<span class=bg_bpub_book_author>Юлия Гусева, психолог</span> <br>Чтобы поход в магазин не  превратился в мытарства

Юлия Гусева, психолог
Чтобы поход в магазин не превратился в мытарства

Наши дети ежедневно подвергаются информационно-рекламной атаке. Их атакуют со всех сторон, навязывая потребительское поведение: купи это, купи то, купи прямо сейчас, копи и покупай и т.д. Наиболее продвинутые маркетологи даже придумали схему «попроси маму, чтобы купила».

По статистике «Афиша Daily» дети в возрасте до 12 лет просматривают около 25 тысяч рекламных роликов в год, и это не учитывая рекламу в интернете, продакт-плейcмент и баннерную рекламу на улице. До 8 лет малыши считают всю рекламу достоверной, и лишь после 11 лет они начинают понимать, что, наверное, шоколадка – это не самое лучшее, что случалось с ними в жизни.

А вообще, реклама любого формата агрессивно в завуалированной форме давит на неокрепшую детскую психику, убеждая что-то купить. И когда ребенок приходит в магазин, первым делом он видит то, что ему уже внушил поток рекламной информации. Либо он видит то, что есть у его друзей, и вообще у всех вокруг, и только у него одного до сих пор этого нет. И вот оно, непроизвольное «хочу» вырывается наружу. И двух рук не хватает, чтобы схватить все эти игрушки, а «хотелка» разрастается с каждым шагом все больше. А потом слезы, обиды, в крайне запущенных вариантах зависть и комплекс неполноценности.

По мнению художника и педагога Э. Крамер, сегодняшние тревожные дети и подростки наших больших городов не только лишены любви, понимания, жизненного и игрового пространства, они также подкуплены, соблазнены и опустошены.

Что делать, как быть? Лучшее лечение – профилактика.

  1. Учите ребенка делать выбор и обосновывать его. При благоприятных условиях, если ребенок учился в более раннем возрасте отвечать взрослому отказом и его отказы уважали, то примерно в пять лет ребенок готов выбирать. Под отказом имеется в виду первое проявление самостоятельности примерно в два года. Отказываясь от какого-либо предложения взрослого, ребенок выбирает. В то же время не стоит предлагать непосильного выбора. Если ребенок любит динозавров, не стоит водить его в магазин «мир юрского периода из кожи крокодила».
  2. Не успокаивайте детей вещами. Вот тебе конфетка или самокат, только не плачь! Такая схема – благодатная почва для выращивания баловня.
  3. Умейте правильно отказывать. Самый жесткий отказ, который можно себе представить звучит примерно так: «Я тоже много чего хочу!», «Хочется — перехочется!», «Мало ли, что ты хочешь!». Такой отказ как бы говорит ребенку: «Ты и твои желания не важны». Смягчите отказ, демонстрируя заботу: «Сынок, я очень хочу порадовать тебя, но вредно есть много конфет. Давай лучше я дам тебе яблоко». Можно использовать юмор. Например, можно сказать: «Если бы я могла, я купила бы тебе столько конфет, сколько ты хочешь. Тысячу! Нет, десять тысяч! Или даже целый грузовик конфет! Сколько ты хочешь? Но, знаешь, к сожалению, так не получится. Вредно есть много конфет. Так что давай-ка заменим конфеты на сухофрукты или обычные фрукты».
  4. С более старшими детьми обсудите законы рекламного рынка. Какие приемы используют маркетологи, чтобы заставить что-то купить, и что это нужно в первую очередь им. А заодно полезно растолковать, чем опасно по жизни такое состояние, как «всякая страсть – идол».
  5. В конце концов, объясните ребенку, что помимо игрушек и вещей в жизни есть более важные и настоящие потребности: общение, дружба, творчество, созидание. И эти вещи не надо подменять фальшивыми ценностями и поверхностными радостями из серии «у меня теперь тоже такое есть». Ребенок должен знать, что мир – безграничный, разный, и в нем есть место волшебству и настоящим открытиям. И радость от познания настоящего, ощутимого мира — несравнима с мимолетным удовлетворением от покупки модного гаджета. Ведь в старых джинсах можно объехать полсвета и заполнить душу искренним счастьем.

Ну кууупииии, мам

«Однажды в супермаркете передо мной в очереди стояли мама и мальчик лет пяти. Мальчик ныл, просил купить то шоколадку, то киндер-сюрприз, то игрушку, которые были щедро разложены предприимчивыми сотрудниками прямо около кассы. Мама сердилась, говорила сыну о том, что в Новый Год он и так получил много подарков, что сейчас мало денег и они не будут покупать глупости. Мальчик ныл, просил, мама пыталась увещевать его, взывая к разуму. Не получалось. Наконец, мальчик применил последний аргумент. Он сказал: «Мама, ты только себе все покупаешь, а мне ничего»! И это было, наверно, последней каплей терпения мамы. Потому что мама стала почти кричать, она говорила, что сын неблагодарный, что ему только и нужно, что что-то купить и еще много-много обидных слов было сказано. Мальчик плакал.
А я смотрела как мама выкладывала свои покупки на ленту. Только старалась смотреть не глазами взрослой женщины, а глазами пятилетнего мальчика. Увы, он был прав. Продукты, тряпочки для уборки, крем для лица, дезодорант, носки, зубная паста, мыло, женский журнал, кастрюля, не говоря уже о приличной горе продуктов… А мальчик ведь не так уж не прав. Все эти мелочи, которые мама купила для себя, конечно, необходимы ей. Но в глазах мальчика это приятные безделицы, без которых прекрасно можно обойтись…
Что делать? Уступить и купить мальчику игрушку? Или ничего не покупать себе? Не думаю, что это хорошие варианты. Сначала разберемся, почему мальчик стал так себя вести. Судя по количеству товаров, которые мама выложила на ленту, они провели в магазине не меньше часа. Мальчик устал. И целый час он переживал негативные эмоции по поводу того, что мама покупает все себе, а ему ничего. Он был вынужден молча сопровождать маму и откровенно скучал. Но выход всегда есть! Давайте попробуем делать покупки вместе с ребенком. Будем обсуждать, что нам нужно купить и зачем, нужно ли это купить прямо сейчас или можно подождать. Например, кастрюля нужна, потому что старая испортилась, без мыла никак – мыться нужно каждый день и так далее. Такое проговаривание покупок помогает ребенку понять, что покупки, которые делает мама, делаются не только для нее, а и для ребенка тоже. Ребенок учится дифференцировать важное и второстепенное. Правда, может быть, в этом случае маме придется оказаться от каких-то покупок. Например, женский журнальчик – это удовольствие для мамы или действительно предмет первой необходимости? Может быть, отказаться от покупки или купить всем членам семьи по журналу? Вам решать».

(с) Юлия Гусева, психолог

Комментировать