Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
Даты
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Кондак, глас 6
Прему́дрости Наста́вниче, смы́сла Пода́телю,/ нему́дрых Наказа́телю, и ни́щих Защи́тителю,/ утверди́, вразуми́ се́рдце мое́, Влады́ко!/ Ты даждь ми сло́во, О́тчее Сло́во,/ се бо устне́ мои́ не возбраню́,/ во е́же зва́ти Тебе́:// Ми́лостиве, поми́луй мя па́дшаго.
Перевод: Премудрости Наставник, разума Податель, Учитель неразумных и нищих Защитник, утверди, вразуми сердце моё, Владыка. Ты дай мне слово, Отчее Слово, — ибо вот, я устам моим не возбраню взывать Тебе: “Милостивый, помилуй меня, падшего!”
Богословское содержание
Соответственно трем названиям данного воскресного дня, его богослужение заключает в себе три темы:
- грехопадение Адама и его следствия,
- вступление в Великий пост и
- прощение ближних.
Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. «А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его» (синаксарь в неделю сыропустную). В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1-го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божией, данной в крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.
Вступление в Великий пост — вторая тема богослужения, которая в полной мере звучит в конце всенощного бдения в стихирах на «Хвалите…» (2–4-я стихиры Триоди), а также в апостольском и евангельском чтении на литургии. В 3-й хвалитной стихире отражена связь между воспоминанием изгнания Адама и началом поста: «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник: Моисей Боговидец бысть, постом очи душевныя очистив. Темже рая жителие быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим душевныя страсти, отженем плотския сласти, легцы к горнему шествию прейдем…». В заключительной стихире указана конечная цель поста — «Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим страстем, и святому Воскресению».
Тема прощения ближних звучит лишь в начальной фразе евангельского чтения: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).
Богослужебные (литургические) особенности
Прощеное воскресение и Чин прощения
Как уже было отмечено, название «Прощеное воскресение» и используется в обиходе и связано с тем, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение. При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной поклон и принимают благословение. Также и все прихожане просят друг у друга прощение.
Богослужение великой вечерни с чином прощения
Вечером в Прощеное воскресенье совершается великая вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница.
Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс.68).
Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2‑ю и 4‑ю Недели (воскресенья) Великого поста.
Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от Сподоби Господи (читается сразу после прокимна) начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву, а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом.
После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами.
После отпуста вечерни совершается Чин прощения:
На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных», что вполне согласно с Уставом. На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».
Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга.
В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целуем святыя и честныя иконы» предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми двери…», «На реках Вавилонских…» и др., а также стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И тако возопиим».
Неделя сыропустная: Изгнание Адамово
В богослужении предстоящего воскресенья, в народе известного как Прощеное, воскресная служба соединяется с песнопениями Триоди, повествующими об изгнании Адама из рая.
Все церковные праздники посвящены тем или иным событиям Священной истории. В самом ее начале находятся сотворение мира и человека, а затем — грехопадение первых людей и изгнание из райского сада. Конец же истории — всеообщее Воскресение и Страшный суд.
Страшному суду было посвящено предыдущее воскресенье, завершившее весь годовой круг церковных памятей. А теперь этот круг начинается снова: вспомнив о том, как Адам плакал у врат рая (его плач — «увы мне!» — повторяется в службе Сыропустной недели почти двадцать раз), мы должны и сами встать на путь покаянного плача, который приведет нас к Пасхе.
Одна из первых стихир службы — славник на «Господи, воззвах», — описывает плач Адама так:
Сéде Адам прямо рая, и свою наготу рыдaя плaкаше:
«Увы мне, прeлестию лукaвою увещaнну бывшу и окрaдену и слaвы удалeну!»
«Увы мне, простотóю нaгу, ныне же недоуменну!»
«Но, о раю, ктому твоея слaдости не наслаждyся,
ктому не узрю Господа и Бога моего и Создaтеля
— в зeмлю бо пойду, от неяже и взят бех».
«Милоcтиве Щeдрый, вопию Ти: "помилуй мя пaдшаго!"».
ПЕРЕВОД:
Сел Адам напротив рая и, рыдая, оплакивал собственную наготу [либо: лишение <рая>]:
«Увы мне, доверившемуся лукавому обольщению и обворованному, и удаленному [либо: отстраненному от славы!»
«Увы мне, нагому из-за <прежней> простоты, а теперь запутавшемуся!»
«Теперь, о рай, я больше не буду наслаждаться твоей роскошью,
больше не буду созерцать Господа и Бога моего и Создателя
— ведь я уйду <из жизни>: в землю, из которой и был взят».
«<Господь> Милостивый, Щедрый, я восклицаю Тебе: "Помилуй меня, падшего!"»
В службе Сыропустного воскресенья сохранился многострофный кондак. Почти во всех службах кондаки сокращены: предлагается только вступительная строфа (на нее и перешло само название «кондака») и первая строфа самого стихотворения («икос»). В новосоставленных службах кондаки сразу такими и пишутся, но древние кондаки представляли собой многострофную поэму, со многими икосами.
В службе Сыропустного воскресенья кондак, впрочем, тоже сокращен. Но все-таки сохранил не один икос, а несколько. А в полном виде эту поэму можно прочесть здесь.
