Как воспитывать сыновей: интервью с многодетным папой

Как воспитывать сыновей: интервью с многодетным папой

У Валерия – две дочери и сын. Многодетный отец – старший научный сотрудник, работает в Институте биохимии им. Баха Российской Академии наук. Православный папа с большим опытом и глубоким знанием темы рассказывает о воспитании мальчиков.

– Валерий, чем принципиально отличается воспитание мальчиков от воспитания девочек?

– Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять, кем мы хотим видеть своего сына во взрослой жизни, какова будет его роль. Нужно учитывать, что основные особенности характера ребёнка формируются очень рано.

toy - Как воспитывать сыновей: интервью с многодетным папой

– Да, понятно, что это роль отца, кормильца, добытчика, в этом случае, какие качества прежде всего нужно воспитывать в подрастающих сыновьях?

– Основное – это воспитание у ребёнка чувства ответственности. Если он умеет отвечать за себя, то сумеет нести ответственность и за ближних, за семью.

Если эту ответственность не удаётся воспитать – ожидать адекватного исполнения своей роли во взрослой жизни не приходится.

Неизбежным следствием инфантилизма, допущенного в воспитании, будут проблемы в семейной, производственной сфере, в общении с другими людьми.

Но не со всеми мальчиками это получается одинаково результативно. Для каких-то ребят с детства естественно быть лидером, защитником, инициативным человеком. А есть мальчики мечтательные, романтические, в плане классического мужского воспитания с ними сложнее.

Все дети – разные, у каждого своя задача, и это хорошо. Поэтому в некоторых ситуациях родителям следует избегать прямолинейности.

Если мальчик активно противится прямому воздействию взрослого – можно воспитывать в более мягкой форме, осторожно.

– Как воспитывать осторожно, в мягкой форме?

– Здесь важно понять, что у родителей, у семьи есть большое преимущество в воспитании своих детей.

Родители чувствуют тот момент, когда ребёнок наиболее способен воспринимать новую информацию, когда ему можно аккуратно что-то донести без сопротивления с его стороны.

В этот момент важно сказать нужные слова. Детство скоротечно. Ребёнок сейчас вам открыт, но такая ситуация будет не всегда.

Чем ребёнок меньше, тем в большей степени он открыт. Конечно, бывают случаи, когда надо довольно резко поставить ребёнка на место, например, в случае постоянного не восприятия просьб родителей или при поведении ребёнка, опасном для окружающих.

– С мальчиками сложнее беседовать, чем с девочками?

– Это очень индивидуально. Капризными и невосприимчивыми могут быть как мальчики, так и девочки. Это внутренне присущая черта – неспособность воспринять в данный момент то, что тебе хотят донести. Нужен строго индивидуальный подход к каждому ребёнку.

– По опыту, какие способы формирования ответственности самые результативные?

– Формирование ответственности неразрывно связано с развитием личности.

Когда Ваня учился в начальной школе, он очень полюбил игру в солдатики. Сейчас купить эти игрушки не составляет труда. Ваня сам выбирал в «Детском мире» разные наборчики, посвящённые тем или иным армиям. Причём по всему историческому отрезку – 3000 последних лет.

Покупая тот или иной набор, он сам склеивал солдатиков, расставлял их, играл, кроме того, когда их стало много, он сопоставлял – как греки воевали, римляне, французы. У него формировалось историческое мышление.

Это было пространство, которое он сам освоил. Сначала о самой эпохе у него не было представлений, он знал только, например, о коннице, которая тогда существовала. Потом, когда сформировался более широкий взгляд, он заинтересовался историческими книгами с хорошими красочными картинками.

Очень важно, чтобы в иллюстрации исторических событий было больше наглядности. Это был важный этап в развитии Вани как личности, этот его опыт мне очень дорог.

Он почувствовал, что есть области, в которых он разбирается лучше многих, в том числе взрослых. Это придавало уверенности в своих силах.

