Преподобномученики Белогорские: Варлаам, Антоний, Сергий, Илия, Вячеслав, Иоасаф, Иоанн, Виссарион, Михей, Матфей, Евфимий, Варнава, Гермоген, Аркадий, Евфимий, Маркелл, Иоанн, Сергий, Димитрий, Савва, Иаков, Петр, Иаков, Александр, Феодор, Алексий и Петр
День памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
16 февраля (переходящая) - Собор святых Пермской митрополии
Жития
Преподобномученик архимандрит Варлаам и иже с ним убиенные братия Белогорского монастыря
Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Евфимович Коноплёв) родился в 1858 году в Юго-Кнауфском заводе Осинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье старообрядцев-беспоповцев.
В автобиографии, в которой преподобномученик описал свои поиски истины и приход в Православную Церковь, он так рассказывал о себе: «На десятом году я выучился грамоте; молился с беспоповцами, со стариками и простолюдинами; когда стал приходить в возраст, полюбил читать Божественное Писание. Всё свободное время я отдавал чтению книг, покупая их или прося у других для прочтения. И постепенно стал разгораться во мне дух к Богу — я размышлял о вере, о расколе, о Православной Восточной Церкви, размышлял о священстве, без которого, видел, спастись нельзя. В этих думах я забывал всё. Ночью часто вставал на молитву перед иконами Господа Вседержителя и Пречистой Богородицы и молился усердно, горячо, со слезами, просил Господа: «Господи, открой мои очи, дай разуметь путь спасения; скажи мне путь, каким мне идти, научи творить волю Твою». И ещё просил указать, в какой Церкви и через каких пастырей благодать Святого Духа действует».
До тридцати пяти лет Василий был постоянно в размышлении о Церкви, стараясь уразуметь Евангельские, апостольские и прочие Писания, находя их зачастую несходными с писаниями о Церкви и священстве у старообрядцев. В это время он много путешествовал, посещал старообрядцев-беспоповцев, присутствовал на их беседах. Перелом в поисках истины совершил чудесный случай в неделю Всех святых, когда Василий уехал в Саратовскую губернию в старообрядческую обитель.
Там он усердно молился: «Милостиве Господи, как мне уразуметь о Церкви Твоей святой; не хочу быть раскольником, но не знаю, как уразуметь раздоры церковные, не знаю, какая половина ошибается, то ли старообрядцы что-то недопонимают, то ли Церкви Восточная или Греко-Российская погрешают. Господи, покажи мне чудо, разреши мои сомнения и недоумения; если Церковь Российская за перемену в обрядах не лишилась благодатных даров, то во время торжества духовенства на Белой Горе, во время их молебна, пошли, Господи, в это знойное время дождь обильный на землю, чтобы мне уразуметь, что через их пастырей действует благодать Святого Духа». И, действительно, по дороге домой он услышал разговор, что на Белой Горе среди торжественного молебна сошёл на землю обильный дождь.
В результате своих поисков Василий Коноплёв в 90-х годах XIX века через таинство миропомазания присоединился к Православной Церкви. Соединился с Церковью и его отец Евфим Тихонович — ему было тогда семьдесят пять лет — а также младшие его братья Антон и Павел с женами и детьми и семейство старшей сестры. Всего присоединилось девятнадцать человек.
В ноябре 1893 года Василий был пострижен в рясофор, и поселился на Белой Горе. Постепенно к нему стали собираться все желающие монашеского жития. К 1894 году собралось двенадцать человек. 1 февраля 1894 года Василий принял постриг в монашество с именем Варлаам, а на следующий день он был рукоположен в иеродиакона. 22 февраля во время освящения престола в малом храме во имя Святителя Николая его рукоположили в иеромонаха.
С этого времени отец Варлаам был назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой Горе, получившего впоследствии название Уральского Афона. Он восстановил Православное уставное Богослужение и, памятуя, что монастырь миссионерский, поставил на должную высоту проповедь, которая звучала в нём утром и вечером. Ни одно богослужение не оставалось без поучения.
