<span class=bg_bpub_book_author>Вадим Акентьев</span> <br>Душа моя, помни о Страшном Суде! 

Вадим Акентьев
Душа моя, помни о Страшном Суде! 

«Все мы предстанем на суд Христов»

(Рим.14:10)

На кладбище, вглядываясь в памятники, можно осознать удивительный факт – от старости люди умирают не чаще, чем от болезней, несчастных случаев, преступлений. По статистике, сегодня в России каждую минуту уходят в иной мир, в среднем, пять человек, «уходят те, кто дорог и любим», кому надо было бы жить и жить.

В одной из молитв «Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу» есть такие слова: «Госпоже Богородице, помилуй мя грешного, и в добродетели укрепи, и соблюди мя, да наглая смерть не похитит мя неготоваго, и доведи мя, Дево, Царствия Божия…»*

Каждую минуту «наглая смерть» может встретить людей где угодно, и воистину «похищает» их, не спрашивая о готовности. Похищает – неожиданно и навсегда – старых и молодых, взрослых и детей, нищих и богатых, оптимистов и пессимистов, верующих и атеистов. Душа отходит к Богу, безропотно оставляя в земном мире всех, кого любила, всё, что нажила, все свои запланированные, безусловно важные и необходимые, дела и встречи…

Человек, пока живет на земле, старается об этом не думать. В том числе и о том, что рано или поздно его фотография понадобится для памятника. Со своих кладбищенских овалов усопшие смотрят на нас глазами, полными жизни и спокойствия,  словно с убеждением, что смерти не существует. А ведь действительно, как выразился один православный писатель, «умереть нам не удастся».

«В момент смерти душа выходит из тела и вступает в новую форму существования, однако она не теряет ни памяти, ни способности мыслить и чувствовать. Более того, душа уходит в иной мир отягощенная грузом ответственности за прожитую жизнь, неся в себе память о ней» (митрополит Иларион (Алфеев)).

Впереди у каждого человека – отчет перед Творцом. Отчет за дар свободы воли, внутренней свободы выбора между добром и злом.  «По христианскому учению, над этой свободой никто не властен – ни люди, ни общество, ни демоны, ни Сам Бог» (проф. А. И. Осипов).

Преподобный Макарий Великий писал: «Природа человеческая способна к принятию добра и зла, Божественной благодати и противной силы, но принуждаема к тому быть не может». «Без согласия воли человеческой Сам Бог ничего не производит в человеке по причине свободы, которою одарен человек».

Именно поэтому за такую свободу человек несет и  полную ответственность – перед Тем, Кто ее даровал. Значит, расписание всех моих дел сегодня должно определяться предстоящей встречей с Богом и отчетом за свою жизнь…

Апостол Павел призывает верующих: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:15-17).

«Дни лукавы», то есть коварны, обманчивы. Новый день обещает мне очередные 24 часа. Но стоит ли верить этим часам, если они могут остановиться для меня в любую минуту? «…Ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14). Что такое моя земная жизнь? Всего лишь короткое тире между двумя датами на памятнике.

А вот после второй даты начинается невидимая линия бесконечной протяженности. С кем человек будет проводить вечность, с Богом или демонами – этот вопрос нужно решать не к старости, и даже не после окончания института. Этот вопрос решается каждую минуту… Поэтому так важно учиться дорожить временем и всегда помнить о главном.

Я заглядываю в эту памятку и мысленно вписываю сюда очередную дату.

дд мм гг

Может быть, именно сегодняшний день станет для меня последним, и эта дата появится… на моем надгробии. Мой земной путь когда-нибудь обязательно прекратится, и никто не может гарантировать, что «только не в этот день!»

Зачем думать об этом? Преподобный Антоний Великий советовал: «Ежедневно умирай, чтобы жить вечно, потому что боящийся Бога будет жив вовеки».