Кроме того, на основе изучения истории вооружений, сражений он стал с воодушевлением воспринимать сражения христианские – за Веру, за Родину.

Игра в футбол

Да, с моей стороны были упущения. Надо было больше практического, живого общения с ребёнком, больше самому участвовать в его играх.

Я всегда с восторгом наблюдаю, как другие папы самозабвенно носятся с детьми по площадке.

– Домашние обязанности важны для формирования ответственности?

– Очень важны. У нас это было мытье посуды. По нечётным дням её должен был мыть Ваня, по чётным – Ксюша, старшая дочь.

Правда, когда они стали школьниками, с Ваней было по этому поводу много проблем. Требовалось же не просто «встать к станку», но и предоставить качество работы. Надо тщательно вымыть посуду, чтобы не было жира.

Это его сфера ответственности – вымыть посуду, сделать домашнее задание к школе. Надо добиваться, чтобы он это делал.

Если этому не научиться, о чем можно говорить в будущем? Не будет интереса брать ответственность за других.

Вообще не будет стимулов для создания семьи. Эти ролевые установки закладываются очень рано. Я знаю случай, когда человек живёт гражданским браком со своей избранницей, но не женится, так как боится ответственности.

– А мальчику можно в обязанности ставить мытье посуды?

– Разве к этому могут быть противопоказания? Это регулярное занятие, которое будет его организовывать. Можно ещё пылесосить, протирать пол. Но должно быть что-то регулярное.

Ходить в магазин? В детстве не сможет, небезопасно, только начиная с определённого возраста. К домашним регулярным обязанностям дети должны привыкать с самого начала, начиная с заправки кровати и уборки игрушек.

Взрослая жизнь большей частью состоит из повторяющихся ритуалов, которые ты должен делать, хочешь ты этого или не хочешь.

Проблема в том, чтобы сделать эти ритуалы радостными для человека. Научить ребёнка всё делать с радостью, да ещё во славу Божию – вот это было бы здорово.

– Какие моменты воскресной школы положительно повлияли на вашего сына?

– Ваня занимался в разных воскресных школах. В дошкольном возрасте очень важны и интересны были уроки рисования и рукоделия. Эти было важно для развития личности, тем более что в детский сад он не ходил.

Очень запомнились занятия с Татьяной Борисовной по изучению основ христианской веры. Она рассказывала обо всём с трепетом, с благоговением, так, как нужно прикасаться к святыне, и дети это чувствовали.

Позднее он посещал различные спортивные занятия и занятия по военно-патриотическому воспитанию. Это тоже было важно и увлекательно. Мне нравится опыт одной воскресной школы, в которую Ваня, правда, не ходил. Там есть военно-патриотический клуб для детей начиная с возраста начальной школы.

Представьте: дети занимаются на берегу речки, проводят игровые битвы, ролевые игры, но не виртуальные, а реальные.

Есть элементы обмундирования, деревянные мечи, изучаются приёмы выживания в лесу, преодоление преград, переправа через реку, вязка узлов. Из этой школы мальчиков невозможно увести.

Но, мне кажется, педагог должен очень тонко работать с детьми. Не строго по расписанию, а очень индивидуально.

– Насколько здесь важна личность педагога?

– Очень важна. Нужен именно человек-энтузиаст. В идеале – достаточно молодой, полный сил и энтузиазма мужчина, у которого есть опыт работы с детьми. Чтобы он хотел задействовать детей постоянно. Чтобы у них не было слишком много свободного времени, которое они могут использовать не совсем адекватно.

Мне кажется, что хорошо, когда такой педагог звонит детям, тормошит их, оценивает, чем они занимаются, зовёт с собой.

Чтобы дети чувствовали опеку со стороны учителя. Родители часто заняты и не всегда в состоянии это делать. Хорошо, если есть тот, кто этим занимается прицельно.

