Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Загадки тропаря Преображения Господня

До 26 августа, отдания праздника Преображения Господня, в храме можно услышать тропарь «Преобразился еси на горе, Христе Боже». Почему он написан в прошедшем времени, зачем в нем подчеркивается наша греховность и для чего призываются молитвы Богородицы, рассказывает Ольга Седакова.

Преображение Господне. Икона XVII века, Карелия.
 

(Sub specie poeticae)

Тропарь Преображения Господня построен просто. Первая его часть – три стиха – излагает событие, которое празднуется: как обычно, в богословской перспективе и, как обычно, в форме обращения, во втором лице. «Ты преобразился на горе». Богословский комментарий тропаря предельно сжат: сказано, что преображение – это явление Славы Божией и что возможность видеть эту славу у человека весьма ограничена. О связи Преображения со Страстями говорит уже кондак Праздника. О ветхозаветных прообразах явления Славы Господней, богооткровениях на горе Моисею и Илии говорят библейские паремии и другие праздничные песнопения.

Заметим, что в отличие от многих праздничных тропарей и кондаков, в преображенском тропаре речь ведется в прошедшем времени, а не в настоящем (ср. «Днесь спасения нашего главизна», тропарь Благовещения; «Дева днесь Пресущественнаго раждает», кондак Рождеству; «Явился еси днесь вселенней», кондак Крещению; «Днесь благоволения Божия предображение», тропарь Введения во храм; «Дева днесь предстоит в церкви», кондак Покрову и др.). Можно предположить, что эта форма избрана неслучайно: тропарь Преображения (как и кондак этого Праздника) говорит об этом событии как о случившемся единожды[1], он не хочет представить его как происходящее сейчас («днесь»), перед глазами собравшихся. Увидеть свет Преображения страшно и непосильно даже избранным Ученикам, что отмечено в третьем стихе: они видели славу Божию, «якоже можаху» – насколько это было в их силах. Евангельское повествование и иконография Преображения изображает ужас Учеников, «павших на лица свои» (Мф.17:6).

И потому, вероятно, появляется в следующем стихе редкая для праздничных песнопений (и естественная в молитвах) самохарактеристика поющих и слушающих его как «грешных»: «Да воссияет и нам, грешным». О том, чтобы удостоиться видения этого «присносущного», вечного – и при этом невидимого для обыденного, грешного взгляда – невещественного света, чтобы он «просиял и нам», просит вторая часть тропаря (еще три стиха), прямо переходящая в славословие Христу как подателю Света.

Основной мотив тропаря – свет: его несут слова «свет», «воссияет», «светодавец», «слава» (библейская слава имеет обычно световую природу, хотя необязательно: чудо в Кане Галилейской – «преображение» воды в вино – описывается как «явление славы», хотя собственно о свете в этом эпизоде ничего не говорится, Ин.2:11). Со световой природой связана и святость, о святых обычно говорится, что они «просияли».

Свет Преображения, фаворский свет – важнейшая тема православной традиции, богословия и мистики, молитвенной практики. Вечный, то есть божественный, нетварный свет, который созерцается «умными очами», «очами сердца». Просьба о видении божественного света есть, собственно, просьба о святости.

Можно спросить, почему наш тропарь в своей просьбе о даровании видеть этот свет обращается к заступничеству Богородицы («молитвами Богородицы»): ведь во всех синоптических повествованиях о Преображении речи о Ней не заходит?

Это уточнение просьбы связывает Преображение, явление Христа во славе, с Рождеством. В нашем тропаре Христос представлен как «податель света». В евангельских повествованиях Он облекается светом, как будто в подтверждение стиха Псалма: «Одеяйся светом яко ризою» (Пс.103:2). Но Он и есть Свет: «Света от Света» (Символ веры), «свет неприступный»: «пришел еси и явился еси, свет неприступный» (кондак Крещения).

В праздничных тропарях на Рождество Богородицы и на Сретение звучит одна и та же фраза: «Из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш» -- с глаголом из нашего тропаря «да возсиет». В событии Преображения Христос «показа учеником славу Свою». Но Он и есть Слава Божия («Божия слава и Божия мудрость», «Слава Бога Отца»), и потому Богородица именуется «священное сокровище славы Божия» (кондак на Введение во храм).

Тема «света Христова» и Христа – Света – любимая тема множества литургических песнопений, включающих в себя стихи Псалмов и другие цитаты Св. Писания: «во свете Твоем узрим свет (из Пс.35:10)»; «да знаменуется на нас свет лица Твоего»; «Свет истинный, просвещаяй и освещаяй всякаго человека грядущего в мир (цитата из Ин.1:9)»; «Свете тихий святыя славы бессмертнаго Отца небеснаго»… Свет, который есть жизнь – «и жизнь была свет человеков» – и который «во тьме светит» (Ин.1:4-5).

По свидетельству всех трех синоптиков, апостол Иоанн был одним из трех свидетелей Преображения – и при этом в его повествовании этот эпизод отсутствует. Но след – или плод – этого опыта лежит в сердцевине пролога к Евангелию от Иоанна, к Иоаннову богословию света, которое излагается как богословие свидетельское: «и видехом славу Его, славу яко единороднаго от Отца» – «и мы видели…» (Ин.1:14).


Примечание

[1] В «Августе» у Б. Пастернака явление фаворского света представлено как вошедшее в обиход, регулярное:

«Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора».

Случайный тест