«Господи, дай мне слезы и память смертную…» – молился святой Иоанн Златоуст. И все православные христиане повторяют эту молитву в вечернем молитвенном правиле. Память смертная – дар Божий. Эта память помогает осознать всю мимолетность земного существования («есть только миг между прошлым и будущим…»). Эта память помогает устремиться всеми силами к вечному Богу с надеждой на Его безграничную  милость и бесконечную любовь. Наша жизнь от начала и до конца – в любящих руках Небесного Отца. Поэтому есть нечто страшнее смерти – это сознательное отвержение добра, а значит, Бога. Человек может дойти до этого, истратив свою жизнь на злые дела и равнодушно, словно в беспамятстве, унося их с собой в могилу. Страшное беспамятство на пороге Страшного Суда!

Вслед за этой памяткой я взываю к своей душе: «Помни!»

***

Душа моя, помни, что отчет перед Богом неотвратим так же, как смерть!

Апостол Павел не раз упоминает об этом в своих посланиях: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27), «каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14:12).

Православные христиане ежедневно молятся в храмах:   «Христианския  кончины  живота  нашего   безболезненной, непостыдной, мирной и доброго ответа на Страшном Судилище Христовом  просим!» – «Подай, Господи!»

***

Душа моя, помни, что перед Богом ты предстанешь, как ответчица на суде, где будут испытаны все твои дела!

Священное Писание открывает с разных сторон образ будущего испытания. «…Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2-е Кор. 5:10). «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1-е Пет. 4:17-18). «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим.14:10).

Отвечать перед Богом придется не только за дела, но и за слова: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37).

Судилище Христово часто называется Страшным потому, что человек предстанет перед святым взором Господа Иисуса Христа во всей наготе своих мыслей и чувств, когда   и  самому человеку откроется то, что он, может быть, скрывал при жизни даже от себя. «Придет день, братия, непременно придет и не минует нас день, в который человек оставит все и всех и пойдет один, всеми оставленный, пристыженный, обнаженный, беспомощный, не имеющий заступника, не готовый, безответный, если только день этот застигнет его в нерадении: «в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает» (Мф. 24:50), когда он веселится, собирает сокровища, роскошествует. Ибо внезапно придет один час – и всему конец» (преподобный Ефрем Сирин).

«На Кого хотим надеяться в день нашей смерти, на Того и ныне, во время жизни нашей, должны возлагать всю надежду, к нему прибегать и прилепляться. Тогда нас все оставит: честь, богатство останутся в мире; тогда исчезает сила, разум, хитрость и премудрость; тогда ни друзья, ни братия, ни приятели наши не помогут нам; все оставят нас тогда. Один Христос, Искупитель наш, если в Него ныне истинно веруем и надеемся на Него, не оставит нас» (святитель Тихон Задонский).

Господи, помоги мне в жизни возлагать всю надежду на Тебя, чтобы и в смерти не остался я без надежды!

***

Душа моя, помни, что смерть приходит всегда неожиданно! Всегда имей страх Божий, чтобы не заснуть духовно.

Христос призывает верующих: «Смотрите, бодрствуйте, молитесь… ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру» (Мк.13:33). «Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр. 3:3).

Преподобный Антоний Великий советовал: «Пробуждаясь от сна, будем думать, что не доживем до вечера, и, опять ложась спать, будем помышлять, что не доживем до утра, всегда помня о безвестном пределе жизни нашей. Живя так, мы не будем ни грешить, ни иметь похотения к чему-нибудь, ни воспламеняться гневом на кого-либо, ни собирать себе сокровищ на земле, но, каждый день ожидая смерти, будем презирать все тленное. Тогда остынет в нас и похоть плотская, и всякое нечистое желание, все будем прощать друг другу и будем предочищать себя, всегда имея перед очами ожидание последнего часа и борьбы. Ибо сильный страх смерти и Суда, опасение мучений поднимают душу, клонящуюся в пропасть погибели».

Господи, избавь меня от ожесточения сердца, когда даже страх смерти и Суда не способен повлиять на душу!

Святой Иоанн Дамаскин взывал к Богу: «Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю: Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся Небесныя силы, и святаго Ангела-хранителя моего. Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякаго осуждения и муки. Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя» (Вечернее молитвенное правило).