В 1913 году пермский священник Иаков Шестаков писал о батюшке: «Отец Варлаам — руководитель совести, это лицо, которому поручают себя люди — миряне, точно так же, как монахи, ищущие спасения и сознающие свою немощь. Кроме того, к отцу Варлааму, как вдохновенному руководителю, обращаются верующие в трудном положении, в скорбях, в часы, когда не знают, что делать, и просят по вере указания. Отец Варлаам отличался особой опытностью, аскетизмом, крепостью духа и детским незлобием. Молва о его мудрости росла; к нему стал стекаться народ со всей Пермской губернии, пошли даже инородцы из глухого Закамскаго края... Каждый, приходя к отцу Варлааму, выносит сильное незабвенное впечатление: в нём есть неотразимая сила. Аскетические подвиги и трудовая жизнь изнурили здоровье батюшки, но он никому не отказывал в совете. Великие таинства совершались в его тесной келье: здесь возрождалась жизнь, утихали скорби и текли слезы умиления и радости. Четверть века Белогорская обитель утешала страждущих.
В первых числах июня 1917 года в обители состоялось последнее величественное торжество — освящение Белогорского собора. Были посланы приглашения всем благодетелям и посетителям обители, а также отпечатаны и разосланы по всей России извещения о предстоящем торжестве. 2 июня в обитель приехал священномученик епископ Пермский Андроник (Никольский, память 7 июня); 5 июня стали прибывать в монастырь из окрестных селений крестные ходы с многочисленными богомольцами. Пройдя долгий путь при дневном летнем зное и пыли, они не выказывали утомления, лица многих были радостны, на них лежал отпечаток какого-то неземного состояния. Храмы не вмещали паломников, и богослужения совершались прямо под открытым небом; всенощные, панихиды или молебны — повсюду славилось имя Божие. И сама природа, казалось, внимала этому дивному зрелищу; не было ветра, свечи не гасли, так было тихо и хорошо.
Прошёл год со времени освящения собора. В августе 1918 года большевики захватили обитель. В главном алтаре собора красноармейцы разворотили и осквернили престол. В келье архимандрита Варлаама устроили отхожее место, а иконописную мастерскую превратили в театр, где монастырских мальчиков-певчих заставляли петь светские фривольные песни. Многие монахи были после зверских пыток убиты.
12 (25) августа красноармейцы арестовали настоятеля монастыря архимандрита Варлаама и по дороге в уездный город Осу расстреляли его. Мученическую кончину приняли и многие монахи обители. Их имена: иеромонахи Сергий, Илия, Вячеслав, Иоасаф, Иоанн, Антоний; иеродиаконы Михей, Виссарион, Матвей, Евфимий; монахи Варнава, Димитрий, Савва, Гермоген, Аркадий, Евфимий, Маркелл; послушники Иоанн, Иаков, Петр, Иаков, Александр, Феодор, Петр, Сергий, Алексий. Могилы мучеников были скрыты властями и пребывают в неизвестности.
Прославлены в 1998 году как местночтимые святые Пермской епархии. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Богослужения
Служба Белогорским преподобномученикам
Месяца августа в 12 день
Служба преподобномученику Варлааму, архимандриту Белогорскому и иже с ним пострадавшим
На малей вечерни
На Господи воззвах: стихиры, глас 2.
На образ твой зряще, преподобне отче, / хвалим тя и радостию радуемся, / кроток быв и смирен сердцем, / плоды принесл еси Христова смирения / яко древо благосеннолиственное, / и нас научи смиряти души наша / пред Отцем Небесным и братиями нашими, // да обрящем вечную победу с тобою.
Все твое желание к Богу прострый, / путь постнический совершил еси, отче, / и ныне вновь призывает тя Господь ко служению Церковному, / орудием тя крепким сотворяя, / да враги всех благ низвержени будут, // и да хвалится вечно твоя память.