Сейчас у Вани, слава Богу, такой педагог есть. Часто ребята собираются и играют в футбол или другие игры. Около своих домов, но в своём к составе из воскресной школы.

Вообще они сейчас много учатся – по 6 дней в неделю, очень изматываются. В будни физически не могут встречаться. В выходные, даже если не очень много свободного времени, идут с удовольствием.

Думаю, мальчикам были бы интересны такие занятия, как резьба по дереву, игры на воздухе, катание с горок, игры по стрельбе из лука, лазание по канату. Лучше, если недалеко от дома и на природе.

– В воспитании мальчиков важно, чтобы педагог был мужчиной?

– Да, конечно. Сейчас в школе фактически нет учителей-мужчин. А такая иерархия хорошо действует на мальчиков, для них нормально, когда есть старшие товарищи. Это относится и к взрослой жизни, когда дети уже станут студентами.

Им нормально, когда их “берут за холку”. Но при этом абсолютно необходимо присутствие очень важного момента: юноши должны чувствовать, что их любят. Тогда они способны на многое, и многое могут простить.

– А мама должна «брать сына за холку»?

– Она всё равно будет это делать, сын ведь – плоть от плоти, она не может абстрагироваться от его поведения.

С какого-то возраста сын к маме может перестать относиться как к учителю. С ней можно посоветоваться, к ней припасть, но она – не вожак.

Конечно, часто бывает, что отца нет рядом, и мама выполняет его роль. Но когда отец в семье физически присутствует, должна быть иерархия, маме лучше апеллировать к отцу.

– Какой же образ мамы должен быть у сыновей для их достойного воспитания?

– Вспомним жития святых. Мамы разные были. Княгиня Ольга в подавляющем языческом окружении смогла передать начала христианской веры своему внуку – Крестителю Руси князю Владимиру. У Сергия Радонежского родители стали монахами.

Это – богоизбранные семейства подвижников. Их жизнь указывает, что, прежде всего, мама должна быть христианкой.

Самая главная её задача в воспитании сына – воспитать христианина, а не светского льва.

У отца задача такая же, но у матери – прежде всего, так как она постоянно находится с детьми.

Воспитание христианской души сына, христианских идеалов. Подгузники, одежда, учёба – это тоже важно, занимает огромное количество времени, но самое важное – первое. Соответственно, и сама она должна вести христианский образ жизни, равно как и отец.

– Как же воспитать сына-христианина?

– Родители обычно чувствуют состояние детей, как я уже говорил. Надо ловить то состояние, в котором дети наиболее восприимчивы.

Есть семьи, где всегда проводится христианское воспитание. Но для этого родитель сам должен быть хорошо подкован и что-то рассказывать своим детям.

Помню такую ситуацию. В храм пришла мама с сыном лет 5-6, ещё маленький, а она подводила его к иконам, что-то ему рассказывала, объясняла.

Мама сама должна этим жить. Не просто исполнять свои обязанности – накормить, напоить, спать уложить, обучить, а должна нести им христианский настрой. Это самое главное. Это должно закладываться.

И, конечно, в личности самой матери эта христианская оболочка должна быть сформирована. Если она не уяснит что-то, пока взрослеет до роли матери, если что-то недополучит, недоработает в себе, то могут быть проблемы, когда у неё появятся собственные дети.

В то время, которое ей даётся, пока её дети будут маленькими, она не сможет им передать самое важное, поскольку сама не до конца уяснила. Это к вопросу о воспитании девочек.

– В мальчиках, сыновьях очень важно воспитывать уверенность в себе, умение отстоять свою точку зрения. Как это сделать?

– Хорошо, если сын раньше взрослеет. Для этого с ним нужно больше общаться. Вести диалог так, чтобы не просто ему что-то рассказывать, а чувствовать его реакцию, что он что-то усвоил, рассказал от себя, чтобы это шло от него, стало его суждением.

