Дети и Страстная: в ожидании чуда

Дети и Страстная: в ожидании чуда

Пост проходит быстро, близится и Страстная седмица. Строй церковной жизни наполнен напряженным ожиданием Воскресения Христова. Меняется повседневная жизнь, удлиняются службы. Как вводить ребенка в богослужебное общение этих дней?

Зачастую родители, исходя из благих побуждений – желания вызвать в ребенке чувство жалости и сопереживания Господу, в своих рассказах о событиях Страстной седмицы делают большой акцент на подробностях страданиях Христа – с физиологическим реализмом, с жестокими деталями. Правильно ли это?

Девочка

В первом классе (а это всего лишь шести-семилетние дети) большинство учащихся уже смотрели с родителями такой сложный даже для взрослых людей фильм как «Страсти Христовы». На вопрос о впечатлениях следует страшный, но закономерный ответ: «Фу, меня чуть не стошнило»… А закономерный он потому, что ребенок в этом возрасте еще не может уразуметь отвлеченных понятий: почему наш Бог – и вдруг умирающий, поруганный, терпящий поношения? В чем смыл искупительного подвига?

Хотелось бы сквозь события Страстной седмицы показать детям грядущее Воскресение. Пусть грядёт скорбь, но в ней уже таится ожидание радости спасения мира и человека.

В этом возрасте детям легче всего запоминать не отвлеченные рассуждения, а яркие впечатления от происходящих событий: необычную торжественность и в то же время приглушенность тона служб, пушистую вербу у икон, домашнюю подготовку к празднику, ночное прекрасное богослужение в сияющих ризах.

Детское восприятие и ожидание чуда очень точно воспроизвел Иван Шмелев в книге «Лето Господне»:

«Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки — пришел Христос. И все − для Него, что делаем.

Необыкновенные эти дни − страстные, Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями − и ничего, потому что везде Христос…

В церкви выносят Плащаницу. Мне грустно: Спаситель умер. Но уже бьется радость: воскреснет, завтра! Золотой гроб, святой. Смерть − это только так: все воскреснут».

Готовясь с детьми начальных классов к Пасхе, в нашей школе мы стараемся провести больше практических занятий – например, изготавливаем отдельный календарь для Страстной седмицы.

Из сложенных пополам и склеенных между собой альбомных листов делается небольшая гармошка-ширма на восемь отделений − ее потом можно будет поставить на стол и передвигать страницы в соответствии с днем недели. Такой календарь можно изготовить и дома с родителями − чередуя чтение и рисование, дети лучше усваивают новый материал.

На изготовление одной странички у нас уходит полный урок. Вначале читаем отрывок из Евангелия о происходивших в тот или иной день событиях, обсуждаем, далее на странице календаря делаем рамочку и в нее выписываем небольшое евангельское изречение из чтений, звучащих в этот день.

Например, в Великий понедельник после чуда со смоковницей Господь говорит ученикам: «И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22).Это дает нам прекрасную возможность обсудить молитву: как молиться, зачем, что такое молитва частная и церковная.

Создаем иллюстрацию к событию – саму смоковницу в схематическом стиле, как изображаются на иконах деревья.

Из событий великого вторника мы по большей части обсуждаем слова Господа о конце этого мира и тему Страшного суда. Здесь, в свете грядущей Пасхи, возникает хороший повод не только абстрактно поговорить о любви и милосердии к ближнему, а предложить и конкретные поступки по силам детей: подарить кому-то пасхальную радость, сделать что-то доброе.

Дети (да и взрослые тоже) часто склонны делать добро только глобально и в фантазиях − они сразу начинают рассуждать, как заберут в дом всех бездомных, усыновят всех сирот и накормят всех голодных. А вот вопрос: «Что именно ты и именно сейчас можешь сделать для ближнего?» − по большей части застигает детей врасплох.

