждается в твоей помощи, ты узнаешь и так – без просьбы о ней
  • Не подходи близко к машинам незнакомых людей и не садись в них. Если машина продолжает ехать за тобой, скорее убегай в направлении, противоположенном движению авто (только не перебегай дорогу перед капотом)
  • Если ты заметил, что за тобой кто-то неотступно следит, звони родителям и постарайся поскорее отойти в людное место. Не бойся обратиться за помощью к встречному полицейскому
  • Не позволяй незнакомым людям нарушать свое личное пространство – подходить слишком близко и прикасаться или прижиматься к тебе. Помни о своем достоинстве и соблюдай дистанцию
  • Если тебя схватил и тащит незнакомец, кричи громко и зови прохожих. Дай им понять, что это не твой папа или старший брат
  • Доверяй своей интуиции. Не бойся показаться невоспитанным – если ты чувствуешь, что в вопросе или просьбе незнакомого человека что-то не так, не медли, сразу же уходи или беги
  • Слушайся старших, но только тех, кого хорошо знаешь и кому доверяешь: самых близких, свою учительницу
  • Всё время будь на связи с родителями. Даже если друг позвал поиграть за дом – звони, спрашивай разрешения. Мама с папой должны всегда знать, где и с кем ты находишься

Учите эти простые правила вместе с детьми наизусть и больше не пугайте их волками!

Марья Солунь

Комментировать