<span class=bg_bpub_book_author>Ольга Туранская</span> <br>Бить или не бить

Ольга Туранская
Бить или не бить

Меняются времена, меняются и методы поощрения и наказания детей. Суровыми были обычаи воспитания в средневековой Руси. Не случайно до сих пор представления о “домостроевских” традициях в воспитании связывается с применением физических наказаний.

Своеобразно переложение традиции немецкой средневековой школы, где ученик, которого выпороли, должен был целовать розгу, приговаривая: “Ах, моя любимая розга – ты ведешь меня к добру”.

В России в 1782 году комиссия народных училищ издала сборник школьных правил, где прямо указывалось, что запрещается вообще все телесные наказания, какого бы рода они ни были. Но пороть и сечь детей продолжали. В 1804 году в уставе училищ были вновь подтверждены правила, запрещающие телесные наказания школьников. А в 1820 году физические наказания в школах были вновь официально разрешены. В 1828 году – запрещены.

Проходило время, но проблемы наказания, которая достигла некоторого прогресса, продолжала также остро обсуждаться педагогами. В.А.Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что современных детей нужно воспитывать только добром, только лаской. Это что касается наказания в школе, но остается открытым вопрос о наказании в семье, дома.

Один из самых важных вопросов, на который пытается дать ответ не одно поколение родителей – стоит ли прибегать к ремню, если вы хотите наказать ребенка? Конечно, большинство видят в этом крайнюю меру, последний аргумент в иссякшем родительском словесном наставлении, самый хороший способ внушения на тот случай, если другие способы уже не приносят должного результата. При этом вторая часть молодых, или более опытных родителей, считает, что прибегать к насилию в педагогике недопустимо, что есть масса более достойных способов влияния на детский ум – а рукоприкладство никогда не пойдет на благо, чем бы его не мотивировали.

Сторонники более мягких воспитательных мер приводят массу аргументов в пользу своего решения.

Во-первых физическое наказание (банальный ремень по мягкому месту) — процедура крайне унизительная, а потому эффект от нее скорее негативный, чем положительный.

Второе – бытует мнение, что урок, закрепленный побоями, лучше усвоится ребенком. Ничего подобного! По несчастью, детская память одинаково сглаживает как плохие, так и хорошие воспоминания, так что спустя какое-то время одинаково забудется и проступок, который был наказан ремнем, и благое дело, поощренное чем-то приятным.

А бывает и так, что наказание, каким бы заслуженным не казалось оно родителям, кажется не справедливым ребенку (конечно, ведь в жизни не бывает чего-либо абсолютно белого и чего-либо абсолютно черного, и у любого, пусть даже у самого отвратительного проступка, может быть добрый и светлый мотив). Такое ребенок запомнит на всю жизнь и хорошо, если, повзрослев, однажды вспомнит про этот случай и постарается понять и простить родителей. Хуже, если несправедливость останется занозой где-то в подсознании и при определенных обстоятельствах помешает человеку принять правильное решение.

Третье – применение ремня значительно подрывает авторитет ваших слов. Грубо говоря, если вы были единожды вынуждены прибегнуть к этой крайней мере, все, что страшило ребенка до этого, будет не таким значимым, а значит, в следующий раз к этой мере придется прибегать снова и снова. А теперь представьте, что из любящего родителя, вы превращаетесь в заправского палача, который только и может, что размахивать своим грозным орудием, и ничто другое для ребенка больше не аргумент.

В конце концов, даже если вы вознамерились просто угрожать страхом физической расправы, рано или поздно вы должны перейти к делу, так как после пятого или десятого «А то выпорю!» эта угроза уже не будет казаться чем-то реальным, а только грозной фигурой речи.

Но, при всем убеждении мудрых педагогов, что плохих детей не бывает, как же поступать в тех случаях, когда строптивый ребенок абсолютно вышел из повиновения, а использовать ремень вы зареклись?

Попробуем рассмотреть варианты.

Начнем с того, что не всякое непослушание является проявлением испорченности ребенка. Как утверждают специалисты по детской психологии, зачастую, неадекватное поведение свидетельствует о том, что ребенок либо не понимает, что от него хотят, либо пребывает в стрессовой ситуации, либо пытается привлечь к себе внимание. И всего-то.

Однако, как бы просто не звучали первопричины, они свидетельствуют о негативный процессах в семье в целом, а значит для того, что бы преодолеть проблему с детским хулиганством и непослушанием, придется изменится не только ребенку, но и родителю.

Во всех случаях, алгоритм действия выглядит приблизительно одинаково – в конфликтную ситуацию (в особенности, если ребенок пребывает в истерике) не стоит сразу бросаться с головой, нужно переждать, чтобы улеглись страсти. Например, переключить на что-то внимание ребенка (игрушки, уборка в комнате, или даже сон), а уже затем, когда ребенок успокоится, спокойно обсудить с ним ситуацию.

При этом разговор стоит провести мягко, без нажима, но и без лишних «уси-пуси», чтобы ребенку, в каком бы возрасте он не был, стало понятно, что это серьезная беседа и говорить стоит серьезно и откровенно. Обстоятельно расспросите своего отпрыска, почему он так себя повел, при каких обстоятельствах он бы так поступил снова, что бы помешало ему так поступить, осознает ли он свою провинность. В свою очередь, вы должны спокойно объяснить ребенку, почему так поступать нельзя.

Пусть даже об этом говорилось не один раз. Далее должно последовать само наказание или его обсуждение.

При этом вы должны быть максимально последовательны в действиях – если проступок совершен впервые, возможно, стоит обойтись строгим предупреждением – вы должны пояснить, что будет ребенку за то, что он повторит свой проступок, как это будет неприятно и вам и ему, и как будет плохо, когда малыш будет наказан.