Можно вместе обсудить разные нехитрые и простые способы дарить добро: на пасхальных праздниках навестить свою бабушку, поздравить старушек в храме, дать пирожок бездомному и еще массу посильных добрых дел.

В календаре рисуем притчу о десяти девах – и тут часто встречается очень интересное и необычное выражение детьми своего понимания этой притчи.

На разных рисунках можно увидеть и прекрасный брачный пир, где парят Ангелы и растет древо жизни; и Херувима с огненным мечом, отступающего от врат рая; и сияющие внутренним светом души пяти мудрых дев; и дорогу к Царству Небесному через Крест − детское восприятие очень образное.

Великая среда – день, когда Иуда предает Учителя, а жена-грешница, приносящая миро, получает отпущение грехов. Тоже повод поговорить о святости, о спасительности покаяния, о том, как резко может измениться человек.

Великий четверг – безусловно, Тайная вечеря, омовение ног, установление Таинства Причастия.

Дети до определенного возраста воспринимают причастие очень естественно, как неотъемлемую часть своей жизни, и, на мой взгляд, не стоит заострять внимание на чисто богословских вопросах пресуществления хлеба и вина в Кровь и Тело Христовы, если дети об этом не спрашивают.

В великую пятницу мы говорим о Распятии: рассматриваем символику нательного креста, говорим о страшных событиях этого дня, о предательстве и смерти. Мало кто из детей, кстати, знает точно, что за фигуры изображены стоящими у подножия большого храмового Распятия. Смотрим фильм о Плащанице.

Великая суббота – сошествие во ад и освобождение людей.

И, наконец, кульминация мировой истории – Воскресение Христа, праздник Пасхи. Отверзлись врата рая для людей, смерть побеждена – и здесь бывает интересно выслушать мнение самих детей, как они понимают это событие, какие у них возникают вопросы.

С детьми постарше (четвертый и пятый классы – это дети одиннадцати-двенадцати лет) мы уже погружаемся в более серьезный разбор богослужения и текстов Страстной седмицы. Нет ничего печальнее, когда для человека является привычной нормой прийти в храм постоять на службе и в лучшем случае помолиться своими словами, не вникая в то, что поется и читается.

С детства хочется заложить другой подход: максимально готовиться к богослужению, понимать, о чем и зачем нам будет говорить Святая Церковь в этот день.

Разбираем самые заметные песнопения: «Се, Жених грядет в полунощи…», «Чертог Твой вижду, Спасе, украшенный…» и другие.

Внимательно читаем евангельские притчи, которые раскрываются в этих песнопениях, обсуждаем.

Для проверки даю небольшую самостоятельную работу: предлагаю прочитать тексты некоторых богослужебных песнопений Страстной седмицы и прошу определить, о каком евангельском событии или притче тут идет речь и в какой день это будет петься в храме. Ошибок в работе практически не бывает – дети очень хорошо чувствуют и понимают слово.

Радостно, когда после богослужения они приходят сообщить: «А мы слышали, как в храме пели вот это», − значит, не просто бегают по храму или играют, а вслушиваются и улавливают знакомые слова.

Приведу некоторые тексты для примера:

«Увы мне, кому уподобихся аз: неплодней смоковнице и боюся проклятия с посечением; но небесный делателю Христе Боже, оляденевшую душу мою плодоносну покажи…»

«Жениха, братие, возлюбим, свещи свои украсим, в добродетели сияющи и верою правой, яко да мудрии Господни девы готовы внидем с Ним на брак».

«Егда грешная приношаша миро, тогда ученик соглашался пребеззаконым. Она убо радовашеся истощающе миро многоценное, сей же тщашеся продати Бесценного, сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу».

В этих словах − и Священная история, и богословие, и молитва, они доходят до сердца лучше всяких учебников.

Екатерина Ткаченко,
катехизатор московского храма Всех святых на Соколе
Сайт «Прихожане о праздниках»

Комментировать