Се ныне не предел еще Божия о нас благоволения, / что речем о сих, яже ныне содеваются? / Ныне помазуешися от Духа Свята, на служение Христово, // отче Варлааме приснопамятне.
Образ смирения Христова и любве Его / житием твоим показал еси, преподобне, слезно взывая: / тщитесь достигнуть совершенства, яже Любы есть. / С духовным деланием и телеснаго труда не презирати, / но творящии же сия // не ослабнут в правде Божией во веки.
Слава, глас той же:
Приидите вернии, ко Христу любовию утренююще, / да радости страдальца предивнаго причастницы будем. / Ныне ангелы на небесех и человецы на земли радуются. / Да видяще, како любит Господь верных своих, // и мы Царствию Христову приобщимся.
И ныне, праздника.
На стиховне стихиры, глас 6.
Имже образом желает елень на источники водныя, / сице возжаждал еси ко Христу Богу, / на горах присно взывая во изумлении: / благослови, душе моя, Господа. / Ныне же предстоя Ему неизреченно, / Варлааме преподобне Боговидче, / ниспосли нам огнь божественныя любве, // да тою очистим души наша.
Стих: Честна пред Господем / смерть преподобных Его.
Больши сия любви никтоже имать, / да кто душу свою положит за други своя. / Кровь твою излиял еси за род человеческий, / помяни нас, отче Варлааме, / да узрим в Духе Святе твое милостивное предстательство, // и росою слез твоих ороси мир и души наша.
Стих: Блажен муж бояйся Господа, / в заповедях Его восхощет зело.
Велико и чудно явися житие Твое, Варлааме преподобне: / истощивыйся до смерти лютыя, до ада преисподнейшего, / возвысился еси до ангельскаго дерзновения. / Невечернего света насыщаешися / и ныне молися даровати душам нашим // мир и велию милость.
Слава, глас тойже:
Сокровище Любве нетленныя / припадаем ти, моляся, Варлааме блаженне: / утверди нас нести труды покаяния / и ради любве Господа терпети вся болезни и вся скорби даже до конца, / якоже ты, отче предивне, подвигом добрым победив / венчался еси ангельскими лики // и царствуеши ныне со Христом во веки.
И ныне, праздника.
Тропарь писан на велицей вечерни
На велицей вечерни
Блажен муж: 1-й антифон.
На Господи, воззвах: стихиры на 8: праздника самогласны 3, глас 4.
Ины стихиры преподобномученику Варлааму, глас 8.
Законом прадедним оплетшеся иногда, / на гору Божию наемником восшед, / преобразился еси, преподобне Варлааме. / Христовой Церкви сочетался еси, / отеческую веру и благодать восприя, / мудрования человеков отметая, / начальник обители явился еси // и возгреме чрез тебя глас Господень в концы.
Гора сия – Гора Преображения / всем с верой притекающим соделалась / тобою, преподобне Варлааме. / Монахов множество собра / и, страждущих с любовию принимая, / лесная дебрь процвела. / Гора сия Голгофою явися преподобным – // слезами и кровьми освящена.
Ины стихиры преподобномученикам Белогорским, глас 1.
Телеса ваши на растерзание предасте / блаженнии Сергие и Илие, / духу плоть покорившие, / Страшнии Страсти Христовы сподобистеся восприяти. / Егда же главы ваши сокрушены бысте // венцы небесныя восхитили есте.
Множество ран претерпевше святии, / водою погублены на воде упокоения возрадовастеся / преподобнии Иоанне и Виссарионе, / Матфее и Савво. / С ними же долготерпением и множайшими кровьми // омылись есте светосиянно Иоасафе и Маркелле.
Царя Небеснаго воинству сопричтены, / земное воинство отвергосте рекше: / "Се, наша брань не к плоти и крови, / но к духовом злобы поднебесным". / Блажени живот свой положивши / не против отцев и братии шедшия, / но за ближния, други своя // всехвальнии Белогорстии преподобномученицы.
