Богослужения
Мысли свт. Феофана Затворника
У кого есть Марфа трудолюбивая – всестороннее доброделание, и Мария, сидящая при ногах Иисусовых, – внимательное и теплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь и воскресит Лазаря его – дух, и разрешит его от всех уз душевно-телесности. Тогда начнется у него истинно новая жизнь, в теле бестелесная и на земле неземная. Это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения и с телом!
Притча дня
Скупец
Жил один скупой человек, который замуровал в стену подвала большую сумму денег. Каждый день приходил он караулить свое сокровище, чтобы его никто не украл.
Но однажды рабочие обратили внимание на странное поведение этого человека, проследили, куда он ходит, и украли деньги.
Впал человек в страшное уныние. Целыми днями сидел он возле входа в подвал и лил слезы.
Мимо проходил мудрый старик. Узнав, что случилось, он дал бедняге камень и сказал: «Вот тебе камень, храни его в стене и успокойся. Для тебя это будет то же самое, что и сокровище. Раз ты свои деньги все равно не тратил, значит, для тебя нет никакой разницы между деньгами и камнем».
Развернуть
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Основы православия
Тема 90. Чем святой человек отличается от порядочного?
Порядочность человека, в светском понимании этого слова, хотя и указывает на определенные положительные стороны его нравственного состояния (честность, ответственность и т. п.), однако не может считаться равнозначным аналогом святости. Во-первых, святость подразумевает духовно-благодатное единство с Богом, а порядочность, в светском выражении этого состояния, не подразумевает. Порядочным может быть назван и атеист. Во-вторых, святость человека связана с его добродетельностью. Добродетельность же подразумевает следование тем идеалам Добра, которые открыты Богом, тогда как светская порядочность подразумевает соответствие человека некоему светскому порядку (исполнение законов, соблюдение норм светской морали и этики, и т. п.).
Одним из символов святого человека, согласно святоотеческому богословию, может служить раскаленный в пламени железный предмет. Несмотря на то, что прежде чем быть помещенным в огонь, этот предмет был ржавым, невзрачным, после нагрева он стал сиять. Так сияют и святые — но сияют светом нетварной Божественной благодати. Опять же, раскаленный железный предмет, нагреваясь в пламени огня, становится пластичным — так и святые, по мере стяжания святости становятся всё более и более послушными воле Божьей. Но стоит вынуть этот предмет из огня, он остынет и вновь сделается невзрачным — так и святой, если отступит от Бога, то перестанет сиять благодатью. Символом порядочного человека, в этой связи, может служить не сияющий, но лишь в той или иной мере очищенный от коррозии предмет: он хотя и блестит, однако не сияет, как сияет предмет, нагретый в печи.
См. раздел: Нравственность и духовность, о понятии Доброта.