***

Душа моя, помни, что ты можешь дерзновенно, безбоязненно предстать на судилище Христово, если старалась быть верной  Христу, старалась любить Бога и ближних до самоотвержения, так же, как и Христос до самоотвержения возлюбил тебя!

Конечно, все старания человека будут тщетны без помощи Божией. Христос говорит: «Без Меня не можете творить ничего». А вот со Христом «всё возможно верующему». Апостол Павел писал: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4:6-8).

И в другом месте, когда апостол пишет о Боге, как Небесном Отце, который дарует усыновление всем верующим в Него,  он подчеркивает: «А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17).

Апостол Иоанн повествует: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1-е Иоан. 4:17).

Однако надо помнить, что дерзновение, о котором пишет апостол Иоанн, можно спутать с гордостью. Она  незаметно овладевает христианином, если он перестает видеть свою греховность и начинает любоваться своими заслугами. На самом деле никаких заслуг перед Богом у него нет:  «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17).

Поэтому преподобный Исаак Сирин утверждает: «Воздаяние бывает… не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно будет утрачено, то первые будут напрасны».

«Подвижник только что начнет исполнять их [подвиги и добродетели], как и увидит, что исполняет их весьма недостаточно… Усиленная деятельность по Евангелию яснее и яснее открывает ему недостаточность его добрых дел, множество его уклонений и заблуждений, несчастное состояние его падшего естества… Поэтому святые омывали свои добродетели, как бы грехи, потоками слез» (святитель Игнатий Брянчанинов).

Отсюда и естественный призыв святителя Игнатия: «Не ищи совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его; оно таинственно хранится в Кресте Христовом» (Полное собрание творений святителя Игнатия (Брянчанинова). Т. 1. И. Паломник. 2008). Святой Макарий Великий молился так: «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою…», то есть «я никогда не сделал доброго пред Тобою…»

Это не показное «смиренничанье», а настоящее смирение, которое рождается от видения истинного, весьма плачевного, состояния своей души.

Христос говорит: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5). В кротком, сокрушенном сердце апостола Павла, который называл себя первым грешником, рождаются эти слова, исполненные радости и надежды: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1:21). «Душа праведного при смерти ликует, потому что после разлучения с телом желает войти в покой», – писал преподобный Ефрем Сирин.

***

Душа моя, помни, что против тебя активно действуют силы, которые непрестанно сопротивляются твоему стремлению иметь добрый ответ на судилище Христовом – это твои греховные страсти, диавол и мир (не вообще земной мир, а совокупность всякого зла в  отношениях между людьми)!

Апостол Петр сравнивает сатану с ненасытным и опасным хищником: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1-е Пет. 5:8). По словам архиепископа Варлаама (Ряшенцева), «памяти смертной враг боится больше всего, больше, чем молитвы, и все свое лукавство употребляет на то, чтобы отвлечь человека от этой памяти, увлекая чем-либо земным».

О внутренней борьбе с греховными страстями – вожделениями плоти – апостол Павел пишет: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,  ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.  Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.  Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,  идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,  ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:16-21).

Противного духу желает и мир, о котором говорит апостол Иоанн: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.  Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.  И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1-e Иоан. 2:15-17).

Похожая мысль проводится и в  «Современной практике православного благочестия» (автор Н.Е. Пестов):  «Обычно же человек гонит от себя мысль о физической смерти и, в сущности, почти каждый день живет так, как будто бы ему одному из всех людей было даровано физическое бессмертие. На пути жизни духа человек должен, прежде всего, окончательно преодолеть эту иллюзию и уметь всегда смотреть правде в глаза и верить лишь в бессмертие души. Чтобы оторваться душою от мира, полезно также приводить себе на память истину, что «мир во зле лежит» (1 Иоан. 5:19) и исполнен обольщением, массовым безбожием, страстями и пороками, насилиями и неправдой, обманом, ложью, лицемерием, суетой».

Нет ничего удивительного в том, что постоянное бодрствование – это очень трудное дело. До конца жизни нужно быть настороже и помнить о том, что невидимые бесовские силы пытаются тебя обмануть, обольстить,  усыпить, омрачить ум, ввергнуть в грех, в смущение и отчаяние.