Слава, глас 6:
Преподобне отче, / Уральскаго Афона пастырю добрый, / достоблаженне мучениче Варлааме, / веры истинной поборниче, / надежды жизни будущей проповедателю, / любовию избыточествующ всем притекающим, / слезный к Богу молитвенниче, // испроси нам мир и велию милость.
И ныне, праздника.
Вход. Прокимен дне. И чтения три мученическая.
На литии стихиры праздника.
Слава, глас 5:
Приидите мучениколюбцы, / отцев блаженных прославим – / белогорских молитвенников / доблемудренно во обители земной трудившихся / и в селениих небесных упокоившихся, / воистину до крови подвизавшихся. / Темже и сугубые венцы стязавшие, / молим вы, преподобнии мученицы, // испросите нам оставление грехов и велию милость.
И ныне, праздника.
На стиховне стихиры праздника.
Слава, глас 6:
Житейская шатания отвергнув, / Христовой благодати взыска / дондеже обрете место Божие, / идеже монахов населил еси стада. / Пастырю милосердный, / преподобномучениче Варлааме, / утешителю скорбящих и маловерных, // не забуди нас, молящих ти ся.
И ныне, праздника.
Тропарь, глас 4:
Узы и страдания кротко претерпел еси, / свидетельствуя о Любви Христовой даже до смерти. / Избранник Божией Матери явился еси, / горняго мира смирением достигл, преподобне Варлааме. / И ныне милостиво посещая чад твоих, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 8:
От юности пути Христова вожделел еси, преподобномучениче, / на Горе, Богом избранной, вселился еси; / и, множество иноков собрав, светильник сонму христолюбцев явился еси. / За любовь к ближним безбожными умучен был еси; / и ныне моли Христа Бога, преподобномучениче Варлааме, / о нас, чтуших святую память твою.
На утрени
По 1-м стихословии седален, глас 4:
Званию Господа твоего последовал еси, мир отверг и вся яже в нем красная, всеблаженне Варлааме, претерпел еси пустынное озлобление усердно, полки же отразил еси демонов мужественне. Темже твою память присно песньми восхваляем верно.
Слава, и ныне, праздника.
По 2-м стихословии седален, глас 4:
Земленых и тлеющих наслаждений небрегосте, и пустынное житие возлюбисте, мира красоты и пищи временныя возненавидевше, и отсюду сподобистеся мученическому и постническому сочтатися лику: с нимиже молите спасти рабы ваша.
Слава, и ныне, праздника.
По полиелеи седален, глас 6:
В пощении искусен быв, во страдании просиял еси, и просветил еси верныя твоими подвиги, блаженне Варлааме: темже тя вси согласно величаем.
Слава, и ныне, праздника.
Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.
Прокимен, глас 4-й: Честна пред Господем смерть преподобных Его.
Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми.
Евангелие от Матфея, зачало 38.
По 50-й псалме стихира со стиховны: Житейская шатания отвергнув:
Канон праздника на 6 и святаго на 8.
Канон святаго,
егоже краегранесие: Варлаама новаго Святогорца прославим. Глас 8.
Песнь 1
Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
Воспети по достоянию утверди нас, Господи, новаго мученика Твоего, преподобнаго Варлаама, да славится тем Имя Твое, Дивнаго во святых Своих.
Ангельскому жительству прилежа, Писаниям Божественным от юности навыкнув, борющия страсти разумев, Христу вопиял: Жизнодавче, оживи мя Духом Твоим Святым.
Распалися сердце твое о Бозе, во оправданиях Господних поучаяся, к молитве обратися, блаженне, от прелести мира отвращся Путь и Истину и Живот взыска.
Богородичен: Лика Твоего не отврати от нас, Владычице, о египетских снедях скорбящих, и научи пети Избавителю и Богу нашему.
Песнь 3
Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, Едине Человеколюбче.
Апостольские предания мудрованиями расколоучителей отметаемыя позна, блаженне, егда благодать обрести возжада, странствованию предахся. От бездны же отчаяния потщался избавитися, истинную Церковь Христову явити молихся.