В том же случае, если проступок был совершен не впервые, должно последовать наказание. Но какое?

Чтобы понять, как наказывать ребенка, вы должны глубоко осознавать рычаги своего влияния и понимать, какие действия ребенок воспримет как наказание.

Скорее всего, у вас два пути – пойти по пути лишения или по пути исправительных работ. И если с лишениями все очевидно – неделя без телевизора или компьютера, никаких карманных денег, табу на прогулки с друзьями или никаких походов в кино или цирк, то какими должны стать исправительные работы вам может показаться непонятным.

Попробуем разъяснить – в качестве наказания вы можете выбрать любое, механически повторяющееся действие, достаточно растянутое во времени, чтобы ребенку это не только успело наскучить, но забрать львиную долю его неуемной энергии, сил, а так же времени, которое он с удовольствием потратил бы на что-то другое.

Скажем, можно заставить его переписывать несколько страниц из словаря (конечно же, аккуратно и без помарок, а в случае неусидчивости, заставить начать с начала), или, как в сказке про Золушку, заставить перебирать крупу, скажем, отбирая рис от гречки или горох от чечевицы. Дело в том, что такое наказание, может заставить ребенка серьезно обдумать свой проступок, и убедится в том, что лучше бы ему такого больше не делать, если он не хочет стать заложником переписки или перебирания на еще более длительный срок.

И если с наказанием более-менее разобрались, то как быть с профилактикой? Ведь она обязательно должна быть.

Само собой, ищите причину плохого поведения своего ребенка в себе, и от части в том окружении, что есть вокруг вашего крохи. Не провоцируйте ребенка на проступки, заблаговременно обсуждайте с ним грядущие стрессовые ситуации, проясняйте причинно-следственные связи, больше говорите со своим сыном или дочерью.

Оставляя на долгое время ребенка одного, обязательно дайте ему занятие – не обязательно что-то крайне полезное, можно просто занимательное, обязательно знакомьтесь с его друзьями и обсуждайте поведение его друзей.

И, самое важное, всегда выполняйте обещанное! Тогда вашим словам будет цена на вес золота, и ваш малыш будет уважать и доверять вам.

Ольга Туранская

Комментировать

2 комментария

  • sokol, 15.06.2016

    В.А.Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что современных детей нужно воспитывать только добром, только лаской. Это что касается наказания в школе, но остается открытым вопрос о наказании в семье, дома. И дома никаких наказаний ИНАЧЕ РЕБЕНОК ПРОСТО УЙДЕТ ИЗ ДОМА!

    Ответить »
  • виктор, 08.02.2017

    Друзья что твориться? Куда, куда катиться этот мир?

    Все дети(люди) разные, и потому подход нужен индивидуальный. От осины не родятся апельсины! И если вы импульсивный и словами вам ничего не докажешь, то скорее всего это передастся некоторым вашим детям.

    Я не знаю заказанная эта статья или просто дань моде, но я с ней не согласен.

    Неужели вы думаете что жестокость в мире растет из-за того что родители наказывают своих детей? Неужели вы думаете что дети уходят из дома  потому что , их там наказывают? НЕТ и еще раз НЕТ!!!

    Уйти из дома ребенок может и тогда, когда ему просто запретили или сказали против. Да и если его заставить крупы перебирать(вы сами то пробовали такие наказания?) Если ты ему говоришь:

    — Иди мой посуду.

    -Не пойду

    -Так тогда иди крупу перебирай.

    -Не пойду.

    И что? Ах да по новым законам их и посуду мыть заставить нельзя, а то они в школе кому надо скажут и маме и папе по попе дяди в погонах настучат.

    Вы знаете бывают у детей периоды возрастные, когда далеко ни каждый ребенок и родитель может без битья. Притчи 13:24 и 29:15 Библия побуждает наказывать!

    А если мать одна воспитывает это ж вообще караул справиться с парнем, да и дочки сейчас не цветочки.

    Феофан Затворник: что есть духовная жизнь и как на нее настроиться 17письмо:

    Прогрессистки имеют в виду все человечество и, по меньшей мере, весь свой народ огулом. Но ведь человечество или народ не существует как одно лицо, чтоб можно было что-нибудь для него сделать сейчас. Оно состоит из частных лиц: делая для одного, делаем в общую массу человечества. Если б каждый, не пуча глаз на общность человечества, делал возможное для того, кто у него пред глазами, то все люди в совокупности в каждый момент делали бы то, в чем нуждаются все нуждающиеся, и, удовлетворяя их нуждам, устрояли бы благо всего человечества, сложенного из достаточных и недостаточных, из немощных и сильных. А то в мыслях держат благо всего человечества, а что пред глазами, то пропускают без внимания, – и выходит, что они, того общего не имея возможности делать, а это частное пропуская, ничего не делают для главной цели жизни.

    Эт я к чему привел: мы в храм ходим , хотим что бы нас окружали положительные люди, воспитанные и т.д. и т.п.  И что для этого? Проводим ли мы воскресные и праздничные дни в помощи ближним? Прейти  к многодетным мало обеспеченным и с детьми посидеть, что бы родители могли время друг другу уделить(в храм сходить , побыть в месте…).  Прийти к матери одиночке посидеть с детьми , что бы она поспать смогла ну или что там. Да бывает что и с одним ребенком никуда нисходишь…….

    Может тогда и раздражения у людей и злобы по менее будет и детей бить перестанут, да и мы как христиане себя проявим на деле.

    Иакова 1 лава стих 27:»Поклонение , чистое и неосквернённое в глазах нашего Бога и Отца, заключается в том, чтобы заботиться о сиротах и вдовах в их бедах и хранить себя незапятнанными миром.

     

    Ответить »