Священник  Григорий Михнов-Вайтенко в своей книге «Как вредят людям бесы» повествует: «Средства демонской работы довольно просты. Они проявили себя еще при искушении Адама и Евы. Вначале бесы приманивают грехом, делают в наших глазах грех притягательным и желанным. Потом они внушают неважность, безобидность и легкую исправимость греха. Часто доказывают его полезность или почти необходимость. На следующем этапе бесы стремятся ослабить волю к возможному сопротивлению греху. Затем через видение пустоты греха внушают бессмысленность жизни. А если человек получает от греха удовольствие – образовывают к нему устойчивую привычку.

В конце они как бы некой пеленой, дымом закрывают от нас память о духовных переживаниях, заслоняют их житейской суетой.

Святые отцы ясно описывают работу сатаны и демонов: «Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения – жестоким и неумолимым». Существуют две крайние точки, приближающие к гибельному состоянию. Первая – это наша беспечность. Вторая – это отчаяние».

Душа моя, помни, что искать защиты, поддержки, прощения и утешения нужно у Христа в Его святой Православной Церкви, которую Он основал своей Кровию: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…» (Мф. 16:18).

Вне церковной жизни человек беззащитен не только перед диаволом и миром, но и перед самим собой. Без  участия в таинствах Церкви (которая есть «столп и утверждение истины»), без Причастия Святых Христовых Тайн человек не может побеждать свои  страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Покорность вполне, до последнего часа, даже одной из этих страстей для человека может означать его неспособность после смерти воспринять дар вечной жизни. «Когда душа исходит из тела, страсти, которые она усвоила себе во время земной жизни, служат причиной ее порабощения демонам; добродетели, если она приобрела их, служат защитой от демонов» (преподобный авва Исаия).

***

Душа моя, помни, что у тебя есть долги перед Богом и людьми, которые нужно отдавать! Апостол Павел призывает: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8). Наши долги – это нераскаянный грех, заброшенные дети, зарытые в землю таланты, худые плоды в служении, маловерие и т.д. 

Священник Александр Ельчанинов, скоропостижно скончавшийся в 1934 году от тяжелой болезни, писал:  «Многое облегчилось бы для нас в жизни, многое стало бы на свое место, если бы мы почаще представляли себе всю мимолетность нашей жизни, полную возможность для нас смерти хоть сегодня. Тогда сами собой ушли бы все мелкие горести и многие пустяки, нас занимающие, и большее место заняли бы вещи первостепенные. Как мы жалки в нашей успокоенности этой жизнью. Хрупкий островок нашего «нормального» существования будет без остатка размыт в загробных мирах.

Нельзя жить истинной и достойной жизнью здесь, не готовясь к смерти, не имея постоянно в душе мысли о смерти – о жизни вечной».

Чтобы жить «истинной и достойной жизнью» на земле, надо помнить, что человек создан для жизни в Царстве Божьем. Главное призвание человека – быть гражданином неба.

Христос призывает: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,  но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,  ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).

Апостол Павел писал, что верующие люди стремятся к небесному отечеству, осознавая себя «странниками и пришельцами» в этом мире, где царствует закон тления и смерти. И если человек забывает о своем высоком предназначении, то теряет духовные ориентиры, начинает блуждать во тьме и обрекает себя на бесславный конец. «Многие… поступают как враги креста Христова.  Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном.  Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,  Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе всё» (Флп.  3:18-21).

Одна из задач христианина – не оставляя необходимой житейской заботы о ближних, научиться «ввысь к небу устремлять сердце». Некий старец говорил: «Свои житейские дела веди с таким расчетом, что ты проживешь еще сто лет; но свои духовные дела строй так, что не проживешь и одного дня».

Обрести надежные ориентиры в жизни человеку помогает ежедневное чтение Священного Писания, Слова Божьего. Псалмопевец в Библии восклицает: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). Святой Макарий Египетский говорил: «Кто не вооружен Словом Божиим, тот горделиво воображает себя в состоянии собственными силами воспротивиться искушениям греха».

***

Душа моя, помни, что твои непрестанные долги перед Богом исцеляются непрестанным покаянием! «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…» (Мф. 6:12). 