Аще овцы без пастыря, како благодати пажити обрящут – взывал еси? Тем же нощным стенанием вопиял: яви нам, Господи, место, идеже священницы Твои, в правду облеченныя!
Молебствия православных бегая, тайно же в бездождии с ними моляся, знамения благодати просил – каплющую росу духовную в душу прияти.
Абие одожди Господь милости Своя, яви чудо по молебствию, посла пастыря Своего, на молитву веры призирая, от неведения разрешити и светом облистати тя.
Богородичен: Нетвердыя стопы наша, человеком угождающия, к Сыну Твоему и Богу управи, Владычице Богородице, от неплодия души избавляя.
Ин кондак, глас 7:
Молитвою теплою к Богу / родную землю согрел еси; / евангельски пожив, досточудне, / людей заблуждших умудрил еси. / Молися, небесный человече, // за нас, земных и недостойных.
Седален, глас 4:
Страстное покорил еси плотское мудрование, и горшая поработив лучшему, отче Варлааме, преславне сокрушил еси бесовския козни постом, и возсиял еси в мире яко луча солнечная, сиянии твоих добродетелей: сего ради тя воспеваем.
Слава, и ныне: праздника.
Песнь 4
Ирмос: Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив, Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче.
Отвергше прадедния блуждания обретох Благодать и Истину; Петру архиерею хлеб и от пчел сот яко Христу в дар принося, преподобне, Хлебом Жизни питаем, уста твоя медоточныя содела.
Восхищением непщева благословение яти, неразумныя, како благодать имате, убежала бо вас – взывал еси, блаженне, сродников и другов, в расколе коснеющих, к Чаше спасения привлекая.
Аще Церковь кто преслушает, яко язычник и мытарь вменяется, како отметаетесь Пославшего самовидцев, како с Телом Христа разлучаетесь – витийствова преподобне, неведением гибнущих исцеляя.
Богородичен: Грехами богатеющия спаси ны, Царице Небесная, и осужденным милость испроси, не имамы бо иныя помощи разве Тебе.
Песнь 5
Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.
Обитель возводити наемником пришед, благодатию уловлен, начальник и строитель явился преподобне и в ангельский образ облеклся.
Столпом облачным и образом креста молнииным избранное место многажды Господь верным открыва, устроение обители благословляя, призва тя, богомудре Варлааме, пасти зде стадо свое.
В афонской пустыни жительствовати ревнуя, святое послушание стяжевая, Промыслу повинулся, блаженне, Уральский Афон возрастити потщался.
Богородичен: Ясти и питии, играти и по воле греховней ходити навыкох, в руце Божией быти не умудрихся, окаянен, но Ты, Пресвятая Дево, просвети скудоумие мое.
Песнь 6
Ирмос: Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш.
Трудами, молитвою и постом образ делания иноческаго дая, наипаче послушанию навыкати научал еси, преподобне Варлааме, всем послушлив бывая.
От плена египетскаго людие моисейски избавляя, на Гору Боговидения восшед, закон жития иноческаго восприя и учеником даде, к многоплодию души направляя.
Гласом кротким и слезами многими неправых увещавая, блаженне, простотой, смирением и любовию терпеливно побеждал еси.
Богородичен: Осквернихся беззаконьми многими, добродетелей наг явихся, срамные одежды имам, но милостию Твоею, Пресвятая Дево, ущедри мя и покрый.
Кондак, глас 4:
Яко постника искуснаго / и страдальца Боговенчаннаго, / горняго жителя и Боговидца / в песнех достойно восхвалим Варлаама приснохвальнаго, // той бо змия лукаваго попрал есть.
Икос
Страстем Господним подражая, умрети за истину сподобился еси, лесть безбожнаго суетства разоряя, мужески подвигся противу врагов Церкви Православныя, тех злохитрости и неистовства, и козни низложил еси, и венец почести приял еси, Варлааме, преподобне страдальче. Тем верою прибегаем и зовем ти, от враг видимых и невидимых избави нас, ты бо змия попрал есть.