Кроме темы изгнания Адама, в службе Сыропустной недели есть еще одна — призыв приготовиться к вступлению в Великий пост:
Приспе́ вре́мя, духо́вных подвиго́в нача́ло,
на де́моны побе́да, всеору́жное воздержа́ние,
а́нгельское благоле́пие, к Бо́гу дерзнове́ние:
тем бо Моисе́й бысть Зижди́телю собесе́дник,
и глас неви́димо в слу́хи прия́т.
Го́споди, тем сподо́би и нас
поклони́тися Твои́м Страсте́м, и свято́му Воскресе́нию,
я́ко Человеколю́бец.
(стихира на хвалитех, перевод:
Наступило время [поста]! [Пост] — начало духовных подвигов,
победа над демонами, воздержание, защищающее со всех сторон,
благолепие, [как у] ангелов, право дерзновенно обращаться к Богу.
С его [— поста —] помощью Моисей сделался собеседником Создателя
и, не видя Его, воспринял слухом [Его] глас.
Господи! Будучи человеколюбивым,
сподоби и нас с его [— поста —] помощью
поклониться Твоим Страстям и святому Воскресению)
Еще две стихиры на ту же тему:
По́прище доброде́телей отве́рзеся,
хотя́щии страда́льчествовати вни́дите,
препоя́савшеся до́брым поста́ по́двигом:
зако́нно бо страда́льчествующии, пра́ведно венча́ются.
И восприи́мше всеору́жие Креста́, врагу́ сопроти́вимся,
я́ко сте́ну неруши́мую иму́ще ве́ру,
и я́ко щит моли́тву, и шлем ми́лостыню,
вме́сто меча́ пост, и́же отсека́ет от се́рдца всю зло́бу.
Творя́й сия́, и́стинный прии́мет вене́ц
от Всецаря́ Христа́ в день су́дный.
ПЕРЕВОД:
Открылся стадион добродетелей!
Желающие соревноваться — входите,
записавшись на прекрасное состязание поста,
— ведь те, кто профессионально соревнуются, те справедливо получают венец, —
вот и мы, возложив на себя защищающий нас от всего Крест, давайте сражаться с врагом,
имея несокрушимой стеной веру,
а щитом — молитву, а шлемом — дела милосердия,
вместо меча — пост, который отсекает всякое зло от сердца.
Тот, кто это делает, будет увенчан истинным венцом
[из рук] Христа, Царя всех, в день Суда.
Ада́м из рая́ отго́нится, пи́щи причасти́вся, я́ко преслу́шник,
Моисе́й Богови́дец бысть, посто́м о́чи душе́вныя очи́стив.
Те́мже рая́ жи́телие бы́ти возжеле́вше, измени́мся от неполе́зныя пи́щи,
и Бо́га зре́ти жела́юще, Моисе́йскую четвери́цу десяти́ц пости́мся,
моли́твою и моле́нием чи́сто терпя́ще:
утоли́м душе́вныя стра́сти,
отжене́м плотски́я сла́сти,
ле́гцы к го́рнему ше́ствию пре́йдем,
иде́же а́нгельстии ли́цы немо́лчными гла́сы
неразде́льную воспева́ют Тро́ицу,
зре́ти недоуме́нную добро́ту и Влады́чню.
Та́мо сподо́би нас, Сы́не Бо́жий Жизнода́вче, на Тя наде́ющихся,
ликова́ти со а́нгельскими во́инствы,
ро́ждшия Тя Ма́тере, Христе́, моли́твами,
и апо́стол, и му́ченик, и преподо́бных.
ПЕРЕВОД:
Адам изгоняется из рая, как ослушник, сразу после вкушения им пищи,
Моисей делается боговидцем, очистив постом очи души.
Поэтому мы, возжелавшие стать жителями рая, должны избавиться от не приносящей пользу пищи,
и, стремящиеся узреть Бога, поститься четыре Моисеевы декады,
бескомпромиссно упорствуя в молитве и предстоянии.
Так усыпим же страсти души,
отгоним утучнение плоти,
легкими отправимся в путешествие горé,
где ангельские хоры неумолкающими гласами
воспевают нераздельную Троицу,
чтобы узреть неотразимую и владычественную красоту.
Там удостой нас, Сыне Божий, Жизнодавец, в Тебя верующих,
составить один хор с ангельскими воинствами,
по ходатайствам родившей Тебя Матери,
и апостолов, и мучеников, и преподобных [в греческой Триоди: и всех святых].
Священник Михаил Желтов. Индиктион
Проповедь дня
- Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в неделю сыропустную. «Прииде пост – мати целомудрия».
- Митр. Сурожский Антоний. Прощеное воскресенье.
- Прот. Димитрий Смирнов. Прощеное воскресенье.
- Свящ. Иоанн Павлов. Неделя Сыропустная. Прощеное воскресенье.
- Архим. Кирилл (Павлов). Слово в Прощеное воскресенье. О прощении обид.
- Свт. Иоанн (Максимович), архиеп. Шанхайский и Сан-Францисский. Перед постом.
- Прот. Олег Стеняев Проповедь в Прощеное воскресенье
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11