Господь простил разбойника, распятого на кресте, и сказал ему: «Ныне же будешь со Мною в раю…» в ответ на его искреннее покаяние. Разбойник не только был полностью прощен, но и избавлен от отчета на судилище Христовом. Точнее, он уже дал свой отчет, когда висел на кресте, испытывая не только страшные предсмертные физические муки, но и муки совести, глубокое смирение перед невыносимыми страданиями и желание быть со Христом.

На Голгофе, прощая преступника, Господь воочию явил истинность Божиих слов: «Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 8:12).

Только нужно помнить, что просьба о прощении – это еще не покаяние.  Необходимо желание возненавидеть свой грех,  желание изменить себя, свои мысли, свои жизненные цели. Необходимо стремление жить с Христом и поступать по Его заповедям.

И еще требуется мужество. Порой христианин непрестанно терпит поражение от греха и падает. Нельзя унывать и смущаться. Надо восставать вновь и вновь и продолжать бороться с грехом и возрастать в добродетелях, перенося страдания от своих страстей с благодарностью, терпением, смирением и покаянием. Пока дышит человек, он должен бороться, потому что впереди его ждет встреча не с карающим Богом, а с любящим Богом, с Небесным Отцом, который не просто любит людей, а Сам есть Любовь, как говорится в Священном Писании.

Вот как пишет об этом преподобный Ефрем Сирин: «Не упадай духом, душа, не скорби. Не произноси над собою решительного суда по множеству грехов. Не привлекай на себя огня, не говори: отринул меня Господь от лица Своего. – Богу не угодны такие слова! Разве – кто пал, тот не может восстать?.. Или не слышишь, какова благодать Отца к блудному сыну? Не стыдись же обратиться, но с дерзновением скажи: восстав, иду ко Отцу моему! – Встань  и иди!»

Преподобный Исаак Сирин говорил, что Бога не стоит именовать «Справедливым», ибо судит Он нас не по законам справедливости, а по законам милосердия.

«Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам… У Бога есть одна мысль и одно желание – миловать и миловать. Приходи всякий… Господь и на страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была». Ведь – «Ты Бог, не хотяй смерти грешников»… (святитель Феофан Затворник).

«Бог ищет в человеческой душе такое, не окончательно, не безнадежно изуродованное место, к которому можно было бы присоединить Вечность. Так врачи на теле обожженного человека ищут хоть немного непострадавшей кожи…» (протодиакон Андрей Кураев).

Поэтому и людям Господь заповедал жить по законам милосердия: «Не судите, да не судимы будете,  ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф. 7:1-2). Какой приговор я произношу над окружающими людьми, такой приговор я готовлю сам себе на судилище Христовом.

Душа моя, если ты просишь Бога о милости к себе, помни, что и Он просит тебя о милости к ближним! «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» – так заповедал молиться Сам Господь.

Святитель Иоанн Златоуст в «Толковании молитвы Господней» пишет:

«Видишь ли бездну милосердия Божия? После отъятия стольких зол и после великого дара оправдания Он опять согрешающих удостаивает прощения. <…>

Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство. <…>

Должно оставлять гнев на оскорбляющих нас; однако Спаситель этим не удовлетворился, но, желая показать, какое Он имеет попечение об искоренении между нами злопамятства, особо говорит об этом, и после молитвы припоминает не другую какую заповедь, а заповедь о прощении, говоря: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14).

Таким образом это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел права жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим Собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от меня получишь то же благодеяние – хотя это последнее на самом деле гораздо важнее первого. Ты прощаешь другого, потому что сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, Сам ни в чем не имея нужды; ты прощаешь сорабу, а Бог – рабу; ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог безгрешен».

***

Душа моя, помни, что «дорожить временем» – значит дорожить каждой секундой, как бесценным даром Божиим. В каждом мгновении нашей жизни сокрыт призыв Бога к человеку и сокрыта наша свобода пойти навстречу Богу, навстречу Его любви.  