Песнь 7
Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Радоватися сердцем, в храм идуще, поучал еси, преподобне Варлааме, яко сподобил Господь со святыми Отцами славословие приносити: Боже, благословен еси.
Церковь соборную возвести потщался, блаженне, на Господа печали и попечения возложил еси, по вере же богатыя милостыни приях, храм зело преукраси зовуще: Боже, благословен еси.
Ангельски предстояти Богу и воспевати со страхом братию наставляя, богомудре Варлааме, умиленной службой все концы благодатно просвети взывати: Боже, благословен еси.
Богородичен: Печальми житейскими смущаем, унынием побеждаюся, маловере, к Тебе, Пречистая Госпоже, вопию: изведи ум мой от скорби, снедающей мя.
Песнь 8
Ирмос: Царя Небеснаго, Егоже поют вои Ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.
Ради Христа уды душевныя и телесныя весь день умервщляя, напоследок воистину яко овца заколения вменихся, преподобне.
Огрубевшие в неверии сердца любовию твоею растопляхуся, души страждущия дивно к жизни возставляхуся, велиих бо таинств явился еси собеседниче, блаженне.
Слову Божию вечер и заутра притекающих назидая, преподобне Варлааме, молчанием и молитвою труды своя растворяти потщался еси.
Богородичен: Лютыми страстьми расхищаему, удобее молчание хранити, обаче Тобою, Дево Богородице, дерзаю и аз вопити: благословите вся дела Господня Господа.
Песнь 9
Ирмос: Воистину Богородицу Тя исповедуем, спасении Тобою, Дево Чистая, с Бесплотными лики Тя величающе.
Апостольскими стопами на Гору Преображения восшед, веру Петрову и любовь Иоаннову яви, преподобне, напоследок же умучен бых, надеждою Иаковлевой окриляем показася.
Во узах духом креплий, на страдания вольно грядый, Христу подобясь, плачущим заповеда: плачьте о себе и детях ваших.
Исповеда пред ангелы и человеки Имя Господне, муки претерпе, венец доброты восприя, славне: тело бо водной глубине предадеся, душа же водами нечестия не потоплена бысть.
Богородичен: Мати Божия, Благая Вратарнице, не попали нас, грехми болезнующих, яко оных безумцев, Лику Твоему ругавшихся, огнь бо поял место беззакония их.
Светилен:
Процвел еси яко финикс давидски, отче, и обитель явился еси Духа Пресвятаго, и славна тя вселенней показа. О нас непрестанно моли, почитающих верою пречестную память твою, преподобне Варлааме.
Слава, и ныне, праздника.
На хвалитех стихиры на 6: праздника 3 и
ины стихиры преподобномученикам, глас 2:
Киими хвалебными песньми / воспоим богомудраго Варлаама, / ко спасению неустаннаго путеводителя, / попечителя душ немощных, / белогорскаго светильника. / От погибели многия обративый, премудре, // молимся ти помози и нам грешным.
Преподобниии мученицы, / не дасте сна очима вашима и веждома дремания, / в броня правды облекшеся, / пути Господни разуместе / и в заповедях Его текосте, / и тако во святых жребии свои кровьми восприясте, // – воистину добрую куплю сотворили есте.
Преподобнии наставницы, / святой жизни проповедатели, / блаженней вечности земнии устроители, / страстей душевных и недугов прогонителие, / алчущих питатели и скорбных посетители, / и всякой душе озлобленней скорые утешители, // молим вас, помозите и нам грешным.
Слава, глас 1:
Мира познасте безумие, / блаженнии белогорцы, / избра вас себе Господь, / во искушения ввергох, / любящим Его смертию поспешествуя, / во благих души водворих. // Воистину никтоже разлучи вы от любве Божия.
И ныне, праздника.
