Екатерина - значит «чистая»
Память вмц. Екатерины (305–313)
24 ноября / 7 декабря
Сегодня, 7 декабря (24 ноября по старому стилю), – память великомученицы Екатерины. Это нежное и ласкающее слух греческое имя означает в переводе «Всегда чистая». Что же нам известно о святой, в честь которой христиане Востока и Запада на протяжении многих столетий называют своих дочерей? К сожалению, очень мало.
Церковный историк Евсевий Кесарийский (†339) кратко описал историю современной ему молодой девушки, чьей благосклонности напрасно домогался распутный римский император Максимиан (286–305). Она славилась красотой и родовитостью, богатством и образованием, но всё это сочла второстепенным перед целомудрием. Император умолял и упрашивал её, но был не в силах убить готовую к смерти. Побеждаемый более страстью, нежели гневом, он наказал Екатерину ссылкой, забрав всё её имущество.
Согласно позднейшему «житийному» повествованию (обнаруживающему сюжетное сходство с житиями других христианских дев-мучениц), будущая святая родилась в Александрии Египетской в семье богатого язычника. Необыкновенная красота Екатерины сочеталась с блестящей образованностью: она разбиралась в поэзии и философии, занималась математикой и музыкой, владела искусством врачевания. В христианство её обратил некий монах-пустынник (здесь можно вспомнить, что св. Екатерина была современницей знаменитого египетского аввы Антония, «отца христианского монашества»). По преданию, ей было видение, в котором Иисус Христос назвал её Своей невестой и, в знак обручения, подал перстень. (Этот мотив «мистического брака» весьма популярен в западной религиозной живописи.)
Отвергнув все искушения разгневанного императора, даже предложение стать императрицей, она выдержала учёный диспут об истинности христианства с пятьюдесятью философами, приверженцами греко-римской языческой религии. Выйдя из спора победительницей, мудрая дева обратила в христианство всех своих оппонентов. Раздосадованный Максимиан предал их смерти, а Екатерину заточил в темницу. Но и находясь в узах, она многих сумела обратить ко Христу. Страшное колесо с острыми иглами, приготовленное для мучений Екатерины, чудесным образом развалилось, и тогда разъярённый император приказал ее обезглавить. Вероятно, это произошло около 303 года, в период последних и самых жестоких гонений на христиан в Римской империи (тогда же погиб св. Георгий Победоносец и многие другие). Мощи Екатерины были открыты в VIII веке египетскими христианами и перенесены в знаменитый монастырь у подножия священной горы Синай, который и носит её имя. Католическая Церковь считает св. Екатерину, славившуюся мудростью, покровительницей учащегося юношества.
В России существовал дамский Орден св. Великомученицы Екатерины (иначе – Орден Освобождения), учреждённый императором Петром Великим 24 ноября 1714 года в память неудачного похода против турок (1711 г.). В нём принимала участие его жена, Екатерина Алексеевна, и своей находчивостью в критическую минуту «оказала не только мужу, но и всей России великую услугу» – она пожертвовала для «подарка» великому визирю все свои драгоценности, что значительно облегчило переговоры с турецкой стороной. Это спасло царя и его войско от гибели или плена. Знак Ордена – белый крест в руке св. Екатерины в пурпурном поле, а в центре – другой, меньший крест, украшенный лучами. Между спицами креста – начальные буквы латинской фразы: «Господи, спаси Царя». Орден имел две степени – большого креста и меньшего (кавалерственного). Большой крест, кроме царственных особ, жаловался только двенадцати русским дамам. Первой дамой Ордена не царственной крови стала жена князя А. Меншикова. Девиз Ордена – «За любовь и Отечество». Пышный праздник Ордена происходил в день памяти св. Великомученицы Екатерины (24 ноября по старому стилю) в Таврическом дворце.
Пользуясь случаем, хочу поздравить с Днём ангела всех носительниц этого ко многому обязывающего имени.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Литература
Житие и страдания святой великомученицы Екатерины (24 ноября / 7 декабря). М., 1992; Пятницкий Ю. А. Икона «Святая Екатерина» из собрания Государственного Эрмитажа // Палестинский сборник. Вып. 32 (95). СПб., 1993, с. 49–56.