Митрополит Диоклийский Каллист пишет: «Время напрямую связано с «умалением» Божиим, оставляющим нам, людям, свободу, чтобы любить. «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3, 20), – говорит Христос. – «Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со мной» (Откр. 3, 20). Бог стучит, но не ломится в дверь; Он ждет, пока мы откроем. Это ожидание Божие и составляет самый смысл времени. Бог взывает к нашей свободе: «Кого Я пошлю, кто пойдет для Нас?», – и ждет нашего добровольного ответа: «И тогда я сказал: Вот я. Пошли меня» (Ис. 6, 8). Время – это промежуток между Божиим призывом и нашим откликом <…>

Если смысл времени раскрывается во взаимоотношениях и любви, это значит, что подлинное время – совсем не то, которое механически отсчитывают часы или календарь. Подлинное – живое, личностное, бытийное время, определяется не продолжительностью, а целенаправленностью. <…>

Мы часто говорим «потратить время», «убить время», но давайте сполна осознаем ценность и других, не менее привычных фраз, напоминающих нам о том, что время можно «найти», «отдать» и «сберечь».

В известной песне «Не думай о секундах свысока»   есть примечательные слова: «У каждого мгновенья свой резон,/ Свои колокола, своя отметина,/ Мгновенья раздают кому – позор,/ Кому – бесславие, а кому – бессмертие».

Как пишет отец Александр Ельчанинов: «Наша постоянная ошибка в том, что мы не принимаем всерьез данный протекающий час нашей жизни, что мы живем прошлым или будущим, что мы все ждем какого-то особенного часа, когда наша жизнь развернется во всей значительности, и не замечаем, что она утекает, как вода между пальцами, как драгоценное зерно из плохо завязанного мешка.

Постоянно, ежедневно, ежечасно Бог посылает людям обстоятельства, дела, с которых должно начаться наше возрождение, а мы оставляем их без внимания и этим ежечасно противимся воле Божией о нас».

Не в прошлом и не в будущем, а сегодня, сейчас, в этот миг решается твоя вечная участь, дорогая душа!

По мысли святителя Тихона Задонского, «прошедшее и будущее – не наше, а нам принадлежит только то время, которое теперь имеем; кончина наша нам неизвестна; следовательно, всегда, на всякий час, на всякую минуту, мы должны быть готовы к исходу, если хотим блаженно умереть. Отсюда заключается, что христианин должен находиться в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия; каким кто хочет быть при исходе, таким должен стараться быть во всякое время своей жизни, потому что никто не знает с утра – дождется ли вечера, и с вечера – дождется ли утра. Мы видим, что те, которые с утра были здоровы, к вечеру лежат на смертном одре бездыханными; и те, которые с вечера засыпают, утром не встают, и будут спать до трубы архангельской. А что случается с другими, то же самое с тобой и со мной может случиться».

Святитель Димитрий Ростовский призывает: «Не говори, человек: завтра примирюсь с Богом, завтра покаюсь, завтра исправлюсь; не отлагай со дня на день твоего обращения к Богу и покаяния, ибо никто тебе не сказал, доживешь ли до вечера».

«Дорожить временем» – значит как можно чаще проверять свое сердце, читая и изучая Библию, и молиться о том, чтобы иметь добрый ответ на судилище Христовом. Святые Отцы советовали к памятованию о смерти прибавлять непрестанную молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!»

***

Душа моя, храни в чистоте свою совесть! Помни, что она станет первым обличителем твоим после смерти, когда, уже ничем не заглушаемая, заговорит в полный голос. 

«Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести. Постоянная и произвольная греховная жизнь как бы умерщвляет ее. Умертвить совесть – невозможно. Она будет сопровождать человека до Страшного суда Христова: там обличит ослушника своего» (святитель Игнатий Брянчанинов).

«Нет более жгучего пламени, нет большей адской муки, чем жжение совести. Угрызения совести – это самый страшный и самый мучительный для человека червь» (старец Паисий Святогорец).

В преддверии вечности совесть поставит перед человеком вопросы, которые будут тем мучительнее, чем более человек забывал о них на земле! Душа моя, пока живешь в этом мире, вопрошай себя непрестанно!