Чтобы он продемонстрировал то, о чем он узнал. В этом проявляется личность ребёнка. Ещё до школы для Вани была полезна детская энциклопедия, с яркими наглядными иллюстрациями по интересующим темам.

Хорошо на стенах в детской вывешивать яркие, адекватные картины и плакаты, пособия. Чтобы ребёнок все время на них смотрел, и эти образы у него оставались.

Игра на гитаре

– То есть важно развивать мышление ребёнка, любознательность?

– Безусловно, родители могут найти информацию, книги, предложить их ребёнку. Если у сына костёр в душе горит – надо своевременно подбрасывать поленья.

Пытливый детский ум работает, работает, воспринимает очень быстро, может схватывать моментально, главное, детям донести что-то на их языке.

Произведения детских художников, писателей, классика – всё это может очень хорошо воздействовать. Нужно, чтобы родители имели возможность постоянно этим заниматься. Если нет помощи, то родителям приходится очень много заниматься жизнеобеспечением, не хватает времени.

Для воспитания нужно вдохновение, свежие мозги, довольно много сил. С одной стороны, я понимаю, что в молодости это не всегда может получаться, а с другой стороны – с возрастом физически сложнее. Надо это как-то сочетать.

Нужно детей воспитывать так, чтобы становились личностями. Просто так, само по себе не всегда бывает. Надо прикладывать усилия, реализовывать какие-то свои идеи.

– Как увидеть, что дети, сыновья становятся личностями?

– Если сын не проявляет себя, может, он и слушает, но ты не знаешь, понял он или нет. Когда начинается ответная реакция, собственные рассуждения, творчество – это уже проявление личности. Если может самостоятельно рисовать, петь, проявлять себя в игре, рассказывать, рассуждать – это штрихи к его личности.

– Но ведь можно перегрузить ребёнка информацией?

– Важно развивать память ребёнка. Чтобы информация, которую он получает, упорядочивалась, не была хаотичной. Чтобы для каждого явления было своё место в сознании.

Основа личности – внутренняя упорядоченность. С одной стороны, много чего видел, прочёл, много где был, а если не может воспользоваться опытом и информацией, извлечь их в нужный момент, значит, есть внутренние препятствия, не всё так гладко.

Когда легко достаёт знания из своего багажа, то это сразу видно.

Чем больше видит, чем больше разбирается в разных областях, тем больше граней получается в алмазе его личности.

Во многом это зависит от родителей. Личность родителей сильно влияет на личность ребёнка.

Родитель должен предлагать ребёнку пищу для развития в разных областях. Поэтому важно чем-нибудь интересным ребёнка занимать, особенно на раннем этапе. Я думаю, это очевидно для многих родителей.

– Неуважение к родителям – серьёзная проблема со стороны сыновей?

– Здесь надо аккуратно подходить. Может, ребёнок просто задумался о чем-то, и, если повторить один-два-три раза, может услышать тебя и сделать.

Самое главное – сохранять контроль над собой, самому не входить в эмоциональное состояние, когда ты сам не совсем адекватен. Дети могут входить, они дети, они не совсем владеют собой.

Если родитель сознательно позволяет себе эмоции по отношению к провинившемуся ребёнку, он все равно себя должен контролировать (как в автомобиле – переключился на другую передачу, но плавно, без дёргания).

– В чём особенность «мальчишеских» игр и чем она обусловлена?

– У мальчиков бывают ситуации, когда они вступают в единоборства (игровые, спортивные). Это формирует характер, закаляет.

У девочек есть своя соревновательность, но она по-другому проявляется. Важно в этих ситуациях, с одной стороны, дать познать себя, почувствовать, как ребёнок ведёт себя в таких ситуациях, позволить проявить свои сильные и слабые стороны, а с другой – учиться взаимодействовать с соперником, чтобы твоя сила не была разрушительной.