На Литургии
Блаженны праздника песнь 7-я и 8-я от обоих канонов на 4, и святаго песни 6-я на 4.
Прокимен, глас 7: Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих.
Стих: Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных.
Апостол к Римлянам, зачало 99
Аллилуиа, глас 6: Блажен муж бояйся Господа, в заповедях Его восхощет зело.
Стих: Сильно на земли будет семя его.
Евангелие от Лука, зачало 64.
Причастен: Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала.
Источник: сайт храма новомучеников и исповедников Российских в Строгино
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 3
Му́жество необори́мое даде́ся вам,/ святи́и страда́льцы Белого́рстии,/ жития́ ра́ди всехва́льнаго,/ вы бо, ве́рность Христу́ Бо́гу до сме́рти сохрани́вше,/ муче́ния лю́тая претерпе́ли есте́./ Те́мже, венцы́ нетле́нныя стяжа́вше,/ моли́теся о нас приле́жно,// да сподо́бимся оправда́ния в Стра́шный День Су́дный.
Кондак, глас 6
Кто возмо́жет изрещи́ страда́ния ва́ша,/ святи́и преподобному́ченицы Белого́рстии,/ поруга́ния бо, ра́ны и у́зы темни́чныя претерпева́юще,/ я́ко ве́рнии раби́ Госпо́дни,/ еди́наго Бо́га славосло́вили есте́// и смерть за Христа́ восприя́ли есте́.
Молитва
О, святи́и сла́внии и добропобе́днии новому́ченицы и испове́дницы земли́ Белогра́дския: архипа́стырие и па́стырие, мона́шествующии и мирсти́и, во вся́цем ро́де и зва́нии до́бре по́двиг сво́й соверши́вшии и ве́ру Христо́ву да́же до кончи́ны соблю́дшии!
Вы́ в годи́ну гоне́ний лю́тых и братоубийственныя бра́ни, постигшую страну́ на́шу от безбожников и отсту́пников, на непра́ведных суди́лищах, во вся́ческих обстоя́ниих и плене́ниих, темни́чных заточе́ниих и про́пастех земны́х, яви́ли есте́ о́бразы непоколеби́мыя ве́ры, терпе́ния, кро́тости и упова́ния на во́лю Бо́жию. От страда́ний же и кро́ве ва́шея, я́ко от се́мене до́браго, ве́ра и Це́рковь Христо́ва возраста́ют. Ве́мы бо, я́ко ны́не в одеждех бе́лых у Престо́ла Небе́снаго предстоите́ и на́м во служе́нии и труда́х благода́тно содействуете.
Па́мять ва́шу собо́рне почита́юще, приле́жно мо́лим: испроси́те у́бо у Всемогу́щаго Влады́ки земно́му Оте́честву на́шему ми́р, благоде́нствие и процвете́ние, ве́ры правосла́вныя утвержде́ние, ересе́й и раско́лов низложе́ние, архипа́стырем, па́стырем и служи́телем Це́ркви — благода́тней по́мощи к досто́йному служе́нию, еще́ же и да́р прозре́ния и разсужде́ния духо́внаго; вла́сть предержа́щим — му́дрое правле́ние, христолюби́вому во́инству — си́л духо́вных и теле́сных укрепле́ние, всему́ же наро́ду Бо́жию — вся́ я́же ко спасе́нию проше́ния, да моли́твами Пресвяты́я Богоро́дицы, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, предста́тельством честны́х Небе́сных Си́л Безпло́тных, святы́х сла́вных и всехва́льных апо́столов, добропобе́дных му́чеников, преподо́бных и богоно́сных оте́ц и все́х святы́х досто́йни бу́дем в де́нь Пра́веднаго Суда́ десна́го стоя́ния пред Престо́лом Триеди́наго Божества́ – Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
1920 год. Подписан известный Указ Патриарха Тихона №362, которым Русская Православная Церковь Заграницей обосновывала своё временное независимое существование. На него также позже ссылались т.н. "непоминающие" внутри СССР.