  • Прошу ли у Господа искренно и без промедления прощения за грехи? Выполняю ли обещания, возвращаю ли деньги или имущество, взятые взаймы?
  • Стремлюсь ли обретать в себе духовные плоды? «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). «Посему-то прежде всего с сердечною болезнью и верою надлежит просить у Бога, чтобы дал нам обрести в сердцах своих богатство Его, истинное сокровище Христово, в силе и действенности Духа; и таким образом, обретши сперва в себе самих пользу и спасение и вечную жизнь Господа, потом уже, сколько у нас есть сил и возможности, будем пользовать и других, из внутреннего сокровища Христова предлагая всякую благостыню духовных словес, и поведывая небесные тайны» (преподобный Макарий Египетский).
  • Как  распоряжаюсь дарованными свыше талантами, способностями и материальными благами?
  • Как воспитываю и наставляю в вере своих детей, крестников?
  • Как исповедую свою веру перед ближними?

«Но не только о близости своей смерти должны мы думать: мы должны предполагать, что и наши ближние и друзья могут быть взяты смертью сегодня же или что мы видимся с ними последний раз в жизни. Если мы это почувствуем сердцем, то мы будем относиться к ним всегда с неизменной любовью, лаской, нежностью, а когда надо – с терпением.

И не помнит ли каждый из нас о случаях в своей жизни, когда он был невнимателен и пренебрежителен к людям, которые затем внезапно ушли с земли? Такие случаи черствости сердца непоправимы и вспоминаются всегда с горьким сожалением.

Поэтому при сношениях с людьми – безразлично, близкими или дальними – надо всегда думать, что мы говорим с ними в последний раз, служим им перед самой их смертью и что следующая наша встреча будет уже пред Престолом Всевышнего Судии. И как важно, какова была у нас последняя встреча, под впечатлением которой наш ближний будет свидетельствовать о нашем к нему отношении» («Современная практика православного благочестия», Н.Е. Пестов).

Душа моя, помни, что лучшее выражение любви к ближнему – молитва о спасении его души, молитва и при его жизни и, тем более, после его смерти!

***

Душа моя, как бы ни была горька твоя земная жизнь, помни, что кому-то – еще труднее. И этот человек нуждается именно в твоей поддержке: у кого еще сердце отзовется? Имеющий скудную пищу может помочь тому, у кого нет и куска хлеба. Имеющий худое пальто может помочь тому, у кого нет и рубашки. Имеющий слабое здоровье может помочь тому, у кого не осталось и надежды выжить.

  Душа моя, таинственным образом ты и сама нуждаешься в тех, кому можешь помочь. Ищи этих людей, и через дела милосердия ты найдешь и Христа, и спасение, и вечную жизнь!  

Христос говорит о  Страшном Суде: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи, когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?.. И Царь скажет им в ответ: Истинно говорю вам, так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: Идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31-37, 40-42, 46).

Митрополит Иларион (Алфеев) пишет: «Слова Христа показывают, что Страшный Суд для многих станет моментом прозрения: те, кто были уверены в своем спасении, вдруг окажутся осужденными, а те, которые, может быть, не встретили Христа в земной жизни («когда мы видели Тебя?»), но были милосердными к своим ближним, окажутся спасены. В притче о Страшном Суде Царь не спрашивает людей, ходили ли они в церковь, соблюдали ли посты, молились ли подолгу, но спрашивает, как они относились к своим ближним, Его «меньшим братьям». Дела милосердия, совершенные или не совершенные человеком в жизни, оказываются главным критерием на Суде. Страшный Суд будет проводиться над всеми – как верующими, так и неверующими, как христианами, так и язычниками. Но если христиане будут судиться по Евангелию, то язычники – по «закону совести, написанному в их сердцах» (Рим. 2:15).

Страшный Суд начинается в земной жизни человека и осуществляется в каждый конкретный момент, когда человек решает, накормить ли ему алчущего, напоить ли жаждущего, посетить ли находящегося в темнице, поделиться ли с неимущим. Слова Христа о Страшном Суде – не угроза возмездия, а призыв к деланию добра.