Если ты борешься, то не до полного уничтожения соперника. Победить, но не любой ценой. Чем дальше, тем этого у мальчиков больше, просто принимает разные формы.

– Как быть с компьютерными играми?

– Это очень серьёзный современный момент. Такие игры сейчас начинаются очень рано, сначала в виде игры на телефоне, потом покупные игрушки, а потом это уже ноутбук, сетевые игры.

Я считаю, что надо максимально изолировать своих детей от этого, чем позже они прикоснутся к таким играм – тем лучше. Проблема в том, что мало доступных и адекватных православных школ, где бы детей воспитывали, исходя из ценностей христианской жизни.

В большинстве случаев детей из православных семей отдают в обычные школы. Там часто бывают конфликтные ситуации. Какие-то идеалы, которые прививаются в семье, сталкиваются с тем, что ребёнок видит в школе.

В большинстве случаев в классе мало детей с православным воспитанием, окружение может быть как спокойным, так и агрессивным. Причём агрессия не обязательно будет направлена непосредственно на ребёнка.

Это может быть в такой форме, что все дети приходят, достают свои игрушки, телефоны с играми и каждую перемену играют. И если ты не участвуешь в этих играх, то ты выпадаешь из общего тренда. Они все друг с другом контактируют, обмениваются информацией, своими находками, играми, на этой основе создаются сферы общения.

Через компьютерные игры формируется нечто большее, чем клуб по интересам. Если ты не контактируешь, то постепенно становишься даже не то что асоциальным, а стоишь особняком.

Это ребёнку не всегда легко выдержать, особенно в таком нежном возрасте.

Трудно быть способным противостоять всем, когда ещё своя точка зрения не вполне сформирована. В такой ситуации ребёнок сам может увлечься этими играми. Раньше этого не было, а теперь это новый фактор жизни, просто эпидемия.

– Как бороться с эпидемией компьютерных игр?

– Лучше всего, чтобы сами родители как можно больше играли со своим ребёнком, предлагали собственную альтернативу игр, чтобы он не забивался в эти свои штучки. Тонкую методику изоляции от компьютерных игр предстоит ещё разработать. Чтобы дети хотя бы до 5 класса не погружались в игры.

Сейчас сложность в том, что детям дают задания на компьютере – вы не можете аргументировать свой запрет, не можете вообще отобрать компьютер.

Ваня держался всю начальную школу. У него был не очень агрессивный класс, но дети, все поголовно, за исключением 1-2 человек, были «на игле» своих игрищ, а мы ничего ему такого не покупали.

Он чувствовал, с одной стороны, отчуждение, с другой стороны, ему было любопытно. Зато в старшей школе он стал играть. Сейчас он достаточно самостоятельный, запреты уже не действуют – личность сформирована, сам мыслит, принимает решения. Ему 13 лет. Это уже диалог как почти с взрослым человеком. Нужно приводить обоснованные аргументы, говорить с уважением.

– В чём проблема, если дети много играют в компьютерные игры? Ведь это интересно, там присутствует общение (сетевые игры), есть задания на развитие логики, внимания, мышления?

– Дети, играя в компьютерные игры, живут в виртуальном мире и, погружаясь в эту реальность, не всегда адекватно воспринимают живых людей.

Выйти из этого мира может быть очень сложно. При таком образе жизни в мальчике не выработается очень важная черта – ответственность.

Он не будет адекватно воспринимать мир. В голове постоянно носятся образы из игр. Возникает зависимость, а мир и живые люди становятся ему малоинтересны.

Решать свои проблемы ребёнку очень непросто, он их часто не осознаёт. Нужно быть внимательным к нему и пытаться ему помочь, увещевать, приводить примеры, доносить информацию в разной форме, иногда – в шутливой.

Даже если ребёнку не очень хочется слушать, у него все равно откладываются некие представления, которые пытались донести родители.

Беседовала Наталья Мальцева
Сайт «Семейный опыт»

Комментировать