Разделение на овец и козлов не является следствием Божьего произвола: оно является следствием того нравственного выбора, который каждый человек делает сам за себя. Страшный Суд лишь подтвердит этот выбор».

***

Душа моя, на что сегодня потратишь драгоценные минуты твоей жизни? Помни, что каждая из них может принести добрые плоды для вечности, если мыслями будешь уже там. 

«Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» (Иоан. 12, 24). Итак, если хочешь быть плодоносным, – умри; умри настоящим образом, чтобы в сердце носить чувство, что ты уже умер. Как мертвый ни на что окружающее не отзывается, так делай и ты: хвалят – молчи, и бранят – молчи, и прибыль получишь – молчи; сыт – молчи, и голоден – молчи. Будь таков ко всему внешнему, внутренне же держи себя там, где бывает всякий умерший, – в другой жизни, перед лицом Бога всеправедного, готовясь услышать последний приговор. Какой же, скажете, плод от этого, когда тут  все замрет? Нет, не замрет, а явится энергия, да еще какая. Одна минутка осталась, скажешь себе, – сейчас приговор; дай поспешу сделать что-нибудь, – и сделаешь. Так и в каждую минуту» (святитель Феофан Затворник).

«Итак, если хочешь быть плодоносным – умри…» Эти слова могут показаться страшными. Но в них сокрыта не тоска предстоящей смерти, а радость предстоящей жизни. Один мудрец сказал: «Кто умер прежде смерти – во время смерти не умирает». В этом смысле апостол Павел писал: «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:11). Умирая для греха, побеждая свои страсти, человек все более обретает в себе самоотверженную любовь к Богу и ближнему. А истинная христианская любовь есть предвкушение встречи с Богом – Источником всякого добра, милосердия и благости. Любовь есть «предвкушение вечной жизни; она здесь начинается, а в вечной жизни совершится. Ибо блаженство вечной жизни есть радость; утешение и блаженство общения с Богом и со всеми избранниками Божиими» (из книги «Конспект по нравственному богословию»).

Радость этой встречи с Богом может омрачить только сам человек.

В Священном Писании в притче о талантах Господь  иносказательно так рисует картину судилища Христова: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.  Ибо [Он поступит], как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:  и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.  Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;  точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;  получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего.  По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.  И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.  Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.  Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.  Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.  Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,  и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.  Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;  посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;  итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,  ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;  а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25:13-30).

Господин в притче поручает кому-то пять талантов, а кому-то – один. Это можно сравнить с тем, что Бог поручает одному человеку прожить 80 лет, а другому – всего 25. Одному ниспосылает дары проповеди, утешения и чудотворений для духовной помощи тысячам людей, а другому – возможность хотя бы покаяния перед смертью за свою безбожную жизнь. Одному дарует полную победу над греховными страстями и духовную радость,  а другого оставляет до последнего вздоха упорно и тяжело, со слезами и поражениями, бороться с самим собой. Одному попускает жизнь тихую и безмятежную, а другому – жизнь, наполненную бесконечным шумом и суетой.  Одному дарует здоровье и обеспеченное будущее, а другому – болезни, скорби и лишения.

Поэтому с каждого из нас и спросится по-разному. Но все же – спросится. И может оказаться так, что даже и в малом, совсем малом ответе, который Господь ждет от человека, сказать будет нечего. Все откроется тогда: раб, может, и боялся «жестокого» господина, но был лукавым и ленивым.

Это будет ужасно – с запоздалым раскаянием признать на суде Божием, что с  меня требовалось только то, что мне было по силам, может быть, совсем немного – улыбнуться тому, кто нуждался в утешении, подать жаждущему чашу воды или хотя бы один раз в жизни с искренними слезами воскликнуть: «Помяни меня, Господи, в Царстве Твоем!»

Душа моя, помни о Страшном Суде! Что изберешь ты сегодня – войти в радость Господа твоего или во «тьму кромешную»?

Господи, помоги каждую минуту осознавать себя на пороге вечности!

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!

* Все цитаты взяты из открытых источников

Комментировать

«Память смертная»
в Telegram.
t.me/azmemory